Точное время основания первого храма не известно. Краевед А. Афанасьев считал, что церковь была построена в 1697 году, М. Ю. Сухарев пишет, что в 1703 году она была уже указана в чертеже острога. Из статьи протоиерея Плотникова мы узнаем ее название - в 1719 году Далматовскому приказу принадлежала Новопышминская Михайло-Архангельская церковь.
Первые известные священнослужители Михайло-Архангельского храма, по переписи 1710 года Томилова, это: поп Данило Гаврилов Романов 50 лет, его сын пономарь Данило Романов 22 лет, дьячек Иван Иванов Ребцовских 25 лет, проживал вместе со своим отцом, бывшим попом также Иваном Ивановым Ребцовских. Просфорня Анна Леонтьева 60 лет. По документу 1737 г. мы узнаем, что церковь уже двухштатная, т. е. два священника, диакон и четыре причетника.
В 1768 году был заложен второй храм также во имя Архангела Михаила. Церковь была деревянная, теплая, однопрестольная, украшена «благолепием средственно», богослужебные сосуды были серебряные. В 1774 г. году при церкви служило 6 священнослужителей, четыре из них были Кузовниковы. Причт также был двухштатный. Прихожане давали священно-церковно-служителям хлебную ругу «кто сколько даст». В 1801 г. в приходе было 290 дворов, в них проживало 2697 человек. Про священно-церковно-служителей писалось, что они «не положены в подушной оклад».
В 1796 году был заложен и в настоящее время существующий, каменный храм с колокольней, с приделом во имя мученицы Параскевы. В 1810 году был освящен теплый левый придел по имя мученицы Параскевы, а в 1822 году главный холодный летний храм во имя Архистратига Михаила. В 1837 г. к церкви была приписная стоящая на реке Пышме мукомольная мельница, которая по двое суток через каждые 12 дней молола хлеб в пользу церкви. После 1837 года было построено каменное крыльцо и деревянная ограда вокруг церкви. Окна в церкви были слюдяные. На западной стороне церковной ограды по углам были построены два небольших деревянных здания; эта ограда к 1862 году обветшала. А рядом с оградой было несколько деревянных лавок, принадлежащих церкви — они сдавались в аренду во время двух небольших торжков в селе Новопышминском. Взамен ветхой, в 1864 г. вокруг храма устроена каменная ограда с железными решетками в мраморных столбах. В 1881 г. был произведен ремонт: один из иконостасов был заменен с переустройством солеи, амвона, устройством новых клиросов и перекраской всех полов через мастера Петра Иосифова Кожевникова за 5000 р. на счет прихожан и церкви. В этом же году в теплом храме были окрашены стены масляной краской. Третий (правый) придел начали строить в 1903 году и в 1906 году освятили. В последующие годы храм был внутри покрыт масляной краской и расписан иконописью.
Состав прихода Михайло-Архангельской церкви в течении 50 лет с 1837 по 1890 год сильно уменьшился. В 1837 году в приход входили 9 деревень: Прищанова, Кашина, Кондратьева, Попова, Сметанина, Месникова, Валова, Кишкина, Спасская. В 1858 г. в дер. Кашиной с построением церкви основан самостоятельный приход, в который из Новопышминского прихода перешли деревни Прищанова, Кондратьева и Попова. К 1862 г. в приходе остались деревни Валова в 4 в., Месникова в 4 в., Кишкина в 4 в., Мельникова в 1 в., Кекурская. К 1890 г.: Валовая в 5 в., Мельничная в 1 в., Кекурская в 1 в., появилась Заимская в 4 в.
По ведомости 1862 г. часовен в приходе было 4 — две в селе, а две в деревнях Мельничной и Кишкиной. В последующее время часовен стало пять. В селе были Крестовоздвиженская и Флоро-Лаврская часовни, в Мельничной - Преображенская, а в Заимке — Успенская, к 1915 году в деревне Валовой тоже построили часовню.
Содержание священно-церковно-служителей. В 1801 году священнослужители жили на хлебную ругу, даваемую им прихожанами «кто сколько даст», не считая платы за требы, соответственно они имели собственное хозяйство и садили хлеб. Заштатные священники получали третью часть доходов от своего бывшего места, которое занял другой священник. Вдовы и сироты, по большей части, пропитывались от собственных трудов. К 1837 году причт получал от прихожан ту же ругу, да и то не полностью, по бедности прихожан. За исправление христианских треб получали денежное вознаграждение, в данном году было собрано 999 рублей на причт. Некоторые вдовы и сироты получали от Пермского епархиального попечительства пособие, также в этом году упоминается просфорня — священническая вдова. Стоявшая на реке Пышме мельница отдавала часть доходов в церковь, от чего в 1837 году получено было 75 рублей. Пашенной и сенокосной земли к церкви было отведено в 1825 году — 33 десятины; в 1833 году добавлено 57 десятин пашенной и сенокосной 9; в 1834 году прирезано еще 99 десятин. Но этой землей причт не пользовался из-за отсутствия у них планов и крепостей, а пользовался только небольшой частью сенных покосов, которые им отвели прихожане. Содержание причта считалось посредственным. В приходе числился 261 двор, м.п. 1534 и ж.п. 1665. По отделении Кашинского прихода в ц.с. Ново-Пышминского остался 1 штат причта, т. е. священник, диакон, дьячек и пономарь — другой штат перешел к ц.с. Кашинского. С 1858 г. на содержание причта Всемилостивейше даровано в год 193 р.: священнику 108 р., диакону 40 р., дьячку 27 р. и пономарю 18 р. Из 198 десятин — 13 июля 1859 г. - 99 десятин было отделено во владение причта Кашинской Николаевской церкви. Прихожан без отделенного Кишкинского прихода в 1862 году было 2720 человек. (По этой земле долгое время шла тяжба, которая закончилась возвращением 99 десятин обратно к Новопышминской Михайло-Архангельской церкви). Также доход был от исполнения треб, и от двух деревянных лавок с двух ежегодных торжков. С конца 19 века и до 1911 г. в штате были священник и два псаломщика. После чего причт снова стал двухштатным. В начале 20 века протоиерей Сельменский получал жалованье 105 р. 84 к., диакон Гаряев с псаломщиком Сельменским — по 41 р. 16 к. Доход церкви в 1904 г. составлял 2000 р. Причт жил в церковных домах. Просфорня получала 18 рублей, 6 сажен дров от церкви и сборы от прихожан. Прихожан было 3721 обоего пола. С 1912 года при церкви служило два штата, причем казенное жалованье получал один штат, другой жил на церковные доходы, зато жалованье просфорни увеличилось до 60 рублей. Прихожан было 4299 человек.
Священник Михайло-Архангельской церкви Андрей Сельменский с самого своего поступления на приход в 1859 г. открыл училище грамоты для крестьянских детей в своем доме и без всякой платы занимался с ними. В 1871 г. земством в селе было открыто мужское начальное училище, которое в 1877 году было преобразовано в 2-х классное образцовое Министерства Народного Просвещения, первоначально при училище были кузница и столярная мастерская, которые потом закрылись. Для помещения училища было отстроено прекрасное здание, с квартирами для учителей. В 1893 г. второй класс этого училища был закрыт. В 1875-1887 годах в селе было женское училище. В деревне Заимке в 1893-1917 годах была церковно-приходская школа грамоты. Во всех этих училищах и школах о. Андрей был заведующим или законоучителем вплоть до свой смерти в 1904 году и получал за свои успехи денежные поощрения и архипастырские благословения. В 1913 году по случаю голодного года Ново-Пышминским попечительством были устроены столовые для учащихся, а также оказана им помощь одеждою и обувью. В 1913 году в сельской министерской школе обучалось 170 человек, в ц.-п. школе деревни заимки обучалось 50 человек, в деревне Мельничной открыли земскую школу. При посещении Владыкой школ Ново-Пышминского села в том же году и тестировании знаний, выяснилось, что после смерти протоиерея Сельменского преподавание там не на высоком уровне, к примеру, спрошенный ученик не смог прочитать вечернюю молитву, рассказать о сошествии Св. Духа на апостолов, никто из учеников министерского училища не мог рассказать эпизодов из евангельской истории, хотя простейшие молитвы они читали. Но с другой стороны, ученики Заимской школы грамоты имели особые уроки пения и, возможно, участвовали в пении богослужебных молитв на клиросе. После 1915 года в министерской школе учителем был Павел Федоров Первухин.
Церковно-приходское попечительство было устроено тем же протоиереем Сельменским и было направлено на помощь бедным и немощным, устраивались различные добрые дела, в роде открытия столовых, а также ремонта церкви. В воскресные и праздничные дни на паперти храма, а в торговые дни на базарной площади, всегда можно было встретить сборщика или сборщицу с кружкой, с надписью: «в пользу бедных», а самого старца – о. Протоиерея ходящим по базару и закупающим от Попечительства для бедняков одежду, обувь и пр. Заветной мечтой о. Андрея было построить в селе богадельню, для чего уже составлялся капитал, но это его желание не исполнилось.Также в 1888 г. было открыто Ссудо-Сберегательное общество, для выдачи кредита крестьянам, к 1913 году операции его достигли десятков тысяч рублей.
Помимо служебно-официального исполнения обязанности благочинного в течении 30 лет, инициативе о. Андрея «обязаны многие благие начинания в пользу округа. Благочинническая касса духовенства его старанием и умением изыскивать средства располагала очень солидными средствами и духовенство округа, в нужное время, всегда имело в ней безобидный и готовый кредит, а сиротам округа выдавались единовременные и ежегодные пособия. В 1894 году, по мысли покойного, с разрешения Епархиального Начальства, открыта и функционирует по настоящее время благочинническая библиотека, в которую выписываются почти все богословские журналы и некоторые исторические и духовенство округа за небольшую плату имеет возможность следить за богословской и исторической литературой. Им составлен устав библиотеки, он же был до конца жизни и библиотекарем. В 1889 году, по мысли почившего, введено в округе поминовение почивших окружных священно-церковно-служителей служением по очереди всеми окружными причтами по священникам – полного сорокоуста, а по диаконам и псаломщикам – 20-ти литургий».
Религиозно-нравственное состояние прихода считалось удовлетворительным. Прихожане знали общеупотребительные молитвы и начальные истины христианского вероучения. К посещению храма были усердны. В большие праздники храм был переполнен. К церковным поучениям и вечерним вне богослужебным собеседованиям были очень внимательны. Любили ходить к акафистам, которые совершались в храме каждое воскресенье после вечерни, привыкли каждое общественное и семейное дело начинать молитвой и благословенья Церкви. У Исповеди и Св. Причастия бывали ежегодно, а пожилые и немощные прибегали к этим таинствам через каждые шесть недель. В 1913 году не исполнивших христианского долга было 360 человек, главным образом по отлучкам, т. к. вследствие двух неурожайных годов благосостояние многих хозяйств было подорвано и люди были вынуждены подрабатывать на стороне. Из недостатков, свойственных пастве, следует отметить отсутствие миролюбия, сутяжничество, стремление к франтовству и пьянство или как выражаются священно-служители, - „широкое истребление спиртных напитков". Причт боролся с этими пороками паствы всеми доступными ему мерами и устраивал в школах, Кредитном Товариществе и Волостном Правлении чтения с туманными картинами. Для борьбы с пьянством было открыто общество трезвости, куда записывали всех желающих. В церковной библиотеке было до 300 томов книг и различные журналы для крестьян.
В 1908 году в храме села Ново-Пышминского венчался будущий священномученик Константин Лебедев 26 лет с учительницей Натальей Ивановной Коневой 18 лет. Венчание произошло здесь, потому что в это время священником в селе состоял отец Константина — Николай Лебедев.
В 1915 году, в октябре, в селе проездом находились беженцы Волынской губернии Житомирского уезда по фамилиям: Франц, Вендман, Миллер, Реймер; а также Варшавской губернии Гостынского уезда: Дуйновы, Фриц. В последующие годы из лютеран в селе были только военнопленные и военно-обязанные.
Перед революцией в причте Михайло-Архангельской церкви состояли: священники Василий Знаменский и Димитрий Чернавин, диакона Петр Чермных (в 1918 г. он стал священником) и Александр Переберин, псаломщик Николай Стахиев.
Сухарев М. Ю. К истории Новопышминской слободы (местоположение, хронология)//Сайт Юрия Сухарева http://sukharev-y.ru/сухарев-ю-м-к-истории-новопышминской-с/ (Дата обращения: 15.09.2017 г.).
|