Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [34]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Пятница, 19.04.2024, 12:10
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Статьи о храмах.

    Нижне-Синячихинская Преображенская церковь

     

    В 1680 г. на месте Нижней Синячихи, в 3 верстах от впадения речки Синячихи в реку Нейву, была основана деревня, недалеко от нее проходила дорога из Верхотурья в Ирбит, позднее ставшая важнейшим Верхотурским трактом.1

    Синячихинский завод был построен как передельный, дополнительный к Алапаевскому заводу и находился от последнего в 10 верстах. В 1723 г. Алапаевский казенный завод осматривал начальник Уральских горных заводов Вильгельм де Геннин, который заметил, что завод не справляется с переработкой чугуна в железо, и поэтому распорядился построить дополнительный завод. Синячихинский завод начали строить 14 апреля 1724 г., а в 1726 г. было выдано первое железо. В 1759 г. Алапаевский завод вместе с Синячихинским передали из казны в частное управление гвардии секунд-майору Александру Гурьеву, в награду за участие в дворцовом перевороте. 11 сентября 1766 г. Гурьев продал предприятие Савве Яковлеву.2

    Завод назвался Синячихинским, пока в 1769 г. не был построен Верхне-Синячихинский завод3, после чего завод стали называть Нижне-Синячихинским или попросту «Старым» заводом. Завод отстоял от г. Екатеринбурга в 160 верстах и был расположен по обеим берегам речки Синячихи, в полутора верстах от впадения ее в реку Нейву. Большая часть заводских построек была на правом берегу речки.4

    В 1834 г. завод был закрыт5, так как вблизи его не было обнаружено рудных месторождений, а переплавку производили в Верхне-Синячихинском заводе. На месте заводских построек выстроили мукомольную мельницу. После закрытия завода одни жители работали на соседних заводах и рудниках, а другие занимались хлебопашеством и извозом.6

    К нашему времени от завода осталось только здание заводоуправления. Старинная плотина была размыта в 1926 г., а восстановлена в 1992-м. В память завода был поставлен небольшой памятник с надписью: «На этом месте у реки Синячиха стоял завод Саввы Яковлева (1724-1834)». Рядом с памятником лежат лиственничные бревна с заводской плотины.7

    В настоящее время в Нижней Синячихе расположен музей под открытым небом.

    Деревянная церковь.

    Приход Нижне-Синячихинского завода образовался в 1754 г., в этот год построили деревянный храм в честь Преображения Господня. К приходу были отчислены две деревни от Невьянского монастыря и пять от Алапаевского завода. После постройки каменного храма, деревянный разобрали — дерево из его стен было употреблено на заводские постройки. Иконостас из него перенесли в нижний этаж нового каменного храма. На месте разобранного храма поставили памятник в виде деревянной часовенки.8

    Каменный храм.

    В 1794 г. по указу Сергия Яковлева на специально выбранном месте началась постройка каменного храма. Строился храм на средства прихожан. Яковлев лично курировал постройку храма, вносил свои поправки.9 Постройка была начата 12 мая 1794 года10. По местной легенде, церковь строил нанятый Яковлевым итальянский архитектор. По другим документам, церковь возводил туринский зодчий. Во время постройки храма один из мастеров сорвался с лесов и разбился, его похоронили рядом с храмом. Эта могила была видна еще в советское время — в церковной ограде у северной стены.11 Храм был двух престольный, двухэтажный, нераздельный с колокольней. Построен в стиле сибирского барокко. После ежегодной ирбитской ярмарки, тысячи людей разносили молву о синячихинском чудо-храме.

    Нижний престол храма был освящен 3 февраля 1807 г.12, однако в справочниках епархии годом постройки храма указывался 1808-й13, в Клировых ведомостях 1892 г. дата освящения нижнего престола — 1810 г.14 В «Описании заводов хребта Уральского, составленного пермским берг-инспектором П. Е. Томиловым» пишется, что в 1807 г. в Нижне-Синячихинском заводе имелась «церковь каменная о двух пределах: в нижнем во имя Покрова Пресвятой Богородицы, вверху Преображения Господня. За неокончанием строения службы еще не производятся».15

    Храм был «закончен вполне» в 1823 г. Однако, по каким-то причинам, верхний престол в честь Преображения Господня был освящен только 23 июня 1845 г.16

    7 февраля 1887 г., в воскресенье, епископ Екатеринбургский Нафанаил посетил Н.-Синячихинский завод. Отслужив литургию, он обратил внимание на церковь, которая по его мнению «вовсе не похожая архитектурой ни на те, которые уже привелось видеть прежде, ни на те, который обозрены после в эту поездку: на ней девять глав, из которых каждая имеет свой купол; размерами церковь — в высоту 23 сажени, не менее и в длину. Снаружи церковь весьма красива, что можно было заметить при обхождении кругом храма, после литургии и молебна; а внутри все скудно: старинный иконостас требует обновления, стены только побелены, но ризница довольно хорошая и утварь порядочная»17. Из церкви он зашел в училище, в котором обучалось 80 человек и проэкзаменовал их. Пообедав в доме священника, он выехал в следующий населенный пункт, по пути обратив внимание на необыкновенно большой запас дров и горы угля, лежавших на территории Н.-Синячихинского селения.18

    14 мая 1895 г. в шпиль храма попала молния и шпиль сгорел, поэтому причт и староста были вынуждены его ремонтировать, что и было сделано в этом же году.19

    После посещения епископа Нафанаила в 1887 г., прихожане задумали сделать в нижнем храме новый иконостас. Лики на иконах старого иконостаса были настолько потемневшими, что вместо иконостаса была видна только сплошная черная масса. Однако средств на постройку нового иконостаса не было. Была заведена особая книжка Сберегательной кассы для сбора средств на новый иконостас. В 1897 г. при церкви было учреждено попечительство, которое тоже внесло свою лепту в сбор средств.20 В конце-концов средства были собраны, и в марте 1902 г. причт и староста Н.-Синячихинской Преображенской церкви ходатайствовали о разрешении устроить новый иконостас в нижнем храме. Вдобавок к устройству иконостаса они планировали «произвести окраску сводов и стен и украсить последние орнаментами, а также произвести замену пола в алтаре и храме новым мраморным или из метлахских плит, а старые чугунные от пола плиты продать»21. Разрешение на это было дано. Также дано было разрешение на смену престола, если в ходе работ его нужно будет убрать.

    Весной 1903 г. начались работы по внутреннему ремонту нижнего храма. Кроме постройки нового иконостаса, были оштукатурены стены и своды, старый пол был заменен новым, устроена солея, которой раньше совсем не было. Ремонт был капитальный и стоил более четырех тысяч рублей. Так как старый престол пришлось убрать и поставить новый, то 19 октября 1903 г. престол был освящен местным благочинным в сослужении пяти священников. Накануне освящения было отслужено всенощное бдение, на котором пели приглашенные из Алапаевского завода певчие. В 6 часов утра 19 октября была отслужена ранняя обедня, затем освящение воды, освящение иконостаса, св.престола, жертвенника и поздняя обедня. Стечение народа на торжестве было громадное, богомольцы собрались из всех соседних сел и деревень, даже за 50 — 60 верст.22

    В 1903 г. ремонт не был до конца окончен, на 1904 год осталась окраска стен и украшение их орнаментами23. Видимо, в том же году были произведены не только запланированные работы по окраске стен, но и живописные. Росписи были выполнены в традициях русской академической школы. По мнению современных исследователей, которые опирались на наличие ликов прославленных в начале 20 века святых, живопись была произведена в период с 1903 по 1909 г., так как на стенах храма были нарисованы святые Феодосий Черниговской — прославленный в 1896 г. и Серафим Саровский — прославленный в 1903 г., а лика прославленного в 1909 г. святого Иоанна Кронштадтского — на стенах храма нет. Живопись в храме, по видимому, была написана на средства прихожан и разных жертвователей, что подтверждает сохранившаяся до настоящего времени подпись под изображением Иоанна Крестителя - «Жертва Жукова И. П.».24 Этот самый Жуков, по-видимому, оплатил изображение своего святого.

    Приход.

    Изначально с 1754 г. в приходе Синячихинского завода были 7 деревень, из которых пять было отделено от Алапаевского прихода, а две от Невьянского Богоявленского монастыря25.

    К 1800 г. в приходе Нижне-Синячихинского завода осталось четыре деревни: Ямова - 2 дома, 21 житель; Халемина - 6 домов, 64 жителя; Путилова - 13 домов, 132 жителя и Кабакова - 22 дома, 243 жителя. В самом заводе было 87 дворов, 845 жителей. А всего в приходе было 130 домов, 1305 жителей.26

    В 1836 г. в приходских деревнях было жителей: в заводе 1280 жителей, в дер. Путиловой – 288, в дер. Ямовой – 29, в дер. Кабаковой – 510, в дер. Халеминой — 123. Всего – 2230 жителей.27

    В 1870-1880-х годах нижнесинячихинские священнослужители исправляли требы еще в двух деревнях - Балакиной и Устье28.

    В 1892 г. в приходе были все те-же четыре деревни, что и прежде: Ямова (в 3 в.) - 4 двора, 46 жителей; Халемина (в 1 в.) - 18 дворов, 168 жителей; Путилова (в 10 в.) - 56 дворов, 422 жителя; Кабакова (в 12 в.) - 77 дворов, 692 жителя. В самом заводе было 232 двора, 1953 жителя. А всего в приходе было — 384 двора, 3228 жителей.29

    В 1906 г. в деревне Останиной Верхотурского уезда был открыт самостоятельный приход, к нему отошли самые дальние и многочисленные деревни Нижнесинячихинского прихода - Кабакова и Путилова30. К 1909 г. в приходе было две деревни — Ямова и Халемина, а жителей в приходе было всего 234531.

    В 1915 г. прихожан было 2255 человек, в том числе в деревне Ямовой 87 и Халеминой 25132.

    Часовни.

    На месте старого деревянного храма в заводе была небольшая часовенка-памятник.

    В деревне Кабаковой была деревянная часовня во имя апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца. Она была построена в давние времена, когда деревня Кабакова еще входила в приход Невьянского Богоявленского монастыря. В 1734 г. она была возобновлена. Исстари, накануне 29 июня, жители приносили из этой часовни в приходской храм часовенные кресты и иконы. А после литургии 29 июня несли их обратно в сопровождении множества людей, после чего в часовне совершались молебствия.33

    Современные исследователи пишут, что на кладбище Нижне-Синячихинского завода стояла деревянная Пророко-Ильинская часовня34.

    Школы.

    В 1872 г. в Нижне-Синячихинском заводе было открыто земское начальное смешанное училище35. Учителями в нем были также и лица из духовного сословия. Так, в 1875 г. учителем был Кронид Николаевич Бабин36. Законоучителями были местные священники37. При посещении Нижне-Синячихинского завода в 1887 г., епископ Нафанаил заходил в училище и экзаменовал учащихся, которых в ту пору было более 80 человек. Он спрашивал по Закону Божьему и географии, отличившихся благословлял образками.38 В начале 20 века в школе было от 70 до 80 учеников39. У земской школы было свое двухэтажное кирпичное здание, расположенное недалеко от церкви40.

    Церковная смешанная школа грамоты в деревне Кабаковой была открыта в 1899 г., она помещалась в наемном доме41. После открытия учительницей в ней была Антонина Яковлевна Старцева, которая получала за это 120 р. в год. Законоучителем в то же время был местный священник Евгений Корепанов.42 На содержание церковной школы от церкви ежегодно давалось 50 р.43 В 1906 г. в школе обучалось 45 учеников44.

    Обеспечение духовенства.

    В Нижне-Синячихинском заводе причт был одноштатный. В 19 веке — священник, диакон, дьячек и пономарь45. С 1804 г. по 1812-й по каким то причинам не была замещена вакансия диакона46. В 1845 г. годовой оклад причта был такой: священник получал 114 р., диакон 71, дьячок 50 и пономарь 42 р.47

    С 1869 года в штате причта остались священник и два псаломщика48. Так было до 1895 г., когда во многих церквях епархии были введены диаконские вакансии взамен вторых псаломщических49. Но так как диаконская вакансия при церкви Нижне-Синячихинского завода в течение двух лет не была занята, а псаломщическая убрана из причта, то в штате остались один священник и один псаломщик.

    В 1870 г. землемером Павловичем к Преображенской церкви была отведена пахотная и сенокосная земля в количестве 99 дес. Но 6 ноября 1880 г. вышел указ Пермской Духовной Консистории, в котором было объявлено, «что так как дача Алапаевских заводов, из которой вымежевана земля к сей церкви, состоит в общей Екатеринбургской горнозаводской даче, генерально не обмежеванной, и на дачу нет планов и межевых книг, то и передача земли священно-церковно-служителям не последовала и дело о нарезке прекращено»50. Священно-церковно-служители могли пользоваться только 6 дес. сенокосной земли, с дозволения В.-Синячихинской заводской конторы. До 20 века в пользовании церкви не было ни одного причтового дома — часть членов причта жила в собственных домах, а другие снимали квартиры.

    В 1892 г. священно-церковно-служители получали жалованье от Верхне-Синячихинской заводской конторы: священник 240 р. в год, псаломщики по 54 р. 84 к. в год; сверх этого священнику было положено на дрова и свечи 16 р. в год, а псаломщикам по 9 р. 69 к. Дополнительно псаломщикам выдавали от заводской конторы провиант по 2 пуда на каждого взрослого члена семейства и по 1 пуду на каждого малолетнего. За исправление христианских треб на весь причт в год выходило от 250 до 350 р. В конце 1890-х годов братский доход достигал 800-1500 р.51 Кроме этого причт пользовался процентами с причтового капитала в 650 р. Причтовый капитал составился в 1886-1892 годах из вкладов на вечное поминовение: священно-иерея Павлина — 500 р., Марины — 50 р. и Елисаветы — 100 р.52

    С 16 сентября 1895 г. во многих церквях епархии были введены диаконские вакансии взамен псаломщических. Так было сделано и здесь. Диакону планировалось платить жалованья 54 р. 84 к., на дрова 2 р. 85 к., провианта из заводской конторы по 2 пуда на взрослого и по 1 пуду на малолетнего члена семьи53. Объявления в Епархиальных ведомостях о вакантном диаконском месте давались больше года, но вакансия так и не была замещена, поэтому через некоторое время она была отменена.

    Еще 11 марта 1862 г. между владельцем завода и Обществом было заключено условие, по которому Общество обязывалось содержать церковных сторожей и старост, заготавливать дрова для церкви и доставлять их на место. 2 февраля 1872 г. Общество постановило выдавать просфорне на жалованье и на дрова для церкви 16 р. 30 ½ к., сумма эта вследствие вздорожания условий жизни к 1900 г. увеличилась до 25 р. 50 к. По запросу Верхне-Синячихинского Волостного Правления съезд Мировых Посредников Верхотурского уезда 22 января 1877 г. признал приговор о жалованье просфорне законным и вменил Правлению исполнять его. 20 января 1901 г. земский начальник 4 участка верхотурского уезда запретил сбор на дрова для церквей и на квартиру для просфорни по причине того, что «расходы по отоплению церкви должны всецело падать на средства церкви, что выдача квартирных денег просфорне не имеет ни логических ни законных оснований, что Нижне-Синячихинская церковь имеет значительные запасные средства и что ни церковь ни церковно-приходское попечительство не оказывает никакой поддержки благотворительным целям, школам в приходе»54. Видя такое нарушение закона, причт и староста ходатайствовали перед епархиальным начальством о восстановлении нарушенных прав церкви. При разборе дела выяснилось, что причт не имеет готовых квартир, а живет в собственных или снимает за свой счет; что из средств церкви ежегодно расходуется до 50 р. на содержание в приходе школы грамоты; что из имеющихся церковных капиталов (3500 р.) причту и старосте разрешено израсходовать на ремонт церкви около 2 ½ тысяч рублей; что церковь та имеет и другие значительные нужды, требующие удовлетворения; что назначение тех или иных сборов на нужды церкви подлежит ведению Общественных сходов, а не земских начальников; что просфорня при церкви не столько нужна для церкви и причта, сколько для прихожан, которые поэтому и должны содержать ее; что церковно-приходское попечительство в Н.-Синячихинском заводе, открытое в 1898 г. для благотворения храма, имеет право рассчитывать на поддержку, а не на противодействие со стороны гражданского начальства. Выяснив все это, консистория предложила волостному сходу обсудить сбор за 1901-1903 гг. на отопление церкви и содержание просфорни, с производством этого сбора и во все последующее время. А так как приговоры Н.-Синячихинского общества не были своевременно обжалованы, то консистория просила земского начальника 4 участка «оказать свое содействие благоприятному вырешению Нижне-Синячихинским Обществом настоящего вопроса».55 Судя по справочной книжке за 1909 г., волостной сход положительно решил этот вопрос — просфорне платили по 3 р. в месяц, 8 сажен дров и сборы56.

    После неудачной попытки ввести на приходе штатную диаконскую вакансию, в причте остались один священник и один псаломщик. Священник получал 240 р., а псаломщик 60 р. в год. Сюда прибавлялись братские доходы и проценты с причтового капитала 36 р. в год. К 1913 г. священник жил в церковном доме57.

    Закрытие храма.

    В 1938 г. с храма сбросили колокола и отправили их на переплавку в Алапаевск, а закрыт он был в 1939 г. по постановлению Уралоблисполкома, для помещения в нем клуба. По воспоминаниям, незадолго до закрытия священник М. Ховрин снял с себя сан и уехал.58 Иконостасы были разобраны, распилены и расколоты, после чего сожжены на костре на храмовой площади. Большинство икон и книг были сожжены тут же. Часть икон использовали как строительный материал. Из них изготовили столы, стулья и нары, которые поставили в передвижные колхозные вагончики. Руководитель этого погрома, некий Роман, был чем-то озлоблен на Церковь. Он сколотил у себя дома из больших икон туалет, а в бане из них же сделал полок и лавки. Жене сделал из икон кружки для сдавливания соленостей. Живопись нижнего этажа была избита и забелена, а пол в алтаре верхнего этажа был использован для строительства клуба. Ограду разобрали: решетки отправили на переплавку в Верхнюю Синячиху, а кирпич пустили на строительство машинно-тракторной мастерской.59 Хрустальные паникадила были сброшены на пол и истоптаны.60

    После закрытия, здание храма отдали колхозу. Сделали в здании этажа первого мельницу, потом склад зерна, а в алтаре поставили сушилку для зерна - большую железную печь с полочками. Вторая зерносушилка — передвижная, стояла снаружи. Какое-то время в нижнем этаже располагалось машинное отделение, работающее на дизельном генераторе, от этого стены храма закоптились, а с ними закоптились и росписи. Местные власти хотели разрушить алтарь храма, чтобы в помещение могли въезжать грузовики для загрузки и разгрузки, но рабочие не смогли разобрать стену и власти отказались от этой идеи. В начале 60-х на паперти первого этажа была устроена электрическая мельница.61

    Второй этаж здания храма некоторое время пустовал. Но когда в 1947 г. в Нижней Синячихе был организован детский дом и под него отдали двухэтажное здание школы, то школа переехала в здание деревянного клуба, а под клуб приспособили второй этаж бывшего храма. Посередине поставили железную печь, своды перекрыли досками, для уменьшения объема помещения. Алтарь закрыли досками и простыней. Перед алтарем устроили помост для сцены, а перед ним поставили ряды длинных скамеек. В клубе ставились концерты, показывали фильмы, а когда устраивали танцы, то сдвигали скамейки к стенам. Когда клуб вернули в прежнее здание, то на втором этаже храма тоже устроили склад зерна. На месте одной из лестниц поставили элеватор для подъема зерна. В начале 60-х нужда в складе зерна отпала и в помещении второго этажа устроили школьный спортзал.62

    Иван Данилович Самойлов.

    В послевоенные годы землеустроитель Иван Данилович Самойлов побывал во многих селах Алапаевского района. Когда он увидел нижнесинячихинскую церковь, то дал зарок, что спасет ее от разрушения. Первым делом Самойлов добился, чтобы церковь поставили на учет как памятник архитектуры. Случаев реставрации церквей в СССР были единицы. С 1967 г. он на общественных началах, с группой пенсионеров, взялся за реставрацию Спасо-Преображенского храма. Здание было сильно разрушено. Восстановление шло десять лет. Большим препятствием в работе было негативное отношение к этому части населения бывшего завода. Особенно мешали подростки. Они ломали замки, окна, растаскивали стройматериалы и попросту безобразничали в восстанавливаемом храме. Но когда была отреставрирована внешняя часть церкви, то отношение резко поменялось в лучшую сторону. Одной из трудностей было золочение куполов. Выделенного золота не хватало, поэтому реставраторы покрыли им только часть главок. По просьбе о помощи в реставрации помог Верхнесинячихинский завод: один день коллектив этого завода работал в пользу возрождаемого храма. На полученные деньги было закуплено необходимое золото и Иван Данилович освоил новую профессию, сам покрыв сусальным золотом оставшиеся четыре главки. По слухам, под конус главного креста церкви подвязали капсулу с памятным письмом. А другое письмо, с историей разрушения и восстановления церковного здания, положили в бутылку из под водки и замаскировали в ложном алтарном окне нижнего этажа. Большой проблемой в советское время было найти колокола для церкви. После долгих поисков были приобретены три колокола: один из колоколов был из Петро-Павловского храма Нейво-Шайтанского поселка, другой из Кыртомского монастыря, а третий с пожарной вышки Алапаевска. Для того, чтобы поднять колокола на колокольню, пришлось стесывать часть кирпичного прохода, так как колокола не проходили. Заново воссоздали ограду вокруг храма. Иван Данилович сам выполнил ее чертежи по старым фотографиям. После постройки ограды, осенью 1977 г., в ограде были высажены березы и кедр напротив алтаря. Березы погибли, а кедр, за которым Ивад Данилович лично ухаживал, прижился.63 По делу реставрации церкви Иван Данилович имел полную поддержку в семье. Его жена Анна Ивановна все свободное от работы время участвовала в реставрации. В двухкомнатной квартире Самойловых была устроена реставрационная мастерская и фондохранилище. Анна Ивановна по ночам приводила в порядок будущие музейные экспонаты — очищала, стирала, оскабливала. Она выполняла работу смотрителя, уборщицы, экскурсовода. Умело организовывала приемы разных гостей музея, устраивала деловые контакты.64

    Заслуги Ивана Даниловича и Анны Ивановны были оценены не только народом, но и властями. Иван Данилович первым среди жителей Среднего Урала получил звание Почетного гражданина Свердловской области, а в стране его ценили как крупного реставратора памятников культуры. Иван Данилович умер в 2008 г. и был похоронен в ограде воссозданного им храма-музея. Труд Анны Ивановны обратил на себя внимание церковной власти, и в 2002 г. патриарх Алексий 2-й наградил ее орденом святой равноапостольной княгини Ольги 3-й степени. В 2008 г. указом губернатора она была награждена почетной грамотой за многолетний добросовестный труд и большой вклад в сохранение культурно-исторического наследия. В 2019 г. Анна Ивановна получила звание Почетного гражданина Алапаевска.65

    В настоящее время в Нижней Синячихе устроен известный всему Уралу музей под открытым небом. На территории музея представлены усадьбы крестьян 17, 18 и 19 веков, башня острога, кузница, баня в три бревна, пожарная, ветряная мельница, сторожевая башня, пять часовен, постоялый двор, а в здании самой церкви выставлена коллекция народной росписи по дереву 19 — начала 20 века.66

     

    Категория: Статьи о храмах. | Добавил: Рина (14.08.2022) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 150 | Теги: преображенская церковь нижней синяч, нижне-синячихинский завод, нижняя синячиха | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024