Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [36]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Понедельник, 02.12.2024, 10:20
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Статьи о храмах.

    Николаевская церковь села Поварнинского Камышловского уезда

    Как известно, деревня Поварня получила свое название от пивоваренного завода, когда-то располагавшегося у речки Сергуловки. Эта деревня входила в приход Михайло-Архангельской церкви Ново-Пышминского села до 1752, по другим сведениям 1754 года. В деревне была деревянная часовня, в 1752 году переделанная в храм, тогда же был открыт и приход во имя Святителя Николая. 1

    При открытии Николаевский приход стал считаться вторым в Ново-Пышминской слободе, в некоторых документах эта часть слободы называлась селом Николаевским. В 1760 году в селе Николаевском было 25 дворов, в приходских деревнях: Займиной — 14, Казанской - 40, Сергуловской - 56 дворов. С 1765 года по начало 19 века в приходе деревня Ирбитские Вершины. Всего в приходе было 134 двора, м.п. 571 и ж.п. 607. Причт был одноштатным — 1 поп, 1 диакон, 1 дьячек и 1 пономарь. В документе 1760 года перечисляются только три члена причта, это: священник Михаил Гаврилов Кузовников, дьячек Иван Васильев Кузовников и пономарь Иван Леонтьев Кузовников. 2

    В начале 19 века церковь эта «деревянная, теплая, однопрестольная, в твердости, украшена благолепием средственно, в ней сосуды сребряные, церковной утвари довольно». Приходских дворов было 135, в них м.п. 577 и ж.п. 611. Священноцерковнослужителям кроме платы за требы от прихожан производилась хлебная руга «по их воли, кто сколько даст». В собственности церкви в то время не имелось ни церковной земли, ни сенных покосов. В причте были также как и прежде 1 священник, 1 диакон, 1 дьячек и 1 пономарь - священник Василий Егоров Дюков 38 лет, диакон Григорий Иванов Кузовников 41 г., дьячек Никита Федоров Кузовников 29 лет и пономарь Никита Иванов Кузовников 25 лет. 3

    В 1837 году деревянная церковь с колокольней была еще крепка, за исключением крыши, которая сильно обветшала. Крышу уже не ремонтировали, потому что вместо деревянной с 1835 года строилась каменная церковь. В причте были: священник Стефан Иоаннов Пузырев 42 лет, диакон Петр Васильев Дюков 30 лет, дьячек Никита Иванов Кузовников 60 лет и пономарь Никита Федоров Кузовников 63 лет. Для довольствия священно-церковнослужителей была отведена земля в 1825 г. — 33 десятины и 1833 гг. - 66 десятин, но так как половина отведенной в 1833 г. земли была непригодна для хлебопашества и покосов (в ее пределах находилось и скотское кладбище), то священно-церковно-служители отказались ее принять и через суд добивались, чтобы им отвели хорошую землю, но так ничего и не добились. За исправление треб в этом году причт получил 368 р., плюс добровольную хлебную ругу. В приходе было три деревни: Заимка 18 дворов, Сергуловская 64 двора и Казанская 49 дворов. В самом селе было 25 дворов. Всего 156 дворов, м.п. 739 и ж.п. 772. 4

    Священник Стефан Иоаннович Пузырев родился около 1795 г., диаконский сын. В семинарии не обучался. 2 декабря 1806 г. произведен в пономаря Камышловского уезда в Куяровскую слободу к Троицкой церкви. 19 февраля 1819 г. посвящен к Поварнинской церкви во диакона. 26 сентября 1832 г. посвящен к Поварнинской церкви во священника. При нем была построена каменная церковь. Умер 17 декабря 1867 года в заштате. Жена Екатерина Гаврилова.

    Диакон Петр Васильев Дюков, около 1807 г.р., сын священника Поварнинского села. Из высшего отделения Далматовского уездного училища. 5 сентября 1824 г. произведен в Каменский завод к Троицкой церкви в пономаря. 18 мая 1833 г. переведен в Шаблишскую слободу к Архангельской церкви дьячком. 19 января 1834 г. переведен в Новопышминскую слободу к Архангельской церкви. 8 сентября 1835 г. посвящен к Николаевской церкви Новопышминской слободы во диакона. Жена Параскева Алексиева.

    Дьячек Никита Иванов Кузовников около 1777 г.р., сын диакона Поварненской церкви. В семинарии не обучался. 16 мая 1795 г. Варлаамом Архиеп. Тобольским произведен в пономаря Камышловского уезда в Красноярское село к Введенской церкви. 19 мая 1811 г. переведен к Новопышминской Николаевской церкви дьячком. Штрафован был по указу ПДК 10 мая 1810 г. за нетрезвость 10-ю рублями. Двоеженец. 2-я жена Жена его Анна Егорова. Пономарю троюродный брат.

    Пономарь Никита Федоров Кузовников, родился около 1774 г., дьячковский сын. В семинарии не обучался. 4 июня 1794 г. Варлаамом Архиеп. Пермским произведен к Новопышминской Николаевской церкви во дьячка. 19 мая 1811 г. по указу ПДК переименован пономарем. Жена Евдокия Никитина. Дьячку троюродный брат.

    В 1840 году (по другим источникам в 1842 г.) каменная Николаевская церковь с приделом во имя Иоанна Богослова была достроена и освящена. 5

    В 1869 году, в связи с реформой, при церкви остались три члена причта — священник и два псаломщика, при чем один из них был сверхштатным. То есть количество священнослужителей сократилось вдвое, при увеличениии количества жителей, что не могло не принести вреда церковным делам. А так как эта реформа коснулась всей епархии, то вред многократно увеличился. Еп. Нафанаил, во время поездок по епархии, заметил, что один штат причта благополучно исполняет свои обязанности при количестве прихожан до 1500 человек, если же количество прихожан было более полутора тысяч, то священно-церковно-служители не справлялись со своими обязаностями и необходимо было бы открывать в таких приходах второй штат. После открытия Екатеринбургской епархии, в 1886 году, благодаря еп. Нафанаилу, в ц.с. Поварнинского была введена вакансия диакона, священно-церковно-служителей стало трое.

    В 1888 году, при священнике Александре Дмитриевиче Пузыреве, было открыто церковно-приходское попечительство, оно отвечало за ремонт храма и церковно-приходскую школу.

    Священник Александр Дмитриевич Пузырев, дьяческий сын; родился в Травянском селе Камышловского уезда 25 августа 1835 года. По окончании в 1858 году курса в Пермской Духовной Семинарии уволен с аттестатом 1 разряда. О. Ректором Семинарии Архимандритом Палладием (Пьянковым), как один из лучших студентов семинарии, был на счет о. ректора отправлен в Казанскую Духовную Академию для дальнейшего образования, но за неимением свободных вакансий в число студентов не был принят. 15 марта 1859 года рукоположен во священника к Поварненской Николаевской церкви, при которой и прослужил более 30 лет. По выбору окружного духовенства состоял два трёхлетия помощником благочинного и одно трехлетие членом благочиннического совета. Около 8 лет был безмездным преподавателем в Поварненской церковной школе. За отличное прохождение пастырских обязанностей, Архиепископом Неофитом в 1868 году награжден набедренником, а в 1881 году за усердную и полезную службу по духовному ведомству награжден бархатной фиолетовой скуфьей. В 1870 и 1876 году был в качестве депутата на Пермском Епархиальном Съезде, а также и депутатом на окружном Далматовском училищном съезде. 1 января 1888 году был поражен болезнью – параличом всего организма – так что он не мог видеть, владеть руками и ногами, но благодаря медицинским средствам зрение ему было возвращено; ходить же и владеть руками свободно он не мог до самой смерти; за полторы недели до смерти у него окончательно отнялись ноги, а за сутки и язык. 5 сентября 1889 года почислен за штат. Умер 24 декабря 1891 года. Похоронили о. Александра 27 декабря в церковной ограде против алтаря. 6

    В 1901 году Поварнинский храм посетил местный епископ. При обозрении храма он заметил, «что за горним местом, вместо образа, устроено окно, а одна из арок, поддерживающих свод, дала трещину. Владыка распорядился окно заложить, написав на месте оконнаго проема образ Спасителя, или заставить его иконою Спасителя величиною во все окно, а для освидетельствования трещины вызвать епархиальнаго архитектора». Священнику было сделано замечание, что на стенах храма висят грамоты на заложение и освящение храма, хотя им полагается быть в церковном архиве. Проэкзаменовав учеников церковной школы, епископ напоследок посоветовал причту и прихожанам расширить храм, соединив теплый и холодный храмы, и удалив престол в теплом. 7

    Еще до посещения Владыкой храма, 10 июля 1900 года приезжал исполняющий обязанности Епархиального Архитектора, который указал, что расширение храма нужно произвести посредством соединения теплого и холодного приделов арочным пролетом. Это будет более удобно, лучше и дешевле, чем пристройка двух новых приделов, которые, к тому же, испортят вид храма. Поэтому, получив все разрешения и проект, священник Андрей Снежницкий приступил к работе по расширению храма. Накануне Вербного Воскресенья 1902 года он убрал иконостас в теплом храме и сжег престол. После этого действия, некоторые из прихожан, во главе которых стоял Василий Бекетов, ратующих за то, чтобы храм расширили посредством пристроя приделов с северной и южной сторон, подняли возмущение и пожаловались на действия священника Снежницкого Епархиальному Начальству. По слухам, дело дошло до того, что священнику Снежницкому на сходе могли предложить удалиться из прихода. Епархиальное Начальство, рассмотрев в очередной раз дело о расширении Поварненского храма, оставило все свои прежние распоряжения в силе, а прихожанам предоставило право собирать деньги для пристройки приделов, и построить их потом, после соединения теплого и холодного храмов. Также было послано отношение Земскому Начальнику с просьбой «принять зависящие от него меры к вразумлению тех лиц и ограничению их грубых выходок по отношению к священнику Снежницкому». После принятия этого решения работы по расширению храма продолжились, в холодном храме был устроен черный пол, поставлены зимние оконные рамы и четыре печи, после чего планировалось перекрасить иконостас, очистить и поправить золоченую на полименте резьбу, стены храма покрыть краской и украсить иконами с орнаментами. На все эти переделки планировалось потратить более 1000 рублей. 8

    В 1902 году в храме служили: священник Андрей Петров Снежницкий, диакон Палладий Петров Гаряев, псаломщик Димитрий Димитриев Дягилев9. Прихожан было около 3000 человек.

    Священник Андрей Снежницкий. Родился ок. 1849 г. Сын диакона ц.с. Зырянского Камышловского уезда. Обучался в Далматовском духовном училище и Пермской семинарии, из которой уволен в 1866 г. В декабре 1867 г. определен пономарем к ц.с. Чернокоровского Камышловского уезда. 4 сентября 1877 г. рукоположен в сан диакона к Михаило-Архангельской ц.с. Новопышминского. 14 марта 1882 г. рукоположен в сан священника к Димитриевской церкви Таушканского села. 22 апреля 1895 г. перемещен к ц.с. Поварнинского. 24 февраля 1899 г. награжден набедренником. Был заведующим и законоучителем Сергуловской школы грамоты. В 1899 г. стал членом-сотрудником Православного Палестинского Общества. Жалованье за службу в Поварненском храме получал 117 р. 60 к. в год. В мае 1904 г. награжден скуфьей. Умер 7 августа 1905 г. Жена его Александра Вениаминова.

    Диакон Палладий Гаряев. Родился около 1850 г., дьяческий сын. 10 октября 1862 г. по увольнении из низшего отделения Далматовского духовного училища поступил в Далматовский монастырь послушником. 14 февраля 1866 г. определен дьячком на штатную вакансию к Николаевской ц.с. Поварнинского Камышловского уезда. 29 июня 1866 г. посвящен в стихарь. 29 июля 1869 г. перемещен с 1-й вакансии на 2-ю. 1 января 1874 г. при преображении штатов причтов церквей – почислен сверхштатным псаломщиком. 30 января 1878 г. – определен штатным псаломщиком. 14 марта 1887 г. рукоположен в диакона. Был учителем в Поварнинской школе грамоты с 1892 г. Жалованье его 75 руб. от общества. 12 октября 1906 г. почислен за штат. Получал пенсию в размере 200 р. в год.

    Псаломщик Димитрий Дягилев. Около 1870 г.р. Окончил курс в Екатеринбургском Духовном училище в 1887 г. В марте 1887 г. определен псаломщиком к Поварненской церкви. В октябре 1887 г. посвящен в стихарь. 8 июля 1891 г. венчался с дочерью священника ц.с. Кайгородского Екатеринбургского уезда Марией Уваровой. 29 июля 1898 г. второй раз венчался с дочерью псаломщика села Нового Ольгой Бодровой. Жалованье его было 47 р. 4 к. в год. Сколько служил при Поварненской церкви после 1915 года - неизвестно.

    Василий Федоров Бекетов, выступавший против священника Снежницкого в 1902 году, в 1910 году выступил, в этот раз в качестве церковного старосты, против священника Константина Кляритского. Он написал очередную кляузу, в которой обвинял священника Кляритского в пьянстве во время хождения с крестом, неприличной брани и оскорблении крестьян, битии своей жены, запирании в церкви церковного сторожа, незаписи в шнуровую книгу собранных денег. Священник Кляритский, давая характеристику Бекетову, написал, что все недовольства Бекетова начались со времени вступления Кляритского на приход, когда Бекетова выбрали церковным старостой. Бекетов во всем противопоставлял свое мнение мнению священника и осуждал любые его действия, связанные с управлением приходом и заведывания церковным имуществом. На священника он жаловался благочинному, Епархиальному Начальству, Становому Приставу, но все его жалобы игнорировались. Когда же пришло время избрания церковного старосты на следующее трехлетие, то священник Кляритский пришел на церковный сход и сказал, что не может служить с Бекетовым, потому что тот склонен к сутяжничеству. Бекетов сильно обиделся. Угрозами он пытался вынудить священника оставить приход, а после избраться церковным старостой. Когда же церковным старостой выбрали не его, а Ивана Камаева, то сначала была неудачная попытка очернить Кляритского через местную прессу, когда же и она не удалась, то Бекетов написал жалобу Владыке. Под конец своего рапорта Кляритский называет истинную причину неприязни между ним и Бекетовым. Оказывается, Бекетов давал в долг хлеб бедным крестьянам, и все они ему были должны, он их эксплуатировал как хотел, но тут на приходе появился священник Кляритский, который давал хлеб и деньги нуждающимся и не требовал обязательного возврата. Этим священник вырвал бедных из рук кулака, а его самого настроил против себя. Не смотря на то, что священник Кляритский в ходе следствия был оправдан, Преосвященный Владимир 26 октября 1910 г., за нетрезвое поведение, тайное укрывательство и негласное расходование собранных денег послал священника Кляритского в Далматовский монастырь на месячную епитимию. Однако позже было ему разрешено отбыть 2 недели при архиерейском доме. 10

    В 1911 году, при священнике Михаиле Кочневе, в стене, разделяющий храм на две половины, была пробита широкая арка, и вместе с тем переделан свод в передней части храма. В 1912 году весь храм внутри окрашен масляной краской и расписан иконописью. На ремонт израсходовано 4026 р. 79 к. Попечительством отремонтирован дом для квартиры священника, на что израсходовано до 360 руб., приобретены одежды для престола и жертвенника и облачения для диакона и священника. В 1913 году ц.-п. попечительство планировало отремонтировать и вызолотить кресты и главы на храме.

    26 мая 1913 года епископ Екатеринбургский Митрофан посетил Поварненский приход. Первым делом он обратил внимание на число не бывших у исповеди и причастия, которых оказалось около 200 человек. Это объяснилось тем, что последние два года были неурожайными и все эти люди уехали на заработки в соседние приходы. Храм в праздники обычно бывал полон. Чтобы искоренить пьянство в «съезжие» дни, было открыто общество трезвости, в которое принимались все желающие. Церковная библиотека оказалась скудна, всего около 50 наименований книг, хотя грамотных людей в последние годы в приходе добавилось, если считать, что с 1892 года открылись земская школа в селе и две школы грамоты в деревнях. Посмотрев церковные документы, проэкзаменовав учеников Сергуловской ц.-п. школы и сказав слово назидания, владыка отбыл в дом священника, а оттуда в село Кашинское. 11

    Поварненская ц.-п. школа открывалась в селе два раза. Первый раз при священнике Александре Пузыреве, который преподавал в ней безвозмездно 8 лет. Второй раз с 1892 года, при священнике Филитере Порошине. Учителем в ней был диакон Палладий Гаряев, а заведующим и законоучителем священник Порошин. Находилась она в церковном помещении. В 1894 г. учащихся было м.п. 16 и ж.п. 7. К началу 20 века этой школы уже не существовало, в селе было открыто земское училище.

    Сергуловская школа грамоты открыта в 1893 г., хотя первое упоминание о ней в 1899 году, когда заведующим и законоучителем в ней был священник Андрей Снежницкий. Учительницей была священническая дочь Екатерина Снежницкая, которая получала за это 84 р. в год, т. к. не сдала еще экзамена на звание учительницы. Усердием о. Снежницкого в школе заведена хорошая классная мебель на средства попечительства; по его же старанию для школы отводится обществом вполне удобное помещение. За все время существования в этой школе училось от 30 до 40 человек в год. В ГАСО есть Книга для учеников обучавшихся в ц.-п. школе грамоты в Поварненском приходе, Камышловского уезда 1896-1909 гг.

    В начале 20 века существовала школа грамоты в дер. Казанской, в которой училось от 21 до 32 учеников в год.

    Судя по имеющимся документам, в приходе было три часовни: одна в селе - деревянная; вторая в деревне Казанской - Иоанно-Предтеченская деревянная, в 1898 году замененная на новую, тоже деревянную; в деревне Сергуловке, построенная после 1915 года.

    Перед революционными событиями в Поварненской церкви служили священник Михаил Николаевич Кочнев, диакон Алексей Палладиевич Гаряев, псаломщик Димитрий Димитриевич Дягилев. 12

    Священник Михаил Кочнев. Около 1885 г.р. Окончил семинарию. 20 декабря 1910 г. определен священником к ц.с. Поварнинского. 14 апреля 1913 г. за усердное и ревностное служение церкви награжден набеденником. 8 февраля 1916 г. назначен и.д. благочинного.

    Диакон Алексей Гаряев, родился 25 марта 1880 года. Окончил курс в Камышловском духовном училище – 11 июня 1898 г. Определен псаломщиком к Троицкой ц.с. Шарташского Екатеринбургского уезда – 26 августа 1898 г. Перемещен к Преображенской ц.с. Батуринского Шадринского уезда – 7 декабря 1900 г. Перемещен к Богородицкой ц.с. Кабанского Шадринского уезда – 11 апреля 1902 г. Рукоположен в диакона и определен к Николаевской ц.с. Поварненского Камышловского уезда – 18 октября 1906 г. Состоял законоучителем и учителем ц.-п. школы грамоты в с. Поварненском – с 1906 по 1910 год. Состоял законоучителем в Казанском земском училище – с 1916 по 1918 год. Состоял законоучителем в Поварненском земском училище – с 1917 по 1918 год. По приговору прихожан переведен на ту же должность к Прокопиевской ц. Прокопиевского села – 8 апреля 1918 г. В 1918 г. получал от казны жалованья 100 р. в год, братских доходов до 200 р. в год, и от общества 3000 р. в год. С 1920 по 1925 г. был священником в Прокопиевском селе. С 1925 по 1936 г. - священник ц.с. Рудянка Камышловского уезда. 27 октября 1936 г. приговорен к 3 годам лагерей. Жена Раиса Владимирова.

     

    1 Дневник Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в Мае месяце 1913 г.//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1913. - №43.- С.1012-1015. (неоф. отд.).

    2 Исповедные росписи за 1760 год Исповедные росписи ц.с. Ново-Пышминского Камышловского уезда за 1760-1787 гг.//ГАСО Ф. 311. Оп. 1. Д. 2.

    3 Ново-Пышминской слободы церковь во имя святителя Николая Чудотворца Ведомости Камышловского уезда за 1800 г.//ГАСО Ф. 6. Оп. 2. Д. 415. Л. 54об-56.

    4 Ведомость о церкви Николаевской Камышловского уезда Новопышминской слободы за 1837 г. Ведомость о церквах и священнослужителях по Камышловскому уезду за 1837 г.//ГАСО Ф. 6. Оп. 2. Д. 477. Л. 33-36об.

    5 Приходы и церкви Екатеринбургской епархии//Сайт Оксана Корнева http://www.okorneva.ru/kamyishlovskiy-uezd/povarnenskoe-selo/ (Дата обращения 06.06.2017).

    6 Священник Александр Димитриевич Пузырев (Некролог)//Екатеринбургские епархиальные Ведомости, 1892. - №4.- С.105-107. (оф. отд.).

    7 Из путешествия Его Преосвященства по епархии//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1901. - №15.- С.697-698. (неоф. отд.).

    8 Журнал от 15 июля 1902 г. Журналы Екатеринбургской Духовной Консистории за 18 июня — 16 августа 1902 г., №400-449//АЕЕ Ф. 5. Оп. 2. Д. 17. Л. 2-8об.

    9 Метрическая книга с. Поварненского Николаевской церкви за 1902 г.//ГАСО Ф. 314. Оп. 1. Д. 54.

    10 Дело по обвинению священника ц.с. Поваринского Камышловского уезда Кляритского в пьянстве и растрате церковных денег, 1909-1910 г.г.//ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 252.

    11 Дневник Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в Мае месяце 1913 г.//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1913. - №43.- С.1012-1015. (неоф. отд.).

    12 Справочная книжка Екатеринбургской епархии за 1915 год. Екатеринбург, 1915. С.99-100.

    Категория: Статьи о храмах. | Добавил: Рина (25.02.2019) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 368 | Теги: церковь Поварнинского села, храмы сухоложского района | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024