Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [34]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Воскресенье, 28.04.2024, 08:38
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Статьи о храмах.

    История Христорождественской церкви села Калиновского Камышловского уезда 1719-1920.

    Калиновская слобода была основана около 1674 года на правом берегу р. Пышмы, слободчиками Алексеем Мещеряковым и Федором Качусовым (76). Первоначально слободу предполагали строить в 6 верстах западнее на реке Калиновке впадающей в Пышму, откуда она и получила свое название, однако позднее построили её в другом месте. В 1722 году в слободу входило 21 селение: с. Калиновское, с. Ильинское (Латышевское), и 19 деревень. До 1723 года Калиновская слобода числилась в составе Тобольского уезда. В 1723 году Калиновская слобода была приписана к казенным заводам Екатеринбургского ведомства.

    Когда в слободе была построена первая деревянная Христорождественская церковь - неизвестно. По мнению В. Н. Земцова, рядом с этой первой церковью было кладбище. В. Н. Шишонко назвал первого известного церковнослужителя – в 1695 году это был «церковный дьячек Левка Гаврилов». В переписи 1719 года указаны имена попа Козмы Самсонова сына Корниловского 29 лет, дьячка Филипа Иванова сына Кадилова 60 лет, пономаря Кирило Иванова сына Шеркунова 30 лет.

    В 1737 году производилась перепись церковничьим детям с целью узнать, кто из них, где учится. Из этой переписи узнаем, что эти дети в данном году учились либо дома часослову и псалтири, либо в Каменской словесной школе тому же. Некоторые из священно-церковнослужителей были положены в подушной оклад, а некоторые, в большинстве своем священники и их дети – исключены из него. Из этой переписи выясняются также имена священно-церковнослужителей, служивших в то время при церкви: поп Алексей Кирилов сын Дюков, дьячек Михайло Иванов сын Попов, пономарь Михайло Кирилов сын Дюков (26). Позднее дети священнослужителей Калиновской и окружающих слобод учились в Далматовской славяно-латинской школе, причем в эту школу по указу в 1761 году переводили из Тобольской семинарии. С 5 по 29 марта 1761 года из Тобольской семинарии в Далматовскую школу перевели Калиновской слободы дьячковых сыновей Николая Иванова Попова и Герасима Иванова Ляпустина.

    В 1765-1787 годах при церкви служили священники Павел Григорьев Словцов (1765-1787 гг.) и Иван Алексеев Дюков (1765-1789 гг.) – десятоначальник. При них собирались деньги на строительство, и строилась каменная церковь.

    24 июля 1765 года из Далматовского духовного правления последовал указ священнику Ивану Дюкову и старосте Матвею Селезневу с разрешением ремонтировать Калиновскую церковь. Деревянная церковь нуждалась в ремонте крыш над алтарем, трапезой и рундуком, а также окон на колокольне и в других местах – все они «от давнего церкви построения погнили». Крыши разрешено было покрыть новым тесом, а окна исправить. При указе следовало разъяснение, что по указу Тобольского и Сибирского митрополита Сильвестра, не нужно утруждать Его Преосвященство прошениями, а всякие починки церквей выполнять под присмотром заказчиков (т.е. благочинных), кроме передвижения престола крестьянами, заказчики же обязывались рапортовать об уже произведенном ремонте.

    В декабре 1765 года, в алтаре, священником Павлом Словцовым были разлиты Святые Дары – случайно задел рукой, в деле есть описание этого случая.

    В 1767 году в приход Калиновской слободы входили деревни: Порошина, Елунина, Боровлянская, Иина (неразб.), Щипаева, Воскова, Филиппова, Маханова – деревень, вероятно, было больше, но они в просмотренном документе не были отражены. В 1787 году в приходе состояли деревни: Порошина, Филатова, Маханова, Меркушина, Ялунина, Боровлянка, Волкова.

    30 января 1784 года еп. Тобольским и Сибирским Варлаамом была дана грамота на освящение Христорождественского храма. 1787 год в клировых ведомостях считается годом постройки Христорождественской церкви, видимо, в это время произошло освящение главного придела. После освящения главного придела, тем же епископом, 17 июля 1787 года была дана грамота на оклад верхнего придела во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. В том же 1787 году 3 января священник Павел Словцов 51 года, умер. Священник Иван Дюков прослеживается по документам до 1789 года.

    В 1787 году при церкви были священник, диакон, 2 дьячка и 2 пономаря. Ругу получали по числу венцов в приходе, которых было 449: «священнику семейством четыреми человеками 449 пуд, диакону семейством 4 человеками 224 пуда, двум дьячкам 3 человека 112 п., другому холостому 112 п. пономарям одному холостому 112 пудов, а другому с двумя человеками 112 пудов». Ругу обыкновенно собирали в великий пост, но не полностью (по причине неурожаев и скупости прихожан), вторую половину положенной руги приходилось добирать в течение следующих двух лет. Кроме руги причт должен был пользоваться пашенной и сенокосной землей, но пользовался только недостаточным количеством сенокосной. По изложенным причинам, причт, в пропитании себя с семействами, претерпевал «великую нужду», и намеревался требовать по закону положенное через волостной суд. 

    15 марта 1800 года вышел указ о перечислении приходов и городов из Тобольской в Пермскую епархию.

    Священник Ефимий Герасимов Ляпустин 29 лет произведен из дьяконов Троицкой слободы к Калиновской церкви в 1794 году; в 1819 году был запрещен в священнослужении, т.к. находился под судом по двум делам, 4 сентября 1820 года уволен от должности за штат, умер в 1828 году. Священник Андрей Иванов Дюков служил в 1803-1815 гг., был уволен за штат и умер в 1830 году.

    Хотя главный Христорождественский храм был освящен, а верхний Крестовоздвиженский построен, доделки приделов тянулись еще долго. Так, в 1803 году, в Камышловское духовное правление явился ирбитский купец Яков Петров Бушков с желанием подрядиться писать иконы где-либо, и так как других кандидатов на написание икон не было, а во вновь построенной Калиновской церкви был «белой иконостав», то причту и прихожанам Христорождественской церкви было в приказном порядке поручено заключить договор с Бушковым на написание икон, крашение и золочение иконостава. Договор с Бушковым был заключен 16 декабря 1803 года. Договор обязывал купца: в верхнюю Крестовоздвиженскую церковь во вновь ставящийся иконостас написать новые иконы, и не просто так, а «искусным живописным художеством» на готовых церковных досках, которые нужно было представить в город Ирбит; над престолом написать образ Триипостасного, над жертвенником Христа Спасителя – точащего кровь, в купол Господа Саваофа на полотне; с наружной стороны в колокольне в выкладные места два образа – Воздвиженья и Рождества Христова, так же на новых досках; все иконы покрыть новым лаком, как новые, так и старые в нижнем Рождественском приделе; «да еще сделанные на окошке доской выкрасить голубою краскою на масле». Эту работу Бушков подрядился сделать к 7 мая 1805 года за 450 рублей. Ниже описание, какие иконы в какую часть иконостаса писать: «иконы междувратные Спасителя и Богоматери, на правом клиросе образа Воздвижение Честнаго Креста, на левом, образ Рождества Христова, на царских вратах Благовещенье и четыре Евангелиста, на пономарские, архангелов Михаила и Гавриила, и под оными томбы по приличности местных образов, над царскими вратами и над местными и двенатцати господских праздников и в третьем ставу 12 апостолов и сверху из страстей Господних а в средине образ положение во гроб Господа нашего а в апостольском ряду образ Воскресения Господня». Договор подписали: ирбитский купец Яков Бушков, священник Андрей Дюков и дьячек Иван Устинов. 

    На доделку церкви постоянно собирались деньги по окружающим селам и деревням специально избранными людьми – сборщиками, деятельность которых прослеживается по 30-е годы 19 века. К примеру: «16 декабря 1805 года принято от сборщика Исака Порошина собрано им от разных христолюбцев с данною книгою из Пермской консистории – 21 р. 24 декабря 1805 года принято от сборщика Александра Денисова собрано им от разных дателей с данною книгою из Пермской консистории денег – 23 р.». Запись же пожертвований на различные нужды ведётся регулярно. В 1805-1807 годах собирали на благовестный колокол, который был куплен к 16 октября 1807 года, так как в этот день было взято взаймы 100 рублей у церковного старосты Николаевской церкви Новопышминской слободы Потапа Чеченева на расплату колокольному подрядчику Якову Кочневу. В 1806 году собирали на достроение колокольни; в 1808 году - пожертвования на главку; в 1809 году - на выстилку пола. В 1812 году продавали оставшийся от строительства лес. Во время войны 1812 года, когда священники с амвона зачитывали манифест о нападении Наполеона на Россию и манифест о его изгнании, в приходе собирали пожертвования в пользу разоренных от неприятеля Московских жителей.

    Постоянно покупали для церкви: воск, мед, вино; деньги собираются во время славления, от продажи свеч, с 1812 года собирается за наем казенных лавок, за продажу пожертвованного хлеба, холста.

    10 февраля 1814 года еп. Пермским и Екат. Иустином была дана грамота на оклад предела Иоанна Богослова. В 1815 году докупали кирпич, а в 1819-м и следующих годах продавали остаток кирпичей, - в ноябре 1819 года излишек церковных кирпичей в 400 штук продали Володинского села диакону Иоанну Пузыреву за 10 р. Вчерне придел Иоанна Богослова был построен, по всей видимости, в 1819 году, так как 5 июля 1819 года был заключен договор с ирбитским мещанином Стефаном Шелудяковым о клаже предела Иоанна Богослова, а в конце года уже продавали излишек кирпича.

    В 1817 году впервые упоминается столбец для пожертвований, в 1819 году два столбца – один стоял в церкви, а другой рядом с ней (32). В последующем упоминаются столбцы в деревнях Филатовой и Волковой, а также на большой дороге.

    Священник Иоанн Васильев Кузнецов из пономарей Галкинского села Прокопиевской церкви служил в 1817-1838 гг. Священник Григорий Афанасьев Попов 1779 г.р. рукоположен из дьячков Володинского села в 1820 году; с 1831 года исправлял должность благочинного; в 1853 г. уволен за штат по собственному прошению; в 1861 г. был еще жив.

    Приходная книга. Февраль 1820 года: 3 февраля 1820 года собрано церковным старостой Семеном Мещеряковым с разных доброхотных дателей со сборной книгой всего денег – 105 р. 5 февраля продано зборного казенного хлеба 163 пуда с половиной получено за оный всего денег – 163 р. 50 к. 10 февраля принято от зборщика Адриана Иканина денег – 15 р. 20 к. Того ж числа продано прикладного толстого холста 35 аршин выручено всего денег – 3 р. 50 к. 12 февраля приложила девица Ксения Николаева Бочкаревых денег – 10 р. 15 февраля продано священнику Иакову Сильвестрову 200 кирпичей получено денег – 3 р. 18 февраля продан закладный анбар обратно дьячку Дорофею Библецких получено за оный всего 115 р. 21 февраля продано дьячку Филипу Бирюкову 100 кирпичей получено денег – 2 р. 24 февраля продана прикладная овчина диакону Феодору Меркурьеву получено за оную денег – 1 р. 25 февраля продано прикладного толстого холсту разного сорта щетом всего 485 аршин выручено за оные денег 97 р. 26 февраля продан прикладной ковер диакону Феодору Меркурьеву получено за оный денег – 6 р. 28 февраля вынято из запечатанного в..сового ящика всего денег – 10 р. 25 к. Того ж числа собрано от подаяния в кошелек денег – 5 р. 28 февраля вынято из столбца денег – 3 р. 90 к. 

    Весной 1820 года налетела страшная буря и повредила храм: «сего года июня 1 дня по данным в здешнее правление репортом вы священноцерковнослужители донесли что прошлого мая в 22 число от случившегося по нашествии всемогущего Творца преужасной бури сшибло при упомянутой Христорождественской церкви главу и с крестом свалило на землю». 26 августа было приказано исправить повреждения «чрез искусных художников». 

    В ноябре того же года разбиралось дело о пролитии св. Даров на антиминс дьяконом Феодором Меркурьевым во время Богослужения, а также жалоба на самовольную вырубку леса дьячком Филиппом Бирюковым. Дьякон Меркурьев был штрафован положением в три праздничные дня пред св. престолом 300 земных поклонов.

    18 июля 1821 года был заключен договор о покрытии железом предела Иоанна Богослова с мещанином Ирбитского уезда Стефаном Шелудяковым. В ноябре 1821 года был заключен договор на пять окон в пределе Иоанна Богослова с крестьянином Камышловской волости Федором Пивковым.

    В 1821-м и последующих годах собирали деньги на покупку престольного креста. В апреле того же года продали ветхий часослов за 2 руб. В августе месяце числилось денег - 1159 р. 87 к., в июле месяце - 1862 р. 9 к., за исключением в этом месяце употребленных в расход 874 руб. 40 коп. 

    29 ноября 1821 года священник Григорий Попов и дьячок Дорофей Библецких были срочно вызваны в Пермь для подписания экстракта расследованного дела, а на священническое место входящим был определен Новопышминской Архангельской церкви священник Алексей Кузовников без получения от Калиновской церкви доходов. Все, кто был уличен в этом деле, получили наказания с записью в послужные списки, хотя бы за то, что следователю пришлось потрудиться приехать и расследовать его (66). Священник Иоанн Кузнецов по какой-то причине в церкви назвал дьячка Дорофея Библецких «сукиным», дьячек Библецких обиделся и преувеличенно наговорил священнику Григорию Попову о шуме и сквернословии, произведенных в церкви священником Кузнецовым. Священник Попов не разобрался в деле на месте, а написал донос на священника Кузнецова в Пермскую консисторию. В результате разбирательства, 8 августа 1822 года все они были наказаны: священник Григорий Попов был штрафован за ложный и неосновательный донос на сослужителя своего иерея Иоанна Кузнецова 50-ю рублями на вдов и сирот; священник Иоанн Кузнецов был штрафован за произнесение в церкви неблагопристойных слов - называнием дьячка Библетского сукиным - запрещением священнослужения через один год и 4 месяца; а дьячек Библецких был штрафован за объявление священнику Попову якобы о беспорядках произведенных в церкви священником Кузнецовым и своими словами склонившего Попова на донос, оказавшийся ложным, 10-ю рублями на вдов и сирот.

    В том же 1821 году по всем церквям разослали признаки вновь появившихся фальшивых ассигнаций (67) и, от 7 июля 1821 года, правила действия населения при появлении скотской чумы.

    16 июля 1822 года был заключен договор о поставлении креста и глав и окрашении крыш предела и «кунтил» Христорождественской церкви с мещанином города Камышловска Александром Ляпустиным.

    Весной 1823 года было израсходовано более 1500 р. 

    В 1823 году диакон Меркурьев выстроил свой дом против церковного алтаря в 18 саженях, без разрешения со стороны волостного начальства. В 1832 году начальство обратило на это внимание, но так как в 1826 году вышел манифест, по которому прощаются предосудительные поступки, то диакон отделался внушением. Постановление об этом вышло 15 июля 1832 года, а 6 октября того же года диакон Федор Меркурьев умер от неизвестной болезни.

    В ведомости о церкви за 1824 год первое описание Калиновской двух этажной каменной церкви, из которой становится понятно, что нижняя церковь во имя Рождества Христова теплая, с приделом во имя Иоанна Богослова, но этот придел еще не освящен, а верхняя холодная во имя Воздвижения Честнаго Креста. При церкви два штата. Снабжена утварью: «потиром, дискосом и прочими к ним принадлежностями вещами сребренными и позлащенными двумя крестами так же сребренными и позлащенными, тремя Евангелиями из которых первое оболочено медью с Евангелистами и финифтовыми, а последние в бархате с Евангелистами медными, Двумя дарохранительницами сребренною и оловянною; книгами ризами кадилами лампадами и прочим достаточно. Иконоставы работы столярной гладкие иконы в них живописи посредственной; резных и першевелых образов не имеется. Колоколов имеется девять: 1-й благовестный – 70 пудов 25 фунтов; 2-й – 38 пудов 9 фунтов; 3-й – 11 п. 17 ф.; 4-й – 4 п. 10 ф.; 5-й – 1 п. 22 ф.; 6-й – 1 п. 19 ф.; 7-й – 35 ф.; 9-й – 9 ф. Ризница и все принадлежащее до престола и жертвенника вверена в смотрение диакону Меркурьеву книги дьячку Библетскому а прочее имущество и денежная церковная сумма старосте церковному, которое по свидетельству и справке с шнуровыми книгами оказалось в целости, распоряжают оным священноцерковнослужители в обще со старостой, исповедные росписи и метрические книги по указу при церкви имеются». В ведомости о священно-церковнослужителях, кроме послужного списка и сведений о родных, напротив каждого указывалось домостроительство, держит ли коров и птиц, упражняется ли в хлебопашестве, где имеет родственников и какого они достатка. «Священник Григорий Афанасьев сын Попов 45 лет … Домостроительство имеет хорошее, в хлебопашестве не упражняется, а скотоводство и птицеводство производит, в Володинском селе имеет племянника родного диакона Иоанна Пузырева в 10 верстах достатка среднего» (3). – Таково описание ведомости о церкви вплоть до 1832 года, когда образец их написания изменился.

    В августе 1824 года пришло распоряжение из Консистории подтвердить, выстилает ли в данное время Екатеринбургский мещанин Иван Попов чугунными досками пол в церковных комнатах, как подрядившийся на это дело в марте. – В 1832 году снова упоминается мещанин Иван Попов - он так и не выполнил своего обязательства по выстилке пола в церкви.

    Так как храм во имя Иоанна Богослова ещё не был закончен, то на него собирали деньги – 23 марта 1825 года сборщикам Стефану Селезневу и Увару Клюеву из консистории были выданы соответствующие сборные книжки. К 19 мая 1825 года был починен и поставлен на церкви крест, подрядчику Василью Стефанову Безчетвертному уплачено денег за это 150 руб.

    18 августа 1825 года заключен договор о штукатурке Христорождественской церкви на шестирублевом листе Пермской губернии Талицкого винокуренного завода с мастеровым Павлом Николаевым Шабуниным. Летом и осенью он производил «щекоторку» церкви, 4 сентября ему было выплачено 165 руб. В это же время за 167 пудов извести было заплачено 25 руб., а за 25 пудов алебастра – 6 р. 25 к. (38). В начале лета 1827 года этот же подрядчик переставлял колокольный крест и получил за это 150 рублей, за штукатурку в то же время он получил 100 рублей.

    2 августа 1825 года общество выбрало на год очередных стражей в Калиновский храм, ими оказались крестьяне Иван Марков Иканин и деревни Филатовой Федор Данилов Аврамов. В июне 1826 года было куплено 30 пудов листового железа за 225 руб. В октябре того же года за переставку амбара было заплачено крестьянину Якову Иканину 15 руб., а просфорне на соль отдан 1 рубль. В этом же 1826 году вышел указ и указания об оспопрививании.

    В марте 1827 года был отдан Московскому цеховому мещанину Стефану Данилову Голышеву задаток за резьбу иконостаса и за письмо икон 100 руб. (видимо, для Иоанно-Богословского храма), позже за работу ему отдавали деньги частями. В марте ездили торговать на ирбитскую ярмарку и продали там разного холста на 47 рублей. В августе было покрыто тесом крыльцо, за что 16 августа отдали крестьянам Ивану и Александру Иканиным 10 руб. В августе опять привезли алебастр для церкви, а в начале сентября священник Евфимий Ляпустин привез чугунный пол. 2 октября 1828 года заключен договор «о написании живописного искусства две херувы и 4-х икон и плащаницы» Тобольской губернии Туринского города с мещанином Иваном Александровым Дворниковым.

    В 1829 году придел во имя Иоанна Богослова был еще не освящен, «за неотделкою иконостава». В этом же году вышел указ и предписания о холере.

    29 марта 1830 года заключен договор на шестирублевом листу о золочении и окрашении иконостаса в нижней Христорождественской церкви с цеховым Московским мастером Стефаном Голышевым.

    В 1832 году печатаются сведения о нахождении мощей святителя Митрофана Воронежского в подвале церкви. – Жители деревни Махановой в честь этого события в 1832 году построили деревянную часовню во имя Митрофана Воронежского. В другой более поздней клировой ведомости написано, что часовня была построена в 1833 году.

    В 1832 году теплый северный придел во имя Иоанна Богослова был уже освящен. В этом году написание клировых ведомостей изменилось, ведомость о церкви стала более подробной, по этому образцу писали по начало 20 века.

    В 1827 году при генеральном межевании церкви было отведено земли пашенной и сенокосной – 33 десятины. В 1833 году на плане указывали землю церковного причта Калиновской слободы в 4 местах: в 1-м покос 3 дес., в 2-м пашни 90 дес., в 3-м пашни 90 дес., в 4-м сенной покос 15 дес./всего удобной земли 198 дес. 

    12 апреля 1836 года состоялся мирской приговор с испрошением у Камышловского Духовного Правления двух сборных книжек для заведения благовестного колокола в 150 пудов и ограды вокруг церкви.

     Священник Василий Яковлев Сервитский, родом из Владимирской губернии, переведен из Новопышминской слободы в 1840 г., в этом же году назначен благочинным округа и присутствующим Камышловского Духовного Правления. Последнее упоминание о нем в 1845 году.

    В 1843 году вчерне построена каменная ограда, в конце года продавали излишки кирпича. Полностью она окончена в 1846 году.

    Священник Василий Иванов Иванов, зять священника Сервитского, 10 июня 1846 года переведен от Кушвинского Троицкого собора. Сразу же по переводе определен благочинным г. Камышлова и 1 округа, а также членом Камышловского духовного правления. В 1847 году определен цензором проповедей, дополнительно исправлял должность благочинного по 2 округу. Последнее упоминание о нем в 1853 г. Священник Иоанн Собянин, внук священника Григория Попова, рукоположен к этой церкви вместо Попова в 1853 году, служил по 1861 год.

    Священник Александр Афанасиев Торопов поступил вместо Иванова в 1854 году. Переведен от Камышловского Покровского собора, где отлично служил, по причине невозможности присутствовать в Духовном Правлении, т.к. ему было всего 24 года. С 1856 по 1872 г. проходил должность учителя и законоучителя при безмездном училище, которое помещалось в его доме. С 1876 года был законоучителем при Калиновском земском начальном народном училище. Несколько раз избирался на должность духовника округа, с 1883 по 1886 г. был помощником благочинного по 1 округу, был членом училищного правления, выполнял обязанности депутата на епархиальных съездах. Награжден церковными наградами до наперсного креста. Умер 31 мая 1898 года, состоял на службе при Калиновской церкви 43 года.

    По клировым ведомостям 1854 года прихожан: отставных солдат 4 двора, 40 м.п. и 115 ж.п.; в селе гос. крестьян 87 дворов, 459 м.п. и 503 ж.п.; в деревнях: по части 1-го священника: Филатовой в 10 в. 93 двора, 655 м.п. и 637 ж.п.; Меркушиной в 4 в. 14 дворов, 82 м.п. и 94 ж.п.; Махановой в 7 в. 46 дворов, 261 м.п. и 271 ж.п. По части 2-го священника: Ялуниной в 4 в. 21 двор, 139 м.п. и 145 ж.п.; Волковой в 10 в. 64 двора, 425 м.п. и 478 ж.п.; Порошиной в 2 в. 37 дворов, 227 м.п. и 209 ж.п.; Боровлянке в 2 в. 18 дворов, 123 м.п. и 125 ж.п. Всего с духовными 383 двора, 2432 м.п. и 2600 ж.п.

    Фамилии прихожан по исповедным ведомостям 1856 года: Солдаты: Тумановы, Широковы, Мещеряковы, Алеманов, Новоселов, Ширыкалов, Нохрин. Солдатки: Маханова, Черданцева, Абрамова, Качусова, Лоскутникова, Казанцова, Озорнина, Безсонова, Тюшева, Гобова, Безбородова, Тимухина, Шатрова, Южакова, Семенникова, Ситникова, Шурова, Борноволокова, Мартыновы, Ленева, Иканина, Панова, Порошины, Коробицина, Пестовы, Ильиных, Черноусова, Неустроевы, Антины, Мезонцова, Ситникова, Дюкова, Ветлугина, Селезнева, Наклоняева, Паршукова. Отставные солдаты: Ильиных, Леневы, Дранишников, Гобов, Неустроев, Попов, Семенников, Ситников, Филипьев, Кадилов.

    Государственные крестьяне: Села Калиновского: Мещеряковы, Бочкаревы, Гобовы, Ильиных, Воробьевы, Лоскутниковы, Семенниковы, Дурносовы, Нохрины, Пановы, Алемасовы, Леневы, Молоковы, Мартыновы, Горлановы, Мещеряковы, Денисовы, Иканины, Паршуковы, Поповы, Заварзины, Кадиловы, Семенниковы, Дранишниковы, Костенниковы, Южаковы, Пановы, Бочкаревы, Ильиных, Дюковы, Ремезовы, Гобовы, Веселковы, Воронины.

    Деревни Филатовой: Казанцовы, Нохрины, Старковы, Новоселовы, Захаровы, Мартыновы, Кокташевы, Озорнины, Серковы, Смердевы, Безсоновы, Аврамовы, Абрамовы, Фроловы, Широковы, Борноволоковы, Качусовы.Дер. Махановой: Космины, Косминых, Антоновы, Михайловы, Селезневы, Черданцовы, Денисовы, Кетовы, Тюшевы, Ситниковы, Махановы, Сараевы, Безбородовы, Мещеряковы, Ширыкаловы, Заложновы, Полуяхтовы, Болдыревы, Тумановы, Вахловы.

    Дер. Меркушиной: Озорнины, Южаковы, Кулижниковы.

    Дер. Порошиной: Мартыновы, Порошины, Бочкаревы, Селезневы, Казанцовы, Иканины, Ширяевы.

    Дер. Ялуниной: Тюшевы, Усольцовы, Вахловы, Мартыновы, Полуяхтовы, Мещеряковы, Поповы.

    Дер. Боровлянки: Бочкаревы, Воронины, Мартыновы, Ильиных, Коробицины, Шуровы, Воробьевы.

          Дер. Волковой: Ситниковы, Бутыровы, Пестовы, Судаковы, Ивановы, Поповы, Неустроевы, Черноусовы, Борноволоковы, Девятковы, Малютины, Филипьевы, Клюевы, Заложновы, Гребенщиковы, Уфинцовы, Наклоняевы, Мезенцовы, Мартыновы, Казанцовы, Ветлугины, Кокташевы, Черноусовы.

    30 января 1855 года протоиерей Василий Прибылев освятил престол в теплом придельном Иоанно-Богословском храме.

    В 1862 году деревни Волкова и Филатова отделились в особые приходы, и число причта при Калиновском храме уменьшилось. Если по штату 1844 года было 2 священника, 1 диакон, 2 дьячка и 1 пономарь, то по отделении остались священник, диакон, дьячек и пономарь. В 1873 г. было положено: настоятель и два псаломщика. С 30 сентября 1885 г., времени открытия Екатеринбургской епархии, при церкви - священник, штатный диакон и псаломщик. В 1868 г., по указу Св. Синода 90 дес. пахотной земли и 9 сенокосной отделено к ц.с. Филатовского.

    В 1863-1865 гг. собирались пожертвования на поправку церкви. 31 марта 1865 года собрано пожертвований на св. Евангелие – 140 р. В декабре 1866 года куплены у Екатеринбургского мещанина Медичкова иконы Илии Пророка, Иоанна Богослова и запрестольная икона Казанской Божией Матери. В декабре 1866 года на выписку журналов: странника, руководство для сельских пастырей, духовной беседы, Лаврского вестника – израсходовано 17 р. 17 к.; Благочинному каждый месяц отдавалась сумма прибыли со свечей. Весной 1867 году покупалась парча, а летом диаконская девица Любомудрова сшила священническое и диаконское облачения. В мае были куплены шкафы для священных вещей у мещанина Медякова. Летом того же года крестьянин Василий Мещеряков построил амбар для церкви. В ноябре Туринский мещанин Сирин поновил икону Спасителя и получил за это 3 руб., за крест – 25 руб., позже он поновил и другие иконы в церкви. 4 декабря 1868 года диакон Арефьев получил за переплет книг 12 рублей. 

    Духовенство вкладывало деньги под проценты в Камышловский общественный банк, 4 мая 1870 года было получено процентов 90 рублей; 3 мая 1871 года процентов на 1060 р. получено 63 руб. 60 к.; 1 мая 1874 г. процентов на капитал 1900 р. получено 114 р.

    Священник Торопов был переведен к ц.с. Калиновского в сентябре 1854 года. Проходил должность законоучителя и наставника при безмездном училище, которое помещалось в его доме – с 1856 по 28 октября 1872 г. С 1887 года при церкви было открыто ц.-п. попечительство, которое финансово поддерживало церковную школу и причтовые помещения. Диакон Иоанн Васильев Меркурьев поступил на приход в 1889 году, сразу же он стал учителем и законоучителем в церковной школе грамоты, которая некоторое время помещалась в его доме, и был таковым по апрель 1902 года. Сама же ц.-п. школа была закрыта 10 июня 1902 года.

    В 1875 году в селе была открыта земская школа, с 20 октября 1876 года священник Торопов проходил должность законоучителя при Калиновском начальном народном училище. С 4 ноября 1886 г. по 20 апреля 1888 г. псаломщик Алексий Чирков был при том же училище учителем пения. В 1902 году в Калиновской земской школе училось 136 учеников, в 1904 г. – 82 уч., в 1905 – 89 уч., в 1909 г. – 102 уч. Боровлянская школа грамоты упоминается в 1902 году, в 1903 году в ней обучалось 11 учеников, в 1904 г. – 50 уч., в 1905 г. – 36 уч., в 1909 г. – 38 уч. В том же 1902 году учреждена земская школа в деревне Махановой. К 1918 году во всех деревнях прихода и самом селе существовали земские школы, в них обучалось 166 мальчиков и 123 девочки.

    В 1872 году церковным старостой был Иаков Бубенщиков. В течение 1872 года ремонтируется церковная кровля, - кровельщик, плотник и штукатур регулярно получают деньги. Ежемесячно платится за посеребрение вещей, покупку свеч из Екатеринбургского женского монастыря, покупку вина, крупчатки, меда, дров, за хоругви, за Евангелие, за парчу и шелк, на содержание Далматовского училища, на бедных духовного звания, за бумагу, за серебряные крестики, за ладан, на венчики и листы разрешительных молитв, масло, за шитье ризы и стихаря и т.д.

    В апреле 1873 года собрано на украшение церкви 104 р. 91 к., а на хоругви – 103 р. 47 к. В 1874 году продаются излишки железа, собираются пожертвования на священническое и диаконское облачения, Евангелие, продаются свечи и огарочный воск (46). В 1875 году продолжается серебрение церковной утвари: старинных подсвечников, лампад и кадил, постоянно собираются пожертвования на серебрение. Пожертвования не только деньгами, но и хлебом, холстом. Продолжают собирать на Евангелие, на икону Воздвижения креста Господня, на дрова для церкви. 

    9 января 1876 года в Верх-Исетском Металлическом магазине куплена печь чугунная коробчатая за 78 р. Позднее собирали деньги и на другую чугунную печь. В конце года продают церковные кирпичи и обручное железо. 

    В 1884 году собирают пожертвования на устройство иконостасов. Весной 1885 года куплено 180 тесниц, 25 половых балок и 405 пудов алебастра. В 1885-1886 гг. собирались пожертвования на ремонт церкви и устройство иконостасов.

    Расходная книга. 23 апреля 1885 года подрядчику Илие Филиппову Зубареву за работы по церкви выдано 900 р. Л.169об: 10 мая 1885 года крестьянину Георгию Иоаннову Мещерякову отдано за 21 ф. мелкого гвоздя – 3 р. 92 к., тес разного сорта – 16 р. 50 к., пил из кряжев – 3 р. 60 к., шпили – 3 р. 12 к., камни и щетину – 23 р., жерди 65 штук – 2 р. 80 к., всего 52 р. 94 к. Эти деньги получила Васса Мещерякова. Л.169об: 13 мая 1885 г. из лавки Макаровой взято два ящика белил и ящик крону и заплачено – 38 р. 43 к. Из лавки Александра Попова взято 14 ф. проволоки и 15 п. 4 ф. разного железа и заплачено 41 р. Деньги получил Петр Пядеев. Л.169 об: 21 мая 1885 года арендатору известковых гор Сухоложского общества Либерман за 391 пуд извести выдано 133 р. 65 к. Деньги получил Либерман. 31 мая 1885 года подрядчику Илии Зубареву выдано 500 р. л.171об: 30 июня 1885 года подрядчику Зубареву выдано 250 р. л.172об: 2 июля 1885 года учителю Щилкинской народной школы Алексию Стефанову Хлынову за переплет церковных книг, журналов и Епархиальных ведомостей, трех Евангелий – заплачено 33 р. 65 к. 18 июля 1885 года Камышловскому купцу Андрею Иоаннову Полухину за 747 пудов алебастра – 186 р. 84 к. 30 июля 1885 года сыну подрядчика Илии Филиппова Зубарева Василию выдано 200 р. и т.п. л.175об: 6 октября 1885 года подрядчику Илии Филиппову Зубареву сверх суммы выдано за устройство лестницы и полов в колокольне – 50 р. 

    30 апреля 1890 года мастеру печному Петру Валентинову Пышинскому за устройство четырех калориферных печей с ломкой старых печей, пробивкой стен и выводом дымовых каналов по стенам и труб поверх крыши, за подштукатурку всех мест работы и подбеление, окрашение двух печей круглых и за выстилку пола в предельном храме чугунными плитами отдано 129 р. 20 к. Свечи стали покупать при Екатеринбургском архиерейском доме, чуть позже у Епархиального свечного завода, у частных лиц, потом снова в Ново-Тихвинском монастыре и Епархиальном заводе.

    27 июня 1893 года прихожане и причт просили разрешения заключить договор на устройство иконостаса в Христорождественском храме и другие работы с подрядчиками мещанами Василием Лазаревым и Лукой Молокановым, прихожане жертвовали 1650 р. - с добавлением церковного капитала в 1800 р. получалось 3450 р. Впоследствии, 12 октября 1895 года, упоминается подрядчик камышловский мещанин Лука Родионов Молоканов, получающий плату за выполняемую работу.

    До 1885 года священно-церковнослужители жили в собственных домах, построенных на обывательской земле. В 1885 году по завещанию крестьянина Загуменных Калиновской церкви перешел его дом. К 1894 году ц.-п. попечительством для причта были приобретены еще два дома, у священника Торопова был свой дом, построенный на обывательской земле. В церковных домах жили диакон, псаломщик и просфорня. В 1907 году священник Семенов и просфорня жили в церковных домах, как и псаломщик, живший в пожертвованном доме, диакон же жил в общественном. В Клировой ведомости за 1907 год особо описываются здания, принадлежащие этой церкви: а) деревянный, соснового леса, одноэтажный, крытый железом с надворными постройками дом; б) деревянная соснового леса, крытая железом изба. В 1908 году был приобретен еще один дом для причта за 579 р. 53 к. К 1918 году дома всех членов причта были церковные, стоящие на церковной усадебной и общественной земле. А также другие здания, принадлежащие церкви: 1) деревянная, соснового леса, крытая изба-квартира просфорни; 2) деревянный, соснового леса, пятистенный амбар, с прирубленной к нему кладовой, покрыт железом. 

    28 июля 1898 года на место Торопова к церкви перемещен священник Боевского села Василий Семенов. Состоял законоучителем в Калиновском, Махановском и Меркушинском земских начальных училищах. С 8 ноября 1900 г. назначен духовным следователем по 3 округу Камышловского уезда – по 4 ноября 1903 г. С 4 ноября 1903 г. по 22 июня 1906 г. состоял благочинным 3 округа Камышловского уезда. Состоял членом Правления Камышловского духовного училища в течение двух трехлетий с 1908 по 1913 г. 

    При священнике Семенове верхний холодный Воздвиженский храм в 1907-8 гг. внутри капитально ремонтирован, украшен живописными священными изображениями и по случаю снесения при ремонте Св. Престола – вновь освящен 14 октября 1908 г. 

    17 августа 1910 года храм посетил Митрофан, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В его дневнике было отмечено, что храм «содержится в образцовом порядке и чистоте, особенно верхний храм, освященный в честь Воздвижения Креста Господня». Пройдя в верхний храм, Владыка сказал поучение о силе крестных заслуг Христа и, благословив присутствующих, отбыл на ст. Пышминскую.

    Во время гражданской войны, в 1918 году, при церкви состояло земли «усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины 1200 кв. саженей. Пахотная земля 90 дес. и 9 дес. сенокосной в декабре месяце 1917 г. вместе с заготовленными причтом парами прихожанами отобрана».

    2/15 марта 1918 года общее собрание граждан села Калиновского под руководством председателя Калиновского исполнительного комитета Михаила Василиева Кадилова разрешило причту села Калиновского похоронить убитого 1/14 марта гражданина села Калиновского солдата Иова Александрова Мещерякова. 6 марта погребен солдат из дер. Махановой Григорий Борисов Безбородов 19 лет, умерший от огнестрельной раны в голову. 23 апреля 1918 года убита, 27-го погребена Калиновского села крестьянина Родиона Георгиева Мартьянова жена Мария Иаковлева 26 лет. 

    К 18 августа 1918 года у власти в селе было Временное Сибирское Правительство, заменившее исполнительный комитет, т.к. в этот день был убит доброволец солдат 4 роты 7-го степного Сибирского стрелкового полка войск временного Сибирского Правительства Симеон Васильев Туманов 26 лет, происходящий из крестьян дер. Махановой. Полк в то время находился на 95 версте, врач написал свое отношение 31 августа коменданту ст. Кунары. 8 сентября 1918 года умер, 17-го погребен Ильинской волости дер. Полдневой крестьянин Дамиан Иаковлев Воробьев 25 лет, от тяжких смертельных поранений. 

    16 июля 1919 года священник Василий Семенов с женой эвакуировался с отступающей армией Колчака, т.к. «боялся ужаса гражданской войны и повторения притеснения бывшего в 1918 году. Проживал около месяца в гор. Татарске Акмолинской области. Определенных занятий не имел. А остальное время ехал в пути вперед и обратно. Прибыл от станции Дублинская и Коченова. Причина возвращения – приискание средств к жизни. Пока ничем не занимаюсь. Живем пока на прежние от продажи лошади и телеги, а также оказана помощь со стороны местных граждан. Здоровье слабое. Имел собственный недостроенный дом в с. Калиновском. Имеются только некоторые одежные вещи и посуда, две пары обуви». Священнику Семенову в это время было 57 лет, в его жене 52 года.

    В 1919 году два дома, в которых находились квартиры священника и диакона, были конфискованы, остались другие два дома, в которых раньше проживали псаломщик и просфорня, так же в распоряжении церкви оставался церковный пятистенный с прирубленной кладовой амбар. В конце ноября 1920 года и последние церковные дома были заняты светскими учреждениями. Копии с метрических книг с 1866 по 1919 г. Калиновским вол. исполкомом были отобраны, копии с 1816 по 1865 г. в 1920 году еще хранились в церковном архиве; исповедные росписи с 1798 г. также хранились при церкви. 

    В 1920 году при Калиновской церкви состояли священник Василий Семенов 58 лет, диакон Иоанн Меркурьев 60 лет, и.д. псаломщика заштатный священник Александр Первушин. В селе в этом году проживали крестьяне-лютеране Холмской губернии и уезда. В том же 1920 году от старости умер отставной солдат Феодор Василиев Мещеряков 102 лет. 

    Категория: Статьи о храмах. | Добавил: Рина (18.02.2019) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 514 | Теги: история Калиновского села свердловс, церковь села калиновского камышловс | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024