Об основании села
Первый Тобольский епископ Киприан был посвящен в сан епископа в 1620 году. Он заботился об искоренении суеверия и предрассудков, о просвещении язычников и построении церквей. Во время его епископства был основан ряд монастырей. Так, во время обозрения епархии он узнал, что при реке Нейве, за 100 верст от Верхотурья, живут государственные крестьяне, которые не имеют церкви. Посоветовавшись с верхотурскими воеводами, в 1621 году он послал указ, по которому назначил в те места старца Серапиона из Соловецкого монастыря, черного попа Верхотурского Николаевского монастыря Христофора и служебника старца Симеона строить храм Преображения Господня и соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Из своего жалованья архиепископ выделил 30 четвертей хлеба старцам, а лес для строительства церкви и келий должны были привести местные жители. К 1624 году в этом монастыре были построены келья да клеть. По строительстве церкви, её освятили в честь Богоявления Господня, а не как предполагалось прежде. Поэтому и монастырь стал называться Невьянским Богоявленским.
На территории Екатеринбургской епархии было несколько поселений с наименованием Невьянское, это: Невьянская слобода в ирбитском уезде, основанная в 1619 году, Невьянский завод в екатеринбургском уезде (сейчас это город Невьянск), основанный в 1669 году, и Невьянско-Экономическое село (Кировское, Монастырское) в верхотурском уезде на месте Невьянского Богоявленского монастыря, основанного по указу в 1621 году. Сам монастырь, возможно, стал строиться позднее 1621 года, некоторые называют началом постройки 1624 год.
Известный уральский историк, директор народных школ Пермской губернии, автор Пермской летописи, Василий Никифорович Шишонко пишет, что Покровское село в ирбитском уезде было основано в 1621 году, при этом он ссылается на Верхотурский рукописный хронограф его же авторства, текст которого в настоящее время утерян, и книгу «Распространение христианской веры в пределах Пермской губернии архимандритом Макарием», изданную в 1857 г. Других источников по основанию Покровского села в 1621 году — нет. Предполагается, что село Покровское было основано как одна из заимок Невьянского Богоявленского монастыря (другие заимки были в Арамашево и Писанце, по описанию набега 1662 года). Покровская заимка не могла быть основана сразу же после написания указа и одновременно с монастырем, тогда монахи все свои силы бросили бы на основание заимки, в самом же Богоявленском монастыре первые два дома были отмечены в документе 1624 года. Правда, по мнению Брылина, на землях Покровской заимки ещё раньше самовольно поселились бежавшие из-под Новгорода крестьяне, что пока не подтверждается никакими документами.
Современные исследователи, в частности, Михаил Юрьевич Елькин, который, поискав по своим родоведческим делам документы по истории села Покровского, и, не найдя их прежде 1650 года, выдвинул свою версию о дате основания села. Его аргументы звучат так. Грамота от 1650 года, данная Невьянскому Богоявленскому монастырю, отдает ему земли от деревни Оскителево (ныне Гостьково) до колмацкого броду, через реку Реж, - там находилась и земля, на которой сейчас стоит село Покровское, - места эти отмечены в грамоте как пустопорожние. Другой аргумент: до 1650 года с этой стороны реки Реж не было поселений, разрешение селиться до 1650 года давали только с другой стороны реки. Такими селами были Мироново, Липино. Деревня Трифанова, находящаяся с этой стороны реки, была основана в 1665 году. И, наконец, сами документы, приведенные М. Ю. Елькиным, самый старый из них — порядные записи от 1653 года, - в нем поселение называлось «заимкой на колмацком броду» на речке Бобровке.
Первые церкви
Оставим споры об основании села и обратимся к истории возникновения церкви в Покровском селе, тогда еще заимке Невьянского монастыря, по документам, найденным М. Ю. Елькиным и А. И. Брылиным, приведенным в их книге про покровскую волость.
В 1653 и 1656 годах заимка еще не имеет собственного названия и называется как и множество подобных заимок - по местности — «заимкой на Колмацком броду на речке Бобровке» и «Новой заимкой за колмацким бродом около речки Бобровки». В 1659 году в заимке уже стояло монастырское подворье с мельницей, а само монастырское поселение называлось деревней Покровской, - по мнению авторов, это говорит о строительстве первой церкви. Отмечено, что вкладчик жил в этом поселении - с 159-го года (1651 год), а гулящие люди, пришедшие с Устюга — с 165-го (1657 год). Брылин А. И. и Мозель считали, что в селе Покровском был отдельный Покровский монастырь, который только подчинялся Невьянскому Богоявленскому монастырю.
В 1662-1663 годах, когда башкиры и сибирские татары сделали набег на русские территории, в Покровском уже была церковь и оно называлось селом. Значит, первая церковь была построена и освящена между 1659 и 1663 годами. Документ, найденный в РГАДА, и повествующий о разрушениях после набега, говорит о трагедии тогдашних крестьян. Башкиры захватили село 30 июня 1663 года: «хлеб в житницах и двор монастырской и крестьянские дворы все сожгли и мельницу, старца посельского убили, крестьян 78 человек убили, женского полу и девок и робят в церкви погорело и в полон было взято девятьдесят пять (95) душ, кроме младенцев, лошади и скот отогнали».
В 1676-1680 годах в Покровской церкви служил поп Герасим Онаньин Белоусов, подписывающийся в некоторых документах просто как Герасим Онаньин. У него были сыновья Иван, Родион и Антон. Родион с Антоном упоминаются под фамилией Поповы, которая закрепилась за внуком Родиона - Андреем Митрофановым Поповым. Дьячком в это время был Максим Яковлев Пономарев, а пономарем Петр Гусев. В 1680 году в селе было 43 двора, в 1682 году - 101 человек мужского пола, от 7 лет. Вместе с церковью в селе было монастырское подворье, в котором жило три монаха - Филарет, Фёдор и Иона. На речке снова стояла мельница, монастырской пахотной земли было 102 десятины, сенных покосов на 2000 копен.
Петр 1-й отдал жителей села Покровского работниками в Демидовские заводы в 1703 году. Дважды пытались Демидовы закрыть монастырь (в 1703 и 1726 гг.). Монастырь, владевший достаточным количеством земли и крестьян, смог отстоять свои интересы, но село Покровское было для него потеряно. В это время закрылись многие старые монастыри Пермской и других епархий. В описании села Покровского 1703 года упомянуты: «Церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы, а кругом церкви ограда, а в стене святыя ворота, да в стене ж анбар церковнои казеннои с нутреным замком, двери окованы железом. А за оградою владения дворец монастырской, а на дворце три избы с сараями и с отставными конюшнями, забираны в столбы, да поселного старца келя. Да монастырских ж казенных на Бобровке речке, а в неи один постав жернов, да другая мелница на том же пруду стоит в пусте». В 1704 г. в селе и окружающих деревнях был 91 двор, жителей 295 человек. В начале 18 столетия при Покровской церкви состояли священники Герасим Антонов Белоусов и Самсон Михайлов Пузырев, пономарь Родион Герасимов Попов, дьячек Алексий Василиев Хлибенной.
В 1717 году к селу Покровскому относились деревни: Липина («при реке Реже на Колмацком броду»), Луговая, Сосновская («при речке Бобровке»), Ключи, Ближняя Трифанова, Трифанова Дальняя, Лягушина («она ж Кляпинина при Ключей», появилась, скорее всего, около 1715 года) и Береговая («против деревни Мироновы при реке Реж»). В 1754 г. от Покровского прихода были отчислены, в связи с построением церкви в деревне Мироновой, ближайшие к ней деревни (т. е. Липина, Луговая и Клепинина), с числом дворов 53, а в Покровском приходе осталось 212 дворов.
В 1759 году проводилась очередная перепись владений Демидова, из которой мы узнаем, что в селе Покровском стояла деревянная одно престольная церковь с деревянной колокольней и трапезой во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вокруг церкви была деревянная ограда, в которой деревянный же амбар для склада провианта во время башкирских нападений. Второй такой же амбар стоял в 50 саженях выше по речке Бобровке. Все это было построено на средства жителей села Покровского. Вниз по Бобровке стояла деревянная часовня, в которой стоял деревянный крест. Так же чуть ниже центральной плотины жил старец Силиверст, как передает Брылин предание местных жителей, который долго сопротивлялся приходу новых жителей рядом с местом его жительства, а потом, переселяясь, высказал даже что-то вроде проклятия. Священно-церковно-служителями Покровского храма в это время были: священник Иван Алексеев Пузырев, дьячёк Прокопий Алексеев Пузырев, пономарь Андрей Иванов Пузырев, пономарь Семен Семенов Белоусов.
25 марта 1770 года Покровская церковь сгорела, в 1772 году была построена другая, тоже деревянная.
В это время центром торговли в Зауралье стал недавно появившийся город Ирбит Тобольской губернии, почти сразу же ставший уездным. Городом он был назначен по повелению императрицы Екатерины Второй - 3 февраля 1775 года, за сопротивление и достойный отпор пугачевцам, в то время как жители окружающих сел и деревень помогали им. Также жителям г. Ирбита были дарованы некоторые налоговые льготы. Учрежденная еще в 1643 году ирбитская ярмарка, прославилась и достигла своего расцвета к 80-м годам 19 века. Оптовая торговля на ней превышала розничную. Сказалось развитие этой ярмарки и на Покровском, т. к. через него проходила одна из дорог на Ирбит. Когда ярмарка открывалась, село Покровское жило кипучей жизнью. По дороге тянулись конские обозы с различными товарами. «Многие крестьяне, чтобы привлечь на постой дорожников строили большие дворы с навесами, куда помещались целые обозы». Так же специально строили вторые избы, где останавливались проезжающие. Предоставление ночлега было значительной статьей дохода крестьян.
В 1781 году в Вятской и Тобольской губерниях было произведено разделение прежних областей на более мелкие. В этом году были назначены уездными городами, или вновь появились такие поселения, как Далматов, Алапаевск, Оса, Оханск, Пермь, Дедюхин, Ирбит. Подобное разделение было недолгим и при появлении Пермской губернии в 1799 году, некоторые вновь назначенные города — Алапаевск, Далматов, Дедюхин — были лишены уездов и стали заштатными городами. Село Покровское входило в алапаевский уезд, а после изменения — было причислено к ирбитскому уезду Пермской губернии.
В 1800 году в церкви села Покровского служили: священники Леонтий Сильвестров Кирпищиков 41 г. и Иван Яковлев Топорков 37 лет, диакона Василий Гаврилов Хлынов 22 лет и Иван Прокопьев Пузырев 42 лет, дьячки Иван Иванов Пузырев 22 лет и Петр Андреев Пузырев 33 лет, пономари Иоанн Прокофьев Хлебин и Петр Андреев Пузырев.
В приходе Покровском был 361 дом, м.п. 1424 и ж.п. 1488. В самом Покровском было 234 дома, м.п. 885 и ж.п. 918 — Крестьяне: Хмелевы, Брылины, Лукины, Рябовы, Зыряновы, Стригановы, Загвоскины, Пищиковы, Соколовы, Абакумовы, Белоусовы, Колотиловы, Воробьевы, Поликарповы, Плехановы, Бабкины, Пономаревы, Черемных, Лаврентьевы, Кайгородовы, Гилевы, Нехорошковы, Ведерниковы, Корепановы, Дроздовы, Халямины, Каргаполовы, Смирнягины, Бочкаревы, Фадеевы, Ознобихины, Черепановы, Мутовкины, Козины, Нехоновы, Горбуновы, Лобановы, Тропниновы, Марковы, Глатких, Гусевы, Неклюдовы, Тумановы, Турицыны, Шипицыны, Поповы, Загвоскины, Гаряевы. В деревнях: Сосновской — 25 домов, м.п. 75 и ж.п. 93 — Рябовы, Стригановы, Сосновские, Загвоскины, Шипицыны, Подвинцовы, Подшиваловы. Ключах — 32 дома, м.п. 111 и ж.п. 137 — Стригановы, Тумаковы, Брагины, Шипицыны, Кривошеины, Епифановы, Рябовы, Лукиных. Ближней Трифоновой — 23 дома, м.п. 103 и ж.п. 88 — Зыряновы, Дроздовы, Подшиваловы, Колотиловы, Пономаревы, Хмелев. Камышах — 3 дома, м.п. 17 и ж.п. 22 — Пономаревы. Кислянской — 11 домов, м.п. 38 и ж.п. 38 — Синюхины, Голупковы, Пономаревы, Подшиваловы, Третьяковы, Шишевы, Кожевины. Дальней Трифановой — 37 домов, м.п. 148 и ж.п. 140 — Пономаревы, Доможировы, Трифановы, Шехиревы, Реткины, Юговитины, Голупковы. Паршиной — 7 домов, м.п. 26 и ж.п. 26 — Рукомойкины. Бродовке — 5 домов, м.п. 21 и ж.п. 26 — Ретневы, Важенины, Гребенцовы.
Церковные ведомости начала 19 века кратко описывают Покровскую церковь. Церковь была деревянная, двух престольная: основное здание холодное с престолом во имя Покрова Божией Матери, придельный теплый, зимний храм, с престолом во имя Архистратига Божия Михаила. Уже тогда, всего через 30 лет после постройки, здание церкви считалась не совсем крепким. В ней служило два штата причта, т. е. 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика и 2 пономаря. Перечисляется церковная утварь: серебряные чаша и дискос, два серебряных креста, оловянная дароносица, Евангелие с серебряными Евангелистами, книги, ризы, медные подсвечники, кадила и лампады. Один из иконоставов был вызолочен листовым золотом, а другой выкрашен красной краской. Иконы в иконоставах были «живописи посредственной неполинялой», резных образов не было. Колоколов было пять: первый 38 пуд, второй 26 пуд 9 фунтов, третий 7 пуд, четвертый 1 пуд, пятый 39 фунтов. За церковным имуществом смотрел церковной староста, выбранный из прихожан, распоряжался же этим имуществом диакон Иоанн Пузырев. Метрические книги и исповедные росписи хранились при церкви с 1787 года. Священно-и-церковно-служители получали от прихожан вольную хлебом ругу - кто сколько даст. А также небольшую плату за требы. Пахотной земли не имели, а довольствовались добровольно отведенным прихожанами сенокосом в 7 десятин. Жили в собственных домах.
Сами прихожане считались государственными крестьянами, приписными к партикулярным Нижнетагильскому и Салдинскому заводам. Пропитание имели от хлебопашества. Достатка посредственного. В 1803 г. приходских дворов было 376, м.п. 1506 и ж.п. 1563. С прошлого 1802 г. года дворов убавилось на 16. Старообрядцев в селе жило м.п. 5 и ж.п. 4. Иноверных и некрещеных: татар, калмыков и других в приходе не было. Расстоянием деревни от села и церкви состояли в 4 - 10 верстах. Болот, рек и других препятствий не имелось, и путь от деревень до церкви всегда был удобен.
К концу 18 века вышестоящее начальство стало требовать от священно-и-церковно-служителей, чтобы они не участвовали в забавах и отдыхе крестьян, в совместном распитии спиртных напитков. Также духовенство не было положено в подушный оклад, что отделяло их от крестьянства. За поведением священно-служителей стали тщательнее следить, не придерживающихся трезвой жизни и не удаляющихся от веселых компаний, особенно если это касалось богослужебных обязанностей, могли наказать — священников понижением в должности и переводом на более худшее место, а причетников отданием в военную службу. Был случай, когда священник Калиновского села Сотников, умерший от пьянки в кабаке, подвергся наказанию после своей смерти, в назидание другим его отпели не по священническому обряду, а по чину для мирян.
В те времена прихожане давали отзыв епархиальному начальству о поведении своих священно-церковно-служителей, вот один из таких документов.
«1808 года генваря 2-го дня Пермской губернии Ирбитского уезда Покровской приписной к заводам волости разных селений лутчего поведения крестьяне а именно: Иван Пищиков, Федор Пономарев, Еремей Подшивалов, Матфей Никифор Борисовы Абакумовы, Василей Никитин Подшивалов, Василей Черемнов, Алексей Фадеев, Герасим Сосновской, Алексей Брылин, Иван Осипов Стриганов, Степан Смирнягин, Лаврентей Абакумов, Митрофан Лобанов, Яков Терентьев Пономарев, Михайло Бочкарев, Иван Мутовкин, Николай Хмелев, Семен Иванов Абакумов, Павел Сосновской, Клементей Горбунов, Яков Лукиных, Федор Реткин, Михайло Абакумов, Яков Зырянов, Федор Егоров Стриганов, Иван Борисов Абакумов, Яков Егоров Стриганов, Андрей Колотилов, Михайло Нехонов, Алексей Гаряев, Афанасей Гусев, Иван Фадеев, Ияков Горбунов — на основании указа 1805 года мая 9-го дня со общего согласия дали сие свидетельство Покровского села Покровской Богородичной церкви священно-и-церковно-служителям в том что они поведения и состояния доброго. Священническую должность и требы мирские исправляют неопустительно обидев налоге притесниев словом не имея закону противных поступков /кроме дьячков Петра Андреева и Петра же Андреева Пузыревых о которых по рапортом от волостного Правления донесено Ирбитскому Нижнему Земскому Суду было/ не чинят а ведут себя добропорядочно так как более Чеснова Человека повелевает в том под сим и подписуемся к сему свидетельству вместо вышеписанных крестьян Ивана Пищикова Федора Пономарева Иеремея Подшивалова с товарищи по самоличной их просьбе руку приложил писец Гавриил Балаши.. В уверение чего Волостной голова Федор Сосновской староста Иван Черемнов приложили указную печать».
Каменный храм
В 1812 году была Отечественная война. Манифесты о ее начале и окончании для жителей Покровского прихода зачитывали с амвона священники, как зачитывали они различные указы в самые различные времена, являясь рупором не только церкви, но и правительства. С войной 1812 года связывают начало строительства каменной церкви в селе Покровском, будто бы вернувшиеся с войны покровчане решили построить каменную церковь и выполнили это обязательство в 1821 году. Возможно, это и верно, но только в решении их поставить каменное здание храма. В течении долгого времени считалось, что храм построен в 1821 году, виной тому переписчик клировых ведомостей после 1840 года, не удосужившийся просмотреть более старые документы, который и стал указывать, что церковь была «построена в 1821 году тщанием прихожан». Эта дата попала во все справочники того времени, в том числе и в известный справочник «Приходы и храмы Екатеринбургской Епархии». И только «Справочная книжка Екатеринбургской епархии за 1915 год» указывает верный год освящения основного престола — 1840-й. С 1812-го до 1821 года жители могли заготавливать материалы для постройки, договариваться с архитектором и другими специалистами, получать различные документы, для чего посылали в Пермскую Консисторию прошения или отправляли уполномоченных от общества лиц. Всё это должно было занять довольно много времени, если учесть, что до Перми ездили в то время на конях.
Как пишет Е. С. Гаряева, строительство начали с производства кирпичей. На восточной окраине села нашли подходящую глину, поставили рядом сарай для сушки готового материала. «Глину месили женщины босыми ногами, а затем уже придумали глиномешалки, которые приводили в действие конной тягой. Добавляли при изготовлении сырые яйца, и кирпич получался очень прочный — настолько, что телега, груженная им, переезжая через еще сырой, не отожженный, не переламывала его». Гранитные блоки, которые применяли при строительстве, выпиливали в «каменном» болоте у речки Чернушки. Их вывозили зимой на специально сделанных санях. «Особо отличился Александр Антонович Ларионов по прозвищу Коробка. На него нагружали по 50 кирпичей (а каждый весил 12,5 фунтов, или 5 килограммов), и он по сходням носил их наверх».
Каменное здание Покровской церкви было заложено 15 октября 1821 года по благословению епископа Иустина. С самого начала его предполагали построить двух-этажным с колокольней, нижний храм в честь Покрова Божией Матери, а верхний - в честь Архистратига Михаила. В 1821 г. в к приходу села Покровского принадлежали деревни: Реткина, Сосновская, дальняя Трифанова, ближняя Трифанова, Паршина, Ключи, Камыши, Кислянская. В причте были: священники Леонтий Кирпищиков и Иоанн Топорков, диакон Иоанн Пузырев, дьячек Петр Пузырев, пономари Павел Пузырев и Василий Топорков. Старая деревянная церковь к тому времени обветшала: «Крышы на них обветшали, углы наипаче у церкви, с северной стороны разваливаются».
В 1837 году каменная церковь с колокольней была построена, покрыта железом, но оштукатурен был только нижний этаж внутри, ограды вокруг церкви из-за строительства не имелось. Нижний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был окончен к 1840 году и в том же году освящен. Строительство каменного храма шло 19 лет, причем верхний храм еще не был закончен. Сразу после освящения престола в каменном храме богослужение стало вестись в новой церкви, но и старая еще не была упразднена. Часовен в приходе не было.
Причт в 1840 году был такой: Священник Александр Матфиев Словцов 30 лет, окончил Пермскую семинарию, после чего в декабре 1832 года произведен к Покровской церкви во священника, умер в 1846 году. Диакон Матфий Петров Мамин 41 года, ни в семинариях, ни в училищах не обучался, поступил к этой церкви в марте 1835 г., умер 6 сентября 1861 г. от горячки. Дьячек Иоанн Петров Пузырев 28 лет, в семинарии не обучался, в декабре 1824 г. произведен к Покровской церкви пономарем, сочинял и говорил проповеди, так как хорошо читал и пел, то в 1836 году переведен на должность дьячка. Дьячек Лука Васильев Хлебин 37 лет, сын священника Шегринского села, обучался в Далматовском духовном училище, после чего в 1824 году определен к Покровской церкви дьячком, умер 10 апреля 1869 года. Пономарь Павел Петров Пузырев 40 лет, в семинарии и училищах не обучался, определен пономарем к этой церкви в сентябре 1819 года, в 1843-1850 годах был помощником наставника в Покровском сельском училище, в мае 1843 г. переименован дьячком, в 1882 году за штатом. Пономарь Лев Яковлев Старцов 24 лет, обучался в Пермской семинарии по класс словесности, после чего в октябре 1834 г. определен к этой церкви дьячком, в апреле 1836 года за неспособность петь (плохо слышал) переименован в пономаря, умер в 1854 году.
Покровское 2-х классное училище было открыто в 1843 году и существовало на средства Министерства Государственных Имуществ, открыто на четырех копеечный сбор с крестьян в основном для обучения мальчиков, которым предстояло служить в течении 25 лет на царской службе. В 1872 г. училище перешло в ведение земства, которое ассигновало на его содержание 292 р., с распределением их таким образом: законоучителю 72 р., учителю 180 р. и на содержание приходящих учеников 40 р.; в 1877/8 году учащихся было 55 м.п. и 4 ж.п. С 15 сентября 1843 года священник Иоанн Корелин исполнял должность наставника в сельском училище, за что ему была объявлена благодарность, а в 1852 году за это же он был награжден набедренником, дьячек же Павел Пузырев исправлял должность помощника наставника.
В 1851 году вышел указ Пермской Духовной Консистории за №7940 «об учреждении в селах колокольного звона во время снежных вьюг и метелей».
Со второй половины 1853 года священно-церковнослужителям стали платить жалованье: старшему священнику 144 р., младшему священнику 108 р.; диакону 54 р.; дьячкам по 36 р.; пономарю 24 р. в год. Сверх жалованья они пользовались ругой и другими сборами по приговору, утвержденному Палатою Государственных Имуществ взамен земли, которая еще не была отмежевана, так как не было еще Генерального межевания в этой местности. Содержание их считалось посредственным.
В 1855 году в приходе проживало: статских — м.п. 1; военных в приходе — 9 дворов, м.п. 28 и ж.п. 94; мещан - ж.п. 1; в селе Покровском государственных крестьян — 337 дворов, м.п. 1693 и ж.п. 1789; в деревнях: Бродовке — 11 дворов, м.п. 91 и ж.п. 65; ближней Трифановой — 31 двор, м.п. 133 и ж.п. 139; Дальней Трифановой — 54 двора, м.п. 294 и ж.п. 284; Камышах — 5 дворов, м.п. 35 и ж.п. 33; Кислянской — 8 дворов, м.п. 45 и ж.п. 54; Паршиной — 10 дворов, м.п. 47 и ж.п. 31. На долю первого священника приходилось — 238 дворов, м.п. 1220 и ж.п. 1218; на долю второго — 228 дворов, м.п. 1149 и ж.п. 1226.
Между 1856 и 1858 годами был достроен верхний храм, но назвали его не во имя Архистратига Михаила, как собирались, а в честь Пресвятой Троицы.
Старая деревянная церковь, построенная в 1772 году, между 1850 и 1855 годами была разобрана. Жители Верх-Ключевской деревни Камышловского уезда, прослышав, что в Покровском селе без дела много лет стоит старая церковь, отправились туда и купили ее вместе с иконостасом за 285 рублей. В Верх-Ключевском однопрестольная деревянная церковь во имя Святителя Николая была заложена 31 января 1858 года, а освящена 10 января 1860 года. В 1912 году епископ Екатеринбургский Митрофан, проезжая через Ключевское село, нашел ее оштукатуренной, покрытой железом, довольно ветхой и неухоженной. Прихожане Верх-Ключевского села уже начинали запасать материалы для постройки новой каменной церкви, но так и не построили ее. Деревянная же церковь достояла до 1940-х годов, когда была сломана и использована на строительство МТС.
К 1870 году вокруг церкви была сооружена ограда, за пожертвование в 120 рублей на ее сооружение церковному старосте крестьянину Василию Загвозкину объявлена признательность и архипастырское благословение. Найдено три записи о захоронениях в церковной ограде, это: дочь священника Иоанна Матвеева Ставровского - Елизавета 1,5 лет, вдовая дьяческая жена Анисия Иванова Старцева 60 лет и хозяин Вагранки крестьянин деревни Бродовки Николай Савинов Ретнев 52 лет.
Досмановы
В 1860-е годы в село приехал ирбитский мещанин купеческий сын Алексий Стефанов Досманов. Напротив церкви он построил красивый деревянный дом с мезонином, после революции в этом доме размещался Исполком Покровского Совета, а сейчас - ФАП. Справа от этого дома стоит каменное здание, в котором он держал синильню. Вел торговлю на ближайших ярмарках. Покровский диакон Федор Тимофеев Арефьев и его дети часто были восприемниками детей А. С. Досманова и наоборот, А. С. Досманов был восприемником детей диакона Арефьева, пока сам Арефьев не стал священником Золотых приисков Пермского уезда. Среди восприемников детей А. С. Досманова также были: города Перми 1-й гильдии купец Павел Стефанов Досманов и казначея Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря инокиня Магдалина Стефанова Досманова. Его сестра Евфросинья Стефанова Досманова венчалась в Покровской церкви в 1879 году. В начале 20 века А. С. Досманов умер, а 21 декабря 1911 года умерла и его жена Пелагия Федорова, в возрасте 67 лет. Их сыновья: Николай Алексеевич — занимался квасоварением, а Иван Алексеевич держал собственную лавку, был также церковным старостой Покровской церкви в 1911 году.
Причт 1878 года
В 1878 году в селе было 597 дворов, 1786 м.п. и 1788 ж.п., церковь, волостное правление, паточный завод, маслобойное отделение, земское училище. Церковным старостой был избран крестьянин Семен Загвозкин. В причте Покровской церкви были: священники Александр Кыштымов и Иоанн Ставровский, диакон Александр Осокин, псаломщик Василий Топорков.
Священник Александр Григориев Кыштымов окончил семинарию в 1852 году, служил при Покровской церкви с осени 1862 г. В 1872 г. он был награжден скуфьей, а в 1881 г. за отличную службу награжден камилавкой. В январе 1877 г. его сын Василий 19 лет — учитель Покровского училища - был обвенчан со священнической дочерью Анной Александровой Словцовой 17 лет. В 1880-х годах был благочинным 2 округа Ирбитского уезда. 31 мая 1883 года перемещен к церкви села Невьянского Ирбитского уезда. В 1886 году был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым. Служил в церквах сел Скородумского, Останинского и Ярославского, откуда в январе 1906 года в сане протоиерея был почислен за штат, в этом же году награжден орденом св. Анны 3 степени. Всего в сане священника он прослужил 52 года. За хорошую и продолжительную службу пенсия ему была назначена 300 рублей в год.
Священник Иоанн Матвеев Ставровский, окончил курс учения в 1864 году, служил при Покровской церкви с 1860-х по 1880 год. В 1868 году ему за добрую жизнь и усердное прохождение своих обязанностей объявлена признательность и архипастырское благословение. С 1880 года служил при церкви села Липовского, был награжден набедренником. В 1885 году отрешен от места за грубое обращение с прихожанами, нетрезвость и захождение в дом женщины легкого поведения. Переменил несколько мест, за нетрезвость был посылаем в монастырь, а позже низведен в причетники. В 1889 году был признаваем душевнобольным. В 1902 году - на вакансии псаломщика при Николаевской церкви Нижне-Салдинского завода, однако не оставил нетрезвой жизни и местный благочинный попросил епархиальное начальство уволить Ставровского, которому было уже 58 лет, за штат и поселить в каком-нибудь монастыре. Епархиальное начальство приказало поселить его в богадельне при Далматовском монастыре. Скончался он в 1904 году.
Диакон Александр Димитриев Осокин, окончил Пермское духовное училище в 1862 году, служил при Покровской церкви с 1877 года, в 1883 году перемещен к церкви села Глинского, где умер 17 июля 1893 года. Псаломщик Василий Григориев Топорков окончил Екатеринбургское духовное училище в 1864 или 1876 году, служил при церкви села Покровского с 1877 по 1909 год.
Удар молнии
Еще 1867 году ударом молнии была повреждена колокольня Покровской церкви. В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» пишется, что в 1884 году колокольня была перестроена, «причем лестница в верхний храм, ранее бывшая одинарною, сделана в два марша; вместе с тем переделана и самая крыша храма и фонарь на нем, который увеличен в размерах; для симметрии устроена глава и на алтаре». При ремонте, не спрашивая разрешения начальства, в колокольню встроили громоотвод. Однако, по документам Консистории, только в мае 1885 года причту Покровской церкви было разрешено перекласть поврежденную колокольню и произвести другие поправки по церкви через подрядчика Дворникова за 2000 рублей. А в октябре 1885 года Консистория потребовала объяснений у священника Покровской церкви Владимира Скворцова по неправильной постройке колокольни и послала туда архитектора для освидетельствования. Объяснение священник Скворцов послал, но, видимо, обвинил в неправильной постройке кого-то из местных, это вызвало недовольство волостного старшины Черемных и других прихожан Покровской церкви. Священнику Скворцову из Консистории было произведено внушение, чтобы впредь в официальных документах был осторожнее и осмотрительнее, а если еще раз допустит извет на кого-бы то ни было, то с ним будет поступлено на основании существующих законов.
Продолжая ремонт церкви, осенью 1886 года получено разрешение на покраску и позолоту иконостаса за 550 рублей, а также на пристройку к церкви на оставшиеся суммы.
Священно-церковно-служители 1894 года
В 1893 году к церкви села Покровского перевелся священник Евгений Смирнов, а в 1894 году — священник Платон Горных. Другие члены причта: диакон Феликс Михайлов, псаломщики Николай Богородицкий и Топорков Василий. Церковной земли пахотной было 120, а сенокосной 12 десятин. Братских доходов на причт было 1292 рубля. Жалованье первому священнику - 141 р. 12 к., второму — 94 р. 8 к., псаломщикам по 35 р. 28 к. в год; диакон жалованья не получал. В Покровском приходе в это время проживало прихожан мужского пола 3190 и женского 3291. Деревень в приходе было четыре: Малая Трифонова в 4, Большая Трифонова в 8, Камышинская в 5 и Кислянская 5 верстах. В 1893 году в приходе родилось м. п. 185 и ж. п. 213 — итого 398, кроме этого мертворожденных м. п. 6 и ж. п. 3 — итого 9; браков 77; умерло м. п. 109 и ж. п. 125 — итого 234.
Настоятель священник Платон Горгониев Горных. Родился 10 ноября 1858 года в семье священника Николаевской церкви села Глинского Екатеринбургского уезда Горгония Александрова Горного и его жены Варвары Яковлевой. Его отец умер 19 декабря 1864 года, когда Платону исполнилось 6 лет. Его мать позже была просфорней при Глинской церкви. Платон окончил курс Пермской Духовной Семинарии по 2 разряду в 1881 году. После чего женился на Елисавете Александровне, урожденной Кыштымовой, дата и место венчания пока не известны. 24 ноября 1881 года рукоположен в сан диакона, а 29 ноября – в сан священника к ц.с. Медведевского Верхотурского уезда. 30 августа 1882 году у него родился сын Валериан, который после революции будет священником при Покровской церкви. 26 июня 1885 года перемещен к ц.с. Осинцевского Ирбитского уезда, а 7 февраля 1892 года - к церкви села Тиминского Екатеринбургского уезда. Был членом Тиминского продовольственного волостного комитета для помощи населению Екатеринбургского уезда, пострадавшему от неурожая 1891 года. Перемещен к церкви села Покровского 23 апреля 1894 года. Жил в церковном доме. 29 мая 1894 года, первый раз служа в Покровской церкви, крестил сына священника Смирнова — Леонида. 26 января 1896 года умерла его жена Елисавета Александрова 38 лет, от чахотки. О. Платону на этот момент было 37 лет. 24 февраля 1899 года награжден набедренником. Его брат Виктор Горгониев Горных - священник села Аромашковского, дочь о. Виктора — Зоя – жена учителя Покровского Министерского училища Михаила Аминева. 20 марта 1901 года у о. Платона умер сын Александр 16 лет, от горячки. В 1903 году о. Платону преподано архипастырское благословение за успехи по преподаванию закона Божьего и заведованию Покровской церковно-приходской школой, в том же году он был награжден скуфьей. 24 апреля 1904 года умерла дочь Мария 15 лет, от чахотки. В 1907 году о. Платон отмечен среди особенно-ревностных заведующих и преподавателей закона Божьего в церковных школах, он аккуратно и плодотворно исполнял свои обязанности. Так как в селе проживало около трех десятков старообрядцев, то о. Платона назначили в Режевской Миссионерский комитет, занимавшийся проповедью среди раскольников. В 1908 году он был представлен к награждению орденом св. Анны 3-й степени за 25-летние труды по народному образованию, но по какой-то причине этого ордена не получил. Его дочь Александра учились в Мариинской гимназии и получила звание домашней учительницы. В 1909 году псаломщик Покровской церкви Константин Пермикин сделал предложение дочери о. Платона Ольге, но она ему отказала, но так как, прежде чем сделать предложение, он попросил разрешение на это у епархиального начальства, то это отразилось в документах; Пермикин не долго огорчался, а сделал еще одно предложение - дочери псаломщика Елизавете Васильевой. В 1910 году Училищный Епархиальный съезд слушал прошение священника Платона Горных о сложении с него долга училищу в количестве 178 р. 50 к. за содержание его детей в общежитии. Съезд постановил: священнику Горных отказать, т.к. съезд не вправе изменять не им установленный взнос за содержание в общежитии училища. К 1915 году награжден камилавкой. В 1918 году расстрелян в селе Сарафановском.
2-й священник Евгений Александров Смирнов, сын псаломщика, родился в селе Акимносе Инсарского уезда Пензенской губернии около 1852 года. По собственному прошению уволен из среднего отделения Пензенского Духовного Училища в 1869 году. По испытании в Училищном Совете, поступил сельским учителем в село Огарево — 25 мая 1871 года. Был на Педагогических курсах в городе Пензе — с 1 июня по 15 августа 1871 года. Из Пензенской епархии был принят в Пермскую — 19 июня 1874 года. Определен псаломщиком при Пермской крестовой церкви, посвящен в стихарь, рукоположен во диакона и определен к Успенской церкви Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга — 17 мая 1875 года. 16 марта 1885 года рукоположен в сан священника к церкви Васильево-Шайтанского завода Екатеринбургского уезда. Перемещен к ц. с. Покровского Ирбитского уезда - 1 июня 1893 года. Жил в церковном доме. В начале 20 века был заведующим Больше-Трифоновской церковно-приходской школой. Был членом Братства Святого Праведного Симеона. В апреле 1902 года награжден набедренником за ревностное исполнение пастырских обязанностей. 14 апреля 1913 года, ко дню Святой Пасхи, награжден скуфьей за ревностное и полезное служение Церкви Божьей. Служил при Покровской церкви по начало 1918 года, в котором ему исполнилось 65 лет. Жена его Таисия Николаева.
Диакон Феликс Гаврилов Михайлов. Священнический сын. Жена Анна Евгениева. Окончил 4 класса Пермской Духовной Семинарии. Определен псаломщиком к ц.с. Клевакинского Камышловского уезда 15 марта 1885 года. В 1886 году посвящен в стихарь. Определен штатным диаконом к ц.с. Покровского 2 декабря 1888 года, но служить начал лишь с марта 1889 года. Был законоучителем в Покровской женской церковно-приходской школе. 20 сентября 1896 года определен священником к ц.с. Мурзинского Верхотурского уезда. 11 марта 1897 года перемещен к ц.с. Черемховского Камышловского уезда. Ко дню Пасхи 1907 года награжден набедренником. Умер в сентябре 1909 года.
Псаломщик Николай Александров Богородицкий, ок. 1873 г.р. Сын священника ц.с. Скородумского Ирбитского уезда. Уволен из 1 класса Пермской семинарии. Определен штатным псаломщиком к Покровской церкви Ирбитского уезда — 25 июня 1892 года. Посвящен в стихарь — 19 сентября 1893 года. Имел свидетельство на звание народного учителя. Обучал детей в женской церковно-приходской школе в селе Покровском в продолжении 1893/4 учебного года. 3 февраля 1895 года венчан со священнической дочерью села Покровского Клавдией Евгениевой Смирновой 18 лет, ему самому был 21 год. Согласно прошению перемещен псаломщиком к Введенской церкви Нижне-Тагильского завода Верхотурского уезда - 2 мая 1896 года. Рукоположен в сан диакона к ц.с. Чубаровского Ирбитского уезда — 1 декабря 1896 года. Состоял законоучителем и учителем в школе грамоты в деревне Менщиковой в приходе Чубаровской церкви — с 1897 по 18 сентября 1900 г. Согласно прошения перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви села Широковского Шадринского уезда — 16 сентября 1900 года. Состоял в должности учителя местной женской церковно-приходской школы — по 1 сентября 1903 г. Перемещен на штатное место к Иоанно-Предтеченской церкви села Верх-Теченского Шадринского уезда — 1 сентября 1903 года. Состоял учителем пения в церковной школе грамоты в деревне Басказыке — с 15 сентября 1903 по 11 мая 1904 года. Состоял законоучителем в Министерском народном одно классном училище и деревне Камышевой Бугаевской волости Шадринского уезда - с 19 сентября 1906 года по 9 декабря 1907 года. Удостоен Архипастырского благословения за ревностное отношение к школьному делу — 30 ноября 1905 года. Преосвященным Владимиром рукоположен во священника и определен к ц. с. Верх-Ницинского Ирбитского уезда — 9 декабря 1907 года. 13 января 1908 года рукоположен в сан священника. Допущен к преподаванию закона Божия в Верх-Ницинском и Яровском народных начальных училищах. В ноябре-декабре 1910 года был под запрещением. 3 мая 1911 года перемещен к ц.с. Кунгурского Екатеринбургского уезда. 8 января 1913 года перемещен к ц.с. Скородумского Ирбитского уезда, незадолго перед этим, 11 декабря 1912 года умер его отец - священник Скородумской церкви. Какое-то время служил при Скородумской церкви.
Псаломщик Василий Григориев Топорков, сын и внук Покровских псаломщиков. Из среднего отделения Екатеринбургского Духовного училища 1864 или 1876 года. 25 ноября 1880 года умерла его жена его Елисавета Александрова 34 лет, от родов; через несколько дней умерла и новорожденная дочь. 13 ноября 1893 года умерла его вторая жена Евгения Симеонова 46 лет, от чахотки. В метрических книгах встречаются венчания его сыновей, женившихся на местных жительницах. 13 июня 1908 года почислен за штат. Умер в 65-летнем возрасте от чахотки - 30 сентября 1909 года.
Обеспечение священно-церковно-служителей
У монастыря во владении были земли вокруг села, крестьяне, мельница на реке, перемалывающая зерно, лошади и скот. Соответственно, причт пользовался землями с разрешения монастырского начальства и имел скот, получал плату за требы, свечи, а также доброхотные взносы крестьян. Взносы могли быть самыми разными, конечно, кто-то вносил пожертвование в церковь деньгами, но очень многие вносили зерном, холстом и другими вещами, которые за ненадобностью подавались на соседских торжках или ярмарке, на вырученные деньги церковный староста покупал вино, ладан, воск, елей и другие необходимые при богослужении вещи. В те времена многие причетники платили подушный оклад, как и крестьяне, и только к середине и концу 18 века, были освобождены от него, как служители церкви.
В 18-м - первой половине 19 века было распространено внесение хлебной руги на содержание священнослужителей «кто сколько даст», часто взамен пашенной земли, которой постоянно не хватало. Сама руга в свою очередь зависела от урожая или неурожая, а также от добровольного желания крестьян жертвовать на нужды причта. Картофель в то время крестьяне садить опасались и даже бунтовали по этому поводу. Сенокосная земля для содержания хозяйств причта обычно выделялась прихожанами в нужном количестве, причту Покровской церкви прихожане отвели сенокосы в количестве 7 десятин. Как и крестьяне, священно-служители держали скот и птицу, огород, садили хлеб, некоторые занимались ремеслом. К примеру, дьячек Петр Андреев Пузырев был чеботарем, а дед Мамина-Сибиряка Матфей — столяром и серебряных дел мастером. Заштатные священно-служители и сироты содержались на счет родственников или своими трудами, а также подаянием прихожан. Просфорне за печение просфор тоже давали подаяние прихожане, просфорнями обычно были вдовы священно-служителей, поэтому жили они у родственников. Содержание Покровского причта считалось «средственным». Дома у причта были собственные, купленные у жителей села или построенные на общественной земле. Часто в церковных документах писалось, что тот или иной священно-служитель еще не имеет дома, а снимает квартиру, так как перевелся к этой церкви недавно. С конца 18 века священно-служителей стали обязывать посылать своих детей в духовные школы на обучение письму, чтению, латинскому языку и другим необходимым предметам. За обучение детей брали плату, только сироты могли претендовать на учение за казенный счет. Часто в ведомостях начала 19 века писалось про того или другого священно-служителя «в училищах не обучался».
Изменения в содержании священно-церковно-служителей произошли во второй половине 19 века. Со 2-й половины 1853 года от казны стали платить жалованье: старшему священнику 144 р., младшему 108 р.; диакону 54 р.; дьячкам по 36 р.; пономарю 24 р. в год. Сверх жалованья причт пользовался ругой и другими сборами по приговору, утвержденному Палатою Государственных Имуществ в замен земли, по небытию Генерального размежевания земель в село-Покровских дачах. 7 десятин сенокосной земли по-прежнему отводились прихожанами. Но все равно содержание их считалось посредственным. Видимо, получая жалованье от казны, причт лишился части руги, даваемой добровольно, хотя финансовое положение упрочилось. В документах появились упоминания Пермского Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, в функции которого входило поддерживать вдов и сирот духовного звания выплатой пособий, а также оплатой обучения их детей в училищах; стали выплачивать пособия и заштатным священно-служителям.
К концу 19 века земля для причта была нарезана в количестве 120 десятин пахотной и 12 десятин сенокосной. Доходы возросли, братские доходы стали составлять на весь причт от 1600 до 2000 рублей в год. Первый священник получал 141 р., а второй 94 р. 8 к. Диакон не получал жалованья, ему хватало доходов. Псаломщики получали по 35 р. 28 к. Просфорне тоже стали платить жалованье от церкви — 36 р. и хлебный сбор от прихожан. Если кто из причта не преподавал в школах бесплатно, то он получал за это жалованье. Для двух священников были построены дома, а остальным выплачивались квартирные деньги по 36 р. или давалась квартира от церковного попечительства. К 1915 году в распоряжении причта было 5 церковных домов. Плата за обучение детей по-прежнему бралась со всех священно-служителей, в ведомостях часто писалось о долгах за общежития при училищах, даже священник Платон Горных и тот имел подобный долг.
Бумажные дела
В течение года духовенство церквей заполняло очень много документов, чаще всего этим занимались младшие члены причта, особенно в больших приходах. Всем известные метрические книги для записи рождений, браков и смертей писались в нескольких экземплярах - духовенство в то время исполняло функции современного ЗАГСа; еще были исповедные росписи, в которых указывалось, какие из прихожан исповедались и причастились Св. Тайн, а какие нет — и тоже в нескольких экземплярах; журнал богослужений конкретной церкви на год; приходные и расходные книги для записей церковной и свечной прибыли и убыли; обысковая книга — для записи брачных обысков, т. е. сведения о женихе и невесте; клировые ведомости — краткие записи о состоянии церкви и церковного имущества, послужные списки священно-служителей и статистические данные о приходе — в 2 или 4 экземплярах; если в приходе существовали церковные школы — то отчеты за каждый учебный год по каждой конкретной школе; если местный священник избирался благочинным, следователем по духовным вопросам или депутатом по какому-либо вопросу (земельный, строительный и т.п.), то это увеличивало объем бумажной работы в разы; дополнительно были требования епархиального и различных исторических обществ вести церковную летопись и заполнять опросные листы типа материалов по описанию церквей и причтов для Пермской архивной ученой комиссии, по которым и был составлен известный справочник по церквям Екатеринбургской епархии «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года; выдача разного рода справок, переписка с волостными, епархиальными и губернскими властями по каждому малейшему поводу, да иногда и не по разу. В общем, бумажной работы было с избытком, а если приход был огромный и протяженный, в селе и деревнях церковные и земские школы, своя часто немаленькая семья и хозяйство (недаром в 19 веке при городских церквях священникам выдавались деньги на прислугу), почти каждодневные богослужения, отправление треб, то священно-служители могли не успевать писать все эти документы или писать их поспешно, а значит не точно.
|