Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [36]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Вторник, 26.11.2024, 20:29
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Статьи о храмах.

    Иоанно-Предтеченская церковь села Больше-Трифоновского

     

    Строительство церкви.

     

    Первоначально Большое Трифоново входило в состав села Покровского Ирбитского уезда и называлась деревней Дальней Трифановой — по дальности от приходской церкви, так как ближе к церкви была другая деревня Ближняя Трифанова (в настоящее время Малое Трифоново)1. Название свое эти деревни получили от первого поселенца Трифона Отекова2. Названия Большая и Малая Трифанова применялись одновременно с названиями Ближняя и Дальняя Трифанова по крайней мере с 1877 г.3 Издавна Дальнюю Трифанову населяли крестьяне с фамилиями Пономаревы, Доможировы, Трифановы, Шехиревы, Реткины, Юговитины, Голупковы4.

    О постройке церкви в деревне Большой Трифоновой есть только отрывочные небольшие сведения, самое ранее из которых нашлось в журналах Екатеринбургской духовной консистории. Там говорится, что сход жителей деревни Дальней Трифоновой избрал Ивана Максимова Пономарева ходатайствовать перед епархиальным начальством о постройке в их деревне приписной деревянной церкви, на средства жителей этой деревни. Разрешение на постройку было дано консисторией 2/7 августа 1896 года.5 В справочной книжке Екатеринбургской епархии за 1902 год говорится, что у Покровской церкви села Покровского есть приписная Иоанно-Предтеченская церковь в деревне Больше-Трифоновской6. То же самое говорится и в справочных книжках за 1903 и 1904 годы7. Однако из журнала екатеринбургской духовной консистории от 28 июня 1903 года выясняется, что церковь постройкой еще не окончена, хотя прихожане уже ходатайствуют об открытии при ней самостоятельного прихода. На что прихожанам было предложено сначала достроить церковь, а потом обустроить и быт будущего причта — священника и псаломщика, т. е. построить им дома для проживания (у священника в доме должно быть не менее 4 чистых комнат и кухни, у псаломщика дом не менее чем в две комнаты с кухней, а у просфорни не менее чем в одну комнату с кухней), назначить жалованье в количестве 400 рублей — 300 священнику и 100 псаломщику, также они должны вызвать землемера и составить на отводимую от прихожан для довольствия причта землю - «проэктный план и полюбовную сказку».8 В этом же 1903 году церковь была окончательно достроена и освящена9. 27 октября 1905 года благочинный просил епархиальное начальство о выдаче очередной сборной книжки для постройки ограды вокруг Больше-Трифоновской церкви на имя крестьянина Потапа Иванова Яговитина. Книжку выдали, но предупредили просителей, что она выдается им последний раз — таким образом деньги на достройку церкви собирались вплоть до ноября 1906 года.10 В мае 1906 года была составлена опись имущества построенной церкви11.

    Поясним выше написанное, на примере других церквей. В самом начале Больше-Трифоновцы списались с епархиальным начальством о разрешении строить приписную церковь в их деревне, соответственно накопили средства и строительные материалы — для постройки церквей лес выделялся бесплатно из ближайшей лесной «дачи». Также обязательным был присмотр за постройкой технического специалиста — архитектора или техника (с него получали подписку в присмотре за стройкой), коим был скорее всего штатный епархиальный архитектор. По получении разрешения на постройку, 2/7 августа 1896 г., после выполнения предыдущих условий, приступили к этой постройке в 1896 году и вчерне окончили её в том же или следующем году. Так как постройка общественного здания требует больших денежных средств, то возникли обычные для таких дел денежные затруднения (скорее всего вследствие неурожаев) и чистовая отделка здания затянулась. Для таких случаев епархиальным начальством выдавались сборные книжки12 - документы, по которым несколько избранных и проверенных человек имели право ходить по соседним приходам и собирать деньги на постройку церкви в течение года. К 1902 году храм был почти закончен, что позволило включить Иоанно-Предтеченскую церковь в справочник как приписную к церкви Покровского села. Когда постройка храма казалась близкой к завершению, прихожане, что вполне естественно для тех времен, ходатайствовали перед епархиальным начальством об открытии самостоятельного прихода в их деревне, посылая избранного от общества для доставления прошения, как выяснилось - не один раз. Но здесь возникли трудности, так как для открытия самостоятельного прихода нужно было обеспечить будущий причт жильем, жалованьем и землей. В описываемое время епархиальное начальство не давало разрешения на открытие самостоятельного прихода, пока не будут соблюдены законные права священно-служителей. Оно знало примеры прежних лет, когда обещанное прихожанами обеспечение духовенства после открытия приходов не соблюдалось — дома не строились, земля не отводилась, да и жалованье было минимальным — священно-служители из-за невозможности обеспечить семью переходили в другие приходы, и так называемая самостоятельная церковь становилась приписной к ближайшему храму. Было обращено внимание и на число будущих прихожан — их должно было быть достаточно, чтобы обеспечить священно-служителей. Поэтому, когда ходатай в очередной раз прибыл на сельский сход и объявил волю епархиального начальства, то пришлось составлять новые приговоры о постройке причтовых домов, о жалованье священнику и псаломщику, а также об отводе земли для пользования священно-служителей. Как итог постройки было строительство ограды вокруг здания церкви.

    Но вот апреле 1907 года был уже готов дом для псаломщика, для священника же и просфорни помещений еще не было13. В этом же 1907 году была составлена полюбовная сказка и план нарезок двух частей церковной земли (в общем 33 десятины), передаваемой священно-служителям Больше-Трифоновской церкви от жителей деревни. Техническое содействие в составлении полюбовной сказки и проекта нарезок церковной земли в натуре произвел младший землемерный помощник Заболотский, а отмежевание провел гораздо позже - 18 июля 1910 года младший землемерный помощник Межевой Канцелярии А. Летучев.14 И наконец все условия были выполнены — земля отведена, квартиры для причта определены, жалованье назначено. 21 марта 1908 года к церкви был временно командирован священник Петр Мамин15.

    Десятилетние прошения и усилия жителей деревни увенчались успехом - 30 июня 1908 года в деревне Больше-Трифоновой был открыт самостоятельный приход из священника и псаломщика с назначением жалованья им из местных средств16. С этой поры деревня Больше-Трифоновская стала считаться селом.

     

    Священник Петр Мамин.

     

    Временный священник Петр Мамин стал постоянным приходским священником. Через некоторое время на место псаломщика поступил сын Шмаковского священника Николай Петрович Мостов (вероятно, брат жены о. Мамина), прослуживший недолго, через год он венчался с крестьянской дочерью деревни Камыша Покровского прихода Анной Ильиной Пономаревой17. С мая 1909 по май 1910 года псаломщиком был Михаил Васильев18. С июля 1910 года псаломщиком стал Александр Медведев19, который и прослужил в селе сначала псаломщиком, а потом диаконом до своей смерти в 1918 году.

    Определенный на приход священник Мамин, кроме того, что являлся родственником известного уральского писателя Мамина-Сибиряка, был деятельным человеком. В Больше-Трифоновское он прибыл уже будучи заслуженным священником, так как был миссионером и служил в Походной церкви Верхотурского уезда, и даже составил азбуку вогульского языка, а такие люди были в чести у епархиального начальства. Среди местного населения и до сих пор ходят разговоры, что священник Мамин был золотодобытчиком, и это, как ни странно, подтверждается рапортом местного благочинного Алексия Суворова, который дал такую характеристику о. Петру: «Священник Петр Мамин держит себя высокомерно в отношении даже к своим собратьям священникам и в особенности к своему сослуживцу псаломщику Михаилу Васильеву, которого, как видно, совершенно презирает. Этот же священник Мамин, имея документы на имя своей жены, в пределах своего прихода, а также в местностях занимается золотопромышленностию, что без сомнения мешает ему всецело отдаваться заботе о спасении душ пасомых своих».20

    Сразу после открытия прихода священник Мамин открыл при церкви церковно-приходское попечительство. Назначением попечительства прежде всего была забота об украшении и ремонте храма и других церковных помещений. Когда позволяли средства, попечительство помогало бедным прихода и другим прихожанам при разных несчастьях, также оно собирало средства на содержание церковно-приходской школы. Председателем церковно-приходского попечительства был избран священник этой церкви Петр Мамин, членами попечительства стали крестьяне: Михаил Максимов Доможиров, Петр Зотеев Доможиров, Афанасий Поликарпов Доможиров, Феодор Зотеев Доможиров, Терентий Олимпиев Доможиров, Даниил Петров Черемных, Иван Яковлев Пономарев, Степан Яковлев Пономарев, Евлампий Адрианов Доможиров, Степан Прокопьев Трифонов, Спиридон Васильев Пономарев, Гордей Гаврилов Трифонов, Филат Сидоров Трифонов, Семен Моисеев Черемных, Григорий Денисов Голубков, Семен Никитин Трифонов, Иван Никитин Трифонов, Лаврентий Федоров Голубков, Петр Федоров Яговитин 2-й, Зиновий Деметьев Доможиров, Трофим Петров Яговитин, Адриан Алексеев Доможиров, Макарий Михаилов Доможиров, Иван Максимов Редькин, Константин Григорьев Доможиров, Трофим Васильев Доможиров, Иван Кондратьев Трифонов, Иван Матвеев Яговитин, Василий Матвиев Яговитин, Николай Максимов Пономарев, Лука Максимов Пономарев, Сергей Тиханов Пономарев, Марк Никифоров Каргаполов, Макар Борисов Голубков.21

    14 апреля 1910 года умерла мать о. Петра — Елисавета Филиппова Мамина 59 лет, от порока сердца, похоронена на приходском кладбище с. Б.-Трифоново самим о. Петром и покровским священником о. Платоном22.

    9 мая 1913 года в селе произошел большой пожар, в более поздних документах говорится о 10 мая. Огнем было уничтожено 122 дома23. Был создан комитет по оказании помощи погорельцам. Комитет обратился к земской управе с ходатайством о безвозвратном пособии в 1200 рублей на приобретение семенного хлеба, также сгоревшего в пожаре, для засева хотя бы одной пятой части посевных земель. Земская управа, у которой не было в настоящий момент такой суммы и полномочий ее выдавать, отправила письмо председателю Ирбитского уездного съезда с просьбой о помощи погорельцам. 15 мая председатель уездного съезда сообщил, что у него в распоряжении нет такой суммы и что нужно экстренно созвать уездное Земское собрание по этому поводу, а получение губернских и имперских продовольственных ссуд займет значительное время. Обсудив полученные сведения и найдя, что созыв экстренного собрания потребует времени, а нужна немедленная помощь, уездная управа всё-таки нашла возможность и выделила 1200 рублей на закупку семенного хлеба, который был куплен и роздан погорельцам в количестве 1277 пудов 15 фунтов. Позднее, 11 сентября комитет просил Земское собрание сложить выданную весной ссуду, так как у жителей Б.-Трифоновского села сгорело все имущество и возвратить эту ссуду они не могут.24

    В селе артистами-любителями был поставлен спектакль, чтобы собрать средства в пользу погорельцев, по пьесе Толстого «Власть тьмы»25.

    Покровский учитель Воробьев очень хорошо отзывался о священнике Мамине, помогавшем собирать и распределять средства среди пострадавших от пожара: «Пожар был настолько велик по своим размерам, что сгорело до основания 130 дворов в какие-нибудь два-три часа. Бедствие, постигшее жителей было неожиданно и настолько велико, что не поддается описанию. После пожара погорельцы испытывали большую нужду, не имея крова и даже куска хлеба на первое время. И здесь о. П. был неизменным помощником в нужде и горе, как добрый пастырь. Он оказывал всячески помощь словом и делом нуждающимся погорельцам, на сколько это было в его силах; обращался с воззванием за помощью к тем, кто мог её оказать. Свет не без добрых людей. Народ, видя бедственное положение своих собратьев, скоро откликнулся на призыв о помощи. Все поступившие пожертвования проходили через посредство доброго батюшки. Зная хорошо в своём небольшом приходе людей вообще, а пострадавших от пожара в особенности, их экономическое положение, батюшка делил пожертвования между ними так, чтобы никто обижен или обойдён не был, чем заслужил великую благодарность прихожан».26

    Известно только об одной жертве этого пожара: 26 мая 1913 года от ожога умерла крестьянская вдова Анастасия Никифорова Яговитина 69 лет. Она была похоронена в церковной ограде, по получении соответствующего разрешения от епархиального начальства, так как были соблюдены все условия — «благозаконное житие покойной, непостыдная её кончина и предварительный взнос в пользу церкви пять сот рублей».27 Во время пожара сгорело и деревянное здание школы28. Деревянное здание церкви не пострадало, так как вокруг нее было пустое, не застроенное пространство, требующееся законом как раз на такой случай. Другим последствием пожара стало назначение казенного жалованья в 400 рублей причту Б.-Трифоновской церкви - теперь не прихожане платили священно-служителям жалованье, а государство29. Вообще, 1913 год для Больше-Трифоновцев выдался богатым событиями, начиная с пожара и заканчивая строительством железной дороги вблизи их села. Часть земель Больше-Трифоновского общества была выкуплена Управлением строительства железной дороги за 12 тысяч рублей30, на них построили узловую ж/д станцию31.

    В марте 1914 года, проживающий в с. Больше-Трифоновском крестьянин Смоленской губернии Павел Васильев Завьялов написал жалобу епархиальному начальству, обвинив священника Петра Мамина в том, что он занимается делами, несвойственными пастырю: «взял подряд на поставку камня для строющейся железной дороги, участвовал в спектаклях и увеселительных вечерах; к служебным своим обязанностям относится нерадиво, например: не совершал богослужения на первой неделе великого поста 1914 г., т.к. по своим частным делам уезжал в Екатеринбург, а в другой раз, когда жалобщику нужно было крестить младенца, то его, о. Мамина, не могли найти, ибо он находился где-то в местах ломки доставляемого им на железную дорогу камня; позволяет себе в храме рассуждать о частных делах совершенно не относящихся к Дому молитвы и редко посещает находящиеся в его приходе школы, несмотря на то, что состоит в них наблюдателем и законоучителем». На эти обвинения священник Мамин ответил, что подрядчиком для поставки камня на постройку железной дороги не состоял и не состоит, а камень ломал для того, чтобы построить новую каменную школу, в тех же местах брал камень и доверенный по постройке вокзальных зданий Василий Тюляев, арендовавший почти все места с камнем вокруг села. Этот Тюляев и разрешил брать камень для постройки школьного здания, а также дал взрывчатку, буровые и другие инструменты для ломки камня. Так как нанятые о. Маминым рабочие хорошо справлялись со своими обязанностями, то Тюляев нанял их добывать камни уже для постройки вокзала и в том же самом месте. Когда же жалобщик Завьялов искал о. Мамина, чтобы крестить ребенка, то о. Мамин сначала был в школе, а потом в месте ломки камня, где его и нашли, причем ребенок был крещен на 10-й день от рождения и был совершенно здоров. В храме разговоров о не церковных делах не вел. Обязанности законоучителя в двух приходских школах исполнял добросовестно, и школа в Б.-Трифоново считалась лучшей в епархии. Когда же местными любителями был запланировал спектакль для помощи погорельцев, то один раз пускал их в дом для репетиции и по их просьбе прочел им предполагаемый сценарий спектакля. На вечере под новый год был и, по примеру других лиц, положил на чайный стол рубль, ничего предосудительного на этом вечере не происходило. В первую же неделю поста не служил потому, что ездил в Екатеринбург по делу о постройке новой каменной школы, а время начала поста выбрал для поездки потому, что в ближайшем будущем предстояла распутица, а в это время по малочисленности прихожан службы не проходили, так как прихожане успевали поговеть в другие недели Великого поста. По допросе свидетелей слова о. Мамина подтвердились. И так как были доказаны только некоторые нарушения церковных правил - участие в спектакле, устройство вскладчину увеселений с выпивкой и играми — то с о. Петра были взысканы прогонные и суточные в количестве 7 р. 20 к. в пользу следователя священника Александра Горбунова, на чем дело и завершилось.32

    Священник Петр Мамин и до настоящего времени в с. Больше-Трифоновском культовая фигура и персонаж фольклора, как пишет Сухарев в свой статье, про него до сих пор рассказывают много забавного33. Позднее о. Петр снял сан священника и стал коммунистом. Но завершу свой рассказ о о. Мамине повествованием того же учителя И. Воробьева: «...Хотя я состою в приходе с П—скаго, но церковь с В.-Т— скаго находится в расстоянии более близком, поэтому в праздничные дни я бываю и в храме с. Б.-Т - ского. Да и как тут не пойти!? Служба в храме совершается чинно. Пение поставлено хорошо и невольно влечёт человека посетить храм Божий, а такого, который не чужд эстетического чувства, в особенности. Нельзя умолчать и о том, как отрадно бывает послушать и слово проповеди, сказанное о. П. Мне не редко приходилось и приходится слышать проповедь о.о. духовных, но таких задушевных наставлений, понятных для каждого слушателя, я не часто слыхал, особенно в сельских церквах. Наконец, стараниями о. П. открыто в селе общество трезвости, в котором, как известно, состоит порядочное число членов. Вот в кратких чертах то, что сделано пастырем для пользы прихода. Ныне о добрых пастырях редко пишут, а вот, если в чем ошибётся священник – об этом во всех газетах напечатают. Свою корреспонденцию мы написали не для того, чтобы о. П. похвалить, а чтобы показать, что не оскудела ещё наша страна хорошими пастырями. Если мало слышно о них, то это ни о чем другом не говорит, как о неизменности той истины, о которой мы слышим в старинной пословице – хорошая слава лежит, а дурная – бежит…».34

     

    Церковная школа.

     

    Церковно-приходская смешанная школа в деревне Больше-Трифоновой была открыта в 1891 году. Заведующими и законоучителями были приходские священники. Попечителем был крестьянин Иван Максимов Пономарев. За хорошее исполнение своих обязанностей он был поощряем преподанием Архипастырского благословения35. Первоначально на содержание школы средства выделяло земство — 70 р. в год, квартира, сторож и отопление давались от общества. Первый учитель - священнический сын Иван Андреев Иванов (1891-1895 гг.), при нем в школе обучалось около 30 человек за учебный год36. Вторая учительница - Мария Поликарпова Старкова (1899-1913 гг.), дочь мещанина, жалованья получала 180 р. в год37, она была опытна, предана школьному делу и хорошо преподавала38, за заслуги по духовному ведомству в 1912 г. была награждена серебряной медалью39. Ее помощницами были — в 1900 г. дочь священника Александра Михайлова40, в 1905 г. Зинаида Пастухова. При учительнице Старковой обучалось в 1900 г. 64 уч., в 1902 г. - 44 уч., в 1904 г. - 54 уч., в 1905 г. - 89 уч., в 1906 г. - 80 уч., в 1909 г. - 38 уч. В это время школа была одной из лучших в епархии. Известно имя еще одной из учительниц - Александры Алексеевой Стихиной41. В школе проводились религиозно-нравственные чтения для населения под руководством заведующего местного священника, и занятия по рукоделию.42 К 1902 году школа помещалась в собственном здании43. Пение в школе не преподавалось, во время проверки в 1905 г. ученики плохо пели молитвы44.

    После открытия прихода, в 1909 г. школа считалась одной из лучших в преподавании Закона Божия45. А после поступления на приход псаломщиком Александра Медведева, в школе стало преподаваться церковное пение настолько хорошо, что учащиеся могли даже петь в храме46.

    В 1913 году в церковной школе преподавали русский язык, арифметику, славянское чтение и нотное пение, гимнастику и военный строй, утраивались народные чтения — учителями были: Максимов, Попова и псаломщик Медведев. Школа, как и прежде, считалась одной из лучших в епархии.47 Священник Мамин открыл при школе 4 и 5 отделения, возбудил ходатайство о преобразовании одно-классной школы в двух-классную48 — такая школа была бы первой в ирбитском уезде. О. Мамин преподавал в школе Закон Божий, а когда к ней был сделан пристрой, то псаломщик Медведев помогал ему в преподавании49. После пожара обучение проходило в съемной квартире50. Во время первой мировой войны ученики Б.-Трифоновской школы выращивали овощи для посылки на фронт51.

     

    Могилы у алтаря.

     

    Село Большое Трифоново растянуто вдоль дороги, которая в свою очередь тянется вдоль речки Бобровки. Проезжающие это село в сторону Артемовска обращают внимание, что в его центре слева расположен небольшой скверик с памятником, а за сквериком красивая деревянная церковь с желтыми куполами и крестами. Смотрящие в другую сторону от дороги, среди деревянных и каменных строений замечают отличающийся от прочих одноэтажный кирпичный дом, явно дореволюционной постройки — как говорят, построенный о. Петром Маминым. Новая церковь была построена на фундаменте старого храма и заняла всю алтарную часть старого храма. По сообщению В. А. Мартьянова, со ссылкой на краеведа Черемных и на собственные воспоминания, в нескольких метрах от алтаря старой церкви было небольшое кладбище в церковной ограде, которая охватывала только сам алтарь. В ограде было четыре могилы — три рядом и одна чуть в стороне. В трех расположенных рядом могилах похоронены священнослужители местного храма, убитые в 1918 году — о. Петр Снежницкий и о. Александр Медведев, а также местная знаменитость, попечитель церковной школы и церковный староста Иван Максимович Пономарев.

    Об обстоятельствах их гибели мало известно. Большое Трифоново находится совсем недалеко от ст. Егоршино, где располагались красные войска. Карательные отряды, собирающие разбежавшихся мобилизованных, курсировали из одного селения в другое, ловя их и наказывая виновных или тех, кого они таковыми считали. К сентябрю 1918 года чехословацкие войска подошли ближе к Егоршино, что привело к эвакуации красных полков со станции Егоршино. Священник Петр Снежницкий убит красноармейцами 7 сентября 1918 года (вероятно, старого стиля, так как дата взята из метрической книги)52. По какой причине произошла расправа — неизвестно. Однако сохранились воспоминания дочери о. Петра, которая была свидетельницей произошедшего. Приехавшие красноармейцы заставили ее отца вырыть яму, на краю которой его и убили. Произошло это недалеко от церкви.

    Что касается диакона Александра Медведева, то его убили неделей раньше — зарубили шашками на станции Егоршино — 28 августа (старого стиля). Причиной могло послужить письмо военкома Покровского села, в котором он писал, что у диакона села Больше-Трифоновского в доме живет бывший князь. Когда в селение пришли белогвардейцы, то священник Снежницкий был перезахоронен в церковной ограде 11 сентября (ст.ст.) священниками 14 Иртышского Сибирского стрелкового полка Симеоном Тавлуевым и 15 Курганского Сибирского стрелкового полка Иоанном Хруцким. Диакон Медведев был перезахоронен 13 сентября (ст. ст) священником Иоанном Хруцким.53 Что же касается Ивана Пономарева, то по свидетельству Черемных, его с сыном поймали красные при переходе ими линии фронта и расстреляли. Дата смерти его должна быть в той же метрике Больше-Трифоновского села, откуда взяты даты смерти и погребения священника и диакона.

     

    Церковный дом.

     

    В ноябре 1918 года к Больше-Трифоновской церкви перевелся священник Уфимской епархии Михаил Шатунов54. Сколько он пробыл при церкви — неизвестно, только с декабря 1919 года при церкви служил уже другой священник — Алексей Евдокимович Мамаков.

    До этого Алексей Евдокимович служил священником в селе Бугаевском.55 Сразу по приезде между ним и коммунистической ячейкой Больше-Трифоновского возник конфликт. Первоначально ему определили квартиру для жительства, оказавшуюся неудобной. Поэтому о. Мамаков уговорил прихожан дать ему другую квартиру (видимо, старый священнический дом, в деле об этом не говорится, известно только, что в нем было 6 комнат56), помогал ему местный псаломщик, который занимал должность секретаря Земотдела. Однако местные власти уже планировали расположить там Волисполком. Когда священник с семьей поселился в доме, то к нему пришли представители властей — председатель исполкома, военком и секретарь коммунистической ячейки, которые потребовали освободить помещение, но о. Мамаков отказал им, назвав «молокососами» и сказав, что они позорят советскую власть таким поступком. Поясним, что в коммунистической ячейке была в основном молодежь. Отец одного из приходивших к священнику, узнав о произошедшем, выгнал его из дома, у других тоже возникли семейные проблемы. 28 февраля 1920 года состоялось собрание коммунистической ячейки Больше-Трифоновского села, на котором они постановили — немедленно арестовать попа и псаломщика, произвести в их квартире обыск и самих отправить в Ирбит. Священник и псаломщик были арестованы и отправлены в Ирбит, а дома их обысканы. При аресте священника и обыске его дома, дочери его побежали бить в колокол, а одна из них звала на помощь большую собаку, поэтому ее заперли в комнате. При обыске ничего не нашли. Больше двух месяцев о. Мамакова продержали в Ирбитском Исправдоме. За это время поступило несколько ходатайств прихожан об освобождении его, в том числе от коммунистов Егоршинской ячейки. Когда о. Алексей был освобожден, то он вернулся в Б.-Трифоново. 20 июля 1920 года священник Мамаков был вызван в исполком и сразу же отправлен в г. Екатеринбург в ЧК для заключения под стражу. Когда его жена пришла в исполком и спросила, за что арестовали ее мужа, ответ был - «за то, что он поп». Жена священника Вера Михайловна Мамакова написала письма сначала в Екатеринбургскую ЧК — 30 июля, а потом и в Екатеринбургский губернский отдел юстиции — 1 сентября. В первую - с просьбой освободить, а во вторую - с просьбой восстановить законность. Священник Мамаков был обвинен в антисоветской агитации и 10 августа вместе с еще 63 арестованными приговорен к расстрелу (среди них находились священники сел Мостовского и Краснослободского). Однако, вследствие 3-й годовщины Великой Октябрьской революции, расстрел был заменен заключением в концентрационный лагерь, и через некоторое время все они были освобождены.57

     

    Последние священники и закрытие церкви.

     

    С 1923 по 1926 г. приходским священником был протоиерей Иван Петрович Зырянов58. В 1929 году — священник Иван Родионович Урванцев, псаломщик Семен Иванович Словцов59.

    Иоанно-Предтеченскую церковь закрыли во время массового закрытия церквей епархии, по постановлению Малого Президиума Уральского Областного Исполкома 13 февраля 1930 г. 60 Брылин и Коверда указывают годом закрытия 1931-й. Когда пошли по селу агитировать о закрытии церкви, то оказалось, что неверующих жителей большинство — верующие боялись высказываться. Церковный староста встал на собрании, положил связку ключей на стол со словами: «Я снимаю с себя обязанности старосты. Денег у нас нет на содержание церкви и взять их неоткуда. Церковные ценности растаскивают. Я предлагаю церковь ликвидировать». С церкви сняли кресты большого и малого куполов, сбросили колокола, в том числе 23-х пудовый, сняли иконы, вскрыли святые мощи - убедившись, что это просто кости, вынесли все из церкви и отвезли в РАЙМОП. Через несколько месяцев церковь была перестроена в клуб, каковой и была до 1991 года, когда была разобрана.61

    1 Исповедная ведомость Покровского села Покровской церкви Исповедные ведомости Ирбитского уезда 1800 г. // ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 345в. Л. 119об-120.

    2 В. П. Малышев. Артемовский район. Екатеринбург, 2002. С.10.

    3 Метрическая книга Покровской церкви села Покровского Ирбитского уезда за 1877 г. // МУ АГО «Архив с постоянным составом документов» Ф. 13. Оп. 1. Д. 22.

    4 Исповедная ведомость Покровского села Покровской церкви Исповедные ведомости Ирбитского уезда 1800 г.//ГАСО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 345в. Л. 119об-120.

    5 Журнал №1255 от 31 октября 1911 г. Журналы Екатеринбургской Духовной Консистории (ЕДК) за 1911 г. // ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 266. Л. 111об-112.

    6 Справочная книжка Екатеринбургской Епархии на 1902 год. Екатеринбург, 1902. С.72.

    7 Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1903 г. Екатеринбург, 1902. С.124-125; Справочная книжка Екатеринбургской епархии за 1904 год. Екатеринбург, 1904. С.172.

    8 Журнал №518 от 21 августа 1903 г. Журналы ЕДК №500-553 за 1 августа — сентября 1903 г. // АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 2. Д. 26. Л. 66об.

    9 Справочная книжка Екатеринбургской епархии за 1915 год. Екатеринбург, 1915. С.82.

    10 Журнал № 1028 от 7 ноября 1905 г. Журналы ЕДК за 1905 г. 27 октября – 18 ноября 1905 г. // АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 2. Д. 36. Л.68об-69.

    11 Журнал №522 от 31 мая 1906 г. Журналы ЕДК №500-599 за 26 мая — 4 июля 1906 г. // АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 2. Д. 39. Л. 51-51об.

    12 Книжки эти выглядели как небольшие тетрадки, примерно в половину нынешних школьных, сшитые из разномастных 10-15 листов, с печатью и подписью.

    13 Журнал №361 от 30 апреля 1907 г. Журналы ЕДК №300-399 за 21 марта — 15 мая 1907 г. // АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 2. Д. 44. Л. 160-160об.

    14 ГАСО Ф. 59. Оп. 12. Д. 8174.

    15 Епархиальные известия // ЕЕВ, 1908. - №13.- С.145. (оф. отд.).

    16 Открытие самостоятельного прихода // ЕЕВ, 1908. - №32.- С. 379. (оф. отд.).

    17 Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год. Екатеринбург, 1909. С.134; Метрическая книга за 1909 г. Метрические книги Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда за 1908-1909 гг. // ГАСО Ф. 6. Оп. 14. Д. 70. Л.66об-67.

    18 Епархиальные известия // ЕЕВ, 1909. - №12.- С.201. (оф. отд.); Епархиальные известия // ЕЕВ, 1910. - №22.- С.285. (оф. отд.).

    19 Епархиальные известия // ЕЕВ, 1910. - №26.- С.429. (оф. отд.).

    20 Журнал №... от 23 октября 1909 г. Журналы ЕДК за 2-ю половину 1909 г. // ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 250. Л. 565-565об.

    21 Епархиальные известия // ЕЕВ, 1908. - №42.- С.591-592. (оф. отд).

    22 Метрическая книга за 1910 г. Метрические книги Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда за 1910-1912 гг.//ГАСО Ф. 6. Оп. 14. Д. 79. Л.9об-10.

    23 А.И. Брылин П.Т. Коверда. Артемовский краеведческий словарь. Артемовский, 1998. С.31.

    24 Доклады Ирбитской Уездной Земской Управы 44-му Очередному Ирбитскому Уездному Земскому Собранию за 1913 г. Ирбит, 1914. С.257-258.

    25 Дело по обвинению священника ц.с. Больше-Трифоновского Ирб.у. Петра Мамина в халатном отношении к исполнению своих обязанностей по службе // ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 472. Л. 52.

    26 Добрый пастырь / И. Воробьев // ЕЕВ, 1914. - №26.- С.576-578. (неоф. отд.).

    27 Метрическая книга за 1913 г. Метрические книги Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда за 1913-1914 гг. // ГАСО Ф. 6. Оп. 14. Д. 79. Л.37об-38, 40.

    28 Дело по обвинению священника ц.с. Больше-Трифоновского Ирб.у. Петра Мамина ... // ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 472. Л. 38.

    29 Журнал 10-й. Журналы оо. Депутатов от духовенства и представителей церковных старост Екатеринбургской епархии 1913 г. // ЕЕВ, 1914. - №4.- С.83. (неоф. отд. прил.).

    30 В. П. Малышев. Артемовский район. Екатеринбург, 2002. С.50-51.

    31 П. Коверда А. Брылин. Наш город Артемовский. Свердловск, 1966. С.19.

    32 Дело по обвинению ... Петра Мамина ... // ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 472.

    33 Путь Петра Мамина / Сухарев Юрий // Сайт Уральский следопыт https://uralstalker.com/put-petra-mamina/ (Дата обращения 10.05.2023).

    34 Добрый пастырь / И. Воробьев // ЕЕВ, 1914. - №26.- С.576-578. (неоф. отд.).

    35 Список лиц, коим за ревностное отношение к церковно- школьному делу преподано Архипастырское благословение // ЕЕВ, 1902. - №8.- С.179-180. (оф. отд.).

    36 ЕЕВ, 1894. - №26.- С.54-55. (прил. оф. отд.).

    37 Отчет о церковно-приходский и школах грамоты Екатеринбургской епархии за 1893/4 учебный год // ЕЕВ, 1895. - №44.- С.1197. (оф. отд.).

    38 Отчет Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии 1900-1901 учебном году // ЕЕВ, 1902. - №7.- С.158, 163. (оф. отд.).

    39 Высочайшие награды // ЕЕВ, 1912. - №23.- С.248. (оф. отд.).

    40 Адрес-Календарь Екатеринбургской епархии на 1900 г. Екатеринбург, 1900. С.288-289.

    41 Дело по обвинению ... Петра Мамина ... // ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 472. Л. 34.

    42 Отчет Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ епархии в учебно-воспитательном отношении за 1898-1899 учебный год // ЕЕВ, 1900. - №10.- С.239. (оф. отд.); Отчет Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии 1900-1901 учебном году // ЕЕВ, 1902. - №8.- С.189. (оф. отд.); Отчет Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии 1902-1903 учебном году // ЕЕВ, 1903. - №23.- С.516. (оф. отд.).

    43 Приходы и церкви Екатеринбургской епархии // Сайт Оксана Корнева http://www.okorneva.ru/irbitskiy-uezd/pokrovskoe-selo/ (Дата обращения 06.06.2017).

    44 Отчет Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии 1904-1905 учебном году // ЕЕВ, 1905. - №24.- С.583, 588. (оф. отд.).

    45 Отчет о состоянии церковных школ в Екатеринбургской епархии в учебно-воспитательном отношении в 1907-1908 учебный год // ЕЕВ, 1909. - №33.- С.553. (прил. оф. отд).

    46 Отчет о состоянии церковных школ в Екатеринбургской епархии в учебно-воспитательном отношении в 1909-1910 учебный год // ЕЕВ, 1911. - №13.- С.5. (прил. оф. отд).

    47 От Екатеринбургского Епархиального Училищного Совета // ЕЕВ, 1913. - №5.- С.11, 12, 14, 23. (прил. неоф. отд).

    48 В двухклассной школе подготавливались учителя начальных школ.

    49 Дело по обвинению ... Петра Мамина ... // ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 472. Л. 38об-39.

    50 Отчет Екатеринбургского Епархиального Наблюдателя школ за 1914/15 г. // ЕЕВ, 1916. - №47.- С.37. (прил. оф. отд.).

    51 От Екатеринбургского Епархиального Училищного Совета // ЕЕВ, 1916. - №47.- С.345. (оф. отд).

    52 Справка из ЗАГС Свердловской области от 09.07.2015 №3206-3209.

    53 Справка из ЗАГС Свердловской области от 09.07.2015 №3206-3209.

    54 Известия Екатеринбургской Церкви, 1918. - №21-22.- С.431. (оф. отд.).

    55 ГААОСО Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 47428. Т. 1. Л.359-360об. Т. 2.

    56 ГААОСО Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 47428. Т. 1. Л.358. Т. 2. Л. 358.

    57 За то, что он поп… / Виктор Эндеберя Валерия Финнова // Уральский следопыт, 2007. - №3.- С.70-71; ГААОСО Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 47428. Л.164. Т. 1. Л. 163, 164-164об, 166-166об, 168-168об, 172-172об, 194-194об, 556об; ГААОСО Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 47428. Л.66. Т. 2. Л. 358-358об, 359-360об.

    58 Списки граждан, лишенных избирательных прав и быть избранными согласно Конституции РСФСР Белоярского, Березовского. Н.-Сергинского, Полевского, Михайловского, Старо-Уткинского, Режевского, Первоуральского, Билимбаевского, Егоршинского, Арамильского районов. Заявления граждан о восстановлении в избирательных правах. 1925 г.//ГАСО Ф. Р-158. Оп. 2. Д. 2. Л. 286об.

    59 Списки лишенных избирательных прав по Свердловскому округу за 1929 г.//ГАСО Ф. Р-88. Оп. 9. Д. 235. Л.380.

    60 Дело о закрытии церквей в Ирбитском, Тюменском и других округах Уральской области. 1929-1930 гг. ГАСО Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 828. Л.192.

    61 А.И. Брылин П.Т. Коверда. Артемовский краеведческий словарь. Артемовский, 1998. С.199; Фотокопии 3 листов неизвестного документа, переданные В. А. Мартьяновым.

    Категория: Статьи о храмах. | Добавил: Рина (03.06.2023) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 189 | Теги: Большое Трифоново, Больше-Трифоновское село Ирбитского, храмы Артемовского района | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024