Основание слободы.
В 1668 году был заведен Маслянский острог, по челобитью Шадринского слободчика Юшки Соловья1. Основателем же считается Федька Качесов2. К 1669 году острог над озером, в двух верстах от реки Исети, был построен крестьянами Далматовского монастыря, Рафайловской пустыни и Кондинской заимки3. Название свое острог получил по имени протекающей здесь речки Масленки. Он находился вблизи старого брода и зашишал окрестные земли от кочевников, под его защитой возникли и выросли окружающие его деревни.4
В переписи Льва Поскочина 1682 года сохранилось описание Маслянской слободы: «Маслянская слобода на протоке. А в слободе острог стоячей, две башни с проезжими вороты в остроге церковь во имя Знамения Пресвятые Богородицы да в пределе Екатерины Христовы мученицы со всякою церковною утварью...». К Маслянской слободе принадлежали деревни: Деревня Маслянская на протоке, деревня Шушарина на протоке, деревня Ермакова на озере, деревня Верхозина на протоке, деревня Кокорина на Маслянской протоке, деревня на протоке Прыговской, деревня Береговая на речке Худей, деревня за рекою Исетью над речкою Барневкою.5 Позднее в ведении Маслянской слободы были 3 села и 22 деревни6.
Первые деревянные церкви.
Как уже было написано выше, первая одно этажная двухпридельная деревянная церковь была построена в первые годы после постройки слободы. В 1682 году церковь была во имя Знамения Божией Матери с приделом в честь мученицы Екатерины.8
Следующий деревянный одноэтажный двух престольный храм был заложен в 1700 году, а освящен в 1702 году. Один из престолов был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы, а другой – в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Построен он был на высоком берегу одного из рукавов р. Исети, называемого Каргою, где позднее были расположены церковные ярмарочные лавки. Он существовал до 1772 года, когда со всеми принадлежностями и архивом был уничтожен пожаром9. До начала 19 века о священнослужителях церкви Маслянского села автору ничего не известно, кроме одного — десятоначальника священника Александра Данилова, который служил в церкви Маслянского острога в 1750 году.10
В то же самое время в слободе, в середине 18 века, существовал второй храм — в честь великомученицы Екатерины11. Это подтверждает Н. К. Чупин, в справочнике которого говорится, что в середине 18 столетия в Маслянском селе было две церкви12. Академик Миллер в 1773 году писал, что в Маслянском остроге было две церкви: во имя св. Живоначальной Троицы и св. Великомученицы Екатерины, но, за ветхостью, службы в них не было, а служили только в третьей — во имя Знамения Пресвятой Богородицы13.
В 1772 году, несколько севернее от сгоревшей церкви, был заложен третий деревянный храм — в честь Знамения Пресвятой Богородицы, теплый. В 1784 году была построена деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, холодная. В справочнике написано, что церкви Знаменская и Троицкая были отдельные, но зачем тогда было строить их рядом друг с другом почти в одно и то же время? Вероятно, в справочнике Приходы и церкви Екатеринбургской епархии была допущена ошибка в датах. Предполагаю, что в то время была построена только одна церковь, а другая была старая.
В 1800 году в причте были священники Герасим Иванович Крутиховский и Яков Родионович Милованов, дьячек Яков Афанасьевич Ильиных, пономари Иван Васильевич Ильиных и Кирилл Иванович Ильиных.
После постройки каменного храма в селе Маслянском, Троицкая деревянная церковь была бесплатно передана жителям деревни Кокориной, перенесена ими и устроена в том же виде, как существовала и в с. Маслянском, но освящена в честь Святителя Николая Чудотворца. Кокоринский приход образовался в 1862 году. Другая – Знаменская церковь, была за ветхостью разобрана и часть ее была употреблена на постройку часовни в деревне Квашниной. На месте этих церквей были поставлены два расположенных рядом каменных памятника.14
Со всеми этими постройками и разборками храмов существует неразбериха, которую из-за отсутствия у автора документов трудно разобрать. К примеру, в 1812 году в церковных документах указывалась Знаменская церковь, а в 1815 году — Троицкая15.
Первый каменный храм.
В слободе уже существовали две деревянных церкви, однако в 1821 году был заложен каменный двух этажный, двух придельный храм. Храм строился на средства прихожан и был закончен, как указывается в клировой ведомости за 1891 год - в 1852 году16. Обычно в справочниках указывается дата освящения первого, в данном случае нижнего — во имя Сретения Господня, престола, т.е. 1832 год17.
Настоятелем в это время был священник Иоанн Капустин, который служил при Маслянской церкви в 1803 — 1833 годах. Он был был благочинным 14 лет. При нем причте служили: священники Герасим Крутиховских, Федор Золотавин, Иаков Архипов, диакон Алексей Ильин, дьячки Иван Милованов и Григорий Боголепов, пономари Кирилл Ильиных, Иван Ильиных, Василий Хлебиных.18 Священник Иоанн Игнатьевич Капустин ок. 1776 г.р. 10 марта 1789 года был посвящен в пономаря к Воскресенской церкви в Воскресенское село Челябинского уезда Уфимской губернии. В ноябре 1796 года был произведен во диакона к Николаевской церкви Уковского завода Ялуторовского уезда Тобольской губернии. 18 декабря того же 1796 года был переведен к церкви Маслянского села шадринского уезда диаконом. 21 октября 1800 года был рукоположен в сан священника к градо-Шадринской Николаевской церкви. С 1801 по 1803 год исполнял обязанности депутата. 13 октября 1803 года был переведен к церкви Маслянского села шадринского уезда. С 1810 по 1824 год был благочинным. В 1816 году за рачительное исполнение благочиннической должности был награжден набедренником. За 1812 год имел наперсный крест. В 1833 году по болезни был от должности уволен. За штатом занимался огородом и хозяйством, жил вместе с сыном пономарем этой же церкви Василием.19 Жена его Евдокия Яковлева20. Дети: Надежда, родилась 27 августа 1812 года21; Александр — в будущем диакон церкви села Тюбукского екатеринбургского уезда22; Василий — пономарь Маслянской церкви; Любовь, была в замужестве за священником Маслянской церкви Даниилом Кирилловым, овдовела в 17 лет, муж ее умер 1 февраля 1835 года, жила вместе с отцом и братом23.
В 1844 году престол нижнего храма был заново освящен в честь Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. Дата освящения верхнего холодного храма в честь Святой Живоначальной Троицы неизвестна, но в клировой ведомости за 1847 год указываются оба престола.24 В том же 1847 году вокруг церкви строилась каменная ограда25.
В своем полном виде первый каменный храм существовал до 1873 года, когда, из-за больших трещин, появившихся в своде второго этажа и колокольне, они были разобраны, так что для богослужений оставался только нижний этаж26. Для звонницы была построена деревянная колокольня27. Этот храм ни по своим размерам, ни тем более по своему внешнему виду, напоминавшему какие-то жалкие развалины, не мог удовлетворять прихожан28. В нем службы, надо полагать, совершались до 1892 года, времени освящения второго каменного храма. Позднее это здание было переделано под церковно-приходскую школу.
Священники Иоанн и Димитрий Насиловы.
Священником при Маслянской церкви в 1837 — 1854 гг. был Иоанн Васильевич Насилов. При нем в причте были: священники Николай Павлович Золотавин, Даниил Кириллов, диакон Андрей Григорьевич Белоусов, дьячки Григорий Трофимович Боголепов, Василий Иванович Милованов, пономари Василий Кириллович Ильин, Василий Иванович Капустин, и Василий Дмитриевич Золотавин.29
Священник Иоанн Васильевич Насилов - сын священника Успенской церкви села Насилова Пронского уезда Рязанской епархии Василия Иосифовича Букринского. В 1803 году священник Букринский умер и его вдова поселилась вместе с сыном о. Иоанном Насиловым. В семье о. Иоанна, кроме него было 7 человек. О. Иоанн Насилов, возможно, умер или вышел за штат в 1854 году, так как в это время к Маслянской церкви был переведен его сын Дмитрий Насилов.30 После смерти о. Иоанна предположительно в 1860 году, опекуном над его имением и семьей был назначен его сын священник Маслянской церкви о. Димитрий. Вдова о. Иоанна - Александра Андреева ок. 1808 г.р., жила в своем доме вместе с дочерьми: Анной ок. 1828 г.р., Антонидой ок. 1846 г.р., Александрой ок. 1849 г.р.31
Его сын, священник Димитрий Насилов, служил при церкви села Маслянского с 1854 по 1873 г. Он окончил Пермскую Духовную Семинарию с аттестатом 2 разряда. 20 ноября 1854 года Преосвященным Ионой Екатеринбургским был рукоположен в сан священника к церкви Маслянского села. Имел бронзовый крест на Владимирской ленте в память войн 1853-1856 годов. По указу Пермской Духовной Консистории от 7 июня 1860 года, был опекуном над имением и сиротами умершего отца своего, священника Маслянской церкви Иоанна Насилова. 25 октября 1861 года был определен наставником в Маслянское сельское приходское училище.32 В 1873 году к церкви Маслянского села была причислена церковь соседнего села Крестовского33. Соответственно, причт Маслянской церкви стал служить в Крестовской церкви. Скорее всего это был второй штат Маслянской церкви, который и был позднее переведен к церкви села Крестовского. Так о. Димитрий был переведен к церкви села Крестовского. 21 сентября 1876 года он был награжден набедренником34. В мае 1880 года он был удостоен благословения Святейшего Синода35. 31 августа 1883 года был переведен к церкви села Батуринского шадринского уезда36. К 1890 году он был награжден скуфьей37. О. Димитрий был членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества и организовывал чтения о Святой Земле38. В 1895 году о. Димитрий был награжден камилавкой, в 1900 году наперсным крестом, и в 1901 году орденом Св. Анны 3-й степени39.
10 декабря 1902 года благочинный священник Константин Крутиховский донес консистории, что «священник церкви села Батуринского Димитрий Носилов заслуживает того чтобы почислить его за штат так как речь его вообще малопонятна, служит он весьма невнятно и негромко, так что на клиросе «Господи помилуй» или «подай Господи» и т. п. поют счетом, совершенно наугад, а потому прихожане тяготятся его служением. При ревизии им — Благочинным Батуринской церкви он предлагал священнику Носилову подать прошение о почислении его за штат, но священник Носилов заявил: «прослужу еще два года, выслужу 50 лет в священном сане и тогда за штат пойду». Вспомнили о пролитии священником Носиловым Святых Даров. 31 декабря 1902 года Консистория постановила: «В виду того, что священник Димитрий Носилов, по отзыву Благочинного, по дряхлости своей не способен к дальнейшему прохождению службы, а от увольнения за штат по собственному прошению отказывается, - Консистория полагает: ... вызвать священника Димитрия Носилова в город Екатеринбург для испытания его в Архиерейском доме».40 Испытания в феврале 1903 года о. Димитрием были пройдены успешно, Преосвященный только пожелал, чтобы в богослужениях ему помогал диакон.
История выхода его за штат такова. В июне 1903 года Совет Екатеринбургского Церковного Братства Святого Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца написал в консисторию, что священник Батуринского села Димитрий Носилов «не содействует просвещению раскольников в духе православия и даже, якобы, способствует развитию раскола тем, что крестит детей православных по-католически: чрез обливательное крещение». По поручению консистории благочинный о. Леонид Псаломщиков провел дознание, которое установило, что священник Носилов действительно при крещении некоторых младенцев не полностью погружал тело крещаемого в купель, голову же младенца троекратно обливал водой из купели, зачерпывая ее рукой. Но такое крещение не вызывало ни малейшего соблазна среди прихожан и тем более не способствовало распространению раскола в приходе. Обсудив все. касательное этого дела, консистория постановила, что так как жалоб на неправильное крещение младенцев о. Носиловым в течение 50 лет ни от кого не поступало, а допускаемые им отступления объясняются его старостью, то дело завершить, а благочинному предписала следить за выполнением пастырских обязанностей священником Носиловым и по истечении 50-летия службы его в священном сане снова иметь суждение о пребывании его в штате.41 В ноябре 1904 года исполнилось 50-летие служения о. Димитрия Носилова в священном сане. Консистория, 9 декабря 1904 года, приняв во внимание, что священник Носилов по старости не мог с полной исправностью исполнять богослужения и требы, предложила ему выйти за штат и ходатайствовать о пенсии, а благочинному предписали ходатайствовать о награждении о. Носилова за 50-летнее служение в сане священника орденом св. Владимира 4-й степени.42 19 января 1905 года священник Носилов был почислен за штат43, а 19 мая 1905 года сопричислен ордену св. Владимира 4-й степени44. После выхода за штат, о. Димитрий поселился на родине в имении «дача Находка» своего сына, известного полярного исследователя Константина Дмитриевича Носилова. Он прожил еще девять лет и умер 20 сентября 1914 года, застав начало первой мировой войны45. В семье его были: жена его Иуния Василиева ок. 1836 г.р. Дети: Геннадий ок. 1855 г.р.; Константин ок. 1858 г.р.46 - известный полярный исследователь; Лидия ок. 1865 г.р. - в 1891 году вышла замуж за псаломщика Висимо-Уткинского завода Клавдия Павловича Инфантьева47; Вячеслав — потомственный почетный гражданин; Иван ок. 1873 г.р. - 19 августа 1901 года обвенчался с дочерью псаломщика Уксянского села Антониной Федоровной Золотавиной48.
Второй каменный храм.
Если судить по переписке начала 20 века, то непонятно, каким по счету был второй каменный храм. Благочинный того времени писал, что в селе Маслянском было пять погостов, считая существующий тогда вокруг новой церкви, при этом ориентируясь на памятники-столбы на месте бывших церквей. Ярмарки проходили на четырех местах, т. е. там, где раньше были церкви и вдоль тракта.49
19 мая 1880 года прихожанам села Маслянского было разрешено начать заготовку кирпича для постройки нового храма50. В 1885 году в журналах консистории мы находим, что постройке храма в селе Маслянском мешает недостаток средств, прихожане не готовы строить по выхлопотанному неким Морковкиным плану, поэтому было приказано удалить этого Морковкина от участия в постройке храма.51
Каменная одно этажная, одно престольная церковь была заложена 18 мая 1887 года, строилась пять лет, и была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы 21 ноября 1892 года. «Зданием каменная одноэтажная с каменной колокольнею, новая, выкрашенная в кирпичную краску, крыша выкрашена малахитом».52 Храм был построен в форме креста, в русском стиле, красивой архитектуры. Размеры его были 10 сажен вышины в куполе и 18 сажен длины. Иконостас был перенесен из старого каменного храма, обновлен и приспособлен к размерам нового. Иконы нижнего яруса были заменены новыми, с добавлением украшений и новых икон в других местах иконостаса. Престол старого храма был сожжен на реке Исети.53 В 1895 году церковь была обнесена каменной оградой54. Настоятелем во время постройки второго каменного храма был о. Стефан Пономарев, который служил здесь с 1889 по 1892 г.
После него служил последний известный автору священник Маслянской церкви Петр Федорович Смородинцев - с 1892 по 1916 год, а возможно, и позже. Читал он по шесть проповедей в год, поведения был «весьма хорошего». Священник Петр Федорович Смородинцев родился в 1870 году в селе Белоярском екатеринбургского уезда. В июне 1892 года окончил Пермскую Духовную Семинарию с аттестатом 1 разряда. 17 сентября 1892 года был определен на священническое место в село Маслянское, а 25 сентября рукоположен в сан священника. Сразу был утвержден законоучителем Маслянского народного училища.55 В деле обучения учеников был замечен епархиальным начальством и 8 марта 1901 года награжден набедренником56, а 3 июля 1903 года за очень хорошие успехи по Закону Божию и усердное отношение к своим обязанностям ему было преподано архипастырское благословение57. Такое же благословение и тоже за успехи в преподавании Закона Божия было преподано ему 30 ноября 1905 года58. К Пасхе 1907 года он был награжден скуфьей59. Был назначен катихизатором на 1912 год по 1 округу шадринского уезда60. Последние сведения о нем за 1916 год61. В семействе у него были: жена Вера Никанорова, родилась в г. Туле Тульской губернии — 5 ноября 1872 года. Дети: Валерий, родился 24 августа 1893 года; Виктория, родилась 24 сентября 1894 года.62
В середине 1900 года было разрешено причту и старосте Маслянской церкви украсить храм стенной живописью и орнаментами с расходом из церковных сумм 900 рублей. Но этой суммы не хватило и в марте 1902 года разрешено было истратить из церковных сумм 750 рублей, а из попечительских 300 рублей - на окончание живописных работ.63 К концу 1902 года живописные работы были окончены64. Работы исполнялись мастерами иконостасной и живописной мастерской П. А. Павлова. Всего за живопись в Маслянском храме было заплачено 5800 рублей65.
В 1911 году на храм были подняты кресты, изготовленные на средства церковно-приходского попечительства66. А весной 1911 года было преподано архипастырское благословение крестьянину села Маслянского Григорию Григорьевичу Морковкину, за пожертвования на храм Божий67.
Приход храма села Маслянского.
По работам шадринских исследователей мы имеем возможность определить состав прихода Маслянского храма с самого начала существования Маслянской слободы.
В 1682 году в приход входили 8 деревень: Маслянская, Шушарина, Ермакова, Верхозина, Кокорина, деревня на протоке Прыговской, Береговая, деревня за рекою Исетью над речкою Барневкою68.
В 1744 году были подчинены Маслянскому острогу: два села - Водениковское и Соровское, и 26 деревень: Боровая, Борченинова, Верхозина, Городище, Грибанова, Ермакова, Завьялова, Качюсова, Кокорина, Колбычева, Колмогорова, Куколникова, Масленская, Могилская, Назарова, Охлупнева, Пещанская, Полевая, Прыговская, Сапожникова, Сединкина, Тюленева, Тюшнякова, Устрахманская [Усть Рахманская], Шангина, Шушарина.69 В 1762 году Маслянскому острогу подчинялись 3 села и 22 деревни70.
В 1772 году в состав прихода входило 15 деревень: Ильтякова, Калганова, Кокорина, Кандакова, Верхозина, Шушарина, Маслянка, Городище, Завьялова, Кокуйка, Ермакова, Калганчикова, Квашнина, Бобарыкина и Боровая71.
В 1804 году в приход входило 14 деревень: Верхозина, Коковина, Кондакова, Ильтякова, Маслянская, Квашнина, Шушарина, Бабарыкина, Калганчикова, Боровая, Городище, Завьялова, Ермакова, Прыговская72.
По более точному документу, клировой ведомости за 1847 год, в приход входило также 14 деревень: Маслянка (в 1 в.) 75 дворов, Шушарина (в 3 в.) 27 дворов, Верхозина (в 6 в.) 91 двор, Ильтякова (в 15 в.) 64 двора, Завьялова (в 1 в.) 36 дворов, Ермакова (в 2 в.) 25 дворов, Калганова (в 3 в.) 6 дворов, Квашнина (в 4 в.) 12 дворов, Городище (в ½ в.) 27 дворов, Бабарыкина (в 5 в) 12 дворов, Боровая (в 7 в.) 11 дворов, Кондакова (в 8 в.) 21 двор, Кокорина (в 10 в.) 55 дворов, Прыговская (в 12 в.) 29 дворов. В самом селе было 35 дворов. Всего в приходе было 528 дворов, м.п. 2219 и ж.п. 247073.
Современные исследователи истории шадринского района пишут, что в 1857 году к Маслянскому приходу прибавилась деревня Кресты, в ней в 1863 году открылся самостоятельный приход74. Судя по тому, что в документах Маслянской церкви нет деревни Кресты, а есть Ивановский выселок и деревня Иваново, то первоначально село Кресты называлось деревней Ивановой (возможно второе название), которая была основана на месте Ивановской ярмарки, место которой до того времени не заселялось. В 1858 году в Ивановском выселке было 7 дворов, в 1861 году в деревне Ивановой 18 дворов. В 1860-1862 годах там строилась каменная часовня, а в 1872 году эта часовня, по-видимому, была обращена в церковь. С открытием самостоятельного прихода деревня Ивановская и была переименована в село Крестовское. К нему отошла деревня Верхозина Маслянского прихода, располагавшаяся неподалеку.75
В 1863 году в деревне Кокориной (60 дворов) был открыт самостоятельный приход, к нему от села Маслянского были перечислены 3 деревни — Кондакова 19 дворов, Прыговская 33 двора, Ильтякова 88 дворов. В приходе Маслянского села остались 11 деревень — Завьялова 41 двор, Ермакова 28 дворов, Калганчикова 7 дворов, Квашнина 16 дворов, Бабарыкина 17 дворов, Боровая 13 дворов, Городище 30 дворов, Маслянка 38 дворов, Шушарина 27 дворов, Верхозина 80 дворов и, по видимому, недавно основанный Ивановский выселок или Иванова 7 дворов.76
В 1882 году в приходе села числилось 9 деревень77, а в 1885-м — 1078.
По ведомости 1891 года мы находим, что в самом селе было 40 дворов, в 10 деревнях: Боровой (в 7 в.) — 25 дворов, Бобарыкиной (в 5 в.) — 26 дворов, Квашниной (в 4 в.) — 39 дворов, Калганчиковой (в 3 в.) — 12 дворов, Ермаковой (в 2 в.) — 37 дворов, Кокуйке (в ½ в.) — 37 дворов, Завьяловой (в ½ в.) — 32 двора, Городище (в ½ в.) — 47 дворов, Маслянке (в ½ в.) — 116 дворов, Шушариной (в 3 в.) — 37 дворов. Всего в приходе числилось 502 двора, жителей м.п. 1746 и ж.п. 1858.79
В 1913 году в приходе числилось также 10 деревень: Боровая в 7 в., м.п. 117 и ж.п. 110; Бабарыкина в 5 в., м.п. 118 и ж.п. 151; Квашнина в 4 в., м.п. 78 и ж.п. 76; Калгачикова в 2 ½ в., м.п. 224 и ж.п. 200; Ермакова в 2 в., м.п. 143 и ж.п. 149; Кокуйка в ½ в., м.п. 158 и ж.п. 172; Завьялова в ½ в., м.п. 187 и ж.п. 182; Городище в ½ в., м.п. 453 и ж.п. 467; Маслянка в 1 ½ в., м.п. 230 и ж.п. 190; Шушарина в 3 в. Всего прихожан было м.п. 2041 и ж.п. 2024.80
|