Об основании села.
Прежде повествования об основании села Песчано Коледино, остановимся на том, что в этой части Шадринского уезда несколько сел, в название которых входит слово Пески, Песчаное. Это село Песковское, расположено при озере, недалеко от Катайска, другое название «Катайские пески» - история основания неизвестна; село Песчанское на берегу озера Песчанского, другие названия Пещанская слобода и Новопещанская слобода — заселено в 1685 году казаком Семеном Белошейкиным. Песчано-Тавалжанское село расположено было на Пещанском озере на юг от Шадринска на границе с бывшей Оренбургской губернией, до постройки церкви в середине 18 века называлось деревней Таволжанкой; и наконец, село Песчано-Колединское, тоже расположенное на озере Песчанском. Есть также несколько деревень в том же уезде: деревня Пески в приходе села Першинского Шадринского уезда, деревня Песчаная в приходе села Ичкинского, деревня Песчаная в единоверческом приходе Ольховско-Озерском, деревня Песчаная в единоверческом приходе Потанинском. Все эти названия приводятся для того, чтобы было понятно, как легко ошибиться, ссылаясь только на название селения. Вернемся к селу Песчано-Колединскому, также находящемуся на озере Песчаном.
В открытых интернет-источниках говорится о существовании в Шадринском архиве документа, рассказывающего об основателе деревни Песчаной — беглом каторжнике Каледе с сыновьями. Название села Песчано-Коледино включило в себя и название озера, и фамилию основателя села. «В сорока верстах от монастыря основано беглым каторжником Каледой село упоминается в 1724 году Калединское. Коей шел на солнце по зарослям дремучего леса, делая засечки на деревьях, чтобы не сбиться с праведного пути, вышел на озеро. Оно было окружено могучим берёзовым лесом. Озеро было чистое: песчаное, было много водоплавающей птицы, в озере много рыбы. Хорошие плодородные земли вокруг. Каледа с сыновьями решил остаться тут на поселение». Постепенно к Каледе стали присоединяться другие люди. Сейчас на месте первого поселения находится кладбище.
Согласно другому источнику, первым жителем деревни был Архип Зиновьев сын Баженок, который с семьей перешел из Крутихинской слободы в 1720 году. К 1735 году здесь было уже 7 семей. Деревню назвали Пещанской. В обоих случаях, время основания деревни 1720-е годы.
Кто бы ни были первые поселенцы деревни, но многие из них погибли в башкирский бунт 1732-1742 годов. В 1736 году все селения Уксянского прихода были сожжены, а жители убиты или уведены в плен; имущество было разграблено — лошади и рогатый скот были отведены кочевниками в степь.
В книге Приходы и церкви Екатеринбургской епархии говорится, что село Песчано-Колединское первоначально входило в приход села Уксянского, расположенного в 13 верстах к востоку. Действительно, посмотрев метрики Уксянского села за 1862 год, видим там деревню Пески, в которой записаны фамилии прихожан. Просматриваем метрики Песчано-Колединского села и также выписываем фамилии. После сравнительного анализа двух документов, убеждаемся, что в обоих документах говорится об одном и том же селении. В двух документах совпадают фамилии: Зайковы, Дедяевы, Палтусовы, Кошелевы, Глазырины, Диковинкины, Черных, Кропачевы, Забегаевы, Агаровы, Копорулины, Задорины, Лисьих, Ермолины, Синицыны, Лагуновы, Поповы, Паршуковы, Боровых, Былевы. То есть почти все фамилии Уксянского прихода деревни Пески 1862 года есть в метриках Песчано Колединского села 1881 и 1882 годов. Через 20 лет в селе проживают крестьяне и других фамилий, это: Белых, Усольцовы, Михалевы, Оленины, Малоземовы, Пономаревы, Бычковы, Стародубцевы, Ильиных, Нечеухины, Евдокимовы, Пушкаревы, Юриных, Архиповы, Горовских, Поспеловы, Булдашовы, Ефимовских, Лазаревы, Насоновы, Гилевы, Белоусовы, Гориных, Заварницыны, Щеколдины, Логуновы, Паршуковы, Бажуковы, Жуковы, Былевы, Юрины, Бильковы, Обуховы, Юровских, мещане Владимирской губернии г. Шуи Злобины, крестьяне Уфимской губернии Мензелинского уезда Орловского села Бычковы.
Часовня.
До постройки храма, в середине 19 века, в деревне Пещанской была построена деревянная часовня во имя Всех Святых, была ли часовня раньше середины 19 века — неизвестно. В 1888 году в селе произошел пожар, истребивший половину села, после чего был установлен ежегодный крестный ход к часовне в 10-е воскресение после Пасхи. Другой ежегодный крестный ход был в день Св. Духа навстречу иконам, приносимым из Верх-Теченского женского монастыря, установленный в 80-х годах 19 века по желанию прихожан. Последние сведения о часовне были найдены в справочной книжке Екатеринбургской епархии за 1915 год.
Постройка церкви.
Деревня Пески была расположена от приходского Уксянского храма в 13 верстах на запад. Жителям деревни было затруднительно вызывать священника для исполнения треб и самим ездить на богослужения, поэтому в 1860-х годах 19 столетия, а может и немного ранее, они решили построить свой храм и выделиться в самостоятельный приход. До губернского города Перми в то время было 542 версты, до уездного Екатеринбурга — 58, а до благочинного 43. Дальность расстояния затрудняла поездки для оформления документов, поэтому должно было пройти много времени, прежде чем жители подготовили документы и материалы. Разрешение на постройку храма было дано Преосвященным Аркадием, епископом Пермским. Осуществлению желания постройки храма во многом поспособствовало усердие и старание двух жителей деревни – Василия Зайкова и Ивана Копорулина. Зайков хлопотал перед начальством о построении храма и об учреждении самостоятельного прихода, а Копорулин собирал средства на постройку храма.
Каменная одноэтажная церковь в селе Песчано-Колединском строилась восемь лет, с 1870 по 1878 год, на средства прихожан и добровольные пожертвования. По постройке, холодный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 27 ноября 1878 года. Теплый придел во имя Трех Святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова был освящен 28 ноября 1882 года. Обычно в двух придельном храме первым освящают меньший теплый придел, чтобы зимой можно было служить. Однако здесь теплый придел был освящен через четыре года после холодного потому, что он был заложен и пристроен к холодному позже. Придельный алтарь устраивал Далматовский живописец Павел Гаврилович Никулин за 300 рублей. Он устроил иконостас, окрасил стены и потолки придельной церкви. Через два года после постройки Покровского придела к Песчано-Колединской церкви был определен первый причт. 30 июня 1880 года был определен священником окончивший курс Пермской Духовной Семинарии Иаков Шкулев, а пономарем 27 августа 1880 года был переведен из села Бугаевского Стефан Тихомиров. Назначение причта через два года после освящения храма может объясняться тем, что жители деревни еще не подготовили дома для священнослужителей и не оформили землю для довольствия причта. Когда же все это было готово — построены два дома, отведено 66 десятин пахотной земли и назначено жалованье от прихожан на причт 192 рубля, то тогда Епархиальным Начальством и были определены первые священнослужители. Приход состоял из одного села.
Священник Иаков Дмитриевич Шкулев служил при Покровской церкви 12 лет, по 1894 год. О. Иаков сын священника ц.с. Травянского Камышловского уезда. Окончил Пермскую Духовную Семинарию по 2 разряду в 1878 году. 30 июня 1880 года рукоположен в сан священника к вновь устроенной церкви в Песчано-Колединском селе. За время службы в Песчано-Колединском селе у него и его жены Марии Александровны родилось восемь детей, пять из них умерли во младенчестве. 18 апреля 1890 года священник Шкулев был перемещен к церкви села Куяровского Камышловского уезда, однако 15 июня того же года был переведен обратно к церкви Песчано-Колединского села. 30 января 1892 года он был награжден набедренником, а 7 октября 1892 года переведен к церкви села Иленского Ирбитского уезда. В 1896 году он служил при церкви села Травянского Камышловского уезда и 23 декабря того же года был перемещен к церкви села Смолинского Екатеринбургского уезда. Был заведующим Переборской школы грамоты, в которой училось 30 учеников, Смолинского прихода. 16 июля 1900 года о. Иаков был отрешен от должности при Смолинской церкви с низведением в причетники. Состоял на вакансии псаломщика при Нижнетагильской Входоиерусалимской церкви. 3 января 1901 года он был определен священником к Покровской церкви Каргапольского села Шадринского уезда, где был назначен членом Каргапольского миссионерского комитета. За неравнодушие к спиртным напиткам, о. Шкулев был определен к церкви села Каргапольского под особый надзор благочинного с докладом об этом в Консисторию каждую треть года. 19 февраля 1902 года благочинный доложил Консистории, что священник Шкулев, исправно исправляя требы и богослужения, не равнодушен к спиртным напиткам. Священнику Шкулеву было сделано предупреждение воздерживаться от спиртных напитков, иначе он будет привлечен к ответственности. В конце 1902 года священник Шкулев и вместе с ним священник Грушевский, псаломщики Кузнецов и Будрин были штрафованы 20 рублями в пользу Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, за небрежное ведение метрических книг и за неисправление допущенных ошибок после их указания. В августе 1903 года церковный староста Покровской церкви села Каргапольского Порфирий Подтенигин обвинил священника Шкулева в совершении в нетрезвом виде Всенощного бдения: «А священник же наш о. Иаков свои неблагопристойные поступки не прекращает, а напротив усиливает, как напр. 18 июля на открытие мощей о. Серафима всенощную служил пьяный, в алтаре разбил окно, стоя за св. престолом, поматывался; во всеуслышание кричал на о. диакона и псаломщика Василия Серебренникова, а церковного сторожа Василия Мухина выгнал из алтаря, топая ногами; во время каждения по церкви с боковых аналоев покровы, которыми закрываются иконы, сбросил на пол посреди церкви, в виду всех молящихся». По этому заявлению было назначено формальное следствие. Неизвестно чем закончилось это дело. Священник же Шкулев умер 7 июля 1916 года, служа при Каргапольской церкви.
Псаломщик Стефан Иванович Тихомиров служил при Песчано-Колединской церкви около двух лет. Он родился 28 ноября 1829 года. Сын священника Борисовского села Рязанской губернии. 1 октября 1846 года он был исключен из низшего отделения Пермского духовного училища за малоуспешность. 7 октября 1847 года был определен в Ревдинский завод к Михайло-Архангельской церкви пономарем. 12 декабря 1851 года был переведен к Екатеринбургскому кафедральному собору так же пономарем. 1 сентября 1853 года переведен к церкви села Бугаевского Шадринского уезда дьячком. В 1854 году пытался сдать экзамен на стихарь, через два года снова пытался сдать этот экзамен, но опять неуспешно. За не сдачу второго экзамена получил выговор от епископа за то, что нет твердых знаний, в том числе в нотном пении. После чего в октябре 1856 года был переименован в пономаря. И только 27 июля 1862 года преосвященным епископом Митрофаном был посвящен в стихарь. 27 августа 1880 года он был переведен к Покровской церкви Песчано-Колединского села для исправления должности штатного псаломщика. 15 сентября 1882 года был переведен к Бугаевской Богородицкой церкви для исправления той же должности. 9 декабря 1885 года ему было преподано Архипастырское благословение. 26 ноября 1898 года был рукоположен в сан диакона. 17 мая 1903 года был почислен за штат. Умер 5 декабря 1903 года. В семье у него была жена Калерия Васильевна, четверо детей. После смерти о. Стефана, его вдова получала из Епархиального Попечительства 16 рублей в год.
В клировой ведомости 1894 года, в графе, в которой отмечается наличие описи церковного имущества, запись: «По неустройству церкви, опись церковному имуществу не вполне составлена». Действительно, только в 1901 году вокруг церкви на средства прихожан была выстроена деревянная крашеная ограда. Внутри этой ограды неизвестно когда был построен деревянный амбар, крытый тесом. Современные нам жители вспоминают, что к советскому времени вокруг церкви была небольшая красивая литая чугунная ограда на кирпичном фундаменте. В то время священно-служители были обязаны следить за чистотой кладбища и ограждением его. Кладбище в Песчано-Колединском располагалось в 2-х верстах от села и было окопано рвом для защиты от скота.
Содержание причта.
При открытии прихода прихожане положили причту жалованье 192 рубля в год, из них священнику 144 рубля, а псаломщику 48; также была отведена пахотная земля в количестве 66 десятин и построены два церковных дома. Доходов от выполнения христианских треб было немного, вначале чуть больше 120 рублей в год. К 1890 годам церковных домов было построено три; усадебной земли 3 десятины под общественными домами для причта, пахотной и сенокосной земли было отведено прихожанами 71 десятина, но эта земля не была оформлена законным порядком; братский доход составлял от 250 до 360 рублей в год. В 1895 году во многих приходах, в том числе и в Песчано-Колединском, была открыта вакансия диакона. Объявления об этих вакансиях больше года печатались в епархиальных ведомостях, но диакон в селе так и не появился. Причиной этого могло быть отсутствие средств.
В актах архивной комиссии 1901 года отмечены сборы, которые священнослужители имели право собирать с прихожан, это: руга, петровский сбор, осенний сбор, праздничный сбор и славленный сбор. Причт к этому времени также жил в общественных домах, только два из них были выстроены заново, а старые уничтожены. Жалованье было таким же, как и прежде, только сумма братских доходов увеличилась до 500 рублей. Если учесть что жизненные продукты постепенно дорожали, то жить на зарплату 48 рублей и содержать семью псаломщику было трудно.
В 1908 году был закрыт один штат причта при Верх-Теченской церкви, и Святейший Синод приказал освободившийся оклад в сумме 392 рублей перечислить на причт церкви Песчано-Колединского села. С этого времени причт получал казенное жалованье: священник 300 рублей и псаломщик 100 рублей, к этому прибавилось жалованье от прихожан священнику 144 рубля и псаломщику 48 рублей. Просфорня получала 24 рубля, 6 сажен дров и сборы, жила в общественном доме. Церковной земли к этому времени стало 75 дес. 45 кв.саж.
Оборот церковных сумм Песчано-Колединской Покровской церкви был небольшим - 400-500 рублей в год, причем часть из этих сумм (416 р.) в билетах была положена на книжки Сберегательного банка. В 1909 году Покровская церковь села была должна епархиальному свечному заводу 103 рубля 92 копейки и не могла отдать долг более 3 месяцев.
Прихожане.
По постройке церкви прихожан мужского пола в селе проживало около 900 человек. Епископ Нафанаил отметил в своем дневнике, что бедна церковь, вероятно, от того, что число прихожан мужского пола здесь меньше (800 человек), чем в целом по Шадринскому уезду, где нормой считалось 1000 человек мужского пола. В 1894 году в селе было 246 дворов, из них мужчин 1010 и женщин 1112, всего 2122 человека, еще через шесть лет население увеличилось на 120 человек. Население прихода постепенно увеличивалось. Однако, инспектирующий церковь епископ Митрофан заметил, что в 1912 году населения в селе 2045 душ, хотя двадцать лет назад было примерно на двести человек больше. Если судить по справочной литературе, то действительно, с 1906 года замечено уменьшение населения села — в 1904 году — 2560 человек обоего пола, в 1906 году - 2597, в 1909 году — 2464, а в 1912 году еп. Митрофан отметил всего 2045 человек.
Прихожане были все русские, православные, занимались хлебопашеством. В начале 20 века в справочниках отмечаются два старообрядца филипповского толка. Прихожане к храму Божьему были прилежны, долг исповеди и св. Причастия исполняли старательно, не бывших у исповеди и причастия бывало около 30 человек. В праздники и воскресные дни посещали храм охотно. В записках епископа Митрофана отмечено, что церковь была бедная: «Дешевая утварь, некрашеный пол, голые стены...». Но храм пользовался любовью прихожан: «простенький, низенький иконостас заботливо убран гирляндами из пихты, пол в алтаре покрашен светло-серой краской и всюду чистота и опрятность. Гирлянды из пихты, правда, довольно уже высохли и пора бы их убрать, но, очевидно, с ними связаны светлые воспоминания о том, как оживили они своей свежестью этот бедненький иконостас, когда были только что повешены и теперь в благодарность за то сохраняются более положенного времени».
Священник Архангельский, в своих записях Пермской ученой комиссии, перечислил некоторые события, которые случились до него и при нем с прихожанами его храма. В 1886 и 1888 годах в селе было два пожара, истребивших чуть не половину села. В 1894 году в селе свирепствовала горячка, которая прекратилась только благодаря фельдшеру Алексею Старцеву. В 1901 году было открыто общество трезвости и бесплатная народная читальня. Зимой этого (вероятно 1900-1901 г.) не было снега, что погубило посевы ржи, а лето было засушливое, благодаря чему хлеб не уродился. «По приходу у Песчано-Колединской церкви за 10 лет родилось 1072, померло 802, браков было 307. К православной вере присоединена была одна. Бывших у исповеди и св. причастия за 10 лет оказалось 17,432, не бывших по малолетству 2,713, по отлучкам 709, по опущению и другим причинам 438. На приход поступило за 10 лет 2850 р. 37 к., на расход поступило 2831 р. Учащихся в церковно-приходской школе нет, потому-что церковно-приходской школы в приходе нет. Священник Алексей Архангельский».
Посещение прихода Преосвященным Нафанаилом.
Известно четыре посещения екатеринбургскими епископами села Песчано-Коледино, два из них — Нафанаил и Митрофан оставили описания этого, а о поездках еще двоих — Афанасия и Владимира — почти не осталось сведений. Описания прихода епископами — единственные подобные источники о церковной жизни в Песчано-Колединском селе.
В мае 1886 года екатеринбургский, камышловский и шадринский уезды с инспекционной поездкой посетил первый епископ Екатеринбургский и Ирбитский Нафанаил. На седьмой день поездки, 24 мая — в субботу, епископ Нафанаил посетил Песчано- Колединское село, выехав из Уксянского. В дневнике он написал: «Не позднее 2-х часов мы тронулись в путь по направлении к селу Песчаноколединскому, отстоящему в 13-ти верстах, по ровной дороге, пролегавшей крупным березовым лесом, и прибыли в 20 мин. 4-го прямо в церковь, которую нашли весьма бедною, вероятно, по ограниченному числу прихожан: здесь мужеского пола считается 800; а такое количество в Шадринском уезде считается самым ограниченным, недостающим до нормы, которой полагается 1000 душ. Вечерню служили при немалом количестве народа и в заключении вечерни заходили в училище, где обучается 46 человек обоего пола, отвечавших довольно хорошо, а в особенности 2 девочки отвечали очень хорошо. Одних отвечавших благословил образками, других наделил книжицами, а 2-х девочек за вполне хорошие ответы—и образками и книжками. Из училища заходили к священнику, где при обозрении церковных документов указано на незначительные неисправности. Так как все было готово к отъезду, то в 5 часов отправились мы в село Новопетропавловское». Священником в это время был Иаков Шкулев, а псаломщиком запрещенный священник Палладий Усов.
Посещение прихода преосвященным Афанасием.
Во время своей поездки 28 июля — 11 августа 1893 года Преосвященный Афанасий посетил 40 церквей в трех уездах Екатеринбургской епархии, проехав 410 верст, из них три города (один из которых заштатный) и три завода. Песчано-Колединское было посещено преосвященным 4 августа — в среду. К сожалению, описания этого посещения не осталось. Служения в храме не совершалось. В отчетах епархии написано, что осмотрев церкви, Преосвященный Афанасий остался ими доволен. Все церкви были в удовлетворительном состоянии, содержались в должной чистоте и благолепии. Перед тем, как посетить ту или иную церковь, он собирал о ней сведения через местного благочинного — в чем нужда, состав причта и его поведение, религиозно-нравственное состояние прихожан, усердие их к посещению храма Божия и исполнение христианского долга Исповеди и Св. Причастия. После обозрения церкви еп. Афанасий, имея в виду соответственное религиозно-нравственное состояние прихода, преподавал ему наставление, убеждая уклоняющихся от исповеди и причастия приступать ним неукоснительно, разъясняя их значение для спасения души человека. При посещении церквей, зараженных расколом, он увещевал народ быть твердым в Православии, разъясняя, что вера, исповедуемая православной российской церковью - истинная, благодатная и спасительная; доказывал отличие догмата веры от обряда церковного. Там, где были церковные школы, преосвященный Афанасий испытывал знания учеников этих школ. При ревизии церковных документов, вменял причтам вести церковные летописи, которых во многих церквах не имелось.
Посещение прихода преосвященным Владимиром.
Преосвященный Владимир совершил поезку по Екатеринбургскому, Камышловскому и Шадринскому уездам Екатеринбургской епархии 15 мая — 4 июня 1897 года. Им было осмотрено 53 церкви, на протяжении 781 версты. Описания посещения Песчано-Колединского села не найдено. Богослужения в храме не совершалось. Преосвященный Владимир особенное внимание обращал на св. антиминсы, запасные св. дары, и на то, достаточно ли при церкви св. мира. Осматривались иконы, ризница, сосуды, библиотека, церковные документы. Обращалось внимание на скудную продажу свеч и на несоответствие между свечными и кружечными доходами. Производились испытания учащихся церковно-приходских, земских и других школ в знании самых необходимых молитв и рассказов из священной истории, в чтении по церковной и гражданской печати. По поводу замеченных недостатков были приняты соответствующие меры. В это время священником в селе был о. Алексей Архангельский, а псаломщиком Михаил Попов.
Посещение прихода преосвященным Митрофаном.
В течение 1912 года преосвященный Митрофан совершил несколько поездок по епархии. С 6 по 17 августа он посетил екатеринбургский, камышловский и шадринский уезды. В отличие от своих предшественников Афанасия и Владимира, епископ Митрофан приказал печатать отчеты о своих поездках в епархиальных ведомостях, поэтому многие описания церквей и приходов сохранились. Сохранилось и описание посещения им 11 августа Песчано-Колединского села, которое приводим полностью.
«Село Песчано-Калединское ранее было деревней Уксянского прихода. Расположенное на ровной низменности среди озер, оно имеет унылый вид. Плохая постройка, отсутствие садиков широкая грязная улица – вот и все, что можно сказать о внешнем виде села. Церковь существует здесь с 1878 года. Каменная однопрестольная, беленькая, небольших размеров, она обнесена кругом деревянной оградой. Внутри церкви заметна бедность. Дешевая утварь, некрашеный пол, голые стены... Но этот бедный храм видимо пользуется любовью: простенький, низенький иконостас заботливо убран гирляндами из пихты, пол в алтаре покрашен светло-серой краской и всюду чистота и опрятность. Гирлянды из пихты, правда, довольно уже высохли и пора бы их убрать, но, очевидно, с ними связаны светлые воспоминания о том, как оживили они своей свежестью этот бедненький иконостас, когда были только что повешены и теперь в благодарность за то сохраняются более положенного времени. Прихожан при церкви числится в настоящее время 1016 челов. муж. п. и 1029 челов. жен. п. Цифры эти кажутся непонятными: десять лет тому назад приходская статистика давала иные цифры и общее количество населения прихода показывалось в 2240 душ об. пола. Ныне же только 2045 душ. Приход состоит из одного села. Все прихожане, по рапорту священника А. Архангельского, православные, по рапорту же о. благочинного, часть жителей села раскольники-поморцы Филипповского толка. Долг исповеди и св. причастия населением ежегодно исполняется усердно. Не бывших у исповеди и св. причастия за 1912 г. показано по документам 20 человек муж. пола и 15 жен. п.; к храму Божию население относится хорошо и в воскресные и праздничные дни посещают церковь с охотой. В селе есть земское народное училище, в котором за минувший учебный год обучалось 66 мальчиков и 55 девочек. К приезду Преосвященного в храме собралась значительная толпа прихожан. В речи после обычного молебствия, Его Преосвященство похвалил усердие прихожан и дал им наставление всегда любить свой храм и не ослабевать в усердии к посещению его. Преподав каждому благословение, Его Преосвященство посетил квартиру священника, помещающегося в ветхом, общественном доме, давно требующем капитального ремонта и выехал далее».
Священником и псаломщиком в селе были те же — Архангельский и Попов.
Земская народная школа.
В селе не было церковно-приходской школы, а было народное земское училище. Не смотря на это, учителями и законоучителями в этом училище были лица духовного звания. Первое упоминание об училище в метриках Песчано-Колединского села за 1881 год, в восприемниках упоминается учитель народного училища Григорий Дмитриевич Шкулев. Современные школьные учителя села считают, что первая отдельная школа в селе была построена в 1886 году, а в 1912 году было построено второе школьное здание из соснового леса на кирпичном фундаменте. Однако это может быть не так. В 1886 году учителем школы был Михаил Львович Топорков. Еп. Нафанаил в 1886 году застал в народной школе 46 учеников обоего пола. В 1888 году учительницей была Елизавета Григорьевна Тюшнякова, а в 1894 году священническая вдова Таисия Анемподистовна Словцова, помощницей была ее сестра Ольга Орлова. В 1901 году земством было выстроено новое училище с квартирой для учителя. С 1884 по 1901 год в народном земском училище обучилось 627 человек. В 1904-1906 годах в школе обучалось 70 — 80 учеников. В 1912 году в школе обучалось 66 мальчиков и 55 девочек. В 1913 году учительницей была Зинаида Васильевна Смолина, вышедшая замуж за псаломщика. Больше сведений о земском училище в церковных документах автором не найдено.
Святые, служившие в Покровской церкви села.
Священник Алексей Макарьевич Архангельский, в наше время прославленный в лике святых, служил при церкви села Песчано-Колединского 24 года — с 1894 по 1918 год. Он хорошо говорил проповеди. О. Алексей родился 1 марта 1864 года в семье священника Сажинского села Кунгурского уезда Пермской губернии. Учась в 3 классе Пермской Духовной Семинарии, он заболел, и по прошению отца в 1883 году из семинарии был уволен. Имел свидетельство на звание учителя сельского приходского училища от педагогического Совета Пермской гимназии. 23 декабря 1884 года был определен исполняющим должность псаломщика к Богородицкой церкви села Камгорта Чердынского уезда. 5 февраля 1885 года был перемещен к Михайло-Архангельской церкви села Сажинского Кунгурского уезда. 29 августа 1887 года преосвященным Кириллом епископом Чебоксарским, заведующим Пермской епархией, был посвящен в стихарь. 12 декабря 1887 года определен был штатным псаломщиком к Свято-Троицкой церкви Верх-Теченского женского монастыря Шадринского уезда. 22 февраля 1888 года венчался с дочерью священника церкви села Ключевского Шадринского уезда Анной Евфимовной Федоровой 22 лет. 8 сентября 1888 года преосвященным Поликарпом, епископом екатеринбургским и ирбитским, был рукоположен в сан диакона с оставлением на вакансии псаломщика при той же церкви. 17 октября 1888 года, постановлением Совета церковного Братства Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, был определен учителем к церковно-приходской школе, существовавшей при Верх-Теченской женском монастыре. В 1891 году был определен на штатное диаконское место к церкви того же монастыря. 19 декабря 1893 года преосвященным Афанасием, епископом екатеринбургски и ирбитским, в крестовой церкви Екатеринбургского архиерейского дома, был рукоположен в сан священника к Покровской церкви Песчано-Колединского села. В этот же день был утвержден законоучителем Песчано-Колединского народного училища. С января 1894 года служил приходским священником Песчано-Колединского села. За время служения в Верх-Теченском и Песчано-Колединском селах, у него и его жены Анны Евфимиевой родились 9 детей, четверо из них умерли. В 1901 году при священнике Архангельском было открыто общество трезвости и бесплатная народная читальня. В мае 1904 года священник Архангельский был награжден набедренником, а к 6 декабря 1915 года за ревностное и полезное служение Церкви Божьей — скуфьей. 13 июня 1918 года священник Архангельский по какому-то делу был в Верх-Теченском селе. Его арестовали, допросили, отвели на берег реки Теча и расстреляли. Он упал со словами «безвинно умираю». Красногвардейцы бросили его тело в повозку и отвезли в Песчано-Колединское село. 14 июня он был похоронен на сельском кладбище священником Константином Троицким и диаконом Павлом Бирюковым. В метрике указано, что о. Алексию было 56 лет, хотя если судить по дате рождения, ему было 54 года. Епископ Григорий, который в 20-х числах августа посетил Верх-Теченское село и отслужил панихиду на братской могиле по расстрелянному «по роковому недоразумению» священнику Алексию Архангельскому, был уверен, что священник Архангельский похоронен в братской могиле. Однако запись в метрической книге Песчано-Колединского села позволяет сделать вывод, что о. Алексей был похоронен на кладбище Песчано-Колединского села.
Псаломщик Константин Николаевич Алексеев, в наше время прославленный в лике святых, служил при Покровской церкви Песчано-Колединского села три года - с 2 июня 1893 года по 22 августа 1896 года. Родился он 3 ноября 1873 года. Учился в Пермской Духовной Семинарии, из 1 класса которой был уволен 18 марта 1892 года. 22 июня 1892 года, преосвященным Афанасием епископом екатеринбургским и ирбитским, он был определен псаломщиком к Покровской церкви Песчано-Колединского села. Назначению его на это место способствовал, видимо, его родной дед — заштатный псаломщик Песчано-Колединской церкви Стефан Капустин. 22 августа 1896 года псаломщик Алексеев был переведен к Преображенской церкви Верхнеуфалейского завода Екатеринбургского уезда. 23 сентября 1897 года он был определен штатным диаконом церкви села Галкинского Шадринского уезда. Был учителем и законоучителем Убиенской церковно-приходской школы грамоты. 20 февраля 1901 года был перемещен к церкви Верх-Нейвинского завода Екатеринбургского уезда, однако через два месяца был переведен обратно в село Галкинское. В 1907-1910 гг. он служил в Богородицкой церкви Нижне-Исетского завода. 9 февраля 1910 года был определен на 2-ю священническую вакансию к Духосошествиевской церкви Кыштымского завода Екатеринбургского уезда. Был утвержден в должности законоучителя Кыштымского одноклассного училища. 13 декабря 1912 года был перемещен к церкви села Троицкого Камышловского уезда. К 6 декабря 1915 года, дню Тезоименитства Николая 2-го, священник Константин Алексеев был награжден набедренником. В 1918 году священник Константин Алексеев был убит красноармейцами на станции Антрацит. Как он погиб, неизвестно. Сухоложский исследователь Юрий Сухарев предполагает, что священника Алексеева привезли туда в вагоне с заложниками (купцами и духовенством), который был отправлен со станции Богданович на Егоршино. На станцию Антрацит вагон прибыл не ранее 25 июля (занятие Екатеринбурга белыми) и не позднее утра 28 июля 1918 года (в этот день чехи и колчаковцы вошли в Богданович). Белые заняли село Троицкое, где он служил, 27 июля, значит, священника в это время там уже не было. 29 июля силы красных вели бои по линии реки Пышма и в этот же день были вынуждены отступить на север, к станции Антрацит, где находились эшелоны с семьями и военным имуществом. К одному из этих эшелонов, видимо, и был прицеплен вагон с заложниками. На станции Антрацит состав с этим вагоном мог находиться до вечера 30 июля (в это время полк «Красных орлов» оставил эту станцию и стал отходить к Егоршино). Таким образом, диапазон, в течение которого могло быть совершено убийство священника на этой станции – с 25 по 30 июля. Наиболее вероятная дата – 30 июля. Убийство отца Константина Алексеева могло быть вызвано казнью активистов в селе Троицком, после захвата его белыми 27 июля.
Закрытие храма.
Последним известным священником Песчано-Колединского Покровского храма был о. Африкан Александрович Кузовников, в 1925 году его внесли в списки лишенных избирательных прав. Были ли еще священнослужители в Песчано-Колединском, неизвестно, официально церковь считалась неработающей с 1923 года из-за отсутствия священника. 27 сентября 1930 года Малым Президиумом Уральского Облисполкома церковь в Песчано-Колединском селе Белоярского района была закрыта. Через 18 лет, в 1948 году, церковь считалась полуразрушенной. В 1964 году Покровскую церковь окончательно разрушили, от здания осталась только нижняя часть колокольни. Еще через 44 года, в 2008 году, в селе открылся новый приход.
Список священно-служителей.
священник Шкулев Иаков Дмитриевич — с 1880 — по 1893 г.
священник Архангельский Алексей Макарьевич — с 1894 — по 1918 г.
священник Филиппов Анатолий Иванович — с 1918 г.
священник Кузовников Африкан Александрович — 1925 г.
псаломщик Тихомиров Стефан Иванович — с 1880 по 1882 г.
диакон Сотников Григорий Авраамович — с 1882 — по 1885 г.
и.д. псаломщика запрещенный священник Усов Палладий — с 1885 — по 1887 г.
псаломщик Серебренников Николай Виссарионович — с 1887 — по 1889 г.
псаломщик Сильвестров Иван — 1889 г. апрель-август
псаломщик Капустин Стефан Ильич — с 1889 по 1893 г.
псаломщик Алексеев Константин Николаевич — с 1893 — по 1896 г.
псаломщик Троицкий Иван Михайлович — с 1896 - по 1897 г.
псаломщик Попов Михаил Васильевич — с 1897 — по 1912 г.
псаломщик и диакон Бирюков Павел Павлович — с 1912 — 1918 г.
|