Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [36]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Суббота, 30.11.2024, 06:44
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Статьи о храмах.

    Богоявленская церковь села Сухоложского Камышловского уезда

    До образования прихода деревня Сухоложская входила в приход села Знаменского Камышловского уезда.1

    В Знаменской слободе в 1798 году была построена деревянная церковь, в 1817 году, по желанию жителей, она была перенесена в деревню Сухоложскую и сделана кладбищенской, приписной к Знаменскому селу, с престолом во имя Богоявления Господня. В 1836 году в Сухом Логу открылся свой приход и деревня стала селом. К этому времени храм был крепок, за исключением крыш, которым требовался ремонт. В селе было 125 дворов, м.п. 602 и ж.п. 637. Приписных деревень не было. Причт определили одноштатный: священник, диакон, дьячек и пономарь. Священник Петр Васильев Богоявленский 42 лет, диакон Димитрий Иоаннов Обухов 56 лет, дьячек Иоанн Петров Богоявленский 20 лет — священнический сын, пономарь Петр Иоаннов Боголепов 15 лет. Все они, кроме пономаря, были переведены от церкви Знаменского села. Земли в то время у причта не было, священник и диакон проживали в собственных домах. Причт на содержание получал добровольную хлебную ругу, за исправление же мирских треб и при хождении с крестом в праздничные дни в 1837 году было пожертвовано 240 р. Содержание причта считалось достаточным.2

    В 1842 году к Сухоложской церкви сразу после окончания Пермской семинарии перевелся священник Константин Павлов Попов. Он в преподавал в бесплатной школе для детей крестьян с 1849 по 1856 г. В 1850 году был выбран духовником духовенства 1 округа Камышловского уезда. В 1860 году (по другому источнику в 1856 г.) был награжден набедренником за благочестное служение и прохождение должности духовника, в том же году отмечен благословением Святейшего Синода, имел также бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память русско-турецкой войны 1853-1856 гг. 10 декабря 1863 года он был почислен за штат по вдовству и расстроенному здоровью. Через два года был принят в братство Далматовского монастыря.3 Всего при церкви Сухоложского села он прослужил 21 год. При священнике Попове была построена каменная церковь.

    В 1847 году в селе Сухоложском были открыты залежи каменного угля, и вскоре в селе и его окрестностях было заложено несколько шахт. Уголь с Сухоложских копей отправляли на Кушвинский, Воткинский и Ижевский заводы. В 1861-1868 гг. добыча угля была свернута.4 В это-то время несомненного, хотя и краткого, процветания села и была построена каменная однопрестольная церковь во имя Богоявления Господня. Она была заложена 24 июня 1856 года, а в 1862 году вчерне закончена: «клажей вся кончена, снаружи и внутри оштукатурена, покрыта железом и на первой ряд окрашена».5 Строительство велось силами местных жителей на средства, собранные от доброхотнодателей. Перед окончанием постройки произошел несчастный случай: с лесов упал работавший там Василий Ефремович Берсенев, у которого в результате падения и ушиба отнялись руки и ноги. В. Е. Берсеневу сельская община платила до его смерти пособие пять рублей в год.6 Освящена каменная церковь была в 1865 году7. К окончанию постройки в селе было 226 дворов, м.п. 737 и ж.п. 865. Священнослужители получали от казны жалованье 168 рублей на весь штат, который состоял из священника, дьячка и пономаря, кроме того прихожане, взамен предназначенной к церкви земли, изъявляли желание отдавать ежегодно всему причту по 2 пуда 30 фунтов с венца ржаного хлеба - условие это было словесным и со стороны прихожан полностью не соблюдалось. В 1862 году денежных доходов «за молитвословия, поминовения умерших и за приход в дома, в храмовые праздники, со св. крестом и освященой водою» причт получил 105 рублей. И, в отличие от 1837 года, содержание причта, даже с жалованьем от казны, считалось недостаточным.8

    В 1877 году Богоявленская ц.с. Сухоложского состояла в 1 округе Камышловского уезда. По штату числилось: 1 священник и 1 псаломщик. Священником был Иван Александров Максимов, а псаломщиком Иван Петров Кузовников. Казенного жалованья на причт они получали 164 р. 64 к., руги 2 п. 30 ф., дохода в год было 200 р., один церковный дом. Прихожан было 1137, в том числе 11 раскольников. 1 деревня в 2 верстах.9

    В 1879 г. земством была открыта начальная трехкласная школа10, в которой в разное время обучалось от 50 до 100 учеников. По причине открытия земской школы, в селе больше не открывалась церковная школа. Закон Божий в земской школе преподавали местные священно-служители. Учителями были в том числе и дети духовенства, так, с 1881 по 1888 г. учителем был Иоанн Троицкий11. В 1912 году в школе преподавала А. Е. Ляпустина, которая за 35-летнюю деятельность учителя была награждена золотой и серебряной медалями.12

    Церковной земли в конце 19 века было 19 десятин — пахотной 11 и сенокосной 8, под церковным домом усадебной земли 509 сажен.13 В 1887 году было открыто церковно-приходское попечительство, которое смотрело за целостью храма и других церковных построек. К началу 20 века при церкви было 2 церковных дома. Священник получал от казны 117 р. 60 к., псаломщик 47 р. 4 к., доход причта в 1900 году составил 600 рублей. В 1895 году при церкви была открыта диаконская вакансия, но она не была замещена. Прихожан было 1094 мужского и 1165 женского пола. Приход состоял из одного села Сухоложского и входил в 3-й округ Камышловского уезда.14 К 1915 году при церкви появился причтовый капитал в 200 рублей.

    В приходах Филатовском, Сухоложском, Кашинском и Знаменском Камышловскаго уезда была скопческая секта. В 1862 году в Сухоложском приходе скопцов было 17 человек (4 мужчины и 13 женщин).15 В 1899 году за оскопление людей 10 человек были судимы и 5 из них (1 мужчина и 4 женщины) сосланы в Сибирь (Якутская область), а пятеро (1 мужчина и 4 женщины) оставлены в подозрении. На этом секта в Сухоложском закончила свое существование.16

    23 мая 1901 года в 5 часов вечера местный епископ посетил село Сухоложское. Он осмотрел храм и проверил церковные документы, после чего беседовал с народом, объясняя значение икон в иконостасе и необходимость домашней молитвы.17

    С июля 1901 года по 1902-й, при священнике Михаиле Троицком, был произведен ремонт храма: окрашен новой краской иконостас с позолотой резьбы, вновь переписаны три иконы в нем, окрашены пол и стены храма, позолочены на храме три креста, поправлены штукатурка и крыша храма, во время этого ремонта оказалось, что нужен дополнительный ремонт, который и был завершен к октябрю 1902 года. Всего на ремонт было потрачено 1300 рублей.18

    С 1868 по 1915 год - 47 лет - прослужил при Сухоложской церкви псаломщик Иван Петров Кузовников, имел за свою беспорочную службу золотую медаль, ушел за штат в возрасте 73 лет. Священник Михаил Николаев Троицкий служил при этой церкви с конца 1870-х годов и умер 6 февраля 1910 года, 72 лет. За время своего служения в Сухоложском за ревностное исполнение пастырских и церковно- школьных обязанностей он награжден церковными наградами — набедренником, скуфьей, орденом Св. Анны 3-й степени и камилавкой. Был членом-сотрудником Императорского Палестинского Общества, которое распространяло знания о Святой земле. После смерти о. Михаила, к церкви перевелся (скорее всего его сын) Алексей Михаилов Троицкий, но он умер в том же году — 4 августа 1910 года, от чахотки. Следующим священником вплоть до событий гражданской войны был Георгий Петров Чернавин.

    В 1911 году избраны в состав церковно-приходского попечительства: председателем священник Георгий Чернавин, членами крестьяне: Г. С. Худорожков, отставной унтер-офицер Н. А. Быков, крестьянин Е. Г. Худорожков и солдат Ф. Е. Худорожков.19 В должности церковного старосты в 1912 году был утвержден крестьянин С. А. Быков20.

    В 1912 году была закончена постройка железной дороги Егоршино-Богданович, началась активизация хозяйственной деятельности: основалось несколько небольших силикатных предприятий, а в 1913 г. началось строительство крупного цементного завода, который заработал уже после революции. В селе, где проживало 2,5 тысячи человек, была только школа, где обучалось 106 человек и работало 3 учителя (не было даже фельдшерского пункта)21, крестьяне же занимались хлебопашеством, работали на писчебумажной фабрике Ятес, на окрестных золотых и асбестовых приисках, на постройке железной дороги и цементного завода, зажиточные занимались обжиганием извести.

    26 мая 1913 года село Сухоложское посетил местный епископ. Погода была пасмурная, и все то, что он слышал от местных патриотов о «Камышловской Швейцарии», оказалось от него скрыто. Владыка приехал сразу после утрени и народ ожидал его. Храм снаружи ему показался не привлекательным, так как требовал ремонта, внутри было мрачно, грязно, на окнах и иконостасе пыль. Но население охотно посещало храм и ходило на внебогослужебные собеседования. Приходское попечительство имело небольшие средства, но каждый год что-нибудь покупалось для храма или обновлялось: в 1912 году был отремонтирован дом священника и окрашена часть крыши на церкви, в 1913 году приобретены облачения на престол и жертвенник. Епископ проверил знания учеников местной земской школы в Законе Божьем и остался ими доволен. Затем сказал поучение, благословил присутствующих, посетил квартиру священника и поехал в следующее село.22

    В 1918 году при ц.с. Сухоложского служили священник Георгий Петров Чернавин и псаломщик Владимир Баранов. В селе находились беженцы Волынской, Гродненской, Каменец-Подольской, Бессарабской и Виленской губерний. В селе было свое почтово-телеграфное отделение. Причт погребал убитых в боевых действиях августа-сентября. В метриках записан священник 14-го Иртышского Сибирского полка С. Тавлуев, который отпевал на кладбище близ ст. Кунары погибшего в разведке под с. Ирбитские Вершины Александра Петрова Кривогузова — добровольца из Тобольской губернии23.

    Послереволюционная история Сухоложской церкви автору неизвестна, есть только имена нескольких священников, которые служили до закрытия церкви: в 1925 г. священник Алексей Анатольев Киселев, монахиня Т. Ф. Щелконогова; в 1927 г. священник Климов; в 1936 г. священник А. В. Муромцев.

    11 сентября 1936 г. решением Сухоложского райисполкома №659 Богоявленская церковь обновленческой ориентации в Сухом логу была закрыта. Через короткое время здание храма было разрушено. Часть колокольни и главный купол со световым барабаном были снесены. Это ужасное событие сопровождалось плачем и криками присутствовавших. Иконы сжигались, некоторые из них люди успели унести домой, подобно иконе Георгия Победоносца с дарственной надписью храму, которая была сохранена и возвращена в храм при его восстановлении. Многое из здания храма растащили местные жители: доски с пола, решетки и т. п. Сначала храм использовался под клуб: окна заложили, а в алтаре сделали сцену для выступлений. Потом храм использовали как кинотеатр, устроив на месте алтаря экран, а в колокольне место для трансляции фильмов. К нему был сделан пристрой, где располагалась почта, а с 1971 г. размещена лыжная база. В притворе были сделаны перегородки, устроены душевые и туалеты. Священнический дом забрали под школу и он сохранился до конца советского времени, после которого был разобран.24

     

     

    1 Метрическая книга церкви Знаменской слободы за 1810 г. Метрические книги церквей Камышловского уезда за 1810 г.//ГАСО Ф. 6. Оп. 1. Д. 362. Л. 271об.

    2 Ведомость о церкви Богоявленской Камышловского уезда Сухоложского села за 1837 г. Ведомость о церквах и священнослужителях по Камышловскому уезду за 1837 г.//ГАСО Ф. 6. Оп. 2. Д. 477. Л. 61-64об.

    3 Ведомости и паспорта о монашествующих в разных монастырях. 1872 – 1875 гг.//ГАСО Ф. 603. Оп. 1. Д. 454. Л. 282об-284.

    4 Е. Анимица. Города Среднего Урала. Свердловск, 1975. С.239.

    5 Ведомость о церкви Богоявленской Камышловского уезда Сухоложского села за 1862 г. Клировые ведомости 1 округа Камышловского уезда за 1862 г.//ГАСО Ф. 6. Оп. 2. Д. 588. Л. 69-71об.

    6 Создам церковь мою…/Иерей Борис Бароев//Сухоложье в истории Урала: связь времен. Материалы региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2013. С.24-25.

    7 Приходы и церкви Екатеринбургской епархии//Сайт Оксана Корнева http://www.okorneva.ru/kamyishlovskiy-uezd/suholojskoe-selo/ (Дата обращения 06.06.2017).

    8 Ведомость о церкви Богоявленской Камышловского уезда Сухоложского села за 1862 г. Клировые ведомости 1 округа Камышловского уезда за 1862 г.//ГАСО Ф. 6. Оп. 2. Д. 588. Л. 69-71об.

    9 Адрес-Календарь Пермской Епархии на 1877 г., Пермь, 1877. С., 39, 83, 153.

    10 Е. Анимица. Города Среднего Урала. Свердловск, 1975. С.239.

    11 Ведомость о церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Верхотурского уезда, Баранчинского завода за 1892 г. Клировые ведомости по 2 и 3 благочинническим округам Верхотурского уезда за 1892 г.//АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 1. Д. 13. Л. 152.

    12 Дневник Его Преосвященства, Преосвяшеннейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в Мае месяце 1913 г.//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1913. - №42.- С. 985-987. (неоф. отд.).

    13 Пермский Епархиальный Адрес-Календарь на 1882 год. С.149//Сайт Церковный краевед прикамья http://permkraeved.ru/biblioteka/adres_kalendari_permskoy_eparkhii/ (Дата обращения: 03.05.2015).

    14 Адрес-Календарь Екатеринбургской епархии за 1900 год. Екатеринбург, 1900. С.136.

    15 Ведомость о церкви Богоявленской Камышловского уезда Сухоложского села за 1862 г. Клировые ведомости 1 округа Камышловского уезда за 1862 г.//ГАСО Ф. 6. Оп. 2. Д. 588. Л. 71об.

    16 Из путешествия Его Преосвященства по епархии//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1901. - №16.- С.696-697. (неоф. отд.); Приходы и церкви Екатеринбургской епархии//Сайт Оксана Корнева http://www.okorneva.ru/kamyishlovskiy-uezd/suholojskoe-selo/ (Дата обращения 06.06.2017).

    17 Из путешествия Его Преосвященства по епархии//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1901. - №16.- С.696-697. (неоф. отд.).

    18 Журнал №647 от 29 октября 1902 г. Журналы Екатеринбургской Духовной Консистории за 27 сентября-9 ноября 1902 г. №600-699//АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 2. Д. 21. Л. 171-172.

    19 Избрание в состав церковно-приходских попечительств//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1911. - №12.- С.86. (оф. отд.).

    20 Утверждение в должностях церковных старост//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №28.- С.301. (оф. отд.).

    21 Е. Анимица. Города Среднего Урала. Свердловск, 1975. С.239.

    22 Дневник Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в Мае месяце 1913 г.//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1913. - №42.- С. 985-987. (неоф. отд.).

    23 Метрическая книга Богоявленской церкви села Сухоложского за 1918 г. Метрические книги Богоявленской церкви села Сухоложского Камышловского уезда за 1915-1918 гг.//ГАСО Ф. 6. Оп. 16. Д. 610. Л. 326об-328.

    24 Создам церковь мою…/Иерей Борис Бароев//Сухоложье в истории Урала: связь времен. Материалы региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2013. С.31-35.

    Категория: Статьи о храмах. | Добавил: Рина (29.11.2019) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 292 | Теги: село сухоложское камышловского уезд, город сухой лог, богоявленская церковь села сухоложс | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024