Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [34]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Вторник, 30.04.2024, 12:51
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » История Екатеринбургской епархии.

    Религиозное движение и антирелигиозная пропаганда в Уральской области в конце 1920-х годов. Часть 2.

    Деятельность сектантов.

     

    Сектантство на Урале развито очень сильно. Существуют разнообразные секты (по характеру воззрений и по времени возникновения): баптисты-евангелисты (в Пермском округе появились в 1918 г. - секта рационалистическая), «Староверы», «Хлысты» (мистическая секта), православные христиане («Голбешники»), «беловеры» (они же «поморцы», «Озерные пискуны»), «Странники» (в Пермском округе возникли в 1710 г.).

    Наиболее культурными, наиболее приспособившими методы своей работы к современности являются баптисты-евангелисты (эта секта в Пермском округе наиболее сильна в окружном центре и зав. Мотовилиха). И старинные секты, например, «Странники» чувствуют необходимость оживить методы своей работы: «Безбожники-коммунисты используют науку для борьбы с религией — и мы должны овладеть наукой для доказательства бога».

    В ряде сект (голбешники, беловеры) существует четкая внутренняя структура идущая по линиям: организационной (организатор во главе секты), идейно-воспитательной («агитаторы-наставники», «советники»), и экономической (содержание молитвенных учреждений одним или несколькими зажиточными). У беловеров главенство зажиточного элемента выражается в том, что при вступлении в секту для богатого стаж меньше, для бедного больше; существующие в этой секте обычаи очередного угощения и т. п. содействуют закреплению и усилению экономического влияния зажиточной головки на бедноту.

    Специфический уклад жизни, замкнутость таких сект, как голбешники, странники (общение с внешним миром греховно) очень затрудняют влияние на сектантов советской общественности, изучение их и затрудняют приобщение их к современности. Голбешники, например, стараются не отдавать детей в школы; у староверов молодежь хотя и ходит на спектакли и беседы, но сама не участвует в организации этого дела, потому что «грех».

    Отказ от всяких регистраций, паспортов, уплаты налогов (у странников), затрудняют проведение советских мероприятий. Например, при переписи они отказываются от всякой записи и на все вопросы отвечают: «истинный православный христианин». Такое положение ведет к тому, что целые группы населения выпадают из сферы влияния и учета советской власти.

    В сектах процветают самые грубые суеверия и вредные обычаи: у беловеров, голбешников, странников обязательно крещение в холодной воде (у беловеров и голбешников — проруби); у хлыстов при радениях практикуется взаимное целование ведущее к заражению сифилисом и т. п. До настоящего времени сохраняются самые старинные обряды: у хлыстов до сих пор существуют «христы» (в Пермском округе живет такой христос Феоктистов), в почете у них «богородицы» (в Пермском округе их пять), на радениях прыгают и вертятся вокруг богородиц сидящих на бочках (поэтому хлыстов и называют еще «прыгунами»).

    В К.-Пермяцком округе сектантское движение существует в совершенно первобытных формах: поклонение луне, звездам, вера в «порчу», в приворот, в знахарство, в колдовство, заклинания. Верят в ведьм, во вселение в человека беса и возможность его изгнания. Существуют среди населения настоящие фанатики, которые голодают по целым неделям и подвергают себя всевозможным пыткам; объявляются «святые» - недавно такая «святая Анна» появилась в Юсьвенском районе. Изворотливые мужики и бабы - «дошлые бабы», «колдуны» используют эту тьму суеверия, калечат людей своим лечением и наживаются на их невежестве.

    Сектанты развивают оживленную деятельность и очень удачно разнообразят формы своей работы. В одном из районов Пермского округа организован кружок кройки и шитья, в другом открыто нечто вроде избы-читальни; на местах бесплатно распространяется евангелистская литература, членам сект оказывается, иногда, материальная помощь. В молельнях у евангелистов вместо икон висят плакаты с религиозным содержанием, в домах у них можно встретить портреты революционных вождей. Параллельно советским праздникам евангелисты проводят свои: вместо для молодежи - «праздник юношей», вместо международного дня работниц - «праздник сестер» и проч. В Перми евангелисты проводили «день жатвы», которые благодаря прекрасному концерту привлекли много народа. В Златоустовском округе в декабре м-це на Златоустовском механическом заводе баптисты распространяли пригласительные беседы, приблизительно следующего содержания: «Баптистская община приглашает вас 4-5 числа на христианско-литературный декламаторий «Блудный сын». Начало в 10 час. утра, адрес такой-то». («Пролетарская мысль»). Песни свои сектанты исполняют на мотивы народных и современных песен (даже интернационала). Молебствия проводятся с оркестром; Пермский хор выезжает в районы.

    Наряду с большим вниманием деревне (один из методов работы там евангелистов бесплатная раздача населению коров и овец) сектанты, как и обновленцы «держат курс на завод». Приводимые факты показывают, что старания их не безуспешны.

     

    Курс на завод.

     

    В Очерском районе Пермского округа в зав. Очере (главным образом на окраинах) устраиваются регулярные открытые и конспиративные сектантские собрания; евангелисты в цехах завода и из под-полы агитируют за свою сектантскую организацию, приглашая рабочих на свои собрания и распространяя сектантскую литературу. Был случай, когда сектанты взяли в обработку рабочего-коммуниста, приглашая его на собрание и снабдили литературой. («Звезда»).

    В Очерах же ведут энергичную работу хлысты. В Лысьве, Мотовилихе энергично работают евангелисты: они проникают в самый завод, организуют баптистские общины, привлекают рабочих к участию в хоре; евангелисты — рабочие и работницы проводят в перерыв чтение евангельских текстов в цехах завода (Мотовилиха); новообращенных крестят к Каме, иногда и зимой в проруби. В Пермском округе сектанты распространяют книжки о кончине мира в 31-32 году.

    В Мотовилихе сектанты имели наглость выступать от имени рабочих — в Пермскую газету «Звезда» они прислали корреспонденцию в которой просят Окружную инспекцию труда обследовать их протекающую молельню, мол, большинство посетителей ее рабочие и охрана труда поэтому должна о них позаботиться (слово «рабочих» взято в кавычки). Наиболее сильные сектанты (странники и евангелисты) стараются попасть на выборные должности. Сектанты несут на завод лозунг «Против военизации» и одним из методов привлечения евангелистами рабочих в свою секту является (например, в Мотовилихе) умелая, начиная с семьи, с жены агитация, что вступившие в секту избавятся от военной службы, которая неизбежна, т. к.: «скоро ведь война будет». Если иметь в виду, что сектанты — баптисты-евангелисты очень крепко связаны с заграничными буржуазными кругами и усиленно агитируют против служения в Красной армии и за непротивление злу, то нечего удивляться, почему они такое большое внимание уделяют особенно Мотовилихе.

     

    «Агитпропы».

     

    Сектанты всячески укрепляют свои «агитпропы»: так, одна из имеющихся сект Пермского округа, «странники», имеют много чрезвычайно подготовленных проповедников «старцев»; к евангелистам из центра приезжают «благовестники» для инструктирования и проч. В хлыстовских центрах работают бюро вырезок, которые собирают различные заметки о землетрясениях, наводнениях и прочем и используют их, как иллюстративный показательный материал для различных пророчеств.

     

    Борьба за молодежь.

     

    Молодежь баптисты привлекают на вечера бесплатным угощением, далеко живущим даже предлагают лошадь. Один их методов привлечения молодежи подбрасывание прокламаций, примерно, такого содержания: «В Иерусалиме был слышен голос Христа, который сказал, что каждый, кто найдет эту прокламацию должен распространить ее в 10 экземплярах и тогда распространивший ее на 10-й день получит великое счастье, а если кто не распространит, то получит на 10-й день великое горе (Злат.окр. - «Пролетарская мысль», Пермский отчет). В результате активной работы сектантам удается привлечь молодежь и охватить ее своим влиянием. В Ильинском районе Пермского округа в различных религиозных объединениях состоит 228 человек молодежи. В Тагильском округе духовенство и секты стараются «не всегда безуспешно» охватить своим влиянием женщин и молодежь, создавая различные духовно-нравственные кружки, кружки хорового пения, рукоделия, мастерства и т. д. Такие же кружки организуются и в Мотовилихе. В Ильинском районе красноверцы перед пасхой проводят «вечера любви», куда привлекают значительное количество молодежи. Баптисты в ряде случаев привлекают к себе молодежь существующей и них опрятностью, порядком, трезвостью, воздержанием от курения, вообще культурным поведением, противопоставляемым неряшеству, озорству, некоторому культурному «нигилизму» комсомольцев.

     

    Изучение религиозного движения.

     

    Отношение местных властей и общественных организаций к религиозному движению не всегда внимательно. Деятельность религиозников недостаточно изучается. Местами допускается явное надувательство, шарлатанство и калечение темных верующих (опускание в проруби больных - Сарапул, крещение в проруби и т. д.). В г. Шадринске попами всячески рекламируются нетленные мощи и пальчик Симеона Верхотурского, недавно состоялось торжественное перенесение этих мощей из соборной церкви в Никольскую, но со стороны культпросветорганизации и организации безбожников ничего не было предпринято для разоблачения поповских махинаций ("Окружн. Крестьянск.газ.»). В сарапульском округе беловеры (они же двухкрещенцы) проделывают следующие манипуляции: при перекрещивании опускают новообращенного в одну прорубь и на полотенцах вынимают в другую, такое крещение по их понятиям обязательно, потому что Христос крестил зимой. Никто на это не обращает внимания, деятельность сектантов никем мало мальски не изучается. В Тюменском районе РИК и РК партии только через 4 месяца узнали о существовании в Новых Юртах того же района религиозной школы. Тюменский Окружкомол пишет, что контроль Окрадмотдела над деятельностью мусульманского духовенства слаб — духовенство берет разрешение для обсуждения одного вопроса, а ставит на собраниях совершенно другие. В Пермском округе (сведения за 1-е полугодие 27 г.) разрешаются часто диспуты между церковниками и сектантами без участия безбожников, по округу целыми группами расхаживают пропагандисты и агитаторы евангелистов с сумками полными религиозной литературы. Один из руководителей секты странников Афанасий Иванов нелегально издает литературу — с 25 по 28 г., им в Перми перепечатано на машинке несколько книг, некоторые страниц в 500-600. В Верещагинском районе кулак и псаломщик организовали без всякого разрешения и регистрации религиозную школу, в которой обучается 10-15 человек. По районам шляются монахи бывшего Белогорского монастыря, ведущие контр-революционную агитацию; в келье села Ильинского целый монастырь во главе с инокиней матерью Звениславой; в Ленинском и Карагайском районах орудует «старец» Пиноев (самогонщик и торговец), который организует женские группы, обрабатывает их в кельях и после недели «обработки» набирает новый состав. Интересен факт, когда секретарь Верещагинского Райкома ВКП(б) написал в анкете, что в этом районе сектанты занимаются человеческими жертвоприношениями (?).

    В Сивинском районе во время переписи был обнаружен никому не известный монастырь; в том же районе недавно приняли в партию гр-на Коротких, который сначала был православным, потом перешел в сектанты и при приеме в партию заявил, что он везде искал правды, везде ошибался и наконец обратился в последнее место, где эта правда должна быть. Председатель Пермского Окрсовета прямо указывает, что самое худшее это то, что работа церковников и сектантом мало известна «даже тем, кому и ведать надлежит».

     

    Деятельность мусульманского духовенства.

     

    Мусульманское духовенство является наиболее энергичным и реакционным из всех религиозных групп и оно пользуется большим влиянием и авторитетом среди своих верующих, чем православные. Деятельность мусульманских церковников проявляется, главным образом, через организовываемые ими приходские советы, где группируются спекулянты в городах, кулаки в деревнях и другие анти-советские элементы. Через эти приходские советы муллы не только ведут религиозную пропаганду, но и используют из для работы по организационному закреплению своего влияния, для сбора пожертвований, переговоров с советской властью и проч.

    Усиление религиозной и анти-советской деятельности мусульманского духовенства проявляется: а) в стремлении мусульманского духовенства захватить под свое влияние и женскую часть тат/баш и киргизского населения; б) в требовании гражданских прав мусульманскому духовенству и освобождения его от подоходного налога; в) в агитации, которая направлена на расширение религиозной деятельности и укрепление националистических тенденций; г) в прямом или открытом вмешательстве мусульманских религиозных организаций в советские общественные дела, как-то: изучение экономики деревни, обсуждение работы сельсоветов, кооперации; стремление провести своих людей в советы и проч.; д) в агитации против советских школ, а иногда в прямом вмешательстве в их работу; собирании материалов о деятельности советских школ и учителей и т. п. (см. материалы майского обл. нацмен. совещания).

    Факты: В Перми, Троицке, Тюмени введены специальные членские билеты для регистрации верующих, при чем не записывающимся угрожают запрещением ходить в мечеть, отказом в обрядах и недопущением умерших на общие кладбища. Последняя угроза тем более актуальна, что что в большинстве случаев кладбища отданы в аренду мусульманским церковникам. В Перми одному рабочему не дали похоронить мать, пока он не вступил в члены церковного общества и не заплатил соответствующие взносы, и за отведение участка земли. Отказали в похоронах татарину-безбожнику, не хотели хоронить ребенка комсомолки в Юртах В. Красноярск. Тюмен.окр.; вследствие того, что не имеющих билетов не хоронят на кладбище. Бывают случаи, что даже члены ВКП(б) приобретают такие билеты и платят взносы (случаи в Лысьве и Чусовой). В настоящее время в Пермском округе кладбища уже переданы Комхозу. В Калининском районе, Пермского окр., муллы под видом добровольного пожертвования собрали с 7 деревень 280 пудов хлеба. На неплательщиков церковных сборов воздействуют путем внесения на черные доски в мечетях, объявлением бойкота (Пермь, Троицк), вызовом к себе для внушений (Челябинск) и проч.

    Признаком крепкой почвы, которую чувствуют под ногами церковники, является предъявление советской власти различных требований: на Пермском окружном съезде мусульманское духовенство постановило требовать избирательных прав, передачу назад отобранных зданий, открытия духовных школ, прекращения анти-религиозной пропаганды в печатях и клубах, освобождения мулл от подоходного налога, уравнения их детей с детьми трудящихся (кстати, отметим, что замечаются случаи, когда беспартийные сотрудники РИКов идут навстречу муллам в части освобождения от налога или его снижения (Кунгур).

    На Кунгурском съезде постановили требовать полного запрещения анти-религиозной пропаганды (печатной, устной и без религиозного воспитания в школах).

    В своей работе мусульманское духовенство исходит из двух принципов: примирение корана с современностью и восстановление населения против коммунистов.

    На пропагандистском фронте мусульманское духовенство приспособляется к современности, проводя работу параллельную советской (санпросвещение, ликбез, всеобщее обучение, работа среди бедноты и т. д.), утверждая что советская власть проводит тоже, чему учил Магомет 1350 лет тому назад (Кунгур, Пермь, Сарапул). В Перми среди крестьянства муллы повели по мечетям агитацию, что коран Магомета та-же программа ВКП(б).

    В день годовщины смерти Ленина в 1927 г. местное мусульманское духовенство просило разрешения на проведение этого дня по мечетям. Мусульманский центр в Перми запретил своим мусульманам по округу делать пожертвования в фонд «Наш ответ Чемберлену» по месту работы; муллы организовали сами сбор в тот же фонд по мечетям и потом передали собранное в сов-организации.

    В издающемся центральным духовным управлением мусульман журнале «Ислам» обсуждаются резолюции партсъездов об антирелигиозной пропаганде, устанавливается идейная смычка между советской властью и ее мероприятиями и мусульманской религией, причем указывается также, что религия Ислама еще 1350 лет назад указала пути, по которым советская власть сейчас идет. На фоне этой идейной смычки мусульманское духовенство развивает энергичнейшую борьбу по наступлению на советские культучреждения, в особенности на школу. Они создают свои церковные школы и агитируют за выход детей из школ советских. В гор. Перми и в Калининском и в Сергинском районах Пермского округа при мечетях были организованы религиозные школы, причем, по непроверенным данным, в Сергинском районе кончающим религиозные школы выдаются соответствующие удостоверения. Агитация за открытие религиозных школ облегчается слабостью учебной работы трудовых советских школ и недостаточным охватом ими детей школьного возраста (Тюменский и Троицкий Окружкомолы). В некоторых религиозных школах Троицкого округа сначала ликвидируется азбучная неграмотность ребят, а потом начинается религиозное обучение. В Лысьве муллы сумели до 45% детей школьного возраста и даже пионеров сагитировать за выход из советской школы; тоже самое было в Красном Яре Тюменского округа. В школьные советы муллы стараются проводить своих людей (Надеждинск, Кунгур); ведут под видом веро-учения обучение арабскому языку и проч. (Пермь, Тобольск, Троицк). По Троицкому округу есть отдельные сведения, что в религиозных школах обучаются, главным образом, дети торгашей, зажиточных, процент бедняков и средняков небольшой.

    Муллы ведут энергичную работу среди молодежи, а их жены среди женщин (Кунгур). Для лучшей обработки женской массы муллы стараются найти новые, более удобные в современных условиях, методы работы. К таким относятся проводимые мусульманским духовенством совместные собрания женщин и мужчин (Тюменский окр.). Интересно, что женщины посещают религиозные собрания больше там, где они уже привыкли к посещению обще-гражданских собраний, спектаклей и т. п., и наоборот, в некоторых местностях, где женщины очень мало приобщились к советской общественности — религиозные собрания срывались (Тюменский округ).

    Муллы также, как обновленцы и сектанты стараются проникнуть в завод, как например, в Чусовой муллы организуют рабочие группы, подготавливают их, а потом посылают в деревни для религиозной пропаганды, таким образом проводится нечто вроде «шефства над деревней» (газ. «Комсом. Правда»).

    В числе пропагандистских методов встречаются и такие, как избиение избача-комсомольца, удалении комсомольца из кооперации за попытку организовать ячейку, выживание из деревни учительницы-безбожницы (Челябинский округ). В Тобольском округе был следующий факт: в Пушняцкие юрты пришли из соседних юрт муллы и без всякого разрешения созвали общее собрание граждан. Когда на собрание явились только одни старики, священно-служители возмутились, что нет молодежи и послали десятника, который пригнал молодежь, в том числе нескольких комсомольцев, на собрание. С комсомольцами муллы повели разговор о том, почему они бросили религию, на каком основании записались в коммунисты, не испросив на это разрешения у муллы и проч., и угрозами принудили несколько комсомольцев, не говоря уже о беспартийной молодежи, записаться в список верующих («Северянин»).

    Духовенство очень сильно нажимает на т/б молодежь через родителей и нередки случаи, когда даже комсомольцы выполняют религиозные обряды, особенно брачные (Тюмень, Троицк).

    Комсомольские организации на работу церковников мало обращают внимания, да и мало что могут противопоставить им, вследствие своей неподготовленности к ведению антирелигиозной пропаганды. Организующей молодое поколение силой становится тогда не безбожие, а религия. В Тобольском округе в Кулкарских юртах в конце 26 года работал кружок беспартийной молодежи под руководством сына муллы. Регулярно созывались собрания кружка, выпускалась стенгазета «Клич молодежи». Окружком и Райком комсомола не знали о существовании кружка очень долгое время, потом, наконец, сын муллы был вызван в Окружкомол для доклада и после этого кружок был ликвидирован.

    Мусульманское население больше всего волнуется после посещений приездных религиозников-агитаторов. Эти агитаторы не останавливаются перед контр-революционной демагогией и угрозами. В Тюменском и Троицком округе ислам ими проповедуется, как религия поощряемая советской властью; в Троицком округе агитатор заявил, что не вступившие в религиозную общину мусульмане не будут пользоваться гражданскими правами, т. к. советская власть дает всякие права только «настоящим» мусульманам. В Кунгурском округе мусульманский церковник заявил в одной из речей, что «неизвестно вообще каков в будущем будет государственный строй и не состоящим теперь в религиозных общинах могут быть в будущем неприятности».

    Принцип действия духовенства - «палка и пряник». Наряду с угрозами и словесной обработкой муллы с помощью зажиточной части населения организуют «прикармливание» бедняков в праздники (например, в Курбан-Байрам) и т. п. Это кладет сильный отпечаток на взаимоотношения различных групп деревни с одной стороны и на взаимоотношения ее бедняцких слоев и мусульманских церковников — с другой.

     

    Приложение.

    Количественные сведения о религиозных организациях в Уральской области на 1/1-27 г.

     

    Число групп верующих в городе: всего групп верующих на 1/10-26 г. 35, на 1/1-27 г. - 33. При этом увеличились на 1 религиозные послереволюционные группы (живоцерковники, возрожденцы и т. п.), уменьшились на одну православно-церковные группы, на 2 группы магометанского вероисповедания; старообрядцы-поповцы, старообрядцы-беспоповцы, духоборы, молокане, остались без изменения.

    В сельских местностях: На 1/10-26 г. числилось 380 различных групп, на 1/1-27 г. - 396. При этом уменьшилось на 5 число православных групп (17 закрыто, 12 открыто вновь), увеличилось на 10 групп живоцерковников, возрожденцев; мусульмане, старообрядцы-поповцы, евангелисты, молокане, духоборы, хлыстовцы, скопцы, остались без изменения, старообрядцы-беспоповцы выросли на 10 групп и создалась 1 группа, причисленная к прочим религиозным группировкам.

    Число религиозных обществ в городе: на 1/10-26 г. - 220, на 1/1-27 г. - 226.

    В деревне: на 1/10-26 г. - 2477, на 1/1-27 г. - 2464.

    За церковные здания обновленцы староцерковники, сергиевцы и григорьевцы ведут между собой борьбу.

    Старо-церковники возбудили перед облисполкомом ходатайство о передаче им от обновленцев церквей в селе Чукревском, Ирбитского округа, в селе Лопушинском, Курганского округа, в гор. Сарапуле, в гор. Кушве — Тагильского окр., в селе Лыбаевском Тюменского округа.

    В селе Шмаковском Ирбитского округа сергиевцы возбудили дело против обновленцев; в гор. Кургане григорьевцы просили передать им от тихоновцев Троицкий храм; в В.-Исетском заводе гор. Свердловска григорьевцы возбуждали ходатайство против сергиевцев.

    Обновленцы просили о передаче им храма от староцерковников в селе Опачевском Кунгурского округа, и в селе Обдорском Тюменского округа.

    Источник: Докладные записки ОГПУ обкомов и окружкомов ВКП(б) о деятельности мусульманского духовенства, состояние религиозного движения и антирелигиозной работы на Урале. 1927 г.//ЦДООСО Ф. 4. Оп. 5. Д. 444. Л. 26-34.

    Категория: История Екатеринбургской епархии. | Добавил: Рина (13.10.2019) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 239 | Теги: Уральская область, голбешники, баптисты, беловеры, мусульмане | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024