Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [34]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Вторник, 30.04.2024, 18:52
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » История Екатеринбургской епархии.

    Религиозное движение и антирелигиозная пропаганда в Уральской области в конце 1920-х годов. Часть 1.

    Состояние религиозного движения и антирелигиозной пропаганды

    в Уральской области.

     

    Работа церковников и сектантов.

     

    Оживление деятельности церковников и сектантов и наступление на волне религиозной пропаганды замечается во всех округах Уральской области.

    Это выражается в активном выступлении духовенства на диспутах, в проведении ими политических вопросов под флагом борьбы с безбожием, в сборе пожертвований, в агитации за постройку церквей, в издании как печатных журналов, так и стенгазет, в срывах перевыборов в советы, кооперацию, в старании ослабить влияние советской школы, в агитации против советской власти (особенно в связи с осложнением международной обстановки) с одной стороны и в желании подкраситься в советские цвета — с другой.

    При ослаблении внимания к антирелигиозной пропаганде со стороны парткомов и слабости организации союза безбожников, церковники чувствуют себя настолько уверенными, что сами вызывают ячейки безбожников на диспут.

    Так, секретарь В.-Сосновского райкома (Перм.окр.) прислал отношение, в котором пишет, что у них «попы и разные сектанты» чувствуют себя настолько превосходно, что сами просят диспутов, заявляя: «слабоваты вы безбожники». В ряде отчетов отмечается, что духовенство, особенно обновленческое, и сектанты, очень серьезно подготавливаются к отражению антирелигиозной пропаганды — изучают нашу религиозную литературу, выступления на диспутах, слабые места нашей агитации. Так, протоиерей Булдыгин (Перм.окр.) на вопрос одного священника. Как готовиться к антирелигиозным диспутам, отвечает в журнале «Епархиальные Ведомости»: «Читай антирелигиозные журналы, там как в зеркале увидишь свою грязь, а увидишь, сумеешь вымыться».

    При ликвидации Пермкниги церковники раскупили всю антирелигиозную литературу. Обновленцы выписывают все наши антирелигиозные газеты и журналы; при проверке абонементных карточек в Пермской библиотеке, оказалось, что наибольшим спросом у обновленцев пользуются Маркс, Ленин, Ярославский.

    Тагильский ОК в циркулярном письме на места пишет, что опыт диспутов проведенных в последнее время показывает, что наши противники имеют большие успехи, как в отношении содержания своих выступлений, так и в отношении самой формы выступлений.

    В Кунгуре за последний год усилился напор на Адмотдел за получением решений на постройку новых церквей в деревнях. В этом отношении духовенство развивает довольно энергичную деятельность: выпускают воззвания, собирают пожертвования и т. п. Верующие эти мероприятия иногда поддерживают — характерен следующий факт: «Адмотдел гражданам одной деревни, условием для разрешения постройки церкви, поставил постройку в этой деревне школы. И что-же? - Менее, чем в двухмесячный срок условие было выполнено — школа была построена. В селе Набирухинском религиозная община «Австрийской церкви» сагитировала крестьян строить новую церковь, и церковь сейчас строится. О постройке часовен и ремонте церквей имеется много сообщений (газеты «Звезда»).

    Параллельно собраниям созываемым сельсоветами, духовенство созывает свои собрания, срывая этим советские собрания и ставя на второй план вопросы советской работы. Для созыва собраний церковники используют на 100% нарядчиков сельсоветов. Характерен следующий факт, так сказать «официальной смычки» религии и советской власти: в Сарапульском округе в деревне Н. Чумны Фокинского р-на, уполномоченный сельсовета, прежде чем открыть гражданские собрания, прочитывает молитву, прося у господа даровать благоприятное разрешение всех вопросов стоящих на повестке («Красное Прикамье»).

     

    Религиозность профессуры и интеллигенции.

     

    В Перми сильно движение среди профессуры местного университета, т. к. большинство этой профессуры училось в духовной академии. Особенно выделяется в этом отношении профессор Беклемишев, который состоит церковным старостой одной из церквей и при удобном случае демонстративно рекламирует свои религиозные убеждения. Так, проводя экскурсию со студентами в местный музей, профессор на удивление студентов распластался перед статуей Христа работы местных туземцев. Профессор химии на занятиях со студентами толковал о «небесном царстве», профессор биологии излагая теорию Дарвина заявил: «Вот вам дарвинизм, хотя я с ним и не согласен». На вопрос учащихся, какой же теории им верить, он ответил, что: «Сейчас свобода, вы публика умная, а поэтому что вам заблагорассудится, то и считайте лучшим». Не так давно (отчет за 1-е полугодие 27 г.) местные профессора перевели из местной газеты «Арбейтер Цейтунг» статью о кризисе марксизма и стали печатать на стеклографе со своими примечаниями. Предложение активного безбожника, члена Окрсовета Безбожников, профессора Грена об организации специальной кафедры по преподаванию антирелигиозной пропаганды, остальной профессурой было с треском провалено. В Лысьве один из инженеров, при поддержке инженерной секции, обратился в местную ячейку безбожников с предложением устроить диспут, обещая доказать существование бога. В некоторых церковных стенгазетах и журнале «Епархиальные Ведомости» участвуют рабпросовцы.

     

    Отношение к советской власти различных религиозных групп.

     

    По отношению к советской власти необходимо различать среди православных религиозных группировок два течения: открыто контр-революционное и «лойяльное».

    К первому принадлежат старо-церковники-тихоновцы; ко второму — обновленческое церковное движение. Отношение к советской власти сектантов столь же разнообразно, сколь разнообразны и существующие в разных округах секты. В Ирбите, например, во время Октябрьских торжеств сектанты посылали исполкомам «благословенные грамоты» за предоставление свободы вероисповедания, в которых верующие обещали поддержку советской власти: в Перми, наоборот, существующие наиболее сильные секты баптистов-евангелистов и странников относятся к советской власти враждебно. Странники считают советскую власть антихристом; Евангелисты, например, в Ильинском районе говорят о скором свержении советской власти и приглашают всех в свою секту заявляя, что у них связь с Америкой.

    Со стороны тихоновцев в Ирбите в июле 1927 г. в связи с осложнением международной обстановки были попытки к контр-революционным выступлениям. В Пермском округе на диспуте протоиерей Морозов заявил: «я не признаю советскую власть, но покоряюсь». Священник Катков, бывший белогвардейский офицер, также на диспуте сказал, что советская власть, мол, обещала мир, а в Мотовилихе (орудийный завод) поднимают производительность труда. Во время Октябрьских торжеств тихоновцы выступали отрицательно: «дураки празднуют — скоро партия разбежится», «деньги тратят зря», старались противопоставить «обиженное крестьянство» рабочему классу. Тихоновцы пользуются поддержкой наиболее реакционных слоев населения, в то время как обновленцы, в виду своей «лойяльности» имеют шансы на охват гораздо более широких и сочувствующих советской власти слоев. Тихоновцы распространены преимущественно среди сельского населения, а обновленцы в городах и промышленных районах.

    Основные методы работы обновленцев — увязка религиозного учения с современностью, как в смысле идейного примирения церкви и революции, так и в смысле приспособления и углубления форм религиозной пропаганды к современным советским условиям.

     

    Обновленцы «за» Октябрьскую революцию.

     

    Обновленцы на каждом шагу подчеркивают свое сочувствие советской власти; особенно это проявилось во время празднования десятилетия Октябрьской революции. Во многих обновленческих церквах целого ряда районов состоялись торжественные вечерни и обедни по случаю годовщины, священники выступали с докладами о достижениях советской власти за 10 лет, произносили благодарственные речи за отделение церкви от государства. Священник Шафранов (Очерский р-н, Перм.окр.) в церкви сказал следующее: «Православные, наши промышленность и сельское хозяйство перешагнули довоенный уровень, можно надеяться, что в дальнейшем оно будет развиваться с такой же интенсивностью. Благодаря усилиям рабоче-крестьянских масс и нашим молитвам, мы имеет такие достижения. Наша задача индустриализировать страну Советов».

    В Ирбитском округе от обновленческих церквей на имя Исполкома посылались «благодарственные грамоты» за предоставление свободы вероисповедывания. В Сарапульском округе священник в проповеди заявил, что «если бы власть эта не была бы угодна богу, то он не допустил бы ее существования 10 лет». Настоятель Роголевской церкви (Перм.окр.) послал священнику дер. Кисляки следующее письмо: «Циркуляром священного синода Российской православной церкви от 27 сентября 27 г. за №4458 предлагается по всем храмам епархии, в том числе и нам, ознаменовать торжественными богослужениями юбилей десятилетия Октябрьской революции, а посему прошу вас объявить всем верующим вашей деревни, что 24 октября старого стиля, т. е. на третий день Казанской божией матери будет начало такового торжества с 2-х часов дня. К какому времени и предлагаю прибыть всем верующим во Иисуса Христа. До 6 часов вечера предварительно будет собеседование, на котором будет пояснено верующим и всем пришедшим на торжество о сущности торжества для того, чтобы знать о чем будем за богослужением молить господа и о чем просить за спасение нас грешных. Быть может кто не уразумеет о вышеизложенном, то есть будет думать, что предписание о торжестве дано гражданской властью, то прошу разъяснить, что это требует святая церковь, которая не может пройти мимо знаменательного дня, когда все народы торжественно справляют в стране нашей 10-ти летие нового общественного строя и не может быть святая церковь равнодушной зрительницей исторических судеб нашей жизни. И в этом видим проявление божественного промысла. Воистину без воли божьей ничто не совершается!» (Газ.материал).

    В селе Озерском Ирбитского округа священник присутствовал на торжественном заседании граждан и при пении интернационала был запевалой; в селе Медведевском Златоустовского округа председатель церковного совета на торжественном заседании произнес приветствие, в котором подчеркнул, что вы нас считаете чужими, а мы, мол, всегда с вами.

    В г. Перми собравшиеся на пленум епархиального управления человек 20 священников 6 ноября участвовали в факельном шествии и 7-го ноября на демонстрации; утром служили торжественные обедни.

    В Тагильском округе во время Октябрьских торжеств одна из церквей была украшена электрическими лампочками, другая изображением пятиконечной звезды.

     

    Подлаживание обновленцев к советскому строю.

     

    В Пермском округе обновленцы часто проводят советские кампании: МОПР, день матери и ребенка, туберкулезных трехдневник и др. В дер. Хохловка (Перм.окр.) обновленцы перекрасили церковь в красный цвет, тоже в Слудке. Покрасочный сезон проходит сейчас по всему округу. В Н.-Тагильском округе в связи с Октябрьскими торжествами в двух церквах были проведены сборы в пользу беспризорных. Сдавая деньги в соответствующие организации, попы получают квитанции и объявляют о заслуге в своей стенгазете. Когда их на диспутах называют паразитами, они эту свою деятельность подчеркивают и на одном диспуте в районе священник заявил, что «мы тоже политработники, как и вы».

    Обновленцы в Перми просили разрешения устроить в церкви кружок политграмоты, где бы они читали о социалистическом строительстве и индустриализации («Комсом.Правда»).

    Интересно внешнее обновление обновленческих похорон: на Пермском кладбище вместо крестов ставят звезду с инициалами РСФСР. В Ильинке (Перм.окр.) на местном кладбище на одной из могил на кресте написано: «пролетарии всех стран соединяйтесь». В г. Перми звезды для кладбищ заготовляются в массовом порядке — в одной из гробовых мастерских много их (всяких сортов и качеств) выставлены для рекламы. Отмеченный выше Булдыгин — заведующий епархиальным агитпропом, заканчивает свои выступления на диспутах следующими словами: «Горит капиталистическая церковь, но подлинное коммунистическое христианство стабилизируется».

    Среди населения эта «смычка с советской властью» вызывает разговоры о том, что попы подделываются и коммунисты заставляют их праздновать (в связи с октябрем) революционные праздники. Другие считают что «поп стал коммунистом и служит в церкви советской власти». Все это вносит в умы большое смущение.

    Кунгурский Окрсовет сообщает, что там верующие стоят на точке зрения прежних отношений между церковью и государством и ждут улаживания церковных споров от советской власти. Обновленцы эти заблуждения стараются использовать и поддерживают иллюзию населения в существовании «легальной единой церковной власти действующей в контакте с советской». Характерно что в спорах с тихоновцами, обновленцы называют их контр-революционерами, а в своей стенгазете помещают о них фельетоны и называют их «клоунами». Обновленцы вообще стараются сделаться своими людьми, завязывают знакомства с коммунистами, членами союза безбожников, председателями сельсоветов и проч. В Пермский Окрсовет союза безбожников церковники заходят очень часто, сообщают свои новости, говорят о политике и т. п. Когда у Окрсовета не было помещения, обновленцы отдавали ему один из соборов.

     

    Методы религиозной пропаганды.

     

    Работа обновленцев в отношении развертывания религиозной пропаганды и улучшения ее характеризуется следующими фактами: в Перми, например, церковные агитпропщики выезжают в районы, где проводят диспуты с тихоновцами и безбожниками. (Нужно отметить, что в то время, как обновленцы на споры с безбожниками идут охотно, проинструктированные своим руководящим центром, тихоновцы, очевидно, вследствие своей слабости, от диспутов уклоняются, а если соглашаются, то требуют «свободы слова»).

    Для подготовки кадров проповедником при Епархиальном управлении организован специальный кружок с 50-ю членами. Для создания своего актива церковники издают стенгазету, которая носит «производственный» характер. В ней часто прохватывают лентяев-попов, пьяниц-дьячков и проч., кроме того в газете поставлена денежная отчетность. Называется она «Церковный благовестник» и выходит под лозунгом «Церковь не стареет, а вечно юнеет». Кроме стенгазеты выходят «Епархиальные ведомости» с тиражом в 1500 экземпляров, под демократическим лозунгом: «Да будут вси едино». Журнал очень часто расшаркивается перед партией и советской властью, печатая, приметно, такие статьи: «Почему мы приветствуем безбожную власть» и т. п. В Свердловске регулярно выходят «Церковные ведомости».

     

    Борьба обновленцев за рабочую молодежь.

     

    На местах для вовлечения молодежи организованы своеобразные «христомолы» - кружки молодежи. При церквах для привлечения женщин созданы церковные женские отделы. Деятельность обновленцев распространяется и на не религиозную молодежь. Так, например, в селе Петропавловском В.-Сосновского р-на и в Юновском р-не священники руководят комсомольским хором.

    Не приходится говорить об активной работе комсомола на анти-религиозном фронте потому, что внутри самой организации анти-религиозное воспитание ведется недостаточно. Значительная часть деревенских комсомольцев (в особенности) не понимают сущности идейного противоречия между комсомолом и религией. Многочисленны случаи выполнения комсомольцами и комсомолками религиозных обрядов; выходят из комсомола, чтобы обвенчаться в церкви — потом снова подают заявления о вступлении (К.-Пермяцкий, Сарапульский, Шадринский и другие округа); участвуют в крестных ходах, в Лысьве комсомольцы при свадебных обрядах бывают шаферами. Характерен тот факт, что, например, в Златоустовском округе процент исключенных из комсомола за исполнение религиозных обрядов растет следующим образом: в 25 году исключено было 4% к общему числу исключенных, в 26 году 6%, в первой половине 27 г. 10% («Пролетарская мысль»).

    Агитации церковников дать мало мальски научно-обоснованный отпор комсомольцы не могут и поэтому предпочитают лучше скрыть иногда свое комсомольское звание — ибо «положение обязывает». Одна комсомолка в споре с монахиней так и поступила (мол, и не комсомолка я, и богу молюсь), потому что иначе ей пришлось бы вступить с монашкой в спор о боге, а она не смогла бы объяснить почему бога нет - «в ячейке об этом не рассказывали». Зато из округов есть единичные факты, чрезвычайно своеобразной антирелигиозной пропаганды комсомольских ячеек, выражающейся в краже икон из часовен, расстреле их и т. п. (дер. Устьянская).

     

    Курс на рабочего.

     

    Церковники стараются держать «курс на рабочего» и развивают энергичную работу в заводских районах. Так, на ст. Верещагино священник Орлов окончательно развалил церковь; был послан другой — некто Мичков, который поставил дело блестяще. Верещагинского церковного старосту устроили работать слесарем в депо и когда он уже обжился на заводе, посылали с подписным листом по цехам; на собранные 2 тысячи рублей была отремонтирована заново Верещагинская церковь и восстановлены пошатнувшиеся церковные устои. Ущемленный конкуренцией оживился и местный единоверческий поп, который не только отремонтировал церковь, но и прибавил к ней новую пристройку. По некоторым заводам Урала посещаемость церквей вообще возросла. Так, в Лысьве некоторые рабочие механического завода отказались работать в одно из воскресений потому, что «надо молиться». В Чусовой в результате энергичной работы попов 600 рабочих оказались верующими православными христианами и прихожанами Чусовской церкви. («Комсом. Правда»). По сведениям Пермского Окрсовета количество верующих и храмов у обновленцев растет: в 27 г. было 46 храмов, сейчас (Январь 28 г.) - 66.

     

    Отказ от религиозных убеждений.

     

    Факты отказа населения по собственной инициативе от празднования религиозных праздников, выполнения религиозных обрядов, откол от церкви, показывает, что почва для антирелигиозной пропаганды и работы общества безбожников — есть.

    В Ирбитском округе целый ряд деревень (Першино, Любино, Шмаково, Гаево, Кашино) отказались по собственной инициативе от религиозных праздников и перешли к празднованию революционных. В Ишимском округе были случаи, когда на Пасху крестьяне не пускали священников с иконами в дом, свадебные обряды в этом округе на 25% справляются гражданским порядком и почти все районы отмечают понижение числа посещающих церковь. В дер. В.-Иленки Еланского района крестьяне постановили не праздновать «Медосьев день». Коуровское земельное общество Карагайского р-на, Перм.окр., отказалось от празднования некоторых религиозных праздников; его примеру последовало Сузвинское о-во того же района, которое отказалось от празднования 2-х Ивановых дней и дня Савватия и перешло к празднованию дня Урожая 1-го октября. В селе Туркманском Шадринского ОК население отказалось праздновать «Покров» в виду того, что «крестьянину много приносят эти праздники ущерба, постановляем от престольного праздника «Покрова» отказаться, о чем просим РИК опубликовать для всех, чтобы другие так-же». Граждане дер. Мыс Тюменского р-на постановили отменить празднование престольного праздника и заменить его днем Октябрьской революции. Но низовые организации безбожников настолько слабы, что закрепить стихийный рост безбожия не могут. В результате колеблющиеся, отошедшие в первую голову лишь от церковной обрядности, оттолкнутые поповской жадностью и т. п., попадают в объятия разнообразных сект. Например, в Сарапульском округе до революции секта голбешников была очень немногочисленна, а сейчас она выросла и увеличение хотя и медленно идет все время, а выходов на секты не наблюдается.

    Источник: Докладные записки ОГПУ обкомов и окружкомов ВКП(б) о деятельности мусульманского духовенства, состояние религиозного движения и антирелигиозной работы на Урале. 1927 г.//ЦДООСО Ф. 4. Оп. 5. Д. 444. Л. 26-34.

    Категория: История Екатеринбургской епархии. | Добавил: Рина (13.10.2019) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 258 | Теги: тихоновцы, Уральская область, Екатеринбургская епархия, обновленцы | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024