В Екатеринбургском уезде находится приходских церквей, в коих совершается богослужение по старопечатным книгам, семнадцать и приписных — четыре. Какие же служили причины к открытию единоверческих приходов и к устройству единоверческих церквей? На этот вопрос, хотя кратко и не стройно, постараемся ответить.i
Предварительно скажем о заселении екатеринбургского уезда русскими.
Первое русское поселение возникло в северо-западной части нынешнего Екатеринбургского уезда, там, где речка Утка (Верхняя) впадает в реку Чусовую, значительный приток Камы. На этом месте в 1651 году крестьянский садчикii Фролко Арапов и слободчикiii Афонька Гилев построили Чусовскую Уткинскую слободу (теперь село) и „крестьян прибрали двадцать семей"iv. В 1654 году был прислан с Верхотурьяv в эту новую слободу в прикащики „сын боярский Томило Нефедьев". Этот Томило, „ живучи в слободке, чинил им, Офонке и Фролку с товарищи налогу и изгоню большую и слободу разоряет, и двор на себя велит строить и всякия свои изделья на тех на новоприборных крестьян накладывает, и сено косить и дрова возить и конюшни и иные всякие поделки велит на себя делать, а вново в ту слободу крестьян не прибирает, и для той его изгони, после их прибору, в ту новую слободу никто во крестьяне не пробираются"... В 1655 г. Гилев и Арапов жаловались на прикащика Верхотурскому воеводе Льву Измайлову да подьячему Похибову, но последние „ничего им с ними указу не учинили, и дали им, Арапову и Гилеву, от тое чусовские слободы, по реке же Чусовой на льготные ж годы иное новое место и велели им на том новом месте с изнова крестьян прибрать и селить". Прикащик же Нефедьев „и в том и другом месте той слободы строить им и крестьян призывать не велел, и то место у них отнял и отдал Сылвинскому воровскому татарину Мамойку Турсульбаеву, а у того татарина взял в посул ясыряvi татарченка и Мамойка на том месте поселил, а от того татарина чусовским крестьянам в лошадиной и в коровьей краже чинятся пакости и убытки великие, прикащик же Томилка во всем ему норовит и укрывает"...
В 1656 г., по челобитной Арапова и Гилева, последовал царский указ, коим предписывалось: „прикащика Томилка из тех новых слобод выслать вон, и впредь с Верхотурья в те слободы, покаместа из льготы выйдут, прикащиков не посылать, чтоб от них в тех новых слободах крестьянам ни какие напрасные налоги и тесноты и убытков и в строенье ни в чем помешки не было". Велено было выслать вон с того новоприисканного места и татарина Мамойка... Арапову же и Гилеву «в Верхотурском уезде пустым порозжим местом, что вверх по Чусовой реке от Утки реки по обе стороны Чусовой реки до татарской пашни Тихонка Турсунбаева, владеть велено; да другим порозжим местом, что выше новой Чусовской слободы за десять верст, с Усть-Черемшанки речки вверх по Черемшанке речке по обе стороны, да сверх Черемшанки прямо на Утку речку да по Утке вниз по обе стороны до устья позволено слободы строить с великим раденьем, не оплошно, и во крестьяне из вольных из всяких чинов охочих гулящих добрых людей на льготу призывать, а не воров и не бражников... И Офонке и Фролку, будучи в тех новых слободах в слободчиках, смотреть и беречь на крепко, чтоб в тех слободах крестьяне, и их братья и дети и племянники и подсоседники и захребетникиvii у себя в слободах и отъезжаючи за волость, ни где не воровали и не грабили и не разбивали, и драки и убийства и ножевщины не чинили, и зерньviii и карты не играли и лихим бы никаким людем к ним приезду и приходу не было, и корчмы и блядни у себя не держали».
На землях, отведенных к Уткинской слободе, в последней четверти XVII столетия возникли селения — деревня Нижняя (теперь село) и, вероятно, деревни Крылосова, Трека и Никитина (она же и Мельничная).
В северо-восточной части Екатеринбургского уезда в 1669 г. тем же Араповым заведена Аятская слобода (теперь село)ix. На землях, отведенных этой слободе, около 1720 года находились уже деревни: Корелина, Киприна, Черемисская, Шайтанка (последние три — теперь села) и другие. Через Аятскую слободу в конце XVII столетия, как это видно из наказа, данного в 1686 г. сибирскому прикащику, пролегала тогда одна из дорог из европейской России в Сибирь. В 1673 году на землях Аятской слободы крестьяне насильно стали селиться.
На запад от Аятских озер, от них верстах 7, а от слободы в верстах 18, в 1671 или в 1672 годах появилась деревня Федьковка (теперь сельцо). Оно заведено на землях, заложенных в 1671 г. двумя вогулятинами оброчному крестьянину Краснопольскойx слободы Денису Дедюхину.
На юг от Аятской слободы, в верстах ста от нее, в 1675 или 1676 годах возникла Арамильская слобода. Как близкая к башкирским жилищам, она была укреплена. Арамильским крестьянам отведено было земли много: западная граница от Волчьей горы, на Чусовой (в даче нынешнего Шайтанскаго завода) шла на юг вверх по р. Ревде; южная граница доходила до Чусовского озера (в северной части округа Кыштымских заводов), восточная шла, через р. Синару к Северу, на Островистое озеро, Брусянский ключик (близ нынешнего с. Логиновского) на р. Пышму, которой достигало близ деревни Гагарской; северная граница шла вверх по р. Пышме, потом на Балтымское озеро, потом на озеро Исетское, а оттуда на Волчью гору, на Чусовой. На землях Арамильсиой слободы в 1707 г. было уже 24 селения.
В 1681 г., по словам Шишонко, существовало уже село Глинское и деревня Липовка (ныне село). Оба селения находятся в северо-восточной части Екатеринбургского уезда.
Камышевская слобода (теперь село) заведена в 1686 - 1687 году, по указной памяти Тобольскаго воеводы Алексея Головина, слободчиком Григорием Сысоевымxi.
Белоярская слобода (теперь село) заведено в том же 195 (т. е. в 7195) году по указной памяти Верхотурскаго воеводы Нарышкина. Эту указную памятьxii мы приводим дословно. В ней сказано: „В 195 году июня 25 дня по указу великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев память Верхотурским детям боярским, Федору да Ивану Томиловым. В прошлом в 194 году били челом в. г. ц. и в. к. И. А., П. А., и в. г. б. ц. и в. к. С. А., а на Верхотурье, в приказной избе стольнику и воеводе Григорью Филимоновичу Нарышкину подали челобитную, а в челобитной их написано: приискали-де они Верхотурского и Тобольского уездов, меж слобод, вверх — Пышмы реки, по обе стороны, выше речек Рефтов, пустое степное место, выше новойxiii Пышминской слободы верст с двадцать и больше. А то-де степное место лежит в пусте, и годно-де то место под слободу, и что-де Великие Государи пожаловали их велели на том месте построить слободу вновь, и крестьян прибрать и селить из вольных охочих людей на денежный оброк, а эта де слобода и денежный оброк будет в прибыль. И против их Федорова да Иванова челобитья посылан с Верхотурья Верхотурский сын боярский Степан Головков, про пустое степное порозжее место сыскивать и в нынешнем во 195 году ноября в 3-й день писал на Верхотурье к стольнику и воеводе Г. Ф. Нарышкину верхотурский сын боярский Степан Головков и прислал под отпискоюxiv своею сыск против челобитья Ф. да И. Томиловых про пустое степное порозжее место, и в сыску его написано: три человека беломестных казаков, один человек затинщикxv, десять человек крестьян сказали: о которых-де землях бьют челом верхотурские дети боярские Ф. да И. Томиловы, выше Ново-Пышминской слободы верст с двадцать, а меж-де той земле: от Кунары речки с броду по катайскойxvi дороге в степь по правую сторону прямо до Травянного озера, а с Травянного озера прямо на полдень на бор, а с бору по Каменке речке вверх по обе стороны до вершины, а с тое Каменки речки с вершины до Далматовских меж, а с Далматовских меж до межи тобольского уезда Арамильской слободы, а с Арамильских меж прямо на вершину реки Пышмы до Балтыма озера, а с Балтыма озера вниз по Пышме реке по обе стороны до вершины Рефтов речек, и вниз по Рефтам речкам до Пышмы-ж реки чрез Пышму реку прямо на вершину Кунары речки, вниз по Кунаре речке до того-же Катайского броду и до Катайской дороги по правую-ж сторону. А в тех межах всякие угодья лежат впусте, и та-де земля по тем межам не татарская и не вогульская и на той земле Тобольского и Верхотурского уездов слободы нет. А острогу-де быть пристойно под Пышмою рекою на белом Яру, что-де то место от приходу воинских людей крепко. И по указу в. г. ц. и в. к. Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и в. г. б. ц. и в. к. Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, стольник и воевода Г. Ф. Нарышкин велел им, Федору-да Ивану против сыску верхотурского сына боярского Степана Головкова на том месте слободу строить и крестьян прибирать на денежный оброк, а беломестных казаков..."xvii. На землях белоярской слободы находились деревни: Гусева, Махаева, Бутакова, Баженова, Фомина, Боярская, Татарская, Курманская, Крутиха, Ялунина, Кожевникова (Кожевина?) Мезенская, Брусницина (последние две деревни теперь села), Мосина, Мухлынина, Чудова, Некрасова, Костоусова и Грязнуха (эти шесть селений находятся в Камышловском уезде; последние три — теперь села). Багарякская слобода (теперь село) - в восточной части екатеринбургского уезда, основана была в 1689 г. На землях отведенных к этой слободе, находились селения: Полдневая, Зотина, Кабанская, Гаева (Куяныш), Клепалова, Алчаева (Юшкова) (все шесть — теперь села), деревни — Рябкова, Казакова, Крохалева, Кривошеина, Юлашская, Старикова, Слободчикова и села — Шаблишское, Троицкое (Карасий исток), Боевское, Коневское и Огневское. Щелкунское село (прежняя Щелкунская крепость) находится в юговосточной части уезда, у озера Щелкунского, башкирцами называемого Кунгуром. У этого озера селиться стали арамильские крестьяне в конце XVII столетия. Итак, русские поселения к концу XVII столетия разбросаны были почти по всему Екатеринбургскому уезду; только в южной части его, где обитали башкирцы, русские не садились. На новых местах крестьяне занимались хлебопашествомxviii; арамильской-же слободы жители, кроме того, добывали в малых или ручных печках железо, которое шло главным образом на поделку земледельческих орудий. Когда же на Урале возникли большие горные заводы, крестьяне оставили железный промысел. Постройка первого чугунноплавильного завода началась в 1698 г. на речке Нейве, близ деревни Федьковки; в декабре 1701 г. завод, названный Невьянским, уже действовал, но, благодаря „нерадению приставников" действовал плохо. В виду этого Царь Петр грамотоюxix от 4 марта 1702 г. отдал Невьянский завод тульскому кузнецу Никите Демидову с правом строить новые заводы. Для управления делами на заводе Никита послал своего сына Акинфия, которому „никто несмел, боясь его, слова выговорить, и он здесь поворачивал, как хотелось: ему не очень мило, что Вашего Величества, — писал генерал Геннин Царю Петру, — заводы станут здесь цвесть, для того, что он мог больше своего железа продавать и цену наложить как хотел, и работники бы вольные все к нему на заводы шли, а не ваши".
Акинфий в 1716 г. построил Шуралинский и ВерхнеТагильский заводы; в 1718 г. —Быньговский; в 1725 г. — Нижне-Тагильский; в 1729 г. — Черноисточинский; в 1734 г. — Ревдинский; в 1741 (?) году на речке Висиме, по берегам коей с 20 годов XVIII столетия стали селиться старообрядцы, был построен Висимо-Шайтанский. Брат Акинфия, Никита, в 1731 г. основал Васильевско-Шайтанский завод. Сын этого Никиты, Никита-же, в 1752 г. купил у Якова Коробкова, Тулянина, Каслинский завод, построенный в 1746 г.; в 1757 г. этот Никита основал Кыштымский завод; от Демидовых в 1805 - 1809 годах Каслинский и Кыштымский заводы перешли к старообрядцу Льву Росторгуеву, Вольскому купцу. В 1769 г. некоторые Демидовские заводы были куплены Саввою Яковлевым Собакиным. В 1761 г. Иван Мосолов, родом из Тулы, основал Верхне-Уфалейский завод. В 1723 г. генерал Геннин построил на р. Исети завод и назвал его Катеринбургом. Вблизи его в 1726 г. возник другой завод — Верх-Исетский, отданный из казны графу Воронцову, а им продан тому же Собакину. Построенные на казенный счет заводы — Полевской (1726 г.), Сысертский (1732 г.) и Северский (1735 г.) в 1759 г. из казны перешли во владение Алексею Федоровичу Турчанинову.
Крестьяне, поселившиеся во второй половине XVII века в слободах и деревнях нынешнего Екатеринбургского уезда, содержали „те догматы, те обряды, те уставы православной восточной церкви, которые были и до патриарха Никона". Так называемое старообрядчество для страны Екатеринбургской есть чуждое насаждение, есть такое учение, которое начало проникать сюда в началеxx 18-го столетия, когда на Демидовских заводах появились рабочие из России, недовольные нововведениями Царя Петра. Старообрядцами, как увидим после, преимущественно и переполнены были частные горные заводы. „В самом Екатеринбурге раскол не столь многолюден, сколь силен по важности людей, состоящих в оном и по влиянию их на других. В 13 верстах Березовский завод, в 21 версте — Пышминский, в 11 верстах Нижне-Исетский, в 5 верстах — селение Уктусское и в 18 верстах село Горнощитское с деревнями Макаровой и Кургановой — совершенно без раскола. В 50 верстах Полевской и Северский с селениям Полдневским и Сысертский с селениями — Кашиной и Щелкуном — без раскола. От Екатеринбурга в 1-й версте Верх-Исетский, в 45 — Ревдинский, в 44-х — Шайтанский, в 95 — Невьянский, Верхне-Тагильский, Быньговский, Верх-Нейвинский, Режевский, Верхне-Уфалейский, Каслинский и Кыштымский — с большим расколом"xxi. В первой четверти XIX столетия из заводов раскол проник в некоторые земледельческие селения, где держится, хотя слабо, и до сих пор.
i Примечания:
Материалом для настоящей статьи служили: главным образом письма приснопамятных святителей — Аркадия, Евлампия и Мельхиседека; сочинения Н. К. Чупина, В. Н. Шишонко и других. Особенно много ценных данных вышло из под пера высокопреосвященного Аркадия. Он в июне 1833 года — менее, чем через два года по приезде в Пермь, дал Консистории такое предложение: „Не послужит ли миссионерам пособием и то, если бы им были сообщены сведения о времени появления и усиления раскола в тех местах, куда они по своей должности приезжают? Нынешние раскольники вообще ссылаются на отцов и праотцов своих, но сего принять никак нельзя, когда и самый первый раскол по Пермской епархии появился не прежде 1660 года, когда Иосиф Астомен везен будучи в Енисейск и проезжая через города — Верхотурье, Туринск и Тюмень научил отвращаться от православной церкви и креститься двумя перстами. ...».
ii Садчиками крестьянскими назывались те люди, которым поручалось заводить новые слободы и в них селить крестьян (по Чупину).
iii Слободчиками (строителями) назывались крестьяне, либо беломестные казаки, заводившие какую-либо слободу по собственному желанию и просьбе и управлявшие ею временно, либо пожизненно. Большею же частью управление вновь построенною слободою поручалось не строителям её, а особому прикащику, назначавшемуся из дворян или детей боярских. Беломестные казаки, поступившие в это звание, по собственному желанию, из крестьян, составляли, вместе с драгунами, как бы гарнизон слобод; кроме того, они употреблялись на различные посылки по казенным делам и заменяли полицейских служителей. Жалованья они не получали, но взамен того, пользовались землями пахотной и сенокосной, не платили никаких податей (по Чупину).
iv Прибирать — выбирать, избирать.
v Верхотурье, уездный город, где почивают мощи Праведного Симеона. Построен в 1598 г., после того, как в 1595 г. Соликамский житель Артемий Бабинов указал правительству новую, гораздо прямейшую, дорогу из Соликамска в Сибирь, на р. Туру, к верхней части её течения. Путь этот был в 1597 г. расчищен и где нужно вымощен соликамскими и чердынскими крестьянами. Там, где дорога вышла на р. Туру, в 1598 г. и построен укрепленный городок Верхотурье, в который переведены стрельцы и другие служилые люди из городка Лозвинска, запустевшаго после того. Под руководством Бабинова же расчищена дорога от Верхотурья в Тюмень (построена в 1586 г.). В 1653 г. протопоп Аввакум, самый ревностный распространитель раскола, через Верхотурье проехал в Тобольск; в 1660 г., другой расколоучитель Иосиф Истомин из Казани проследовал в Енисейск через Верхотурье же. Считаем уместным сказать о следующем. В №1174 «Урала» (за 21 марта 1901 г.), в отделе «Маленький фельетон», между прочим, напечатано: «Село Шарташ, лежащее — в семи верстах на северовосток от Екатеринбурга и известное когда то в мире раскольников всей России, — по всей вероятности было основано какими-нибудь выходцами из отдаленных мест нашей родины, вскоре после покорения Ермаком Тимофеевичем Сибири. На это обстоятельство указывает уже тот факт, что знаменитейший в летописях раскола и заклятый враг Никона, протопоп Аввакум, будучи сослан в Сибирь, - иногда бывал в этом селении, встречая в нем поголовное сочувствие своему учению и себе почтительное поклонение, как герою и борцу за веру». Н. К. Чупин, знаток Уральскаго края, в своей статье «Полуторастолетие Екатеринбурга» пишет: В 6 верстах к северо-востоку от Екатеринбурга находится озеро Шарташ. Когда началось строение Екатеринбурга, при этом озере уже существовал небольшой поселок, о котором в архивных делах в первый раз упоминается в ноябре 1722 г., именно в то время подано было в Уктусскую Канцелярию Горнаго Начальства прошение от Шарташских новопоселян Никиты Федорова и Вас. Никифорова». Из этих слов явствует, что селение Шарташское возникло в начале 18-го столетия и в этом селении протопоп Аввакум „бывать" не мог, ибо он 1-го Апреля 1681 г. был сожжен на костре. Впрочем, статья „Урала" есть легкий рассказ...
vi Посул - взятка, незаконный побор. Ясырь — раб или невольник из азиатцев, приобретенный войною или другим случаем и употреблявшийся для домашней прислуги.
vii Захребетники — безземельные и бездомовые батраки, работавшие на других.
viii Зернь — игра в кости. Замечательно, что еще в сороковых годах XVII столетия сибирский народ в сильной степени был заражен разными суевериями и предрассудками. От Алексея Михайловича в 1649 г. последовала Тобольскому воеводе грамота, где сказано: «Ведомо де Государю учинилось, что в Сибири, в Тобольску и в иных Сибирских городех и в уездах, мирские всяких чинов люди, и жены их и дети, в воскресенье и в господские дни и великих святых, во время святаго пения к церквам Божиим неходят; и умножилось в людех во всяких пьянство и великое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми; и от тех сатониных учеников в православных христианех учинилось многое неистовство: многие люди, забыв Бога и православную хрестьянскую веру, тем скоморохам последствуют; а иные люди чародеев и волхвов и богомерзких баб в дом к себе призывают и к малым детем, и те волхвы над больными и над младенцами чинят великое бесовское волхвование и от правоверия православных крестьян отлучают;... и многие человецы неразумьем веруют в сон, и в встречу, и в полазь, и в птичий грай, и загадки загадывают и сказки сказывают небылыя, и празднословием и смехотворием и кощунанием души свои губят такими помраченными и беззаконными делами...; у многих бывают на свадьбах всякие безчинники и сквернословцы и скоморохи, со всякими бесовскими игры, и уклоняются православные христиане к бесовским прелестям и ко пьянству; а отцев духовных, и по приходам попов и учительных людей наказанья не слушают, и за наказанье отцам духовным и приходским попам, и учительным людем поруганье и укоризну и безчестье и налог делают. И Великий Государь, жалея о православных христианех, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные христиане от таковаго бесовскаго действа отстали".
ix Название свое она получила от реки, на которой стоит, а река заняла свое имя у озер, которые все три называются Аятом. „В языке корельском есть слово оя, которое означает в единственном числе ров, ручей, а во множественном, принимая звук, выражаемый на нашем языке буквой т, и, превращаясь таким образом в слово оят, означает собою рвы, ручьи; чрез приращение же к этой приставной букве т, еще буквы а, производя слова оята усвояет название речки. Следы языка, естественно, указывают на следы народа Корельскаго... В 3 верстах от с. Аятского есть деревня, которая и по настоящее время называется Корелы. — Шишонко.
x Краснопольская слобода (теперь село в Верхотурском уезде) основана в 1654 г.
xi В Пермской летописи (пятый период с 1682 по 1694 г.г. стр. 386) сказано: «В 1687 г. заведена Камышевская слобода, что ныне уездный, по указной памяти Тоб. воеводы А. П. Головина с товарищи... она долго принадлежала к Тобольскому уезду и в первые годы, по основании своем, называлась также Камышловскою". В 1667 г., на реке Пышме была заведена Камышловская слобода: когда же была основана на реке Исети (в 1687 г.) другая слобода Камышевская, то первая стала называться Камышловскою. Эта слобода в 1781 г., при учреждении Пермской губернии, переименована в уездный город Камышлов.
xii Ни у Чупина, ни у Шишонко „памяти,, этой нет; нам-же копию с нее доставил бывший белоярский волостной писарь Я. М. Федотовских, за что ему выражаем глубокую благодарность.
xiii Ново-Пышминской слободой называлась прежде Юрмыцкая слобода (теперь село в Камышл. у.), основанная в 1677 г.
xiv Отписка — донесение, уведомление, сообщение, письмо.
xv Затинщик — стрелок при затонной пищали; затин — место внутри укрепления, где ставят огнестрельные орудия.
xvi Через место, где в 1651 г. построен Катайский острог (теперь село камышл. у.) пролегала старинная дорога из Сибири, от урочища Явлутур, где построен в 1650 г. Ялуторовский острог, (ныне город Ялуторовск Тоб. губ.) тянувшаяся к перешейку между озерами Иртяш и Большие Касли, потом по перевале через Урал разделявшаяся на две ветви: одна шла на Кунгур (основан в 1649 г.), другая на Уфу; обоими путями можно было проехать в Казань. Дорога эта уже в 1680 г. называлась старой Казанской дорогой, называли ее также и Уральскою дорогою (Чупин). Теперь же приведем грамоту Царя Петра Алексеевича, от 6 июня 1700 г., Уфимскому воеводе Борису Фирсовичу Аничкову. В грамоте сказано: „В нынешнем 1700 году апреля в 12 день били челом нам Великому Государю, Уфимскаго уезду Сибирской дороги, катайския (Бало-катайския?) волости да мякотинския волости башкирцы: живут-де они на большой дороге за горою Уралом, в дальном разстоянии от волостей и от деревень, и ездят-де из Казани и с Уфы в Тобольск и из Тобольска в Казань и на Уфу, а из Казани и с Уфы с вином, и с медом, и с табаком, и с хмелем в Тобольск разных чинов люди и всякие товары большими обозы провозят и берут с них подводы летом в деловую пору, а зимою в морозы и в погоды с тех их волостей и деревень до волокотая (?) и до Аю и берут в проводники жен их и детей, девок-дочерей и всячески ругая бесчестят, а от того-де они в дальном разстоянии взад и вперед ездят дней по 7 и по 8 и между их жилья никакого нет и от того лошади и люди, и жены, и дети помирают и от того им чинится великое, раззорение и они-де живут малолюдством и отъзжают на Синар для нашего великаго государя ясаку и они к ним приезжают и разоряют. И нам, великому государю, пожаловали-б их не велеть с них подводы имать для такой дальности и малолюдства и о том дать к тебе на Уфу нашу грамоту с прочетом». По этой же дороге во второй половине 18-го и в первой четверти 19-го столетия екатеринбургские старообрядцы ездили в Москву и на Иргоз, откуда и привозили попов.
xvii Дальше, по ветхости бумаги, читать нельзя.
xviii Крестьяне Чусовской слободы мало занимались хлебопашеством, так как „в Чусовской слободе место непашенное и хлеб родится плохо". „Пермск. летопись", период третий, стр. 735.
xix Прим.: Спасский в своей книжечке „Жизнеописание А, Н. Демидова", между прочим, говорит, что эта же грамота разрешала Демидову, „покупать для заводов людей". Г. Головщиков, секретарь Демидовского юридического Лицея, в книге своей; „Род дворян Демидовых" пишет:... весьма важною поддержкою для Никиты Демидыча было данное ему право, — распространенное впрочем тогда-же (в 1702 г. и на всех заводчиков, — покупать для работ на заводах крепосных людей". — Грамотой от 4 марта 1702 г. не дозволялось Демидову „покупать для заводов людей"; заводчикам такое право дано было Петром Великим в 1721 г.
xx Деревня Таватуй, исключительно населенная поморцами, возникла, как уверяют таватуйцы, в 1698 году, после возмущения стрельцов. В „Пермской летописи" (пятый период, часть вторая, стр. 216) напечатано: ..с 1698 года в Пермской губернии начал развиваться поморский раскол сосланными стрельцами, недовольными Петром Первым... До 1698 года Оханский уезд был свободен от раскола как и вообще вся Пермская страна. Пермяки, коренные жители Перми Великой, и по сие время тверды в православии; жители городов Пермской епархии: Чердыни, Соликамска и Верхотурья, основанных задолго до исправления церковных книг при Никоне, поныне отличаются благочестием, усердием к св. Церкви и твердостию в православии. Раскол здешний есть исчадие раскола Московскаго, мятежа Соловецкаго и бунтов стрелецких".
xxi Вынесено из рукописи под заглавием: „Разсуждение о церкви Пермской". Рассуждение это, без сомнения, составлено преосвященным Аркадием и заслуживает внимания.
|