В ночь на 11 апреля 1914 года телеграф принес известие, что епископ Серафим (в миру Сергей Георгиевич Голубятников) будет в Екатеринбурге 13 апреля и в этот же день в кафедральном соборе совершит свою первую литургию на новом месте. Утром 12 апреля для встречи прибывающего Владыки выехал ключарь и приветствовал его на станции Григорьевской. В полночь поезд подошел к ст. Пермь 2-я. Здесь, во время стоянки, Владыку посетил пермский губернатор И. Ф. Кошко, посетовавший, что не может приехать в Екатеринбург для торжественной встречи, т. к. непредвиденные служебные обстоятельства требуют его присутствия в другом пункте губернии. 13 апреля поезд приблизился к границе Екатеринбургской епархии. Утро 13 апреля было пасмурным. Епископ Серафим видел из окна землю, покрытую глубоким снегом, серое, без просвета, небо. И, в отличие от Подольска, здесь было холодно. На ст. Коуровка Его Преосвященству представились Екатеринбургский уездный наблюдатель ц.-п. школ протоиерей Катагощин и благочинный 2 округа Екатеринбургского уезда священник Павел Чернышев. На платформе перед вагоном, в котором ехал епископ, собралась толпа народа, желающая архипастырского благословения. «Выйдя на площадку вагона, Его Преосвященство обратился к толпе с троекратным пасхальным приветом: „Христос воскресе"! и сказал небольшую речь, закончив её молитвенным призыванием Божьего благословенья на предстоящих. Эта первая речь Владыки, выслушанная всеми с особым вниманием, ясно показала, что новый Архипастырь одарен ораторским талантом. Речь его красивая по построению, изящная по форме изложения, льется плавно, легко и свободно. Безукоризненная дикция, особая задушевность тона, приятный голос - все это вместе взятое невольно приковывает внимание, чарует слух, пленяет ум слушателя». По окончании речи, еп. Серафим сошел на подножку вагона и до самого отхода поезда благословлял подходивших к нему. На ст. Билимбай епископа встретил благочинный градо-Екатеринбургского округа священник Феодор Коровин, а на ст. Хрустальная представились секретарь Духовной Консистории В. И. Соколов и Епархиальный Наблюдатель церковно-приходских школ А. И. Обтемперанский.
В 12 часов 9 минут дня поезд подошел к ст. Екатеринбург 1-й. На вокзале в ожидании прибытия Его Преосвященства собрались Главный Начальник горных заводов П. И. Егоров, начальник гарнизона генерал-майор Фонгенгауэр, городской голова А. Е. Обухов и члены Екатеринбургской городской Управы, Председатель Екатеринбургской земской Управы А. М. Симонов, полковник Третесский, члены Екатеринбургской Духовной Консистории, смотритель Екатеринбургского Духовного училища прот. А. Антонинов, игуменья Магдалина, начальница Епархиального женского училища В. В. Ронгинская, духовенство и старосты городских церквей и масса народа. У входа в парадные комнаты вокзала расположился оркестр Оровайского полка, встретивший Архипастыря торжественным „Исполла эти деспота". Тотчас по остановке поезда - в вагон, для приветствия прибывшего епископа, вошли кафедральный протоиерей, Главный Начальник Уральских горных заводов, начальник гарнизона, командир Оровайского полка, полицеймейстер, начальник ж.-д. узла и некоторые другие. Благословив вошедших, Его Преосвященство стал выходить из вагона. Лишь только Преосвященный показался в дверях, оркестр оровайцев вновь заиграл своё приветствие; тысячи глаз устремились к архипастырю. С последними звуками оркестра воцарилась полная тишина, которую вдруг нарушил громкий голос святителя. Несколько слов, сказанных просто, но так любовно-приветливо, произвели огромное впечатление. Разгладились морщины, просветлели лица, расцвели приветливые улыбки. Как вздох облегчения дружно разнеслось по платформе ответное „Воистину воскресе!" Пройдя в парадные комнаты вокзала, Владыка принял «хлеб соль» от города и, выслушав теплое приветствие городского головы А. Е. Обухова, также тепло ответил ему. Преподав благословение всем, находившимся в парадных комнатах, Его Преосвященство вышел на площадь, похристосовался со стоящими здесь солдатами Оровайского полка и, под звуки оркестра, сопровождаемыми хлынувшей за ним толпой, в карете проследовал в Кафедральный собор. У дверей собора его встретили Екатеринбургские хоругвеносцы с иконами и хоругвями. Торжественно войдя в собор в их сопровождении, Владыка облачился в мантию и выслушал приветствие, сказанное настоятелем собора кафедральным протоиереем Леонидом Игноратовым. После совершения литургии еп. Серафим отбыл в Крестовую церковь архиерейского дома, где опять же был встречен множеством народа, выслушал молитвословие и поздравления, преподал благословение присутствовавшим и только тогда удалился в свои покои. На этом его дела не закончились, в тот же день он посетил Ново-Тихвинский женский монастырь и Епархиальное женское училище. На следующий день с 11 часов утра Владыка принимал различные делегации с «хлебом-солью», это были: кафедральный протоиерей от духовенства, общество хоругвеносцев, члены екатеринбургской полиции и церковные старосты городских церквей.
24 апреля-6 мая Преосвященный Серафим ездил С.-Петербург по делам епархии, там он ходатайствовал об открытии в Екатеринбурге Духовной семинарии. Ему сказали, что можно будет открыть не только два класса, но и все остальные, если епархия найдёт для них помещение. Городская Дума ещё 18 августа 1911 года полагала отвести под постройку здания Духовной семинарии 2/3 квартала между улицами Гилевской, Байнауховской и 2-й и 3-й загородными. Кроме того, постановила поручить Управе на 6000 кв. сажен выдать дарственную запись, а остальную свободную землю в квартале, впредь до особого распоряжения Думы, никому не продавать. Здание это, видимо, построено не было, т.к. семинария до 1917 года располагалась в зданиях духовного училища. Сама семинария в составе 5 классов была открыта с 1916-17 учебного года, но, в связи с революционными событиями, просуществовала недолго. 28 февраля 1918 года здание духовной семинарии было занято военным отделом Совета крестьянских депутатов и партизанским отрядом местной организации анархистов. После красноармейцев, в здании духовного училища и семинарии размещалась военная комендатура и один из полков, поэтому в 1918-19 учебном году занятия проходили в здании псаломщической школы.
Во время подготовки верхотурских торжеств и приготовлений к приезду в Верхотурье великой княгини Елисаветы Федоровны, председатель Никольского общества трезвости Рожков подал идею крестного хода из Екатеринбурга в Верхотурье ко дню освящения новой сени над мощами святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, который и был организован 25 мая 1914 года.
Маршрут паломничества намечался такой. Из Кафедрального собора до д. Пышма (12 в.) где остановятся на ночлег. Из д. Пышмы через Медный рудник, Балтым в с. Мостовское, ночлег – за день планировалось пройти 25 в. Из села Мостовского переход на ночлег в Мостовской прииск (15 в.). Далее в село Шайтанское (18 в), ночлег. Из Шайтанского в село Липовское (12 в.) до Точильной горы (9 в.), ночлег. Переход в село Глинское (7 в.) к литургии, далее в с. Аромашское (6 в.), ночлег. Переход в с. Аромашковское Верхотурского уезда (17 в.), ночлег. Переход в с. Коптеловское (16 в.). Переход в Алапаевский завод к всенощному бдению (16 в.). День отдыха в Алапаевском заводе. Переход из Алапаевского завода через Нижне-Синячихинский завод (10 вер.) на ночлег в с. Останинское (11 вер.). Переход из с. Останинского через с. Монастырское (7 вер.) на ночлег в дер. Липовку (10 вер.). Порану переход из дер. Липовки в с. Рычковское (4 вер.) откуда после литургии планировалось отправиться на ночлег в с. Шипицинское (11 вер.). Переход из Шипицинского через дер. Тычкину (8 вер.), с. Комарово (2 вер.) и с. Топорковское (3 вер.) на ночлег в с. Мугайское (3 вер.). Переход из с. Мугайского на ночлег в дер. Волоковую (26 вер.). Переход из дер. Волоковой в с. Меркушинское (25 в.). Весь день отдых в с. Меркушинском. Переход из с. Меркушинского через с. Усть-Салдинское (16 вер.) на ночлег в с. Красногорское (12 в). Переход после литургии из с. Красногорского до города Верхотурья (24 вер.).
С паломниками пошли священники Михаил Суворов, Иоанн Антонинов, Аристарх Пономарев и Сергий Стахиев. Им сопутствовал до места своего жительства о. Стефан Хитров из с. Медный Рудник. Из Екатеринбурга несли икону Св. Великомученицы Екатерины. Число ушедших 6 мая в Верхотурье из Екатеринбурга - более тысячи человек. 10 мая было получено сообщение, что при проводах паломников из Алапаевского завода число их возросло до 5000 человек. 24 мая паломники прибыли в Верхотурье в числе до 6 тысяч человек, после чего Преосвященный Серафим освятил сень над мощами святого праведного Симеона Верхотурского. Паломниками было пройдено 354 версты, вместо 325-ти, из-за непредвиденных обстоятельств - разлив рек и прочее. Обратно из г. Верхотурья в г. Екатеринбург паломники возвращались тем же путём, выйдя из Верхотурья 28 Мая 1914 года. Верхотурский монастырь послал с ними в благословение от обители г. Екатеринбургу икону св. прав. Симеона Верхотурского Чудотворца. Священник А. Пономарев всё время пути вёл «дневник паломника», красочно описав весь ход паломничества. Судя по расписанию, икона св. прав. Симеона, прибывшая из Верхотурья с крестным ходом, до 22 июня пребывала в Крестовой церкви. Затем, в течение двух месяцев икона побывала в 10 городских церквях и 31 августа вернулась в Крестовую церковь для постоянного пребывания.
Для того чтобы знать нужды приходов в различных частях епархии, попутно инспектируя их, и удовлетворяя своё любопытство, епископ Серафим совершил 26 поездок по епархии. Поездки были разные, часто многодневные. Он побывал во многих приходах, в том числе и тех, жители которых очень давно или совсем не видели епископа в своих храмах. В своих проповедях во время поездок, да и в Екатеринбурге, он затрагивал злободневные темы: пьянство, отход населения от веры, призыв новобранцев, молитвы о русском воинстве, царе и отечестве, видя особенности прихода, говорил проповеди о них, хвалил достоинства, порицал недостатки и призывал исправиться. Он мог прийти в никогда не посещавшийся епископами кладбищенский храм и отпеть безвестного умершего странника, проезжая мимо Карабашской или Тагильской горы – взобраться на неё. С началом войны призывал покаяться и изменить свою жизнь, а также постоянно молиться за ушедших на войну, помогать им как материально, так и молитвенно, сам проводя молебны за русское воинство, царя и отечество, а также различные сборы. В некоторых поездках он проезжал более 500 верст по грунтовым дорогам. Из описания его дороги июле-августе 1915 года: «В простой кибитке, одетый поверх рясы в «азям» (непромокаемое пальто), под проливным дождем, лившим целые дни беспрерывно, по дороге, представлявшей местами сплошное болото, изрытое рытвинами и ухабами, Владыка с терпением, достойным удивления, совершил свой апостольский подвиг и имел силы вести иногда часовые беседы в храме, посещать дома не только священников, но и псаломщиков, церковных старост и почетных прихожан, стараясь никого не обойти своим вниманием».
Приводим время поездок еп. Серафима по Епархии. 1914 год: 7-10 мая (Верхотурский монастырь), 23-30 мая (Верхотурье), 11-19 июля (Верхотурский уезд), 10-14 сентября (Верхотурье), 30 сентября-2 октября (Каменский завод), 11-20 октября (Екатеринбургский уезд), 5-10 ноября (Камышловский уезд, Далматов), 26-28 ноября (Нейво-Рудянский и Верхне-Тагильский заводы). 1915 год: 7-11 мая (Верхотурье), 30 мая-8 июня (Верхотурские монастыри), 2-13 июля (Шадринский уезд), 31 июля-16 августа (Ирбитский и Камышловский уезд), 10-16 сентября (Верхотурский уезд), 1-9 ноября (Камышловский уезд). 1916 год: 2-12 марта (Верхотурский уезд), 21-28 апреля (Екатеринбургский уезд), 6-12 мая (Верхотурский уезд), 20-27 мая (Екатеринбургский уезд), 1-5 июня (Камышловский уезд, после – уехал в Тобольск на прославление Иоанна Тобольского (Максимовича)), 4-16 июля (Ирбитский уезд), 20 июля, 23-24 июля, 12-26 августа (Шадринский уезд), 9-14 сентября (Верхотурье), 6-9 ноября (Камышловский уезд). 1917 год: 20-26 января (Екатеринбургский уезд).
С прибытием Владыки Серафима в епархию последовали некоторые изменения в учебном процессе школы для приготовления псаломщиков. Владыка обратил внимание на то, что школа обходится епархии свыше десяти тысяч руб. ежегодно, а из своих стен не выпускает и десяти правоспособных псаломщиков в год. Ранее при назначении на псаломщические места обычно проверялось только умение петь на гласы да по обиходу, да кое-какие знания из Закона Божия, церковного устава и прочего, вследствие чего псаломщик-регент в Екатеринбургской епархии был редким явлением. Преосвященный Серафим, ознакомившись с положением дела, сделал распоряжение, чтобы экзаменационная комиссия, при испытании лиц ищущих мест псаломщика, обязательно удостоверялась в способностях и умении их вести обучение хоровому пению. Владыка распорядился, чтобы все воспитанники школы были приучаемы к регентскому искусству и по очереди управляли хором псаломщиков за всеми богослужениями в Крестовой церкви. До этого времени ученики псаломщической школы обычно пели под руководством о. Заведующего, и, конечно, только „тянулись" за своим руководителем. Так же Владыка открыл общество вспомоществования недостаточным в материальном плане ученикам школы.
1 июня 1914 года Екатеринбургское вольное Пожарное общество праздновало 35-летний юбилей своего существования. Совет общества попросил Владыку отслужить благодарственный молебен, на что тот и согласился, отслужив его после крестного хода на особом возвышенном помосте, украшенном флагами и зеленью, освятив также новое знамя общества, полученное в дар от города. В тот же день в три часа дня еп. Серафим освятил новое вокзальное помещение на ст. Екатеринбург 1-й, на этом событии присутствовали начальник Пермской железной дороги Тихомиров, пермский губернатор И. Ф. Кошко, главный начальник Уральских горных заводов Егоров, председатель Екатеринбургской земской управы А. М. Симанов, городской голова А. Е. Обухов и много других почетных гостей.
В Екатеринбургской епархии, как прежде в Подольской, епископ Серафим ввёл обычай вручать новорукоположенному священнику пастырский жезл в знак пастырского достоинства и как символ пастырской власти над стадом словесных овец с произнесением наставления. Первый раз такое событие произошло 27 июля 1914 года, когда был рукоположен в сан священника диакон Стефан Неверов.
16-18 июля 1914 года, перед самой войной с Германией, г. Верхотурье посетила княгиня Елисавета Федоровна. 15 июля (даты даны по ст. ст.) 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. 19 июля Германия объявила войну России, 21 июля – Франции, 22 июля Великобритания – Германии. Началась война, которую позже назвали мировой. В бой вступили многомиллионные армии. Военные действия охватили территорию Европы, Азии и Африки, велись на всех океанах и многих морях. В войну во всем её течении было вовлечено 38 государств.
20 июля 1914 года в 5 часов вечера кафедральным протоиереем Л. Игноратовым на площади было совершено торжественное молебствие о даровании победы православной Сербии. После молебна толпа народа с пением «Спаси, Господи, люди Твоя» и народного гимна, прошла по улицам города. У архиерейского дома их приветствовал речью еп. Серафим. 21 июля в три часа дня при громадном стечении народа, еп. Серафимом на соборной площади, с участием городского духовенства, было совершено торжественное молебствие по случаю объявления Германией войны России. Во время молебна Владыка произнес высокопатриотическую речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся.
6 августа 1914 года состоялся крестный ход из всех городских и Верх-Исетского завода церквей в Уктус, с молебном о даровании победы русскому оружию. Молебны о даровании победы русскому воинству служились епископом Серафимом довольно часто, в конце 1914 года к ним добавились панихиды. Его Преосвященство установил дни, в которые им будут совершаться всенародные моления о даровании победы, еженедельно: в понедельник – в Крестовой церкви литургия и акафист Св. Пр. Симеону; во вторник - в Тихвинской церкви Ново-Тихвинского женского монастыря - акафист Тихвинской Божией Матери; в четверг в Екатерининском соборе после литургии - акафист Пр. Симеону; в пятницу - в Крестовой церкви за вечерним Богослужением; в субботу – литургию в той же церкви. На Епархиальном съезде епископом было предложено ввести духовенство в богослужебный молитвенный круг. Акафист перед иконой «Утоли моя печали», находящейся в церкви архиерейского дома, читался еп. Серафимом с пятницы на субботу, по 6-й песни канона, практически еженедельно со времени вступления на кафедру.
31 августа 1914 года еп. Серафим совершил Божественную литургию по дониконовскому чину в Спасской единоверческой церкви Екатеринбурга. Служение это было исключительным событием, т. к. епископское служение по старопечатным книгам в единоверческих храмах Екатеринбургской епархии было до этого было только одно — еп. Ириней служил в Рязановской церкви г. Екатеринбурга. Перед служением еп. Серафим тщательно ознакомился с чином литургии по старопечатному архиерейскому чиновнику и настоял на том, чтобы все участники этого Богослужения, разучив его сложный порядок, выполнили его с точностью. Во время совершения литургии некоторые прихожане были одеты в древне-русскую одежду. В этом же году — 22 октября — была совершена вторая Божественная литургия по древнему чину в той же Спасской церкви, причем за литургией был рукоположен в сан диакона псаломщик Балакинской единоверческой церкви Верхотурского уезда Иоанн Филодеев. В последующее время, по средам, владыка намеревался совершать молебны по древнему чину.
1 ноября 1914 года была отслужена великая панихида по вождям и воинам на поле брани убиенным. 29 июля 1915 года еп. Серафим предложил духовенству епархии поминать на сугубых эктениях, за всеми литургиями, не исключая воскресных дней, поимённо всех, призванных из среды прихода, воинских нижних чинов, на поле брани подвизающихся, а равно „и в пленении сущих", если таковые есть из среды воинов-прихожан, и о нахождении их в плену имеются точные данные; на заупокойных же эктениях возглашать имена прихожан, „на поле брани за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших". Приходским Попечительным Советам вменялось в непременную обязанность составить список всех прихожан, находящихся на действительной воинской службе, следить за судьбой призванных и по мере получения известий о каждом воине делать соответствующие отметки, занося в них сведения о подвигах, ранах, полученных знаках отличий и смерти героев, и списки эти хранить при церквах, представляя их в дни ревизии епископу.
По случаю всех значимых побед, духовенством служились благодарственные молебны, к примеру: 23 сентября 1914 года по случаю первой победы над германцами, и 5 февраля 1916 года по взятии Эрзерума.
Остро встал вопрос помощи духовенством епархии семьям воинов, ушедших на войну. Приходские священники призывали народ доброжелательно относиться к ним, помогать, кто, чем может. Помощь была и обще епархиальная, к примеру, 9 августа 1914 года проводились сборы в пользу семейств воинов, призванных из запаса и ополчения, а в декабре 1914 года от епархиального начальства поступило указание о материальной помощи семьям ушедших на войну псаломщиков. По всей епархии при церквях открывались Попечительные советы для оказания помощи семьям призванных в ряды армии. 9 марта 1915 года даже вышел указ епархиального начальства о штрафовании тремя рублями тех настоятелей, которые не откроют Попечительных советов.
В связи с этим же вопросом стали открывать летние ясли для детей, чтобы оставшиеся дома взрослые могли зарабатывать на жизнь семье. Открытие яслей получило широкое распространение, т.к. рабочих рук всё больше не хватало. Приведём некоторые данные о местах открытия приютов-яслей: при Архиерейском доме – открыты 15 июня 1915 года; Нижний Тагил - ясли в помещении Кирилло-Мефодиевской ц.-п. школы – открыты 5 июля 1915 года; в помещении градо-Вознесенской ц.-п. школы – открыты 2 июля 1915 года; приют в Нижнетагильской Выйско-Казанской ц.-п. школе; ясли в деревнях Балтым и Пышме; отделение Романовского приюта при приюте Ново-Тихвинского женского монастыря; при ц.с. Куяш; Нижнетагильского завода в наёмном помещении – открыты 17 октября 1916 года. Состоялось постановление монастырского съезда принять на монастырское иждивение 90 увечных и выздоравливающих воинов и 420 человек детей увечных и павших в бою защитников Родины - в Верхотурском Николаевском монастыре, Кыртомском мужском монастыре, Далматовском монастыре, в Бобровском, Грязновском, Усть-Карабольской, Колчеданском, Сирбишинской, Успенском близ Верхотурья, Красносельском, Нижне-Тагильском, Верхотурском Покровском, Верх-Теченском, Каменском и Екатеринбургском. После открытия Верхне-Тагильского приюта-яслей 16 июня 1916 года - последовал совет еп. Серафима всем причтам епархии незамедлительно открыть ясли.
Постоянно собиралась материальная помощь вещами солдатам действующей армии, в Епархиальных Ведомостях печатались списки церквей с перечислением пожертвованных прихожанами вещей. Посылались посылки к различным праздникам. Люди понимали, что у государства не хватит денег самому, без помощи всего народа закончить войну. Следовали огромные внутренние займы государства у населения, из-за нехватки денег на военные нужды.
В действующую армию уходили добровольцами семинаристы и священники епархии. В частности, 5 учащихся Пермской семинарии ушли на войну добровольцами, после получения согласия родителей, это: Бузановский Александр, Знаменский Вал., Синицин Ник., Троицкий Мих. и Лесников Н. Священник Кафедрального собора о. Аристарх Пономарев несколько раз добивался назначения военным священником и получил его. Священник градо-Екатеринбургской кладбищенской Михайловской церкви священник Сергий Марунчак ушёл в действующую армию и за службу там был награждён скуфьей, а позднее камилавкой.
С начала войны начали подготавливаться лазареты для раненых и больных солдат, одно из первых предложений поступило 9 августа 1914 года. Лазареты устраивались светскими и духовными властями, богатыми горожанами и целыми комитетами, их было множество, только в епархиальных ведомостях печаталось, по подсчётам автора, о 31 посещении лазаретов в Екатеринбурге и 4 лазаретах в Нижнетагильском заводе. Они размещались на частных квартирах, в зданиях винных складов, в училищах, при больницах, в здании Духовной Консистории, и т.п. местах. Все эти лазареты, кроме расположенных в других городах, посещал Преосвященный Серафим, 200 там человек или 15. Обычно он при посещениях лазарета говорил речь, а потом раздавал крестики и листки, обнимая каждого больного и благодаря его за ту жертву, которую он принёс Родине. После такого посещения у всех больных, будь они православные или католики, мусульмане или иудеи - поднималось настроение и, судя по описанным случаям, они были очень благодарны Владыке и горды за свою службу. Лазареты были созданы на средства Всероссийского Земского союза и частных лиц, и только 30 июня 1916 года был освящён лазарет эвакуационного госпиталя, его разместили в бывшем помещении Епархиального женского училища. – Со дня прибытия первого санитарного поезда с ранеными в Екатеринбургский уезд, т.е. с 27 ноября 1914 г. по 1 января 1916 года, было эвакуировано в лазареты Екатеринбургского уезда 6268 больных и раненых воинов.
Особого упоминания стоят полевые лазареты, устроенные на средства духовенства Екатеринбургской епархии. Духовенство епархии и Верхотурский монастырь организовали полевой лазарет на театре боевых действий на 15 кроватей, устройство которых обошлось в 2250 р., а ежемесячное содержание 1125 р.; вероятно, из средств, высылаемых на этот лазарет, на фронте был создан летучий хирургический отряд имени её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны; был подготовлен Уральский полевой лазарет – отправка которого произошла 7 апреля 1915 года.
5 декабря 1914 года в церкви Ново-Тихвинского женского монастыря Его Преосвященство совершил чин отпевания над умершим — известным врачом Александром Андреевичем Миславским. Во время отпевания церковь была переполнена молящимися, пришедшими отдать последний долг умершему. В своей речи еп. Серафим сравнил деятельность врача Миславского с начавшейся войной, войной медицинского персонала с болезнями. Он сравнил Миславского с ветераном, генералом армии медицины, павшим от вражеской пули. В речи были слова: Он начал свою жизнь в крепостное право. Душа его горела любовью к меньшему брату. Он всегда был готов отдать жизнь свою за други своя. Для него не существовало «дома нет».
Кроме дел, связанных с войной, были ещё внутренние епархиальные дела. Правление Екатеринбургского Архиерейского дома, по нотариальному договору, от 4 Февраля 1914 года, отдало князю С. С. Абамелек-Лазареву в арендное содержание, сроком на 12 лет, участок земли, в количестве 45 десятин под разведку и добычу железной руды, находящейся в Н.-Исетской казенной даче, под названием „Скитская Ялань", и в счёт арендной платы получено было с арендатора авансом 5450 руб. 25 октября 1914 года совершён чин освящения храма при Уральском горном училище. 11-25 ноября 1914 года прошёл очередной ежегодный Епархиальный съезд. С конца 1914 года в Епархиальных ведомостях рекламируется журнал Пастырь-Проповедник, выпускаемый священником Верхне-Уфалейского завода Александром Филипповым. 9 ноября 1914 года открыта в Шадринске мужская учительская семинария. 17 декабря 1914 года умер протодиакон Иоанн Девлетяковский, 77 лет, в Верхотурском Николаевском монастыре, где жил последние два года своей жизни.
28 декабря 1914 года было освящено здание «Епархиального Дома», построенное в г. Екатеринбурге Братством Св. Прав. Симеона. Новое здание, красивым фасадом выходящее на Богоявленскую улицу, внутри представляло громадный зал с очень обширным вестибюлем, весьма поместительным балконом и несколькими отдельными помещениями. Предполагалось, что в этом доме будут находиться канцелярия и архив Епархиального Училищного Совета, Церковно-археологический музей и некоторые другие учреждения. На это здание Братство Св. Прав. Симеона потратило все свои средства, и вынуждено было взять заём на окончание постройки.
Духовенство в то время тоже праздновало встречу нового года - преосвященный Серафим распорядился, чтобы в полночь на 1 января во всех церквах епархии были отслужены новогодние молебны, поэтому в Екатеринбурге ночь с 31 декабря на 1 января напоминала пасхальную.
11 января 1915 года состоялось собрание под председательством Его Преосвященства, на котором присутствовали настоятели и церковные старосты церквей, начальники и законоучители учебных заведений города, и командиры воинских частей, расквартированных в городе. Обсуждался вопрос, связанный с удовлетворением потребностей нижних воинских чинов в религиозном и вообще духовно-просветительном отношении. Принимая во внимание малую вместительность городских храмов, собранием было вынесено постановление об увеличении числа литургий по воскресным и праздничным дням. В 24 городских храмах обычно совершалось 28 ранних и поздних литургий. Выяснилась возможность в шести из этих храмов совершать ещё так называемые средние обедни, так что всего в городе в каждый воскресный и праздничный день планировалось совершать 34 литургии. В некоторых храмах, как например, в Кафедральном и Екатерининском соборах, Вознесенской и Крестовой церквях - по три литургии. Ранние литургии начинались в 5 часов утра, средние в 8 часов и поздние в 9 час. 30 мин. утра. В Златоустовском храме и в монастырской Введенской церкви - специальные литургии для воинов. Командирам было поручено, по взаимному соглашению между собой, распределить войсковые части по храмам. По предложению Архипастыря, решено организовать по воскресным дням религиозно - просветительные чтения для воинов в местах их расквартирования. По распоряжению епископа Серафима, Екатеринбургским Миссионерским Комитетом выдана походная церковь, предназначенная для вогул, одному из полков, направляющихся их Екатеринбурга во Францию. Церковь эта на передовой была довольно популярна. Верхний храм кафедрального собора отвели специально для нижних чинов 126 запасного пехотного полка, священником которого был о. Николай Колпенский.
В 1915 году, впервые за 28 лет своего существования Екатеринбургское Епархиальное Начальство с подачи епископа Серафима командировало для защиты интересов епархии на губернские собрания своего представителя, им оказался священник Иоанн Антонинов. 29 апреля 1915 года отслужен молебен перед началом сбора в пользу Екатеринбургского общества борьбы с чахоткой, которая на Урале была очень распространена. 9-16 июня 1915 года прошёл очередной епархиальный съезд, особо от депутатов съезда последовало воззвание церквям епархии покрыть хронические недоимки свечному заводу. Воззвание о покрытии недоимок позже печаталось почти в каждом номере ведомостей, видимо, недостачи были значительными, а в связи с войной и строительством Епархиального училища денег не хватало.
По причине нехватки денег, в июне 1915 года, Св. Синодом было разрешено Екатеринбургскому Епархиальному Начальству сделать внутренний епархиальный заем в количестве 50.000 рублей на достройку здания Епархиального женского училища из средств церквей епархии. Здание Епархиального училища и церковь при нём во имя св. великомученицы Екатерины были освящены 10 января 1917 года.
В июле 1915 года печаталось распоряжение Епархиального начальства о недопустимости задержки следствий по духовным делам, т. к. всякая задержка следствий тягостно отзывалась на подсудимых в моральном, а иногда и материальном отношениях. Всякое дело должно было быть окончено в месячный срок, а все задержки дополнительно оговариваться с начальством, с указанием причин этой задержки. Тем же следователям, которые не окончили следствия в месячный срок или же не представили уважительных причин замедления дела, грозило немедленное и без всяких объяснений предание суду по обвинению в нерадении к службе, согласно статьям Уложения о наказаниях.
В августе 1915 года в епархии прошёл сбор средств на пособие беженцам из занятых неприятелем местностей. Беженцев, едущих в Екатеринбургскую епархию, ожидалось около 11 тысяч. 22 августа 1915 года в Н. Тагил прибыла первая партия – из Риги. В Екатеринбурге беженцы были размещены в 60 квартирах. Заботы о них лежали на особом комитете, которому отпускались государством специальные ассигнования на беженцев. Беженцам выдавались одежда и пропитание. Прилагались все старания, чтобы оградить религиозные чувства евреев, им выдавалось особо приготовленное кошерное мясо, так же им помогал местный еврейский комитет. Был также и особый польский комитет. С религиозными же чувствами православных совершенно не считались. В Рождественский пост для них готовили мясную пищу. Большинство из них провели пост только на хлебе и чае, не желая есть скоромного. Молодёжь, не в силах сдержаться, ела что предлагали. По сравнению с евреями они оказались во всём обделены. Перед праздником Рождества Христова об этом обстоятельстве стало известно Преосвященному Серафиму. Он немедленно приказал на своей кухне приготовить по малороссийскому обычаю все необходимое для встречи сочельника и Рождества Христова на 100 человек беженцев, поселенных за архиерейским домом на Болотной улице. Для стряпни вареников позвали самих беженок. За славление у мукомолов в пользу беженцев Владыке прислали 5 мешков первача и 75 рублей деньгами. Для удовлетворения других насущных нужд Владыка учреждает отдел всероссийского общества о русских беженцах, официально оно было открыто 10 января 1916 года. Желающие вступить в него члены вносили 3 руб. в год. По уставу таких братств, когда число членов их превышало 15, они могли просить помощь от правительства. Через некоторое время была открыта первая церковно-приходская школа для детей беженцев, а 30 октября 1916 года - вторая. В новогодние праздники 1916 года для них была организована ёлка. Записи о пребывании беженцев в Екатеринбургской епархии можно найти во многих метрических книгах крупных сел и заводов, не считая городов, с 1914 по 1920-е. Места жительства, выбираемые беженцами, обязательно имели училища и больницы; такими были село Никольское Екатеринбургского уезда, Каменский завод, село Мехонское Шадринского уезда и др.
В сентябре 1915 года епископом Серафимом возбуждён вопрос об издании карты Екатеринбургской епархии. Прежняя карта епархии, изданная более 20 лет тому назад, уже устарела: на ней не было ни новых железных дорог, ни новых поселков и заводов. Даже такие крупные пункты как Сосьвинский завод, на ней не значились - издание новой карты являлось давно назревшей потребностью.
17 сентября того же года еп. Серафимом был освящён дом, построенный Екатеринбургским союзом кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. В своей речи он выразился: «Я верю, что настанет пора, когда подобные учреждения покроют своей сетью всю нашу родину и тогда сдвинется Русь со своего застоя и покроется новой сетью других полезных учреждений, научающих разным ремёслам и распространяющим в народе разные практические знания, и процветёт наша матушка Русь».
22 октября 1915 года в Ново-Тихвинской женском монастыре еп. Серафим освятил храм во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», первоначально заложенный в 1823 году и освященный 22 ноября 1832 года. 17 июня 1914 года была совершена закладка нового пристроя с северной стороны, с предварительным разбором небольшого старого. Когда приступили к устройству арки между пристроем и храмом, выяснилось, что деревянные балки в старом храме подгнили и их необходимо заменить, поэтому пришлось сделать своды каменными, а пол — бетонным. Летом 1914 года все эти работы были завершены.
Во время войны, снисходя к просьбам псаломщиков, еп. Серафим увеличил количество рукоположений псаломщиков в дьякона, часто оставляя их на псаломщических вакансиях: 1914 год – 5 человек; 1915 год - 11; 1916 год - 87 человек; 1917 год по март - 8. Итого: 111 новопоставленных дьяконов. Что же касается священников, то они рукополагались более равномерно, хотя пик приходится на 1916 год: 1914 год - 13; 1915 год - 26; 1916 год - 33; 1917 год: по март - 5. Итого 77 человек.
Еп. Серафим 15 июня 1916 года просил разрешения у Св. Синода, в виду затруднений при замещении мест псаломщиков, за неимением правоспособных кандидатов, допускать к исполнению псаломщических обязанностей, на время военных действий, лиц женского пола, с предоставлением этим лицам права пользования кружечными и земельными доходами и, если окажется возможным, жалованием от казны. Святейший Синод определил: предоставить еп. Серафиму допускать к временному исполнению псаломщических обязанностей учителей церковно-приходских школ и тех из учеников старшего возраста, которые будут признаны способными, под руководством учащих и членов причтов, исполнять означенные обязанности, а равно лиц, бывших в рядах армии и освобождённых, по состоянию здоровья, от прохождения военной службы. И только при отсутствии всех указанных лиц, допускать и лиц женского пола, которые по образованию и по проходимой ими службе могли бы быть признаны способными к отправлению обязанностей псаломщиков. Притом допускать лишь при богослужениях и в церкви, с установленными для лиц женского пола каноническими ограничениями, а равно допускать и к делопроизводству, но без права подписания и скрепы должностных документов. – Это разрешение Синода были применено, в большей части, после революционных событий, когда обязанности псаломщиков на некоторых приходах было некому исполнять и их исполняли женщины.
8 марта 1916 года последовал Указ Св. Прав. Синода на имя еп. Серафима о принятии мер по сокращению потребления мяса во всей Российской империи, ввиду того что убой скота производился уже не из естественного прироста скота, а из основного фонда, что грозило самыми неблагоприятными последствиями сельско-хозяйственной жизни России.
1 апреля 1916 года в Николаевской церкви при Нуровском приюте Его Преосвященством совершено служение литургии Преждеосвященных Св. Даров. Как пишут Епархиальные Ведомости: «Для приюта это служение Архипастыря было редким счастьем. Из двенадцати епископов, управлявших епархией после незабвенного епископа-старца Нафанаила, только Преосвященный Серафим оказал честь приюту, воспитывающему по преимуществу сирот горнозаводских рабочих. Приютские дети жили в епархиальном городе и не видали Епископа! Это странное явление длилось несколько десятков лет и никому не казалось удивительным».
17 июля в 2 часа дня Его Преосвященством было совершено торжественное служение молебна по случаю заложения здания Екатеринбургского Горного Института. Владыке сослужили: настоятель Верхотурского Николаевского монастыря архимандрит Ксенофонт, Ректор Екатеринбургской Духовной семинарии протоиерей Александр Антонинов, настоятель Екатерининского собора протоиерей Димитрий Пономарев и протоиерей Иоанн Гомолицкий. Пел архиерейский хор под управлением диакона М. Баталова. В торжестве закладки принимали участие: пермский губернатор М. А. Лозина-Лозинский, ректор института проф. П. П. Вейморн, городской голова А. Е. Обухов, Главный начальник уральских горных заводов П. И. Егоров, член Государственного Совета Ф. А. Иванов, председатель Пермской губернской земской управы Е. Д. Калугин, уполномоченный по охране А. С. Нецветаев, д. с. с. О. Е. Клер, А. М. Симонов и мн. др. Граждане Екатеринбурга, несмотря на плохую погоду и отдалённость места закладки от города, присутствовали на торжестве тысячной толпой. 30 августа 1916 года совершено освящение новой, открытой Елизаветой Николаевной Смиренской, Екатеринбургской женской гимназии.
Проживающие в г. Екатеринбурге пленные австрийские офицеры-чехи обратились к Преосвященному Серафиму с ходатайством о принятии их в лоно Св. Православной церкви. Под прошением подписались 33 человека, из которых большинство до войны были инженерами, архитекторами, химиками, чиновниками и пр. 25 человек были присоединены.
9-15 Сентября 1916 года Екатеринбургское Епархиальное Начальство распорядилось, чтобы слова «внебрачный» и «незаконнорожденный» в метрических книгах епархии с этого времени не писались, хотя высочайшее повеление на это было ещё в 1902 году, а указ Консистории в 1906 году.
9 октября 1916 года состоялось собрание духовенства и прихожан, где обсуждалось предложение еп. Серафима о пастырской визитации. Прихожанам мысль о пастырской визитации понравилась, но было высказано сомнение, что духовенство сможет выполнить ее так, как это представляется еп. Серафиму. По обсуждении итогов собрания, было решено устроить особое совещание, на которое пригласить представительниц женской половины всех городских приходов. Пришлось уточнить, что такое пастырская визитация. Теоретически, это должно было быть оживление прихода через оживление веры в прихожанах, а это оживление возможно только путем тесного сближения духовенства с народом; пастырь должен знать своих прихожан, все их нужды, запросы, стремления и т. п. Владыка предложил два способа визитации: при посещении прихожан с требами постараться сойтись поближе со всеми домашними; другой способ, когда пастырь заставит себя посещать прихожан специально затем, чтобы познакомиться с ними. Долго обсуждался этот вопрос. Особо был затронут вопрос духовного окормления прихожан бесприходными священниками-законоучителями, но было непонятно, как это сделать без исповеди, следовательно, «визитатор» должен быть духовником данного ему уголка прихода, а следовательно образуется новый приход, а через это другим священно-церковно-служителям будет финансовый ущерб. Не зная как быть с этим вопросом, его оставили открытым. Владыка предложил следующее: «1) одну церковь – ныне бесприходную - сделать приходской, ибо эта церковь не несет никаких расходов на удовлетворение епархиальных нужд, а между тем сама живет на счет доходов других церквей, в районе которых находится; 2) дать небольшие приходы церквам кладбищенским; 3) увеличить число штатов духовенства и 4) применить закон о предельном количестве уроков для каждого законоучителя из приходских пастырей, а для остальных уроков открыть должности бесприходных законоучителей. Эти меры разгрузят городское духовенство от непомерной работы, но так как они в тоже время нанесут и ущерб духовенству, то проведение их должно быть отложено до более благоприятного времени. Ныне при той страшной дороговизне, какая стоит на все предметы первой необходимости, нельзя лишать духовенство лишнего заработка».
23 октября того же года в зале архиерейского дома состоялось особое собрание, на котором присутствовали приходские пастыри г. Екатеринбурга и Верх-Исетского завода — 15 человек, и представительницы женского населения города и Верх-Исетского завода — 90 человек. В начале собрания еп. Серафим более ясно высказался про визитацию, сославшись на Евангелие. По его речи, визитировал сам Христос, когда после поста в пустыне, пошел повсюду с проповедью и посещал тех, которые его звали. А после послал своих учеников, говоря им: - Идите, научите... А слово «Идите» - указывает на необходимость пастырской визитации, а не на сидение на месте. И апостолы и их ученики ходили и учили, распространяя тем христианство. Так же пришли и к св. Владимиру. И была на Руси одна Церковь, одни пастыри, которые проповедью насаждали православие. Одни учителя, одни школы. Затем еп. Серафим перешел к современности: сказал о множестве школ и множестве учителей, «хороших и дурных, скверных и прескверных». «Страх берет, как св. Православная Церковь еще держится!» Сказал и кинематографе: «Вот князю Владимиру показали картину страшного суда и какое она имела на него влияние! Что же там в кинематографах? … Бочка меда и ложка дегтя, говорит пословица … И портит все... А здесь — наоборот: бочка дегтя и ложка меда». «По всему лицу русской земли рассеяны храмы Божии, везде есть пастыри и ходят они по своим пасомым, сеют Слово Божие, разносят благодать, полученную от Господа Иисуса Христа...».
16 ноября 1916 года, в 6 часов вечера, в зале Архиерейского Дома собрались члены Екатеринбургской Духовной Консистории - кафедральный протоиерей Леонид Игноратов, протоиерей Владимир Лебедев, прот. Димитрий Пономарев, прот. Петр Протопопов, секретарь консистории М. В. Майеранов, о. о. благочинные Екатеринбургской епархии - протоиерей Феодор Коровин, Михаил Богородицкий, Михаил Сушков, Константин Зеленцов, Димитрий Диев, Василий Словцов, Иоанн Сторожев и Николай Буткин; священники: Анект Старцев, Алексий Бирюков, Михаил Юшков, Константин Черепанов, Николай Топорков, Константин Архипов, Павел Замятин, Павел Старцев, Александр Ключарев, Димитрий Луканин, Гавриил Пьянков, Всеволод Юшков, Петр Корелин, Михаил Кочнев, Александр Пантуев, Димитрий Волков, Павел Фаворитов, Николай Ляпустин, Василий Плотников, Михаил Золотавин, Петр Ладыжников и Николай Болярский. В качестве делопроизводителей присутствовали: Епархиальный Миссионер-проповедник протоиерей Александр Здравомыслов, и. д. редактора неофициального отдела Екатеринбургских Епархиальных Ведомостей протоиерей Иоанн Уфимцев и священник Феодосий Шумилевич. В 6 ¼ час. вечера в зал заседаний прибыл Преосвященный Серафим, Епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В начале собрания Владыка сказал длинную речь, затронув различные стороны церковной жизни в связи с пастырской визитацией. После этого присутствующие стали высказывать свои мнения, которые свелись к следующему: положительные: нужно служить в приходах долгое время — лет 30, мера эта желательна и выполнима, в некоторых местах пастырская визитация применяется; отрицательные: отдаленность приходов, множество прихожан, отношение прихожан к посещению священников негативное. Снова Владыка: организация молитвенных домов в селениях, проповеди в воскресные и праздничные дни, в Богослужебных журналах указывать правду, проповедь должна быть явная, краткая и чтобы из нее выносили впечатление, забота о семьях воюющих, вести «Дневник пастыря», оберегать прихожан от сектантов. 17 ноября состоялось продолжение собрания в покоях Его Преосвященства. Владыка: После войны явится в приходы волна людей, много перенесших, настрадавшихся, много слышавших и может быть даже распропагандированных, нужно собирать собрания из пастырей и прихожан и разъяснять им о пастырской визитации, предварительно проведя общую беседу с пастырями о визитации. Отцы: положительное: ненормальность в приходе — это то что пастыри стоят в отдалении от прихожан — и пастырская визитация, это единственное, что может оживить приход, нужно держать себя так чтобы все видели, что к ним пришел друг и доброжелатель; отрицательное: несвоевременность визитации священника на крестинах и похоронах, много времени занято учительством. В основном отцы благочинные были согласны с пастырской визитацией.
Преосвященный Серафим для пользы православного дела повсеместно предлагал создавать союзы и общества. 10 ноября 1916 года, на происходившем в зале Архиерейского дома собрании, по ознакомлении с уставом Всероссийского Общества памяти воинов русской армии, павших в войну с Германией, Австрией и Турцией, было единогласно принято решение - возбудить ходатайство пред Советом Общества об открытии в г. Екатеринбурге отдела этого общества. Всех действительных членов (с ежегодным взносом по пяти руб.) записалось 87 человек и несколько человек пожелали быть членами-сотрудниками (с ежегодным взносом по 1 р.). 17 января 1917 года был заслушан проект кружка законоучителей, главная цель в объединении и общении законоучителей в исполнении ими законоучительской миссии. 19 февраля 1917 года был заслушан доклад комиссии по поводу учреждения при церквах так называемых сестричеств, и устав сестричества, существующего в городском Вознесенском приходе, при Иоанно-Предтеченском обществе трезвости. Постановили: организовать при всех приходских церквах г. Екатеринбурга женские церковные общества с наименованием их сестричествами или Дамскими кружками или другими, соответствующими этим, названиями. 21 февраля 1917 года, когда состоялось собрание настоятелей, старост и регентов церковных хоров, Владыка предложил создать Епархиальное церковно-певческое общество для совершенствования регентов. Решили разработать устав общества.
С появлением электричества в православном обществе встал вопрос о мере использования его для иллюминации храмов. На собрании говорили о злоупотреблении электрическим освещением: некоторые причты так красиво украшали храм снаружи, что внутрь и заходить не хотелось – толпы людей ходили от храма к храму, не заходя внутрь. Прихожанам не нравилась иллюминация иконостасов, светящихся как в кинотеатрах. Больше всего споров вызвал вопрос о замене свечей на паникадилах электрическими лампочками. Для рассмотрения этих и им подобным вопросов было предложено создать специальную комиссию.
Из личной жизни Серафима, в связи с его епископским служением известно немногое. Праздновали некоторые памятные даты: хиротония в епископа 2 января, праздновавшаяся публично, тезоименитство 8 ноября – его епископ проводил в Далматовском монастыре. И две ежегодные панихиды: по супруге Марии, которая была похоронена 9 ноября и дочери Екатерине, скончавшейся в бытность Владыки на Каменец-Подольской кафедре - панихида служилась 17 августа. 5 октября 1916 года епископ Серафим был причислен к ордену Св. Владимира 2-й степени, во внимание к отлично-усердному служению его Церкви Божией. Еп. Серафим болел в декабре 1915 года, после чего возобновил свой молитвенный подвиг. Службы с его участием проходили около 5 раз в неделю, не считая акафистов и освящений.
1 марта 1917 года по Екатеринбургу поползли слухи о перевороте в Петербурге, власть была в руках Временного Комитета Государственной Думы. День 2 марта 1917 года оказался в жизни епископа Серафима переломным. В этот день, как пишут Епархиальные Ведомости, во время пассии «он обратился к присутствующим с кратким словом, в котором указал на тяжесть переживаемого момента», само же краткое слово не печаталось, полностью напечатано оно значительно позднее, в 2010 году, в сборнике «Православие в судьбе Урала и России» в статье инокини Азарии (Зыковой) «Дело епископа Серафима (Голубятникова) (март 1917 г.)». Он сказал: «Тяжёлое и тревожное время переживаем мы с вами, дорогие братья и сестры! Нас призывают сохранять спокойствие. Но разве можно быть спокойным? До нас доходят слухи из стольного града Петрограда, что небольшая кучка бунтарей старается захватить власть и начинают проливать кровь. Мало им, окаянным, крови, которую наши братья проливают в борьбе с немцами. Им нужно, чтобы кровь лилась рекой, но не на фронте, а внутри государства. Они обнаглели до того, что осмелились посягнуть на священные права помазанника Божьего. Но не дадим погибнуть России и умрём за батюшку царя». Дальнейшая речь была напечатана в епархиальных ведомостях: - «Зову не к бунту, а к единственному оружию нашему - кресту и молитве. Молитесь. В молитве наше спасение. Усилим нашу молитву к Распятому. Он видит наши слёзы, слышит молитвы наши, и пошлёт нам силы и крепость пережить это время. Не будем производить беспорядков, а будем… молиться и плакать…». После повечерия, попросив прошения у всех присутствующих на богослужении, произнёс такие слова: «потому прошу прощения, что в эти тревожные дни всё может быть. Быть может многих из нас не станет.… Быть может не станет и меня. Прошу вас дорогие братия и сестры, тогда не поминайте меня лихом, а помолитесь Господу Спасителю, да помянёт меня во царствии Своём».
Слова эти оказались пророческими. По сведениям из тех же Ведомостей, 4 марта состоялось последнее богослужение в Екатеринбурге с упоминанием царской фамилии, - в этот день зачитали манифест Николая 2-го и отречение великого князя Михаила Александровича от престола. Екатеринбургская епархия осталась без главы, епископ Серафим сидел в своих покоях, изолировавшись от духовенства и паствы по просьбе Временного Комитета. В диссонанс к всеобщему ликованию, слова епископа были огорчительны для многих, большая часть духовенства г. Екатеринбурга отказалась поддержать своего епископа. С 14 по 21 марта в Екатеринбурге был прапорщик Тарусин, командированный из Петербурга в связи с речью епископа Серафима 2 марта. Тарусином допрошены многие, слышавшие речь епископа. 21 марта епископ Серафим поездом отбыл в Петроград, немногие пришли проводить его на вокзал, многие были уверены, что епископ уже не вернётся, сам же Архипастырь выражал желание удалиться на покой.
Новая власть была оскорблена и епископ Серафим уволен на покой. Как пишет монахиня Азария, к маю 1917 года было вынесено определение Святейшего Синода: «Епископа Екатеринбургского Серафима уволить, … от управления Екатеринбургскою епархиею на покой, с назначением ему местопребывания в ставропигиальном Новоспасском монастыре». В начале января 1918 года Новоспасский монастырь был превращён большевиками в тюрьму, первым узником в которой и стал епископ Серафим. По не вполне точным данным, пишет тот же автор, он был расстрелян в 1921 году.
Временное управление Екатеринбургской и Ирбитской епархией поручено второму Викарию Оренбургской епархии преосвященному Серафиму, епископу Челябинскому, и 20-го мая 1917 года епископ Серафим прибыл в Екатеринбург.
Источник: http://история екатеринбургской епархии, епископ серафим голубятников, екатеринбургские епископы |