Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [34]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Вторник, 30.04.2024, 17:04
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Биография священника.

    Священник Василий Топорков и его деятельность.

     

    Священник Василий Топорков, бывший до рукоположения несколько лет сельским учителем, 20 лет священником тюремной церкви, приводивший к присяге в суде, пользовался доброй славой у екатеринбургских архипастырей, поэтому его перевели к градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви. Расчет оправдался, священник Топорков стал активным участником общественных организаций — председателем обществ трезвости Екатеринбургской епархии, председателем Вознесенского церковно-приходского попечительства, председателем Попечительного совета о семьях лиц, призванных в войска. При этом он был настоятелем церкви. Подобная деятельность характерна для тех годов — распоряжения епархиальной власти должны были выполняться, но деятельность о. Василия несколько выделяется из общей деятельности екатеринбургских пастырей.

    Священник Василий Львович Топорков. Сын священника. Родился 15 марта 1859 года в селе Ново-Петропавловском Шадринского уезда. В 1879 году закончил Пермскую семинарию со званием студента, после чего три с половиной года был учителем земского училища в родном селе. 8 июля 1884 года епископом Пермским Ефремом был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Уксянского Шадринского уезда. Был законоучителем в Уксянском земском училище. В 1888 году Советом Братства Св. Прав. Симеона был избран наблюдателем над школами 6-го благочиннического округа шадринского уезда. По договоренности со своим дядей по жене, священником тюремной церкви г. Екатеринбурга Константином Косминым, поменялся с ним местами. Указ консистории об определении его священником тюремной церкви Екатеринбурга вышел 6 октября 1889 года. В обязанности священника тюремной церкви входило приведение к присяге Екатеринбургском Окружном Суде. С 1891 года был членом Комитета по устройству епархиального свечного завода. В 1891 году был награжден набедренником за ревностное служение. Проходил должность законоучителя в 3-м городском приходском училище — 1891 — 1895 гг. Епископом Афанасием был назначен членом временного ревизионного комитета для поверки отчета консистории 1891-1894 годов. С 1893 года был заведующим Казанско-Богородицкой школы грамотности. В 1894 году ему было преподано архипастырское благословение за ревностное исполнение пастырских обязанностей.1 Был членом-сотрудником Императорского Палестинского Общества2. Был награжден скуфьей, а потом камилавкой3. 22 апреля 1908 года был перемещен к градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви4. За перемещение на место с казенным содержанием с него было удержано 12 р. 66 к.5 С 1911 года председатель Советов Балтымского и Вознесенского обществ трезвости6. Был депутатом от екатеринбургской епархии на Всероссийском Съезде практических деятелей по борьбе с народным пьянством, проходившем в Москве с 6 по 11 августа 1912 года7. Был председателем строительного комитета по ремонту Вознесенской церкви8. 15 августа 1913 года священник Топорков был определен настоятелем градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви9. Был председателем Вознесенского церковно-приходского попечительства10. 19 мая 1916 года был возведен в сан протоиерея11. В 1919 году он служил при той же Вознесенской церкви города Екатеринбурга, ему было 60 лет12.

    В городе Екатеринбурге у священника Топоркова был свой полукаменный дом под №79 по Тихвинской улице. В семье у него были: жена Лидия Николаева, родившаяся 26 августа 1861 г. Дети: Екатерина род. 29 июля 1884 г. - обучалась в Екатеринбургской женской гимназии; Николай, род. 22 октября 1886 г. - обучался в Екатеринбургской мужской гимназии; Лидия, род. в марте 1887 г. – обучалась в Екатеринбургской женской гимназии; Александр, род. 28 мая 1889 г.14; Мария, род. 14 января 1900 г.15; Маргарита, род. 15 ноября 1901 г., а умерла 29 августа 1902 г.16; Алексий, род. 14 мая 1903 г. и умер через два месяца17.

     

    Иоанно-Предтеченское общество трезвости при Вознесенской церкви.

     

    Как-то священник Василий Топорков служил молебен на фабрике Ф. Е. Ятес, и после молебна произнес речь, в которой призвал рабочих этой фабрики воздерживаться от вина и организовать общество трезвости. После службы 18 сентября 1911 года к нему подошли 14 рабочих этой фабрики и высказали желание создать общество трезвости. Тут же был составлен акт об открытии общества, названного в честь святого Великомученика Иоанна Предтечи, после чего присутствовавшими был составлен устав. 23 сентября созданное общество было утверждено епархиальным начальством.18

    Но вскоре трезвенников ожидало серьезное испытание — в ночь с 10 на 11 октября 1911 года фабрика Ятес сгорела. Члены общества остались без работы и денег, они разошлись по другим работам и уехали в другие места, кто на земляные работы, кто в Верх-Исетский завод, кто на железную дорогу. Казалось бы, нет больше общества. Но некоторые из трезвенников решили дождаться открытия фабрики. В течение трех недель решалось, быть или не быть фабрике. Священник Топорков, опасаясь, как бы рабочие не вернулись к своему алкогольному прошлому, попросил разрешения у епископа Митрофана собрать пожертвования для поддержки членов общества трезвости. В прошении приводились слова заведующего слесарными работами И. В. Пименова: «Да, я удивился и удивляюсь, как может измениться к лучшему человек, переставши совершенно пить водку. Многие из записавшихся в Общество Трезвости ранее были большие любители до выпивки, но, после дачи ими обещания не пить, они являлись на работу свежими, послушными, веселыми и труд их стал куда продуктивнее. И если, Бог велит, фабрика г. Ятес, по постановлению кредиторов, возобновит свои действия, хотя бы даже в частичной форме, то все члены Общества Трезвости будут приняты на работу в первую очередь». Епископ Митрофан дал разрешение на сбор пожертвований, вместе с пятью рублями от себя лично.20

    24 октября 1911 года священником Топорковым было созвано первое собрание членов общества трезвости, на нем обсудили создавшееся положение и заказали благодарственный молебен. Так как было собрано 34 рубля, то постановили выдавать ссуды нуждающимся членам общества без процентов, с возвратом, так как присутствующие на собрании заявили, что среди них нет нищих. Три семьи сейчас же получили ссуды по 5 рублей. Второе собрание членов общества было созвано 1 ноября, на нем все узнали что на фабрике начинаются восстановительные работы, которые планируется закончить через два месяца. Здесь же обсудили, что сделать, чтобы как можно большее количество рабочих фабрики вступили в общество трезвости. Решили просить разрешения организовать на фабрике чтения о трезвости с показом туманных картин. Разрешение на это было дано, с предупреждением, что помещения для чтений будут готовы только к Рождеству. Жены еще двух членов общества взяли ссуды. С середины ноября стали производиться первые работы, и трезвенников, как хорошо себя зарекомендовавших, взяли на работу в первую очередь.

    Время шло, а помещения на фабрике еще не были готовы, тогда о. Василий обратился к инспектору народных училищ В. Е. Попову, чтобы он разрешил проводить чтения по воскресеньям в зале Вознесенского начального городского училища, как ближайшем от фабрики Ятес, на что было дано согласие. Чтения открылись с 29 января и продолжались до 23 сентября 1912 года, всего их состоялось 15. Чтения состояли из двух разделов: рассказы из священной истории — велись о. Василием Топорковым; чтения повестей или рассказов, изображающих безобразие пьяной жизни и пользу трезвости — велись разными лекторами, преимущественно учителями, чиновниками и священниками. На чтения продавались билеты, которые полностью раскупались. Слушателей бывало около 250 человек. На чтения приходили, в основном, рабочие с семьями с фабрик Ятес, Императорской гранильной, железнодорожных мастерских, и жители северо-восточной части Екатеринбурга. Чтения из священной истории иллюстрировались туманными картинами, которые изготовлялись в местных фотомастерских с картин русских художников, помещенных в различных журналах. «Волшебный фонарь» и лампа были куплены у Метенкова за 35 рублей. Второй отдел не иллюстрировался картинами, но все равно был интересен, часто слышались сожаления об отсутствии картин, поэтому Совет общества решил изготовить их. Один из художников нарисовал четыре картины, и с них изготовили диапозитивы для «волшебного фонаря». Понимая всю важность туманных картин, о. Василий, будучи на Всероссийском противоалкогольном съезде, попросил редактора-издателя журнала «Трезвая жизнь» протоиерея Миртова иллюстрировать рассказы в журнале, на что тот согласился.21

    С 6 по 11 августа 1912 года в Москве проходил Всероссийский Съезд практических деятелей по борьбе с народным пьянством. Поехать на этот съезд Преосвященный Митрофан благословил священника Вознесенской церкви Василия Топоркова. 30 июля о. Василий выехал из Екатеринбурга. По пути он заехал в город Ростов, чтобы по просьбе членов Балтымского общества Трезвости помолиться Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому. Там он приобрел образ святителя Димитрия и освятил его на мощах. Прибыв в Москву, он написал доклад о деятельности обществ трезвости в деревне Владимирской и при градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви. Всего на съезде было более 500 участников. Было прослушано 100 докладов, заранее представленных в одобренных. Все доклады, как прочитанные, так и не представленные вовремя, планировали напечатать в „Известиях Всероссийского Съезда практических деятелей по борьбе с пьянством". Основная направленность съезда - объединение всех борцов с пьянством. На съезде говорилось, что пьянство в России не преследуется, отсюда сквернословие и нравственное разложение народа, другим плодом пьянства было названо хулиганство. Послушав доклады, священник Топорков определил, что деятельность обществ трезвости Екатеринбургской епархии, в общем, во всем одинакова, кроме книгоиздательства, с такой же деятельностью столичных обществ трезвости. Только в столице масштабы деятельности больше, чем в Екатеринбурге. Например, в Санкт-Петербургском Александро-Невском обществе трезвости было 20 тысяч трезвенников, а в Екатеринбурге - 800 человек, но в Санкт-Петербурге было два миллиона жителей, а в Екатеринбурге - 75 тысяч. В Санкт-Петербурге, Москве и Казани общества трезвости имели большие капиталы, недвижимого имущества на сотни тысяч рублей, годовые обороты в десятки тысяч рублей, которые расходовались на ночлежные дома, богадельни, детские приюты, ремесленные классы и другое, чего в Екатеринбургской епархии не было. Однако в Екатеринбурге общества трезвости существовали только третий год, между тем как столичные общества существовали уже десятки лет.22

    23 сентября 1912 года Вознесенское общество трезвости в г. Екатеринбурге отпраздновало годовщину своего существования. Членов Вознесенского общества трезвости в это время было 107 человек разного звания. В 7 часов вечера в помещении Вознесенского городского начального училища состоялось торжественное собрание членов общества, на котором священником Василием Топорковым был прочитан отчет о деятельности общества за прошедший год. После чтения отчета присутствующими были пропеты несколько молитв и священных песен. Затем помощником присяжного поверенного К. Ф. Капачелли был прочитан рассказ „Из трезвой жизни в голодной стране". После этого всем собравшимся предложен был чай и фрукты. К концу собрания прибыл Преосвященный Митрофан, который высказал пожелание процветания Обществу и сделал денежное пожертвование в его пользу.23

    21-го Октября 1912 года в Екатеринбурге состоялось организационное Собрание местных практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, на котором был избран Комитет по делам Обществ Трезвости в Епархии. В состав Комитета вошли: священники В. Топорков, И. Антонинов, А. Луканин, Н. Попов (с. Арамиль), И. Рыболовлев (Леневское село), Г. Попов (Н.-Салдинский завод), председатель Верх-Исетского Общества Трезвости А. А. Мамаев, член Балтымского Общества Трезвости Л. Н. Топорков, члены Вознесенского Общества Трезвости: А. Г. Троцкая-Сенютович, П. И. Иванов и Ф. Я. Молчанов.24 Священник Василий Топорков был избран председателем комитета обществ трезвости25.

    Из членов общества трезвости при Вознесенской церкви был организован хор, которым были разучены церковные песнопения. 23-го февраля 1913 года этот хор в составе до сорока человек, под управлением диакона Вознесенской церкви Дмитрия Шишкина, пел литургию в Крестовой церкви.26

    29 и 30 августа 1913 года в Екатеринбурге прошел праздник трезвости. Утром 29 августа из приходских храмов Екатеринбурга и храмов Верх-Исетского завода были совершены крестные ходы в Крестовую церковь Архиерейского дома. В крестных ходах приняли участие члены обществ трезвости и общества хоругвеносцев. К 9 утра крестные ходы прибыли в Крестовую церковь. Хоругви заняли места у амвона, выстроившись в два ряда по направленно от амвона к западным дверям храма; остальные святыни были расставлены на особых местах у церковной солеи. Служил епископ Митрофан с председателем Епархиального Комитета общества трезвости священником Василием Топорковым, руководителем Симеоновского общества трезвости священником Александром Лукиным и другими 6-ю священниками. По окончании богослужения крестные ходы возвратились в свои храмы. На улицах города продавались жетоны и противоалкогольная литература. По городу и Верх-Исетскому заводу ходили сборщики и сборщицы пожертвований. Зеленые ленты, которыми были украшены сборщики, мелькали всюду и усердно приглашали всех встречных посильно откликнуться на доброе дело. Однако погода была дождливая и городские жители, привыкшие к различным праздникам, жертвовали не охотно. Вечером Комитетом общества трезвости были устроены противо-алкогольные чтения в старом городском и Верх-Исетском театрах, в училище имени И. С. Тургенева и Симеоновском доме трезвости. Слушателей на чтениях было много. Всего за два дня было собрано около 700 рублей.27

    21 сентября 1914 года трезвенниками Вознесенского прихода в Вознесенской городской школе праздновалась 3-я годовщина Иоанно-Предтеченского общества трезвости. На торжестве были: еп. Митрофан, городской голова А. Е. Обухов, благочинный городских церквей священник Феодор Коровин, члены местного причта, присяжный поверенный К. Ф. Копачелли, представители от Димитриевского общества трезвости в деревне Балтым и отделения его в селении Медный рудник и др. Всех гостей и трезвенников было до 100 человек. Было проведено годичное заседание, прочитан денежный отчет, а после этого священник Василий Топорков прочитал доклад о жизни и деятельности Иоанно-Предтеченского общества трезвости. Из отчета присутствующие узнали, что всех членов общества состояло 480 человек. Когда обществу были нужны деньги на какие-либо вещи, то устраивалась подписка между членами, по которой и собирали нужную сумму. Много на этот счет помогали добрые люди. Благодаря отзывчивому отношению, общество приобрело волшебный фонарь, спиртокалильную лампу, книги и т. п. Во второй год своего существования общество взяло кредит, и, чтобы отдать его, а заодно открыть публичные противоалкогольные чтения, вынуждено было просить у правительства безвозвратную субсидию. В то время члены общества, которых было около 200 человек, дружно работали. Лекторами на публичных чтениях выступали присяжные поверенные, учительницы и учителя гимназий; был организован трезвенный хор из 35 человек, который пел вечерни, акафисты, а на публичных чтениях пел церковные песнопения и трезвенные кантаты. Господь вознаградил труды трезвенников: 29 августа 1913 года на состоявшемся „Трезвенном Празднике" было получено 87 рублей, а от Управления неокладных сборов поступило 400 рублей субсидии. На эти деньги общество приобрело икону своего покровителя св. Иоанна Предтечи, киот для нее, трезвенную хоругвь-знамя, на что было израсходовано 225 рублей; рассчиталось со всеми кредиторами и получило всё необходимое имущество: фонарь и лампу к нему в 47 р. 50 к., картины к фонарю на 70 р., библиотеку в 80 р., книги и брошюры для продажи на 50 р., чайную, столовую посуду, столы и скамьи на 60 руб. и наличные деньги 106 р. 79 к. В отчетном году были устроены паломничества с иконой св. Иоанна Предтечи и «Трезвенной хоругвью знаменем» в деревню Балтым к «Девятой пятнице» и 6 августа в село Уктусское. Всего в помещении Вознесенского городского начального училища было устроено 30 публичных религиозно-нравственных и противоалкогольных лекций, слушателей на которых было от 200 до 300 человек. В течение зимы 1913 года на очередные недельные собрания членов, по четвергам, приносились в помещение общества все газеты и периодические издания со стола Епархиальной библиотеки для чтения трезвенников; потом у общества появилась своя библиотека-читальня, в которой было до 700 томов из сочинений русских писателей-классиков и периодических изданий. В течение 1913 года обществом Димитрия Павловича Соломирского было издано, для бесплатной раздачи, три брошюры в 1000 экз. священника В. Топоркова: «Совершенная трезвость — основа Богоугодной жизни», «Трезвость — счастье народа», «Речь накануне 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости». Общество изготовляло в фото мастерской Введенского диапозитивы для волшебного фонаря, которые стоили втрое дешевле выписываемых из столичных мастерских. По ходатайству общества, Пермским губернатором был закрыт летний «кофе-шантан» в Харитоновском саду. В этом же году были возбуждены два ходатайства о закрытии находящихся в черте Вознесенского прихода двух казенных винных лавок и трех ресторанов 4-го разряда, а также о закрытии всех пивных лавок в том же районе. Когда открылись военные действия с Германией и Австрией, общество, заботясь о семьях призванных в войска запасных, открыло денежную подписку на помощь нуждающимся семьям. Желая же лично обследовать нужды и материальное положение семей призванных на войну запасных, открыло при обществе особую организацию «Сестричество». Подписка дала 114 рублей 55 копеек, из которых часть сразу была выдана нуждающимся, а остальное было передано в Попечительский совет о семьях запасных при Екатеринбургской Вознесенской церкви.28

     

    Общество трезвости в селении Владимирском.

     

    Общество трезвости во имя святителя Димитрия Ростовского в деревне Владимирской было открыто 19 февраля 1911 года, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.

    Накануне «девятой пятницы» по Пасхе - 9 июня 1911 года - состоялся крестный ход трезвенников с образом св. великомученицы Параскевы из Екатеринбургской Вознесенской церкви в Параскевиевскую церковь деревни Владимирской. В 9 часов утра крестный ход вышел из Вознесенской церкви со всенародным пением тропаря великомученице и других песнопений. День был жаркий и вся дорога была покрыта толстым слоем пыли. Было много желающих понести икону св. Параскевы и ее несли по очереди. Позади крестного хода двигалось много экипажей, но в них ехали только малые дети и кучера, а остальные шли пешком. К духовному торжеству возбуждал народ о. Василий Топорков, который шел с крестным ходом туда и обратно, неся в руке с крест.

    13 июня представители общества пришли к Его Преосвященству и выразили свою благодарность за разрешение крестного хода. Крестный ход так понравился членам общества трезвости, они ощутили такой духовный подъем, что просили разрешить им провести еще один. Еп. Митрофан, как обычно, сделал пожертвование на нужды общества и одарил всех пришедших брошюрами своего сочинения. Председатель общества попросил Его Преосвященство о разрешении передать в общество дом, завещанный в Балтымскую церковь, так как тот дом в настоящем виде не мог принести пользу церкви, а трезвенники могли бы заниматься там образцовым садоводством и огородничеством. Разрешение и благословение на это также было дано.29

    За два года существования Балтымского общества в него вступила почти половина взрослого населения деревни. Кроме того, смотря на Балтым, 60 жителей из 2500 соседнего выселка — Медного прииска, пожелали организовать в своем селении Димитриевское общество трезвости.

    22 февраля 1913 года была торжественно отмечена вторая годовщина Балтымского общества трезвости. В 5 часов дня в Параскевиевском храме перед иконой святителя Димитрия был отслужен благодарственный молебен с канонами Святителю Димитрию и Великомученице Параскеве, а в заключение молебна была прочитана молитва „Православныя Церкве Российския в 21-й день Февруария 7421 год". На молебне пел хор певчих, состоящий из 24 членов екатеринбургского Иоанно-Предтеченского общества трезвости. После молебна в здании церковно-приходской школы было предложено угощение «чем Бог послал». Во время чая хор трезвенников градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви спел трезвенные кантаты и народный гимн. Гостям из Екатеринбурга за посещение и умелое пение, вызвавшее восторг слушателей и стремление к подражанию, от Димитриевского общества была высказана большая благодарность. Праздник закончился в 9 часов вечера. В Епархиальных ведомостях напечатали фото хора трезвенников Вознесенской церкви с руководителем хора диаконом Шишкиным и священником Топорковым.30

     

    Попечительный Совет о семьях лиц, призванных в войска.

     

    Весной 1915 года при Екатеринбургской Вознесенской церкви был создан Попечительный совет о семьях лиц, призванных в войска. Председателем Совета стал настоятель церкви, председатель Вознесенского церковно-приходского попечительства о. Василий Топорков, товарищем его о. Всеволод Дягилев, казначеем о. Анатолий Пономарев. В состав совета входили: священники Екатеринбургской Вознесенской церкви - В. Топорков, В. Дягилев и А. Пономарев, диаконы - Дмитрий Шишкин, Александр Перов, псаломщики — А. А. Максимов и П. И. Иванов, церковный староста Н. А. Ярцев, жены священников - Л. Н. Топоркова и Л. Г. Дягилева, прихожане: В. И. Брейзер, О. И. Ваулин, А. Н. Ковалев, И. П. Пименов, В. Е. Попов, А. А. Старицин, А. Ф. Казакова, А. А. Рыбникова и М. И. Панишева, - всего 19 человек. Делопроизводителями были В. И. Брейзер, а потом В. Е. Попов. Совет занимался помощью семьям воинов, устройством для их детей яслей, статистическим обследованием прихожан и помощью беженцам. За год было проведено 40 заседаний, проходивших по средам еженедельно.

    Вознесенский приход был разделен на 9 участков, каждым из которых заведовали члены Совета. В Балтыме заведовал священник В. Топорков, а в Пышме священник В. Дягилев. Их обязанностью было обследование семейного и имущественного положения семей. По обследовании действительно нуждающиеся семьи вносились в общий список лиц, получающих денежные пособия. Так как средства были небольшими, то выдавалось по 50 копеек на члена семьи в городе, и по 40 копеек в деревне Пышме. В Балтыме за пособием не обращались. Всех семей, получавших пособие за 1915-1916 год было 145, в городе 131 и Пышме 14. Число их было не постоянным.

    Согласно распоряжению епархиального начальства, Попечительный совет должен был оказывать помощь во время посева и сенокоса. Денежная помощь в этом вопросе оказалась небольшой, однако большая работа была проведена в устройстве яслей. Предварительно была собраны сведения о числе детей, помещениях, лицах, которые будут следить за детьми, о требующихся средствах и др. Ясли были открыты в будние дни с 7 часов утра до 8 часов вечера. В Балтыме ясли размещались в здании церковно-приходской школы и работали с 1 июля до 6 сентября 1915 года. В них ходило 22 ребенка. В Пышме ясли размещались также в здании церковно-приходской школы и работали с 3 июля до 8 сентября 1915 года. Всего там ходило 23 ребенка. При открытии яслей, на которое собрались многие из жителей, наблюдалось и любопытство и недоверие к этому делу, высказывалось опасение, что дело потребует особого сбора с населения, но им было сказано, что содержаться ясли будут на благотворительные средства. Потом, наблюдая за деятельностью яслей, население убедилось в их пользе и выразило благодарность Совету за их устройство, желая иметь их и в будущем.

    Надзирали за яслями - жена запасного фельдшера Бекетова (для Балтымских яслей) и Кругляшева (для Пышминских), а также городские жительницы. Когда все дети были в сборе, надзирательницы читали общую молитву (в Пышме она соединялась с пением). Молились дети и перед принятием пищи и после него. Грудные дети питались прокипяченым молоком и молочной кашей из манной крупы. Другим детям давалась по большей части преимущественно растительная пища, к которой они привыкли дома. Утром они получали чай с белым хлебом, в полдень — обед из двух блюд: одного жидкого (мясной суп, похлебка из картофеля и щи из крупы) и другого — каши просяной и манной. Вечером дети получали опять чай с молоком и хлебом. Кроме того, дети, привыкшие к беспорядочному питанию, то и дело, в промежутки между указанными приемами пищи; выпрашивали себе хлеба, в чем им не отказывали. Пищу готовили кухарки из местных жительниц. Заразных болезней среди детей не было, исключая один случай коклюша, но у многих был понос, так как матери кормили их дома сырым молоком и овощами. Регулярно для осмотра детей приезжал земский фельдшер. У каждого грудного ребенка во время кормления была своя соска и свой пузырек, которые после кормления тщательно мылись в борной воде. Если ребенок оказывался грязным и в грязной рубашке, то его мыли в ванне или умывали и надевали чистую рубашку. Грудные дети спали в корзинках, а для детей постарше в Пышминских яслях были устроены разборные нары с перегородками, где они спали на тюфячках набитых сеном или соломой, на чистых подушках, и прикрывались бумазейными покрывалами. Во всем соблюдалась чистота и опрятность. В ненастные дни дети играли в комнатах, а в хорошую погоду на воздухе, в Балтыме — в школьном саду, в Пышме — на зеленой лужайке около школьного здания, под надзором надзирательницы и нянь. Из-за ненастной погоды 1915 года бывали дни, когда в яслях не было ни одного ребенка, так как матери были дома. Ясли принесли матерям большую пользу, давая им возможность свободно и спокойно уходить в лес за сбором ягод и грибов и на полевые работы.

    В городе устройство яслей встретилось с трудностью — для них не было помещения. Сначала решили устроить детей как пансионеров в ясли Уральского отдела Союза борьбы с детской смертностью, но Его Преосвященство повелел Совету иметь свои ясли, и те были открыты в помещении Вознесенской церковно-приходской школы, что было гораздо дешевле и экономило средства для других яслей. Вознесенские ясли были открыты 2 июля 1915 года. В помещении Вознесенской церковной школы они располагались до 7 сентября, а потом были закрыты, так как в школе начались занятия. Поэтому ясли перевели во флигель церковного дома на Водочной улице и с 17 сентября они снова были открыты. Но помещение в этом доме оказалось тесным и неудобным — по мнению врача, в нем можно было принять не более 4 детей, а содержание небольшого количества детей обходилось очень дорого. 27 ноября церковно-приходским попечительством было принято решение выдать Совету 300 рублей на наем квартиры для яслей, которая сразу и была нанята за 20 рублей в месяц в доме Гаврилова по улице Шарташской. Пока Вознесенские ясли помещались в церковно-приходской школе, в них перебывало 13 детей, когда они были в церковном флигеле, их было 12, в третьем помещении 17 детей.

    По распоряжению еп. Серафима «о поименованном поминовении за здравие и упокой воинов, подвизающихся на поле брани, и осведомления об их судьбе», Попечительный совет собрал по приходу сведения. Оказалось, что всего в войсках находилось 114 человек. Между ними были 1 полковник, 2 прапорщика, 1 подпрапорщик, 1 машинист на судне, 1 военный чиновник, 1 учился в школе прапорщиков, и 107 нижних чинов. Из них убитых — 1, умерших от ран — 1, болели от простуды — 2, ранены — 16, находились в плену— 8 , неизвестно где — 7, получили знаки отличия, медали и кресты — 7 человек. На основании этих сведений был составлен общий поминальный список и воины поминались за литургиями.

    С сентября 1915 года, по распоряжению Его Преосвященства, Совету поручено было дело помощи беженцам, остановившимся в городе Екатеринбурге. Опрос дал следующие результаты: выразили согласие дать только одно помещение 54 беженцам, принять прислугой— 18 чел., 20 рабочими и 27 беженцев, знающих мастерства (плотничное, столярное, слесарное, ювелирное), всего принималось 119 человек. В ноябре было произведено обследование числа беженцев, поселившихся в районе прихода. Всего беженцев оказалось 222: м. п. 95 и ж.п. 127. В том числе: по вероисповеданию: православных — 89, старообрядцев — 1, католиков —59, лютеран — 33, иудеев — 40; по национальности: русских — 89, поляков — 52, латышей — 32, литовцев — 9, евреев — 40.31 К сожалению, беженцы, жившие в Екатеринбурге и области, не оценили заботы о них, они не собирались надолго оставаться здесь, а мечтали вернуться обратно в родные места. Поэтому многие из них так и остались иждивенцами, а прижились здесь только их потомки. Местное население, сначала с удовольствием помогавшее им, посмотрев на их отношение к жизни, стало относиться к беженцам негативно.

    Больше сведений в епархиальных ведомостях о деятельности Вознесенских общественных комитетов и жизни протоиерея В. Топоркова у автора нет, что стало со всем этим впоследствии, еще предстоит узнать. Понятно только, что с наступлением 1918 года деятельность этих обществ прекратилась.

     

    1 Ведомость о церкви Михаило-Архангело-Николаевской г. Екатеринбурга при тюремном замке за 1896 г. Клировые ведомости 1 округа Екатеринбургского уезда за 1896 г. // АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 1. Д. 16. Л. 132об-133об.

    2 Список членов Императорского Православного Палестинского Общества по Екатеринбургскому Отделу // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1899. - №22.- С.607. (оф. отд.)

    3 Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1903. - №10.- С.232. (оф. отд.).; Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1906. - №10.- С.143. (оф. отд.).

    4 Перемены по службе // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1908. - №17.- С.187. (оф. отд.).

    5 Список лиц, с коих произведено удержание из жалованья за 1-ю половину 1909 года за перемещение на повышенный оклад или за назначение на место с казенным содержанием // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1909. - №28.- С.426. (оф. отд.).

    6 Благодарственное приветствие Его Преосвященству от членов Общества трезвости в д. Владимирской (Балтым) // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1911. - №28.- С.626-629. (неоф. отд.).

    7 Со Всероссийского Съезда практических деятелей по борьбе в народным пьянством // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №35.- С.826-831. (неоф. отд.).

    8 Преподание Архипастырского благословения // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №43.- С.489. (оф. отд.).

    9 Перемены по службе // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1913. - №34.- С.420. (оф. отд.).

    10 Избрание в состав церковно-приходского попечительства // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1915. - №26.- С.359. (оф. отд.).

    11 Из Епархиальной жизни // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1916. - №21.- С.167-168. (неоф. отд.).

    12 Метрическая книга за 1919 г. Метрические книги Вознесенской церкви города Екатеринбурга за 1918-1919 гг. // ГАСО Ф. 6. Оп. 13. Д. 339.

    13 Ведомость о церкви Михаило-Архангело-Николаевской г. Екатеринбурга при тюремном замке за 1896 г. Клировые ведомости 1 округа Екатеринбургского уезда за 1896 г. // АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 1. Д. 16. Л. 132об-133об.

    14 Ведомость о церкви Михаило-Архангело-Николаевской г. Екатеринбурга при тюремном замке за 1896 г. Клировые ведомости 1 округа Екатеринбургского уезда за 1896 г. // АЕЕ РПЦ Ф. 5. Оп. 1. Д. 16. Л. 132об-133об.

    15 Метрическая книга за 1900 г. Метрические книги Михайло-Архангельской тюремной церкви г. Екатеринбурга за 1900-1901 г.г. // ГАСО Ф. 6. Оп. 13. Д. 16. Л. 8об-9.

    16 Метрическая книга за 1901 г. Метрические книги Михайло-Архангельской тюремной церкви г. Екатеринбурга за 1900-1901 г.г. // ГАСО Ф. 6. Оп. 13. Д. 16. Л. 204об-205.; Метрическая книга Михайло-Архангельской тюремной церкви г. Екатеринбурга за 1902 г. // ГАСО Ф. 6. Оп. 13. Д. 30. Л. 117об-118.

    17 Метрическая книга Михайло-Архангельской тюремной церкви г. Екатеринбурга за 1903 г. // ГАСО Ф. 6. Оп. 13. Д. 37. Л. 40об-41.; Метрическая книга Иоанно-Предтеченской церкви г. Екатеринбурга за 1903 г. // ГАСО Ф. 6. Оп. 13. Д. 36. Л. 42об-43.

    18 К вопросу о борьбе с алкоголизмом в пределах Екатеринбургской епархии // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №44.- С.1056-1062. (неоф. отд.).

    19 Как открылось при градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви Общество Трезвости во имя Великого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, и в чем выразилась его деятельность / Свящ. Вас. Топорков // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №2.- С.30-37. (неоф. отд.).

    20 Пастырская заботливость об оказании помощи лишившимся заработка трезвенникам // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1911. - №44.- С.984-985. (неоф. отд.).

    21 Как открылось при градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви Общество Трезвости ... // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №2.- С.30-37. (неоф. отд.).

    22 Со Всероссийского Съезда практических деятелей по борьбе в народным пьянством // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №35.- С.826-831. (неоф. отд.).

    23 К вопросу о борьбе с алкоголизмом в пределах Екатеринбургской епархии / Священник В. Топорков // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №44.- С.1056-1062. (неоф. отд.).; Из епархиальной жизни // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №41.- С.999. (неоф. отд.).

    24 Из епархиальной жизни // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №49.- С.1192-1193. (неоф. отд.).

    25 Братский призыв практических деятелей Обществ трезвости Епархии к дружной работе по борьбе с пьянством // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №49.- С.1192-1193. (неоф. отд.).

    26 Из епархиальной жизни // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1913. - №9.- С.247. (оф. отд.).

    27 Из епархиальной жизни // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1913. - №36.- С.844-845. (неоф. отд.).

    28 Скромное торжество в Иоанно-Предтеченском Обществе трезвости при Градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви / Свящ. В. Топорков // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1914. - №40.- С.882-888. (неоф. отд.).; Приходские сестричества в г. Екатеринбурге // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1917. - №6.- С.41-42. (неоф. отд.).

    29 Благодарственное приветствие Его Преосвященству от членов Общества трезвости в д. Владимирской (Балтым) // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1911. - №28.- С.626-629. (неоф. отд.).

    30 Братское содружество обществ трезвости // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1913. - №17.- С.456-461. (оф. отд.).

    31 Отчет Екатеринбургского Вознесенского церковно-приходского Попечительного Совета о семьях лиц, призванных в войска // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1916. - №14.- С. 1. (оф. отд. прил.).

    Категория: Биография священника. | Добавил: Рина (20.05.2020) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 259 | Теги: священник топорков василий львович, общество трезвости екатеринбурга | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024