Категории раздела

Статьи о храмах. [18]
Биография священника. [6]
Разное. [29]
История Екатеринбургской епархии. [11]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [2]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [2]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [1]
Храмы Каменского района. [2]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [1]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [1]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [0]
Храмы Сысертского района. [10]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [0]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [0]
Храмы Челябинской епархии. [1]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Среда, 19.09.2018, 01:19
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Статьи о храмах.

    Вознесенская церковь села Клепининского (Лягушинского) Артемовского района

           Дер. Кляпинина числилась сначала в приходе села Шогрышскаго, Ирбитскаго уезда, а потом перечислилась в приход села Покровскаго (19). В 1759 г. освятили Георгиевскую ц. с. Мироновского. С этого времени деревня Клепинина входила в состав прихода села Мироновского.

          В 1800 г. в деревне Кляпининой — 43 дома, м.п. 142 и ж.п. 170. Фамилии жителей: Салымовы, Олковы, Чащины, Кузнецовы, Кляпинины, Быстровы, Евтюгины, Шабунины, Стригановы, Кротовы, Бочкаревы, Рукомойкины, Восковы, Хлебины (6). В 1805 г. прихожане Мироновской церкви – государственные крестьяне, приписные к казённым Гороблагодатским и к Нижнетагильским господина Демидова заводам. Имели пропитание от хлебопашества и от заводских работ. (1).

          В 1890-1900 гг. в деревне числился молитвенный дом (4, 8), в это время в Кляпининой было 76 дворов, 304 м.п. и 320 ж.п. В 1901 г. писалось о деревянной часовне, в ней отправлялись богослужения в день Вознесения Господня 12 сентября и в день памяти св. Праведного Симеона 26 декабря (19).

          В 1900-1906 гг. учителем и законоучителем в школе грамоты деревни Кляпининой был сын диакона Сергий Никаноров Суворов. В 1900 г. в школе училось 25 учеников, за год до этого окончили курс учения 4 мальчика. (10, 16).

          В 1939 г. лектор Иван Никифорович Королев составил подробный доклад о Лягушинском колхозе, упомянул он там и о переименовании деревни Кляпининой в Лягушино: «Деревня Лягушино начала именоваться с 1900 г., ранее она была Клепинина, но проезжая, исправник утопил лошадей, ему их вытаскивали мужики. Исправник был озлоблен, приехал в участок и написал приказ о переименовании деревни Клепининой в деревню Лягушину, т. к. в таком болоте могут жить только лягуши, отсюда и произошло название деревни». (12).

          В 90-х годах 19 столетия в деревне началась постройка каменной церкви. Лягушинцы настаивали строить в самом центре деревни, а окольные деревни — Липина и другие - у деревни Одиной, в результате Лягушинцы взяли верх и начали строить церковь в центре деревни, а другие деревни участвовали в строительстве, вся тяжесть строительства пала на крестьян деревень Лягушиной и Одиной. Солидные средства на строительство церкви выделялись купцом г. Ирбита Дунаевым, попечительство при постройке церкви было возложено на местного купца Рукомойкина Николая Федоровича. Рукомойкин имел кирпично-известковое производство, занимался торговлей и прочим. (12). 12 июня 1900 г. крестьянин деревни Лягушиной Димитрий Ольков написал прошение в Консисторию о выдаче ему сборной книжки для достройки Лягушинской церкви. После доставления всех документов, которые удостоверяли необходимость сбора пожертвований, 12 сентября 1900 г. Олькову разрешили сбор пожертвований в пределах Екатеринбургской епархии. (3).

          Однопрестольная каменная церковь была построена в 1906 году, освящение в честь Вознесения Господня состоялось 19 октября 1906 г. Церковным старостой на 1907-1909 года был избран и утвержден крестьянин Петр Кляпинин. (15). В 1911 г. старостой стал И.П. Клепинин, в 1914 г. Петр Ольков, а в 1917 г. Федор Павлов Ольков.

          В селе был фельдшерский пункт, в 1909-1910 гг. медицинским фельдшером был Иосиф Захариев Кротов (9).

          До 1910 года церковь была приписана к церкви села Мироновского. Епархиальное Начальство не позволяло открывать самостоятельный приход, пока не будут соблюдены условия жизни священнослужителей — дома, жалованье и земля. К 1910 г. все это было соблюдено: священнику назначено жалованье от прихожан 300 р., псаломщику 100 р., построено два церковных дома, выделено 2 десятины земли под сенокос. (17). И 5 ноября 1910 г. был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. (11).

          Первым священником стал Алексий Иаковлев Чирков 58 лет, а псаломщиком — Феодор Сампсонов Сенцов 24 лет.

          Священник Алексий Чирков родился в Верхне-Тагильском заводе 2 февраля 1853 года, сын священника. В 1870 г. уволен из Далматовского духовного училища. С 1871 по 1883 г. был псаломщиком при ц.с. Калиновского Камышловского уезда, с 1883 по 1888 г. был диаконом в том же селе. С 1888 по 1907 год — священник единовеческих церквей Каслинского и Верх-Исетского заводов. Был учителем пения при Каслинской народной школе. С 1907 по 1910 г. - священник Симеоновской церкви Булзинский хутора Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Награжден скуфьей. Весной 1910 г. уволен за штат. Точное время определения к ц. с. Клепининского не известно (7, 17). Умер и погребен при Вознесенской ц. с. Клепининского, так же как и главный попечитель строительства церкви Николай Федорович Рукомойкин. (12).

          Псаломщик Феодор Сенцов учился в Епархиальной школе для приготовления псаломщиков. 9 ноября 1906 г. допущен к исправлению должности псаломщика к ц. с. Кабанского Шадринского уезда. 3 декабря 1910 г. определен на должность псаломщика при церкви деревни Лягушиной. Был учителем пения в Лягушинской школе, при чем его ученики пели на клиросе Вознесенской церкви во время богослужений (13). В 1927-1930 годах служил священником Петропавловской церкви села Арамашковского Режевского района (5, 18).

          После смерти священника Чиркова в Лягушино рукоположен диакон Сусанского завода Константин Иванович Попов 48 лет.

          Константин Иванович Попов родился в с. Ключиках Осинского уезда 20 октября 1869 г., сын псаломщика. Ему не исполнилось трех лет, когда 16 сентября 1872 г. умер его отец, псаломщик Ново-Ипатовской церкви Екатеринбургского уезда Иоанн Макарьевич Попов. Его, с двумя старшими сестрами Александрой и Марией, и двумя братьями - близнецом Александром и младшим Сергеем, воспитывала мать Елена Иоаннова. Она служила позже просфорней в Тиминском селе Екатеринбургского уезда. В 1885 г. был уволен из 1 класса Пермской Духовной Семинарии по малоуспешности. С декабря 1885 по 1887 г. состоял помощником учителя в земской школе. С октября 1887 г. по 23 декабря 1888 г. состоял церковником при Екатеринбургской Крестовоздвиженской церкви. 23 декабря 1888 г. указом ЕДК определен к Сретенской церкви села Пышминско-Экономического Камышловского уезда для исправления псаломщической должности. 23 июня 1889 г. посвящен в стихарь Преосв. Поликарпом епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Женат был на Антонине Павловне Словцовой, дочери диакона Пышминско-Экономического села. 22 октября 1890 г. родилась дочь Елизавета. 15 декабря 1892 г. определен диаконом к ц. Сусанского (Нейво-Шайтанского) завода В.у. 20 декабря 1892 г. рукоположен в сан диакона. С 9 января 1893 г. диаконом при церкви Сусанского завода. В 1915 году числился при том же заводе диаконом. В 1918 году служил священником при ц.с. Клепининского Ирбитского уезда.

          В 1918 году, когда красными производилась всеобщая мобилизация, жители окружающих деревень и сел не захотели идти в армию, и таких собралось в Мироново около двух тысяч, они не были вооружены, а проводили время играя в городки. Так продолжалось целый месяц, когда красные отряды пришли на берег реки Реж с пулеметами и, зайдя в Мироново, потребовали, чтобы собравшиеся там пошли в армию. Большинство согласилось, все поехали на ст. Егоршино, а часть в дороге разбежалась. Организаторами уклонения от службы в Красной армии объявили священников Мироновской и Лягушинской церквей Ивана, Константина, сына попа и некоторых местных. (12). Сначала расстреляли священников Мироновской церкви, а о. Константин Попов, услышав об этом, поехал в Мироново, по дороге натолкнулся на карательный отряд и тоже был убит - предположительно 26 июля ст.ст/13 августа н.ст. Брошен в скотомогильник (видимо, скотомогильник от сибирской язвы).

          Кто служил в Вознесенской ц.с. Лягушинского до 1930 года и какие там происходили события, сказать не могу, пока не попалось никаких документов за это время.

          В 1929 году в Лягушино был организован колхоз «Свободный труд». В то время в колхоз вошли многие, даже зажиточные, некоторые из них даже стояли у руководства. По этой причине раскулаченной и высланной оказалась только одна семья. У другой части зажиточных было отобрано имущество, они сами разъехались по селам Егоршинского района, часть из них позднее возвратилась, имущество им было возвращено и они были приняты в колхоз. Из таких Иван Королев называет три имени, это Александр Андреевич Кузнецов, Афанасий Васильевич Клепинин, Вениамин Николаевич Ольков.

          По постановлению Малого Президиума Уральского Областного Исполнительного комитета от 13 февраля 1930 г. Вознесенская церковь, как и церкви по всей области, была закрыта (2). В Лягушино было организовано массовое сожжение домашних икон, как пишет Королев, которые отдавались добровольно. Те церкви, чья инициативная группа ездила для ходатайства в Москву по ВЦИК, по указу из Москвы были открыты, таких оказалось две трети от общего количества храмов епархии, те же, от общин которых вовремя не были посланы уполномоченные — больше не открывались.

          Лягушинская церковь была закрыта одной из первых по району и на это обратил внимание областной совет Союза Воинствующих Безбожников. В колхоз приехал представитель по налаживанию антирелигиозной работы, и был поднят вопрос о переименовании колхоза «Свободный труд» в колхоз «Воинствующий Безбожник им. Ем. Ярославского» - по решению собрания колхоз был переименован. До марта 1930 г. было проведено 15 антирелигиозных вечеров, на которых присутствовало около 1000 человек. (14). В 1930 г. к празднованию Октябрьской революции колхозники по решению собрания Обл. Совету СВБ направили подарок — 3 воза пшеницы. Возчики были: Аркадий Вениаминович Ольков и Антон Иванович Евтюгин. По сообщению колхозников, в тот период проводилась неплохо антирелигиозная работа, поэтому Свердловский областной совет СВБ, как лучшей ячейке СВБ дали даже переходящее красное знамя, врученное в 1931 г. в только что оборудованном клубе в старой церкви. С того времени от Областного Совета СВБ началось регулярное шевство. Во время проведения с/х работ, посевной или уборочной, выезжали представители и оказывали помощь. Представителями были: Треногин, Колотова, Смолин, Козлов, Клепинин и т. д. Козлов и Щепкин читали лекции. Неоднократно колхозы, отдельные моменты и колхозники были сфотографированы и даже занесены на кинопленку. Последнюю засъемку проводили в ноябре 1938 г. В то время был представитель от Облсовета СВБ Михаил Ильич Клепинин.

          Антирелигиозная работа в колхозе стояла на первом месте, однако сам колхоз в 1939 г. числился среди отсталых, что объяснялось отсутствием хорошего руководства. «В 1936-37 гг. председателем колхоза был Налимов — б/п, который был пьяница и чрезвычайно груб, были даже случаи избиения колхозников, а «мат» - это было модное слово, но его в 1937 г. арестовали органы НКВД и до сих пор не возвратился, даже неизвестно где находится. В 1936 г. был председатель Григорий Петрович Клепинин из батраков, член ВКП(б). Работу начал налаживать, но его постигло несчастье, заболел и отпилили ногу, ходит на костылях. В 1938 г. заступил председателем Григорий Егорович Клепинин из средняков, но человек разложившийся, пьяница, с ним работал счетоводом Костров — пьяница, разложившийся, и встали на путь чуть ли не полного развала». (12).

     

                                                                                                                           Источники:

     

    1. Мироновского села Георгиевская церковь Ведомости о церквах Ирбитского заказа за 1805 года//ГАСО Ф. 6. Оп.2. Д. 421, №161.

    2. Дело о закрытии церквей в Ирбитском, Тюменском и других округах Уральской области 1929-1930 года//ГАСО Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 828, №157.

    3. Журнал от 12 сентября 1900 года Журналы Екатеринбургской Духовной Консистории за 1-25 сентября 1900 года №607-654//АЕМ Ф. 5. Оп. 2. Д. 9, №91-91об.

    4. Екатеринбургский Епархиальный Адрес-Календарь за 1890 год//Ек-г типография В.Я. Сапожникова, 1890 год, с. 171.

    5. Ивунин Алексей Режевские православные храмы//г.Реж, 1994, с.35.

    6. Роспись Пермской епархии Ирбитского уезда Мироновского села Георгиевской церкви Исповедные ведомости Ирбитского уезда 1800 года// ГАСО Ф. 6. Оп. 3. Д. 345в, №75об.

    7. Ведомость о церкви Симеоновской что на Булзинском хуторе Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря Клировые ведомости женских монастырей Екатеринбургской епархии за 1909 год//ГАСО Ф. 603. Оп. 1. Д. 695, №1а-1воб.

    8. Ведомость о церкви Георгиевской села Мироновского Клировые ведомости 2-го округа Верх.у. за 1892 г.//ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 63, №21.

    9. О родившихся Книга данная из ЕДК причту Николаевской церкви села Шогринского Ирбитского уезда за 1909 год//ГАСО Ф. 6. Оп. 14. Д. 72, №9.

    10. О родившихся Книга данная из ЕДК причту Пророко-Ильинской церкви села Егоршинского Ирбитского уезда за 1900 год//ГАСО Ф. 6. Оп. 14. Д. 39, №75.

    11. Открытие самостоятельного прихода//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1910. - №44.- С.641-642. (оф. отд.).

    12. Свердловскому облсовету СВБ о подшефном колхозе Воинствующих Безбожников им. Емельяна Ярославского 25/6-1939 г. Королева Ивана Никифоровича Докладная записка Отчеты, докладные записки, протоколы заседаний президиума областного совета союза воинствующих безбожников 1939 год// ЦДООСО Ф. 4. Оп. 34 Д. 226, №32.

    13. Отчет Училищного Совета//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1914. - №52.- С.11. (прил.).

    14. Из истории репрессий и раскола Православной церкви на Урале 1917-1940 годы Подборка документов по теме//ЦДООСО Ф. 221. Оп. 2. Д. 986, №30.

    15. Протокол от 22 января 1907 года Протоколы Екатеринбургской Духовной Консистории за 1907 год №1-99// ГАСО Ф. 6. Оп. 4. Д. 223, №38-38об.

    16. Справочная книжка Екатеринбургской епархии за 1900 год//Екатеринбург, 1900 год.

    17. Справочная книжка Екатеринбургской епархии за 1915 год// Екатеринбург, 1915 год, с.83.

    18. По Режевскому району Уральской области Списки лиц, восстановленных и лишённых избирательных прав 1930 года//ГАСО Ф. Р-88. Оп. 9. Д. 25, №74об.

    19. Интернет-источник: http://www.okorneva.ru/

    Категория: Статьи о храмах. | Добавил: Рина (28.12.2017) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 162 | Теги: история села Клепининского артемовс, история села Лягушинского артемовск, село Лягушинское Верхотурского уезд | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2018