Категории раздела

Статьи о храмах. [17]
Биография священника. [6]
Разное. [28]
История Екатеринбургской епархии. [11]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [2]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [2]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [1]
Храмы Каменского района. [2]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [1]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [0]
Храмы Сысертского района. [10]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [0]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [0]
Храмы Челябинской епархии. [1]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Четверг, 19.07.2018, 18:29
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Статьи о храмах.

    Сысертская Симеоно-Аннинская церковь.

    Сысертский чугунно-плавильный и железоделательный завод построен на казенный счет в первой половине 18 века. Арамильский крестьянин Бабенков сообщил Дегенину, находившемуся с 1722 г. по повелению Петра Великого на Урале „для приведения железных и медных заводов в доброе состояние и размножение, что жители Арамильской слободы добывают около речки Сысерти железные руды и из них в малых печах делают железо". Дегенин запретил крестьянам выделку железа. „Мужикам в малых печах крицы делать запрещу, - писал Дегенин, - и хотя из оных тем малое число кормились и чтоб впредь могли кормиться, велел им вместо кричной работы железную руду копать и нам к заводам (в Екатеринбург и Уктус) продавать по указной цене, а им без обиды". Через непродолжительное время Дегенин решил иначе: он построил в 1732 году на речке Сысерти завод и назвал его „заводом Императрицы Анны". Впоследствии же стали называть его просто Сысертским заводом (14).

    Через два года после открытия заводских работ при р. Сысерти, в Екатеринбург, в апреле 1734 г., прибыл главный командир Уральских, Сибирских и Казанских заводов Василий Никитич Татищев. Он обратил внимание на остановки заводских работ в заводе Императрицы Анны из-за отъезда рабочих в церковь за 22 версты по различным нуждам. Поэтому, по исследовании местности, он написал о необходимости постройки церкви в заводе митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию. «Кирпич и камень заготовлять велено, только той каменной церкви строение за недовольством работных людей вскоре окончено быть не может и ради того, чтоб оные мастеровые люди не принуждены были для исправления церковных потреб от заводов далеко отлучиться и в работах остановки не было, между тем пока потребное изготовляется к строению каменной, построить церковь деревянную самую малую во имя Св. Анны пророчицы». 10 июля 1735 года было позволено строить деревянную и каменную церкви в заводе, и дана на то благословенная грамота. Грамота эта была получена 12 октября 1735 года через протоиерея Иоанна Федосеева. Деревянная церковь была заложена «тщанием и радением д. с. с. В. Н. Татищева и экипажской конторы советника А. Ф. Хрущева при бытности на заводе во отправлении дел лейб-гвардии сержанта Н. Ф. Безсонова оным протопопом И. Федосеевым Октября вышеписаннаго числа». 3 февраля 1736 года церковь была освящена Успенского Далматовского монастыря архимандритом Сильвестром по благословенной грамоте того же митрополита. При церкви во время освящения был её первый священник Феодор Яковлев и первый церковный староста Софон Герасимовых. (15). Первым псаломщиком был Емельян Васильев Кожевников.

    С каждым годом население Сысертского завода увеличивалось, и малый храм не мог вместить всех желающих, Татищев же, почему-то, не строил каменный. 13 июня 1748 года в Екатеринбургское духовное правление из Сысертского заводоуправления поступило письмо, в котором говорилось, что «имеется здесь построенная казенным коштом церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, рублена из бревен и то холодная, в коей во время службы церковного пения, в зимнее время, в мразные дни и в великие посты как они, так жены и дети их весьма претерпевают немалую нужду и от того лишаются от церковного пения нехождением в церковь, а начальники-де их, в праздничные, торжественные, воскресные дни и в великие посты, по силе указов, со штрафом принуждают ходить и просили, чтоб вместо холодной трапезы, другую новую трапезу деревянную и на ней колокольню построить своим коштом, а ту холодную трапезу отломать и удостоить при том же на паперть». Новая трапеза была построена, а разрешение на её постройку так и не выдано. (16).

    С 1 января 1759 года Гумешевский рудник, вместе с казенными заводами: Сысертским, Полевским и Северским отдан был во владение титулярному советнику Алексею Турчанинову, солепромышленнику Соликамского уезда, имевшему там также небольшой медеплавильный завод и при нем фабрику для выделки различных медных и томпаковых вещей. (31).

    Для церкви постоянно что-либо покупалось для мелкого ремонта и фиксировался оборот воска, свечей и свечной суммы. Вот несколько выписок из приходо-расходной книги Симеоно-Аннинской церкви за 1768 год: 1 марта 1768 года Сысертского завода Покомисной житель Феоктист Тетерин приложил в церковь на украшение – 50 коп. 18 мая 1768 года куплен в церковь образ Воскресение ценой 1 руб. 70 коп. 20 марта 1768 года куплена слуд Ырбицкой ярмарке на починку окониц 3 факта ценой 1 руб. 15 июня 1768 года некто Боголюбец приложил в церковь на украшение образов – 4 руб. 60 коп. В сентябре куплено в церковь в Екатеринбурге белой жести на обивку кончин 4 листа и гвоздя оконичного две тысячи сто пятдесят – за 4 руб. 10 октября 1768 года куплено бумаги пищей на починку церковных книг – 1 дест. Куплен ремень сыромятной колоколу (л.91об-92об; 34).

    В 1786 году церковным старостой Филиппом Тимиревым, так же без разрешения духовного начальства, старая паперть была изломана и вновь пристроена. В это время при Сысертской церкви были «собственные заводосодержателя Турчанинова певчие, которые и церковную службу на клиросе отправлять могли без нужды». В этой церкви Сысертские жители молились до 1788 года, когда были освящены приделы каменной церкви. (16).

    25 апреля 1771 года Алексей Турчанинов просил епископа Тобольского и Сибирского Варлаама о заложении каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной. Церковь предполагалась с двумя приделами: первым во имя Апостола Петра поклонения честных вериг, вторым - Алексия человека Божия. Благословенная грамота на заложение храма была дана 10 мая 1771 года. В 1773 году церковь была заложена. (16). Место для каменной церкви А.Ф. Турчанинов избрал саженях в 200 от деревянной церкви за запад, на том же берегу р. Сысерти. Делал кирпич Сысертский мастер Куньщиков, была даже проверка этого кирпича: четыре штуки соединили раствором и подняли это всё за верхний – ни один кирпич не отстал. Церковь клали Соликамские и Устюжские каменщики с 23 июня 1773 года. (17).

    Благодаря учителю Смородинцеву сохранились имена строителей каменной церкви, до этого с апреля 1772 года строивших Полевскую церковь, но за неимением строительного материала временно отправленные на строительство Сысертской церкви, где и были с весны по осень 1773 года. Устюжане: Лев Вешняков, Егор Шубинской, Иван Ропотихин, Иван Михайлов Пономарев, Иван Барялинской, Петр Прошутинской, Алексей Смольников, Семен Поясов, Никита Чернышев, Иван Смолняков. Соликамские: Осип Лебедев, Семен Тетерин, Василий Зырянов, Дмитрей Зырянов, Иван Масленников, Иван Дьячков, Иван Михайлов Пономарев, Егор Шулгин, Филипп Новгородцов, Гаврило Зырянов (л.13об-14; 34). Также сохранились ведомости оплаты различных работ сделанных строителями: клажа факталов под полкой, клажа фундамента под новостроящуюся каменную церковь, подмазка столбов в саду против больших покоев, день затраченный на проезд с Полевского завода, убор каменьев от зеленых покоев, теска кирпича для церкви, клажа церкви, кладка камнем заводской кузницы, кладка каменной виноградной под горой оранжереи, подмазка стен, перекладка в кузнице горнов, уборка сена на покосе. Всего за работы по постройке церкви было заплачено 285 р. 59 коп. В постройке церкви участвовали так же и женщины, в деле три денежные ведомости, по одной из них 44 женщины, по отдельности они работали от 1 до 7 дней, за день оплата была 4 копейки. По первой ведомости женщины за 180 ½ дней получили – 7 р. 22 коп; по второй 42 женщины за 142 ½ дня – 5 р. 62 коп.; по третьей 23 женщины за 61 ½ дня – 2 р. 46 коп. (34).

    В октябре 1773 года с устюжанином Львом Алексеевым Вешняковым был заключен контракт на постройку в 1774 году церквей Сысертском и Полевском заводах, стройка планировалось с апреля по октябрь, кроме воскресных дней, двунадесятых праздников и ненастных дней. Однако в 1774 году постройка прервалась из-за нападения пугачевских шаек, и эти каменщики были переведены в Екатеринбург и Полевской завод. В Екатеринбурге они сложили у господских покоев каменный садок, после чего были отданы в работу к церкви Богоявления Господня, а так же шили гусарские ремни и платья. В Полевском заводе они были «набекстах в караулке». (л.36-39; 34).

    В ожидании нападения жителям Сысертского завода было запрещено пить вино. Нападавшие были отбиты. В память спасения Сысертского завода от истребления бунтовщиками, на Бессоновой горе, где они имели пристанище, на церковные деньги в 1786 году была построена часовня, в которую А.Ф. Турчанинов поставил икону Св. Николая. (17)

    Постройка Симеоно-Аннинской церкви возобновилось только в 1777 году и продолжалось до 1788 года. (17). Постройку церкви осуществляли Вятские и Соликамские каменщики с 8 апреля по 3 сентября 1777 года. Вятские: мастер Федот Суворов, Митрофан Казенин, Феоктист Суворов, Тихон Шутков, Осип Худербин, Никифор Пушкарев, Андрей Слеавов, Яков Попов, Митрофан Смирнов, Илья Стенов. Соликамские: Максим Кудрин, Алексей Викторов, Семен Тетерин, Дмитрей Зырянов, Александр Косаткин, Федор Косаткин, Осип Лебедев, Гаврило Зырянов, Семен Хворов, Петр Кунашин, Леонтей Мухин, Алексей Обухов, Захар Зырянов, Матвей Рябцовский, Арефей Титов, Василей Лушников, Иван Романов, Дмитрей Кирилов, Яков Бабин, Павел Косаткин. Кроме клажи церкви и колокольни, строители штукатурили печи в новой школе, тесали кирпич за прудом, чинили обжигательную печь, разбирали трубы на больших господских покоях. За свою работу общим счетом в 2678 дней они получили 593 руб. 49 ½ коп. (л.41-42об; 34). Однако в 1778 году церковь пришлось частично разбирать, всего было снято 12840 кирпичей, и перестраивать. Церковь была построена по фасад полуокна.

    19 апреля 1779 года был заключен договор с тобольским мещанином Иваном Трудоношиным на достройку в 1779 году церкви с куполом и колокольней. Церковь достраивали 18 человек: Иван Трудоношнин, Аврам Силиверстов, Иван Удников, Дмитрей Мешенин, Степан Кулаков, Андрей Шулгин, Петр Шулгин, Иван Курской, Данил Гущин, Кирило Лошкомоев, Федот Городничев, Егор Курской, Иван Серебров, Максим Забелин, Никита Лукьянов, Емельян Антонов, Алексей Мартелов, Иван Полуянов. (Л.47-49об; 34).

    29 апреля 1788 года был освящен придел во имя поклонения св. веригам ап. Павла, а 1 мая того же года придел преп. Алексия человека Божия – оба протоиереем Ф. Карпинским. 9 сентября 1789 года тем же протоиереем был освящен главный храм. Строитель храма Алексей Федорович Турчанинов умер 21 мая 1787 года. (17).

    Во время постройки каменного храма, при Симеоно-Аннинской церкви служил священник Андрей Никифоров Куликов. Ему в помощники, по открытии другого штата, рукоположен в священника 4 декабря 1786 года Дмитрий Мухин. (19). Причта по штату 1789 года полагалось: 2 священника, диакон, 2 дьячка, 2 пономаря (9).

    В 1792 году старая деревянная церковь перенесена на кладбище, заложена 18 мая и освящена в честь Успения Божьей Матери 2 июня 1793 года (23).

    В 1807 году в приходе церкви был 461 двор, в них жили дворяне, дворовые люди, разночинцы и мастеровые. При Симеоно-Аннинской церкви служили: священники Григорий Алексеев Дергачев и Димитрий Петров Мухин, диакон Михаил Александров Смородинцов, дьячок Афанасий Ильин Сельменских, пономари Феодор Иосифов Ребрин и Евфимий Данилов Неуймин. Также при церкви числился престарелый священник Никифор Гавриилов Куликов (6), не захотевший жить при сыне своем в Далматовском монастыре и вернувшийся в Сысерть.

    Заводское начальство считало духовенство своим и, соответственно, награждало или наказывало их. В дневнике екатеринбургского протоиерея Карпинского описан случай, когда по жалобе священника Мухина, Петр Алексеев Турчанинов посадил на цепь в конторе причетника Сельменского. «Ссора пошла о подножнике. Сельменский начал брать подножник, а священник Мухин, будучи пьяный, не стал ему отдавать и тогда тут же, находившемуся в церкви, г. Турчанинову пожаловался». Сельменский был освобожден по просьбе священника Дергачева. (1).

    По исповедным ведомостям этих лет в Сысертском заводе проживали: Покойного г. Дворянина Титулярного Советника Турчанинова Алексея Федоровича жена вдова Турчанинова Филицата Степанова 67 лет. Полковник Турчанинов Петр Алексеев 39 лет. Дети его: Николай 18 лет, Александра 17 лет, Анна 16 лет. Дочь её ж генерал-майорша Зубовых Анна Алексеевна 27 лет, сын её Алексей 10 лет; приёмыш её девка Любовь 11 лет.

    Дворовые их люди: Лямины, Шиповы, Кушниковы, Мотовы, Алексеевы, Сапожниковы, Лежневы, Устерцовы, Савиновы, Смирных, Верещагины, Спиридоновы, Пуповы, Алимпиевы, Чертынковы, Печюриных, Баталовы, Ивановы, Некрасовы, Воеводины, Соколовы, Тестовых, Кресовы, Бурдины, Бутырины, Баженовы, Веселковы, Чютковы, Куфылины, Одинцовы, Шешиловы, Оксеновы, Дектевы, Косоуровы, Разины, Сорокин, Числовы, Желтовских, Киселевы, Ветчиний, Мальцовы, Тихомировы, Горловы, Комовы, Манаевы, Дырины, Плешковы, Халымовы, Фильцовы, Мартемьяновы, Вакуровы, Соченовы, Жуковы, Васильевых, Грачевы, Шумновых, Молотс..овых, Заспановы, Бутырлины, Чертенковы, Баженовых, Блохины, Окуловых, Павловы, Талалаевы, Завьяловы, Спирюковы, Литвиновы, Тушгиных, Чадовы, Шаровы, Гаранин, Кондратьев, Поселяновы, Куниных, Пуздрины, Мокроусовы, Наумовы, Карнауховы, Комаров, Марвин, Бареин, Монин, Абызов, Федоровы, Воробьевы, Шехватовы, Илютины, Тушины, Лямцовы. (6).

    Разночинцы и разных мастеров мастеровые люди и их домашние: Сушины, Борисовы, Буньковы, Филинковы, Михайловы, Заложновы, Зыряновы, Лодейщковы, Орулин, Старковы, Кугаевские, Рычковы, Шибаевы, Козмины, Ярковы, Бетевы, Теткины, Банниковы, Мухлынины, Черепановы, Лебедевы, Простакишины, Думные, Еремины, Стрякотины, Потопаевы, Кичигины, Борондуковы, Прокопьевы, Прошуряковы, Емельяновы, Ивановы, Глазырины, Климины. Кадошниковы, Вяткины, Вьюхиных, Хлопины, Гоглевы, Редикорцевы, Залесовы, Кокориных, Алексеевы, Печерские, Пермяковы, Безсоновы, Талаповы, Бунцовы, Медведевы, Костаревы, Чертополоховы, Носовы, Чуркины, Лаврины, Чамовские, Кичигины, Потоскуевы, Половниковы, Семеновы, Сомовы, Васильевы, Яковлевы, Пролубщиковы, Пушкаревы, Луговых, Пермяковы, Сычевы, Лабутины, Наумовы, Феофановы, Тихомировы, Шабалины, Селковы, Долгановы, Зыряновы, Харитоновы, Прокопьевы, Турыгины, Турышевы, Вьюхины, Нечаевы. Широковы, Федоровы, Кузнецовы, Сафьяновы, Дуровы, Зубакины, Ушановых, Печеряков, Рушенцовы, Тупикины, Кадошниковых, Токаревы, Белоусовы, Серовы, Заложновы, Емельяновы, Забалуевы, Писаревы, Варовины, Емельяновых, Спицыны, Проскуряков, Чечегин, Русаковы, Потопаевы, Кононовы, Кичигины, Сабуровы, Лысых, Колеговы, Митрофановы, Фоминых, Старостины, Остяковы, Костромины, Зайцовы, Зубринских, Слободчиковы, Воробьевы, Мокроносовы, Немешаевы, Шевелевы, Чертополоховы, Летемины, Ожеговы, Сатчиковы, Беломоины, Мухлынины, Ссихины, Поздееы, Пыжьяновы, Пономаревы, Стрякотины, Поротовы, Московы, Голомолзины, Зубанины, Печерины, Котугины, Тупикины, Коноваловы, Меркурьевы, Чюлковы, Поповы, Тетеревы, Рыбниковы, Лабутиных, Паршуковы, Гребневы, Рушенцовы, Кулагины, Петуховых, Шаврины, Насоновы, Ожеговых, Бронниковых, Палкины, Мельниковы, Банниковы, Аверкиевы, Темеревы, Подкорытовы, Голупцовы, Сапожниковы, Стуковых, Крушинских, Кугаевских, Орловы, Плещевы, Казанцовых, Ледышевы, Беломоин, Светлаковы, Забалуевы, Шелягины, Мурашевы, Дроздовы, Климины, Клюсовых, Горнушниквых, Павловы, Южаковы, Пономаревы, Шляпниковых, Бякишевы, Якимовских, Тагильцовы, Быковы, Фокины, Кириловские, Макаровы, Пьяниковы, Ширыкаловы, Колесовы, Уфинцовы, Сурины, Думновых, Достоваловы, Балдины, Сидоровы, Белоноговы, Клюсовы, Кунтшиковы, Клещевы, Якимовских, Плесовы (7).

    Д. Кашина: Ломовцевы, Сурины, Кадошниковы, Соломеины, Константиновы, Чернышевы, Ловыгины, Ершевы, Трошковы, Одношевин. (6).

    В 1805 году императорским указом отменили приписание крестьян к заводам, вместо этого повелели быть при заводах из каждой тысячи человек по 48 непременных работников, к турчаниновским заводам осенью в 1809 года поступило 545 непременных работников. Жалованье на пешего непременного работника составляло 118 р. 67 к., а на конного - 316 р. 82 к. Каждому должны были дать дом за 100 р., провиант и жалованье за четверть года, конному в прибавку три лошади, три телеги, и т.п. конскую справу. Приведем расчет по непременным работникам для Сысертского завода 1809 года: Щелкунской волости: Щелкунское: число душ 350, годных работников 101, в 22 верстах от завода; Оверино: 157 ревизских душ, 42 годных работника, в 22 в. от завода; Колясниково: 33 ревизских души, 16 годных работников, в 29 в. от завода; Аврамово: 132 рев. души, 49 годных работников, в 29 в. от завода; Верх-Боевское: 142 рев. души, 47 годных работников, в 27 в. от завода; Космаково: 63 рев. души, 22 годных работника, в 15 в. от завода; Новоипатовское: 261 рев. душа, 101 годный работник, в 32 в. от завода; Белопашенское: 121 рев. душа, 30 годных работников, в 30 в. от завода; Кашино: 84 рев. души, 26 годных работников, в 7 в. от завода. Итого 1343 ревизских души, 434 годных работника. Екатеринбургской. Полдневское: 220 рев. души, 71 годный работник, в 18 в. от завода; участка сего ж имени 44 рев. души, 14 годных работников; в заводах того же участка живущие в деревне Кособродской 68 рев. душ, 26 годных работников, в 9 в. от завода. Всего: 1657 рев. души, 545 годных работников. В связи с набором непременных работников был издан указ о наборе в запасные хлебные магазины на заводы наследников Турчанинова на 545 душ – 272, 5 пуда получетверикового хлеба в год (24).

    В 1808 году в Сысертском заводе был подавлен бунт, который начался с того, что заводское начальство отменило праздничные выходные для мастеровых. Тогда рабочие прогнали администрацию и устроили в Сысерти общину, которая жила по своим законам. У них даже появился свой собственный суд, в котором решалась судьба воров, пьяниц и тех, кто хотел бежать из общины. Чтобы усмирить заводчан, в Сысерть отправилась команда из 300 человек - башкиры и солдаты местных регулярных военных частей. Однако мастеровые, вооруженные лишь кольями, камнями и поленьями, сумели прогнать их с завода. В осаде мастеровые жили почти три года, пока власти не решили задействовать мушкетеров. Некоторых мастеровых судили, а остальных не стали наказывать, т.к. надо было кому-то работать. (35).

    В ноябре 1816 года из Кыштымского завода в Сысерть переведен священник Василий Золотавин. При нем случилась потеря метрических книг и исповедных росписей до 1800 года (№ 40 от 2 октября 1893 года). Дело о потере документов было послано в Пермь и, возможно, до сих пор находится в Пермском архиве. В апреле 1822 года Золотавин перешел в Песчанскую слободу. (19).

    Весной 1830 года стала протекать крыша купола с короной и снаружи отваливаться штукатурка. Причт трижды извещал заводское начальство об этом и просил поправить штукатурку, на третью просьбу заводоуправление ответило, что в Сысертском заводе не нашлось ни одного человека, который бы осмелился взойти на такую высоту. Через год и внутри церкви стала отваливаться штукатурка. Летом этого года Екатеринбургское духовное правление просило Сысертского исправника «о понуждении главной конторы к поправке церкви». В 1832 году на окна церкви были сделаны железные ставни. А летом 1833 года купол и штукатурка были исправлены. (18).

    С 1828 по 1863 год при Сысертской Симеоно-Аннинской церкви старшим священником был Попов Матфей Григориев. 4 года он был духовником нескольких церквей, два раза избирался благочинным, первый раз на семь лет, второй раз с 1844 года до своего перевода в Каменский завод. Во время служения в Сысертском заводе был награжден набедренником и бархатной фиолетовой скуфьей, последнюю награду выдают по указу императора. Позднее был протоиереем в Екатеринбурге.

    В 1848 году было предположено устроить ограждение вокруг церкви за счет владельцев завода (8).

    Преосвященный Нафанаил, посетивший Сысертский завод в 10-11 сентября 1882 года, писал о церкви: «при звоне, напоминающем соборный или монастырский, а не сельский звон, шли мы по чину архиерейского служения в храм, высокий и величественный и, что всего реже, созданный на не искусственном фундаменте, а на поверхности камня, выдвинутого из той бездны, из которой выдвинут весь Урал. Не в одном, впрочем, Сысертском заводе создан храм на таком фундаменте, а, верно, многие, из коих известны мне в городе Екатеринбурге Вознесенский двух-этажный, настолько высокий, что лестницы, ведущие в верхний этаж, имеют 64 ступени, устроенный в 1789 году на одном из каменных холмов отрогов Уральского хребта, и еще в Кыштымском заводе храм Сошествия Св. Духа, устроенный в 1760 г., тоже на камне и вдобавок сложенный из дикого камня без кирпичей. Храм, куда мы вступили, весьма величественный и благолепный: одежда на престол его слитая из серебра, а запрестольные иконы украшены крупными топазами». (4). Подробно о храмовой обстановке написано в Епархиальных Ведомостях за 1893 год, в статье об истории церквей Сысертского завода, там перечисляются многие предметы, бывшие тогда в Симеоно-Аннинском храме.

    Иконостас в главном храме был обновлен в 1884 году екатеринбургским мещанином Петром Кожевниковым, а в придельных алтарях иконостасы обновлены в 1894 году монахинями Екатеринбургского монастыря. Стенная живопись в храме произведена в 1898 году московским мещанином Василием Ивановым Звездиным. В том же 1898 году был поновлен иконостас юго-камским обывателем Алексием Афанасиевым Калашниковым. (21)

    С 1897 года приход Симеоно-Аннинской церкви заключается в одной половине Сысертского завода, а другая половина завода, Верх-Сысертский завод и д. Кашина принадлежат приходу Успенской церкви. (21).

    В приходе Симеоно-Аннинской церкви находились часовни: 1) Никольская каменная, - недалеко от завода, на Бессоновой горе или „Бесеновой", построенная в 1786 году в память победоносного поражения Пугачевских скопищ. К этой часовне было два крестных хода: 1 мая - для снятия особенно почитаемой иконы св. Николая в храм (с 1875 года - 18 августа, по указу Перм. Дух. Консистории) и 9-го мая - для отнесения иконы св. Николая в часовню. 2) Преображенская - в самом заводе, передана в приход Успенской церкви. 3) Пророко-Ильинская, деревянная, построена усердием полковника П. А. Турчанинова по случаю сильной засухи, бывшей в 1802 г. Эта часовня находилась в 6 в. от церкви на берегу р. Сысерти, на так называемом Щелкунском повороте; в 1854 г. она перенесена на Ильинский завод. К ней было два крестных хода: в день Вознесения Господня - в память избавления в 1802 году от засухи, и в день св. пророка Божия Илии - в память избавления жителей завода от моровой язвы в 1803 году. 4) В честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Заречной части завода – к ней был установлен крестный ход на пасхальной седмице в пятницу, по случаю избавления жителей завода от холерной эпидемии в 70-х годах 19-го века. Часовня была перестроена на средства Сысертского Общества и заводоуправления в память коронования их императорских величеств 14 мая 1896 года. Каменная. 5) В деревне Кашиной, была передана в приход Успенской церкви.

    Сысертская народная библиотека была открыта 1 октября 1898 года при одноклассной церковно-приходской школе. Стоимость библиотеки была – 147 р. 52 к. Общее количество книг в 1899 году – 532 экземпляра. Библиотекарем состоял учитель школы диакон В. Кузовников – бесплатно; заведовал библиотекой священник Е. Львов. Библиотека для выдач и перемены книг открывалась два раза в неделю с 2 до 4 часов дня. (20).

    Священник Львов писал в 1901 году о прихожанах своей церкви: Прихожане Сысертского завода усердно посещают храм Божий не только в воскресные и праздничные дни; но и в дни чтимых святых и дни поминовения усопших. Исповедуются и Причащаются не только в св. Четыредесятницу; но и в остальные посты. Поучения и беседы слушают с большим вниманием и усердием. Поминовение по усопшим совершают даже на домах (служат всенощные бдения по умершим в 3, 9, 20, 30 и 40 дни). Служат всенощные на домах или в церкви в день своего ангела или по обещанию, а также и по случаю перехода в новый дом; особенно много случаев всенощных св. Николаю Чудотворцу, принося в дом местно чтимую икону Святителя. Грамотны более половины жителей завода. Кроме того все жители завода стараются учить всех своих детей грамоте. Благодаря религиозности жителей Сысертского завода здесь нет ни предрассудков, ни суеверий; только одно из безобразий падает тенью на жителей завода – это пьянство не только в воскресные и праздничные дни, но даже в простые; и это пьянство, не смотря на старание многих, искоренить трудно. Все прихожане живут сравнительно в достатке, большой бедности не замечается. Если и встречается бедность, то только в тех домах, где ленятся работать. (21).

    В конце 19-го, начале 20-го века причт получал жалованье: священники по 270 р. в год, диакон 180 р., а позднее по 150 р., псаломщики по 48 р. Кроме того делились проценты с причтового капитала, который составлял около 3 тысяч, проценты с него были более 100 р. и братский доход, который составлял более 3 тысяч рублей в год. Причт Сысертский 24 октября 1831 года подал прошение в Сысертскую главную контору об отводе им узаконенной пропорции пахотной земли. – Контора решила вместо земли выдавать муку. Причт на это согласился. С 1832 года и до написания этой статьи в 1893 году отпускается: священникам по 144 пуда ржаной муки, диакону 120 и псаломщику каждому по 2 пуда в месяц и по одному пуду на всякого члена семьи. Ещё с начала 19 века в пользование причту давалось 35 десятин сенокосной земли. Так как вплоть до 1903 года у церкви не было причтовых домов, то все члены причта проживали на частных квартирах с платой из собственных средств. И только с 1903 года, по распоряжению священника Львова, стало выплачиваться квартирное пособие от церкви священникам по 60 р. в год, диакону и псаломщикам по 36 р. в год. Просфорне в этом же году выплачивалось 48 р., 10 сажен дров, давалось помещение.

    В 1902 году в причте состояли: священник Евгений Львов - благочинный, священник Андрей Булатов, диакон Василий Кузовников, псаломщики Николай Павлинов и Иоанн Соколов (29).

    Священник Евгений Никаноров Львов 1873 г.р., сын дьячка, сразу по окончании семинарии в 1894 году был назначен на место второго священника к Сысертской Симеоно-Аннинской церкви. С 1898 года состоял заведующим в Сысертской приходской народной библиотеке. Часто избирался депутатом на училищные и епархиальные съезды. В 1901 году назначен благочинным округа и настоятелем Симеоно-Аннинской церкви. За службу при Сысертской церкви награжден набедренником, скуфьей и камилавкой. Умел разговаривать с любым из духовенства округа. Он говорил: «Усвоенные с детства христианские начала мира и любви значительно облегчили мне служение среди окружного духовенства. Я всегда цитировал слова Спасителя: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Марк 10, 44). В 1911 году он был перемещен к Верх-Исетской Успенской церкви, позже был управляющим свечным заводом в Екатеринбурге.

    Священник Андрей Василиев Булатов сын крестьянина Скатинского прихода, в 1895 г. закончил семинарию, был священником в Скатинском селе, в 1900 году перемещен к этой церкви. В 1902 году он был назначен духовным следователем местного духовного округа. В 1903 году поменялся местами со священником с. Смолинского Екатеринбургского уезда Филипповым Александром. В Смолинском служил по 1919 год, был благочинным.

    Диакон Василий Евгениев Кузовников, 1861 г.р., вдов, сын священника Турьинских рудников, окончил Гороблагодатское училище, по просьбе прихожан переведен к Сысертской церкви в 1891 году из Екатеринбурга. Состоял учителем пения в Кашинской и Сысертской церковно-приходских школах. Работал в приходской библиотеке. В 1903 году перемещен к церкви Верх-Теченского села Шадринского уезда. С 10 октября 1903 года по 1905 состоял диаконом по вольному найму в г. Петрограде в Лейб-гвардии, Финляндском полку и полковой церкви, Новочеркасского Александра 3-го. Позже служил диаконом в Билимбаевском заводе и Екатеринбурге. (10). Псаломщик Николай Михаилов Павлинов 1873 г.р., сын священника Колчеданского села, окончил 5 классов семинарии, при Сысертской церкви с 1895 г. В 1907 году перемещен к Шадринской Николаевской церкви. Псаломщик Иоанн Михайлов Соколов, 1878 г.р., сын чиновника, при церкви с 1897 г. В 1904 году рукоположен в сан диакона и перемещен к церкви Верхне-Тагильского завода. Позже служил священником в Сысертском районе.

    Рабочий Сысертского завода Петр Константинович Григорьев о начале 20 века вспоминал: Наступил 1900 год безработицы, тяжелый год для рабочего класса. Заводы Сысертский, Верх-Сысертский, Ильинский остановились, по причине перепроизводства железа. Магазины забиты железом до отказа. Железо не берут, ввиду его дороговизны, против южных заводов, т.к. там с помощью иностранного капитала введены в строй машины нового усовершенствования. В 1901 году заводы были пущены. В 1902 г. завод Верх-Сысертский остановлен и навсегда вышел из строя. Сысертский, Ильинский заводы работали с перебоями. Подобная ситуация спровоцировала волнения 1905 года, которые прислали утихомиривать священника Евгения Львова. Петр Константинович так это описывает: Где черт не сможет попа пошлют. Явился на степь священник о. Евгений бывшей Симеоно-Аннинской церкви. Начинает уговаривать рабочих приступить к работе. Рабочий Верх-Сысерти Кичигин Алексей Васильевич задает вопрос: Разрешите батюшка вас спросить: Сколько вы берете за венчание? Ответ: 4 р. 50 к. А если дать вам три рубля? Ответ: обидно будет. А нам вместо одного рубля, 1 р. 50 к. дают 50-60 копеек, разве это не обидно. Пришлось священнику оставить степь и больше не показываться. (27).

    В заводском поселке Сысерти стали создаваться рабочие комитеты, началось забастовочное движение, появились боевые рабочие дружины. Рабочие вынесли решение: управляющего Мокроносова – убить. Соломирский помог управляющему ночью бежать, а рабочим сказал: «Если убивать – так не его, а меня! Мокроносов действовал по моим приказам!». Забастовка длилась почти полгода. Д.П. Соломирский подписал почти все требования рабочих: повышение зарплаты, установление 8 часового рабочего дня и т.д. Восстанавливать же после забастовки заводы пришлось вновь Мокроносову, который руководил всем производством теперь уже из Екатеринбурга. (30).

    21 мая 1905 года при церкви открыто общество трезвости (26).

    В 1912 году проезжавший с инспекцией епископ отметил в дневнике: Особенно благолепен Симеоно-Аннинский храм. Прекрасное впечатление производит иконостас в этом храме. Золоченая, тонкой работы, резьба, украшающая белое поле иконостаса, изящные, резные, царские врата, художественная иконопись - все это гармонирует между собою и в общей массе дает строго законченную картину, полную художественной красоты, свидетельствующую о тонком понимании художественного искусства просвещенными храмоздателями. Много и других священных предметов в этом храме, кои хранят память о благочестивом усердии заводовладельцев, - кресты, сосуды, оклады на иконах и т. п. Особенно замечательна здесь икона Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, окруженная ангелами и предстоящими по обе стороны великомученицами Екатериной и Варварой. Эта икона, как видно из сохранившейся надписи: „писана в Италии мастером Бенефенутом Гарафолло славнаго живописца Рафаэля учеником 1516 года". Вообще же любителю изящной стороны и художественного письма в Симеоно-Аннинском храме есть на что посмотреть и полюбоваться. Интересен должен быть и архив этой церкви, если он сохранился в целости. В царствование Императрицы Екатерины II завод испытал на себе тяжесть Пугачевой смуты, подвергшись нападению мятежных шаек и мужественно отразив их натиск. На рубеже 18 и 19 веков завод пережил ужасы „моровой язвы". Вскоре после объявления „воли", подвергся эпидемии холеры; в начале нынешнего столетия отдал дань увлечению митингами и забастовками, вызвавшими закрытие завода и печальную по своим последствиям безработицу... Запечатлелись ли все эти события в церковных архивных документах, без должного изучения этих документов, сказать трудно, за то память народная свято хранит их; и поныне в заводе ежегодно совершаются торжественные крестные ходы - 1 Мая в память поражения пугачевых шаек, в пятницу на пасхальной седмице – по случаю избавления от холеры, в день Пророка Илии в память избавления от „моровой язвы" и т. д. Общее число прихожан Сысертских церквей в настоящее время выражается цифрою в 12772 чел. об. п. … В религиозно-нравственном отношении население завода стоит на удовлетворительной высоте: к храму Божию прилежно, довольно исправно посещает богослужения в воскресные и праздничные дни и стремится, по возможности, не пропускать исполнения христианского долга Исповеди и Св. Причастия. Особенно развито в заводе поминовение усопших в храме и служение заупокойных всенощных бдений на домах. Так, в течение года в одном только Симеоно-Аннинском приходе не менее 400 заказных всенощных. В обращении с духовенством население вежливо и почтительно за исключением некоторых лиц из подрастающего молодого поколения. Местная заводская молодежь немало выделяет таких лиц из среды своей, про которых вполне можно сказать, что это хулиганы. Редкий праздник проходит без драк и увечий; бывают и убийства. Разнузданность нравов заводского молодого поколения - самое большое зло, с которым приходится серьезно считаться духовенству в его трудах по благоустроенно приходской жизни. … Не ограничиваясь одним отправлением треб и богослужений, духовенство деятельно заботится об усилении в народе религиозного просвещения и об улучшении его нравственности. Для достижения этой цели священники неустанно говорят поучения и с церковной кафедры и в домах прихожан при требах, устраивают вне богослужебные чтения и катехизические собеседования, при помощи диаконов и псаломщиков располагают народ к введению общего пения при служении акафистов по воскресным и праздничным дням и т. п. (5)

    В феврале 1912 г. Сысертский горный округ перешел в руки Акционерного общества с основным капиталом в 6.000.000 р., акции которого были приобретены затем Английским Акционерным обществом «Сысертская компания» в Лондоне с основным капиталом в 1 млн фунтов стерлингов. Этот приток новых материальных средств, выразившийся в отдельном обследовании округа приглашенными для этой цели опытными геологами и инженерами, как русскими, так и иностранными, оживил Сысертское дело и поставил его в ряд с крупными горно-промышленными предприятиями России. Главное управление Сысертскими заводами стало называться Управлением Акционерного общества Сысертского горного округа. Во главе стоял управляющий округом, а в заводах их управители и помощники. Местное управление осуществлялось через руководство Правления Акционерного общества в С.-Петербурге, а главное управление находилось в Лондоне. Финансирование оттуда продолжалось до октября 1917 г. В 1915 г. вступил в действие последний завод округа – Гумешевский медеплавильный. С победой Октябрьской революции и национализации предприятий Правление Сысертского горного округа продолжало оставаться в Петрограде, но находилось под контролем Петроградского Агентства Уральского Совета народного хозяйства. Оно было переименовано в Главное управление округом Сысертских заводов. (25)

    В 1917-1919 гг. Сысертские рабочие принимали активное участие в гражданской войне на стороне Красных (красногвардейцев было более 500 чел.). Половина деревенского населения района до революции терпела гнет помещиков, поэтому в 1917 году проявила активное участие в захвате помещичьих земель и имений. (22).

    В 1918 году, во время гражданской войны, при церкви служили: священники Николай Васнецов, Александр Попов, Александр Савин, диакон Павел Ключарев, псаломщики Алексий Петров и Николай Кожевников. Священник Васнецов, в 1918 году, после ареста Советом рабочих депутатов и содержания в Екатеринбургской тюрьме, был почислен за штат и переведен в село Темновское Камышловского уезда, на его место определен бывший священник 126 запасного пехотного полка Савин.

    В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, из Симеоно-Аннинского храма было изъято 191,8 кг серебра (13).

    С 1924 года Симеоно-Аннинский храм был патриаршей Сергиевской ориентации. По заметке в обновленческой газете Уральские Церковные Ведомости, в 1927 году «в Сысертском заводе Свердловского округа представлены течения: сергиевцы, григорьевцы, обновленцы и автокефалисты. Идут оживленные споры. Для укрепления своего положения сергиевцы в Николин день выписывали из Свердловска о. прот. Здравомыслова Александра. Тот приезжал, сделал что мог; поругавши во славу Божию с амвона обновленцев, отбыл, предоставив о. Александру Попову поливать посеянное». (31).

    В 1928 году при церкви служили: священники Александр Васильевич Попов и Иван Алекс. Луговой, другие «служители культа»: Алексей Алексеев Петров, Николай Николаев Кузовников, Иван Кузмич Одинцев. В заводе жили две монашки: Александра Петровна Шевелева и Елизавета Петровна Шевелева, у них на иждивении были тоже Шевелевы Александра и Екатерина. (28).

    1 января 1930 года комиссия, назначенная Сысертском поссоветом в составе: страхагента т. Мокроносова П.С., от Адмчасти Сысертского Рика старшего милиционера тов. Окулова, от населения тов. Летемина Ф.И. и от общества верующих Бахарева И.П., произвели осмотр и оценку стоимости церкви с прилегающими к ней пристроями. «Нашли следующее: церковь каменная, оштукатуренная с обеих сторон, внутри окрашенная масляной краской, размером: длина 53 метра, ширина 20 метров, высота 14 метров 1 купол высотой 23 метра, одна колокольня высотой 28 метров, крытая железом. Под церковь имеется подвал каменный в котором устроена калориферная печь. Стоимость всей церкви: сто сорок тысяч 140000 рублей. Ограда, состоящая из цоколя и железной решетки длиной 173 метра, высотой 2 метра и 4-х ворот железных длиной 28 метров, высотой 2 метра. Стоимость всей ограды 5862 рубля. Сарай деревянный – тесовый, крытый железом, длина 18 метров, ширина 7 метров, высота 3 метра, стоимостью 500 рублей. Всего стоимость церкви с принадлежащими к ней постройками определили в 146362 рубля». Комиссия составила об этом акт, по которым Бахарев написал «Как представитель от общества верующих с указанной оценкой не соглашаюсь, в силу чрезмерной оценки /Бахарев/». (2).

    7 февраля 1930 года состоялось общегражданское собрание жителей поселка Сысерть, на котором присутствовали 823 человека. Сперва собравшиеся прослушали доклад «Религия и колхоз строительство», после чего священник Луговой прилюдно отрекся от религии. По тексту видно, что Луговой не хотел отрекаться от Бога. «Он говорил о своем происхождении, что он из рабочей среды, остался сиротой, попал на воспитание в религиозную семью, которая воспитала из него религиозного человека. Попы устраивали гонение на Лугового, ненавидели его как выходца из рабочей среды». Ему было задано 28 вопросов, и на все он дал неясные ответы. Собравшиеся подняли шум по этому поводу - и Луговой признал себя безбожником. Дальше собравшиеся подтвердили решение общего собрания от 5 февраля того же года о закрытии всех церквей в Сысерти, «снятия колоколов и передачу всего имущества государству, а колокола на индустриализацию страны». В Симеоно-Аннинской церкви предполагалось открытие театра, в Успенской - открытие школы и в Петро-Павловской - открытие дома старчества. Бывшему священнику Луговому предложили доказать свое отречение на деле честным трудом и участием в безбожной работе. (3).

    13 марта 1930 года были закрыты церкви в селах: Абрамовское, Аверинское, Н-Ипатовское, Никольское, Щелкунское и Сысертское с использованием их под культурно-просветительные учреждения (3, л.1). Верующие Симеоно-Аннинской церкви подали жалобу на незаконное закрытие церкви. Симеоно-Аннинский храм был открыт в конце мая того же года, другие же церкви поселка в этом году были окончательно закрыты. Когда местным властям стало ясно, что храм придется открыть, то они тайком, ночью, вывезли из храма семь возов церковного имущества «священнические и диаконские облачения, потир с принадлежностями, напрестольный крест, кадила, пелены, занавесы, ковры, половики, и многое другое». 27 июня 1930 года верующие написали жалобу прокурору по данному поводу. В ходе расследования было выяснено, что имущество было вывезено на склад Райисполкома при доме крестьянина, а впоследствии большая часть его отправлена в Ленинград. В декабре 1930 года прокуратура вынесла решение: т.к. имущество было вывезено в то время, когда церковь была закрыта, то дело за отсутствием состава преступления прекратить. (2).

    В декабре 1930 - январе 1931 года храм пытались закрыть из-за неуплаты налогов, из протеста верующих от 27 января 1931 года мы узнаем сумму и рост налогов за последние несколько лет: «в 1929 году церковь наша была оценена в 50 тысяч 900 рублей, с каковой суммы уплачено нами было 45 тысяч рублей 81 копейка. 11 ноября 1930 года комиссия от Сысертского Пос. совета церковь перестраховала в 131 тысячу 722 рубля, а 3 января 1931 года нам вручили извещение об уплате страховой премии в сумме 2263 рубля 80 копеек. В последнем извещении церковь уже оценена в 323 тысячи 400 рублей». Заявление подписали: председатель церковного совета Н. Сабуров. Г. Черепен.., Шевелева Мария, Ушакова Анна. За секретаря А. Попов. (2).

    В 1935 году храм был закрыт (13). 7 июля 1936 года здание бывшей церкви было передано школе комбайнеров (31). В августе 1936 года взрывом были уничтожены колокольня и купол храма (33). Здание переоборудовано под клуб им. «Сталинской конституции» школы комбайнеров (32). По 1991 год в здании размещался кинотеатр.

    Категория: Статьи о храмах. | Добавил: Рина (22.09.2014) | Автор: Валерий Богомолов
    Просмотров: 1468 | Комментарии: 4 | Теги: храмы сысерти, храмы сысертского завода, Симеоно-Аннинская церковь Сысерти | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 4
    0
    4  
    24. Рапорта и доношения, сведения о деятельности заводов титулярному советнику Турчанинову 1759 год Дело стола по указам 1809 года//ГАСО ф.65 оп.1 д.9, №125,157.
    25. Рапорта и доношения, сведения о деятельности заводов титулярному советнику Турчанинову 1759 год Предисловие описи// ГАСО ф.65 оп.1.
    26. Распоряжение Епархиального Начальства//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1905. - №13.- С. 298. (оф.отд.).
    27. Списки и автобиографии участников гражданской войны убитых контуженых семей погибших и воспоминания участников гражданской войны по Сысертскому району 1929 года Воспоминания Петра Константиновича Григорьева// ГАСО ф.586-р оп.1 д.8, №58-59.
    28. Списки лишенных избирательных прав по Свердловскому округу за 1929 год Сысертский район//ГАСО ф.р-88 оп.9 д.235, №477, 482-486.
    29. Справочная книжка Екатеринбургской епархии за 1902 год./ Екатеринбург, типография С. А. Словцова, 1902, с.17.
    30. Усадьба Мокроносова – шедевр деревянного зодчества/Ю.П. Печерский/ Лики и тайны земли туманной/ ООО Полимакс, 2006, с.75.
    31. Уральские Церковные Ведомости, 1927. - №9.- С. 16.
    32. Шишонко В. Н. Пермская летопись. Период 5, часть 3. //Пермь. – Типография Губернской земской управы, 1887 г., с.558.
    33. 275 лет. Посвящение родному храму/ Штурман, Екатеринбург, 2010.
    34. Дело о постройке и перестройке церквей в Сысертском и Полевском заводах//ГАСО ф.101 оп.1 д.398.
    35. Даниил Свечков/Почему уральские мушкетеры завивали волосы и не любили шпаги?// http://ural.kp.ru/daily/26323.7/3202948/

    0
    3  
    Список литературы.


    1. А. Здравомыслов Протоиерей Ф. Л. Карпинский Жизнь с обществом/А. Здравомыслов//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1916. - №1.- С.14. (неоф.отд.).
    2. Дело о возвращении верующим церквей в с. Абрамовском и пос. Сысерть Сысертского района Акт//ГАСО ф.102-р оп.1 д.645, №41.
    3. Дело о закрытии церквей в селах Аверинском Абрамовском Ново-Ипатовском Щелкунском Сысертском Сысертского района Свердловского округа Протокол общегражданского собрания завода Сысерти состоявшегося 07/2-30 года//ГАСО ф. р-102 оп.1 д.583, №13.
    4. Дневник, веденный Его Преосвященством, Преосвященнейшим Нафанаилом Епископом Екатеринбургским и Ирбитским, бывшим в то время викарием, во время обозрения Епархии в 1882 году//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1886. - №18.- С. 381-383. (неоф.отд.).
    5. Дневник Его Преосвященства, Преосвяшеннейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в Августе месяце 1912 года//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1912. - №45.- С. 1081-1087. (неоф.отд.).
    6. Исповедные росписи Пермской епархии за 1807 год Исповедные росписи Сысертской Симеоно-Аннинской церкви// ГАСО ф.24 оп.23 д.7078А, №177.
    7. Исповедные росписи Пермской епархии за 1807 год Исповедные росписи Сысертской Симеоно-Аннинской церкви//ГАСО ф.24 оп.23 д.7078Б.
    8. Клировые ведомости церквей 4-го благочиннического округа Екатеринбургского уезда за 1847 год Ведомость о церкви Симеоно-Аннинской Ек.у., Сысертского, статского советника Павла Димитриева Соломирского и Наследников титулярного советника Турчанинова, завода за 1847 год//АЕМ ф.5 оп.1 д.3, №2.
    9. Клировые ведомости 4 округа Екатеринбургского уезда за 1903 год Клировая ведомость о церкви Симеоно-Аннинской Сысертский завод Екатеринбургского уезда и епархии за 1903 год//ГАСО ф.6 оп.4 д.164, №1.
    10. Клировые ведомости 1 округа Ирбитского уезда за 1915 год Ведомость о церкви соборной Богоявления Господня г. Ирбита за 1915 год//ГАСО ф.698 оп.1 д.349, №17об.
    11. Книга протоколов заседаний собраний и общих собраний пленума Сысертского с/совета Сысертского р-на Свердловского округа 1926-1930 годов Из протокола заседания Президиума Сысертского пос/совета Октябрьского района г Свердловска от 7 июля 1936 года//ГАСО ф.586 оп.1 д.16, №136.
    12. Книга протоколов заседаний собраний и общих собраний пленума Сысертского с/совета Сысертского р-на Свердловского округа 1926-1930 годов Справка//ГАСО ф.586 оп.1 д.16, №137.
    13. Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. – Екатеринбург. Издательство Уральского университета, 2001, с.304.
    14. Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда.
    Сысертская Симеоно-Аннинская церковь//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1893. - №34.- С.816-817. (неоф.отд.).
    15. Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда. Сысертская Симеоно-Аннинская церковь//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1893. - №35.- С.851-854. (неоф.отд.).
    16. Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда. Сысертская Симеоно-Аннинская церковь//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1893. - №36.- С.875-880. (неоф.отд.).
    17. Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда. Сысертская Симеоно-Аннинская церковь//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1893. - №37.- С. 897-903. (неоф.отд.).
    18. Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда. Сысертская Симеоно-Аннинская церковь//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1893. - №38.- С. 921-922. (неоф.отд.).
    19. Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда. Сысертская Симеоно-Аннинская церковь//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1893. - №39.- С.954-957. (неоф.отд.).
    20. Народные библиотеки//Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1899. - №16.- С. 437-438.
    21. Описание храмов и монастырей Екатеринбургского уезда Пермской Архивной комиссией 1901 года Сысертская Симеоно-Аннинская церковь// Фотоархив УЦИО ф.297 оп.3 д.361, №59-63.
    22. Паспорта, карты, краткие характеристики районов 1933 год О-С Сысертский район//ЦДООСО ф.4 оп.11 д.281, №142.
    23. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. / Издательство братства Св. Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца, Екатеринбург, 1902 год, с.105.

    0
    2  
    Дьячек Кожевников Емельян Васильев – 1737 г.
    Дьячок Мухин Егор - 1784 г.
    Пономарь Никитин Иван - 1784 год
    Дьячок Сельменский Афанасий Ильин – 1805 – по 1807 г.
    Пономарь Ребрин Феодор Иосифов – 1805 – 1808 г.
    Пономарь Неуймин Евфимий Данилов – 1805 – 1808 гг.
    Дьячок Дергачев Дмитрий Петров – 1808 - 1809 гг.
    Пономарь Кочнев Михаил Александров – 1809 – по 1819 г. (умер)
    Пономарь Неуймин Николай Василиев – с 1813 – по 1817 г.
    Пономарь Дергачев Василий Алексеев – 1815 г.
    Дьячок Ряпасов Петр – по 1815 г.
    Дьячок Кочнев Петр Александров – 1816 - по 1819 г. (умер)
    Дьячок Смородинцев Симеон Михаилов – с 1815 – 1859 г.
    Пономарь Неуймин Ипполит – 1816 г.
    Дьячок Кочнев Петр – 1822 – 1825 г.
    Пономарь Иваницкий Василий – 1822 г.
    Пономарь Бобровский Иван – с 1825 г.
    Пономарь Попов Евгений Димитриев – с 1828 – по 1844 г.
    Дьячок Болярский Алексей Петров – с 1828 – по 1844 г.
    Пономарь Луканин Иоанн Григориев – с 1833 г.
    Пономарь Романов Георгий Иоаннов – 1837 г.
    Пономарь Капустин Иаков Андреев – с 1838 - по 1842 г.
    Пономарь Сельменский Василий Николаев – 1842 – по 1859 г. (умер)
    Пономарь Сапожников Георгий Николаев – 1844 – 1848 г.
    Дьячок Никитин Андрей Павлов – с 1845 – 1873 г.
    Пономарь Сельменский Виссарион – 1850 – 1863 г.
    Пономарь Ребрин Николай Григориев – с 1853 – по 1859 г.
    Дьячок Максимов Александр Матвеев – 1856 – 1873 г.
    Пономарь Кобелев Стефан Алексеев – с 1859 – по 1887 г.
    Дьячок Гедеонов Алексей – 1861 г.
    Пономарь Оглоблин Стефан – с 1866 – по 1868 г. (умер)
    Пономарь Тихомиров Николай Иванов – с 1867 – 1876 г.
    Псаломщик Залесов Георгий Иванов – 1882 – 1890 гг.
    Псаломщик Адриановский Николай Василиев – с 1882 – 1885 г.
    Псаломщик Стефановский Иван Николаев – с 1887 – по 1892 г.
    Псаломщик Ашихмин Александр Матвеев – с 1887 – 1890 г.
    Псаломщик Бельтюков Сергий Александров – с 1892 – по 1897 г.
    Псаломщик Соколов Иоанн Михайлов – с 1897 – по 1904 г.
    Псаломщик Павлинов Николай Михайлов – с 1895 – по 1907 г.
    Псаломщик Горонович Василий Порфирьев – с 1905 – по 1910 г.
    Псаломщик Глазырин Василий Петров – с 1907 – по 1911 г.
    Псаломщик Якимов Иоанн Филиппов – с 1911 – по 1913 г.
    Псаломщик Грошев Афанасий – с 1913 – по 1913 г.
    Псаломщик Ключарев Павел Иоаннов – с 1913 – 1916 г. (в сан диакона)
    Псаломщик Славнин Сергей – с 1913 г.
    Псаломщик Кожевников Николай – с 1918 г.
    Одинцев Иван Кузмич – 1928 – 1929 гг.

    0
    1  
    Список священно-церковно-служителей.

    СвященникЯковлев Феодор Яковлев – с 1735 – 1750 г.
    СвященникЧернавин Иосиф – с 1750 – по 1753 г.
    СвященникКубасов Дорофей – с 1753 - по 1754 г.
    СвященникКуликов Никифор Гавриилов – с 1754 – по 1794 г. (за штатом по 1807 г.)
    Священник Мухин Димитрий Петров – с 1786 – по 1813 г. (умер)
    Священник Дергачев Григорий Алексеев – с 1894 – по 1807 г. (умер)
    Священник Смородинцов Михаил Александров – 1807 - по 1811 г. (умер)
    Священник Смородинцов Григорий Феодоров – с 1813 – по 1834 г.
    Священник Федоровский Константин Павлов – с 1811 – по 1816 г.
    Священник Золотавин Василий – с 1816 - по 1822 г.
    Священник Попов Матфей Григорьев – с 1828 – по 1853 г.
    Священник Богомолов Димитрий Иоаннов – с 1834 - по 1868 г. (умер)
    Священник Констанский Василий Дометиев – с 1853 – по 1882 г. (умер)
    Священник Кожевников Константин Матвеев – с 1868 по 1884 г. (умер)
    Священник Сладчанский Михаил Алексеев – с 1882 - по 1894 г.
    Священник Истокский Александр Петров – с 1884 – по 1894 г.
    Священник Львов Евгений Никаноров – с 1894 – по 1911 г.
    Священник Примогенов Владимир Григ. – с 1894 – по 1900 г. (за штат)
    Священник Булатов Андрей Василиев – с 1900 – по 1903 г.
    Священник Филиппов Александр Тихонов – с 1903 – по 1912 г.
    Священник Пономарев Анатолий Петров – 1911 – по 1914 гг.
    Священник Попов Александр Васильев – с 1912 – 1929 г.
    Священник Васнецов Николай Алексиев – с 1914 – по 1918 г. (за штат)
    Священник Савин Александр – с 1918 г.
    Священник Луговой Иван Алекс. – 1928 - 1929 гг.

    Диакон Неводчиков Василий Андреев – по 1799 г.
    Диакон Смородинцов Михаил Александров – 1805 – 1807 г. (в сан священника)
    Диакон Смородинцов Григорий – 1809 г.
    Диакон Дергачев Василий Алексеев – 1816 – по 1819 г.
    Диакон Горных Евграф Димитриев – с 1820 – 1833 г.
    Диакон Киселев Иоанн Филиппов – 1837 – 1859 г.
    Диакон Машанов Капитон Викентиев – 1861 – по 1867 г. (за штат)
    Диакон Гедеонов Моисей Иоаннов – 1863 – 1866 г.
    Диакон Бирюков Петр Алексеев – с 1867 – по 1874 г. (умер)
    Диакон (и.д. псал.) Тихомиров Иоанн Иоаннов – с 1880 - по 1882 г.
    Диакон Аникиев Владимир Яковлев – 1882 – 1885 гг.
    Диакон Томшин Иоанн Георгиев – 1882 – по 1883 г.
    Диакон Григорьев Николай – по 1887 г. (умер)
    Диакон Покрывалов Николай – с 1887 – 1892 г.
    Диакон Пономарев Николай – с конца 1890 - по 1891 г.
    Диакон Кузовников Василий Евгениев – с 1891 – по 1903 г.
    Диакон Золотавин Павел – 1892 г.
    Диакон Липин Александр Егоров – с 1892 – по 1897 г.
    Диакон Петров Алексий Алексиев – с 1903 – 1929 г.
    Диакон Луканин Константин Онисифоров – с 1906 – по 1908 г.
    Диакон Попов Николай Владимиров – с 1908 – 1916 г.
    Диакон Ключарев Павел Иоаннов – 1916 – 1918 гг.
    Диакон Кузовников Николай Николаев – 1928 – 1929 гг.
    

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2018