Категории раздела

Статьи о храмах. [17]
Биография священника. [6]
Разное. [28]
История Екатеринбургской епархии. [11]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [2]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [2]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [1]
Храмы Каменского района. [2]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [1]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [0]
Храмы Сысертского района. [10]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [0]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [0]
Храмы Челябинской епархии. [1]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Понедельник, 20.08.2018, 23:53
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Статьи о храмах.

    Булзинский хутор Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря.

    Если от села Новоипатова идти на юг около двух часов, то выходя из леса на открытое пространство первым делом увидишь величественный храм. Он как корабль плывет над зарослями трав. Это храм во имя святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, принадлежавший до революции Екатеринбургскому Новотихвинскому девичьему монастырю. В газете «Пермские Епархиальные ведомости» за 1881 год имеется статья очевидца освящения этого храма. В этой же статье автор рассказывает и историю возникновения Булзинского монастырского хутора за речкой Щербаковкой.

     


    Булзинский хутор расположен в 90 верстах от Екатеринбурга, с левой стороны Челябинского тракта. Назвали его так по находящемуся неподалеку селу Булзи. Площадь его была в 500 с лишком десятин. Эти земли были пожертвованы Новотихвинскому монастырю чиновницей Горбуновой и братьями Карповыми. На этом участке сестры сеяли хлеб и заготавливали сено. До сих пор жители села Новоипатова называют три просеки в лесу на границе с Челябинской областью «монастырскими покосами». По сообщению автора статьи в ПЕВ сена собиралось до 1000 копен, а под хлеб занималось около 100 десятин.

    Сначала на хуторе был построен балаган, но он был не очень надежен и во время дождя его обитательницы промокали насквозь. Пищу готовили на костре возле балагана. Ближайщая церковь находилась в 10 верстах от хутора, но добраться до нее было сложно. Сестры были вынуждены ездить в Екатеринбургский монастырь для исповиди и причастия, а монастырский священник приезжал на хутор для совершения молебнов в благословения полей. Болотистая местность и наличие маленьких, но глубоких речек затрудняло подобные путешествия. Зимой же все дороги переметались снегом и выехать не было никакой возможности.

    Принимая все это во внимание, настоятельница монастыря игумения Магдалина приступила к устройству на хуторе жилых помещений и церкви. Строительные материалы (камень, глина и известь) нашлись недалеко от места стройки. Местные жители помогли с рытьем рвов для фундаментов, под престол монахини вынули землю сами. После постройки жилых домов и хозяйственных помещений на хуторе постоянно проживало до 30 сестер и 10 работников, в летнее время количество проживающих удваивалось.

    Закладка каменного храма совершилась 12 мая 1881 года Преосвященнейщим Вениамином, епископом Екатеринбургским. Владыка приехал на хутор по дороге из Далматовского села вместе с ключарем, протодиаконом и иеродиаконом вечером 11 мая. Его втречали монастырский священник с диаконом, настоятельница Новотихвинского монастыря с сестрами и множество народа из окрестных сел и деревень. Настоятельница приехала 9 мая вместе с певчими. 10 мая приехал монастырский священник с диаконом и сразу освятили 4 небольшиж колокола, привезенных в этот же день с завода. Колокола повесили на специально поставленные для этого столбы. Приехавшего владыку встречали звоном этих колоколов.

    11 мая в 6 часов вечера монастырскими священником, диаконом и певчими вместе с протодиаконом и иеродиаконом совместно было совершено всенощное бдение. На следующий день, 12 мая, к 8 часам утра из Булзинского села пришли местный священник Ивановский Алексий Николаев и диакон Разов Иоанн Георгиев с крестным ходом и принесли иконы из своей церкви. Ночью шел дождь и священники не рассчитывали, что на заложение храма придет много народа. Но верующих ненастье не остановило. К 9 часам из окрестных сел подошло к хутору множество народа. Погода неожиданно прояснилась и ничто не помешало заложению храма. Епископу Вениамину сослужили шесть священников. Владыка уехал в Екатеринбург на следующий день. После его отъезда монастырский священник с диаконом и певчими в сопровождении настоятельницы Екатеринбургского монастыря, сестер и народа отправились для молебствий по полям. Молебствие продолжалось пять часов.

    Священником к строящемуся храму определили Катонова Максима Гавриилова, бывшего диакона Щелкунского села, Екатеринбургского уезда. Он был дьячком при Щелкунской церкви с 1842 по 1874 год, также служивший в 1857 году в храме села Никольского. Где-то в промежутке между 1875 и 1881 годом был рукоположен во диакона. 12 июня 1881 года рукоположен во священника ко вновь строящемуся храму в Булзинском хуторе Екатеринбургского Новотихвинского женского монастыря. Его отец - священник Щелкунского храма Павлов Гавриил Павлов. Его жена Катонова Александра Иванова; при крещениях детей восприемниками были Мамины. 2 июля 1847 года у Максима Гаврилова и его жены умер сын Константин 4-х месяцев; 1 мая 1848 года родилась дочь Глафира; 10 февраля 1851 года родилась дочь Анфия; 11 августа 1852 года родился сын Александр; 17 октября 1855 года родился сын Андрей.
    Диакон в Симеоновской церкви появился в 1889 году в марте — был рукоположен и переведен псаломщик Мурзинского села Старцев Стефан. В 1891 году в сентябре он, уже в сане священника, был перемещен в село Гробовское Екатеринбугского уезда.
    Вторым священником был Павловский Павел, переведенный с рукоположением диакон Преображенской церкви Уктусского села. С июня 1896 года при Симеоновской церкви Булзинского хутора образовалась вакансия. Из «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» за этот год известно, что священнику там платили жалование 180 рублей в год и предоставлялась готовая квартира с отоплением и столом. В этом же году отмечено перемещение священника Булзинского хутора Меморского Алексия к церкви села Ново-Туринского Верхотурского уезда, но когда он начал служить на хуторе — неизвестно. На его место перевели с рукоположением во священники диакона, состоящего на псаломщичей вакансии при Входоиерусалимской церкви Нижтагильского завода Бабин Димитрий. Он обучался в Верхотурском приходском училище, служил псаломщиком с 1881 года, рукоположен в диаконы в 1887 году, священник с 15 декабря 1896 года. 1 сентября 1902 года награжден набедренником. В «Справочной книжке Екатеринбургской епархии» за 1902 год Бабин Димитрий указан как сверхштатный священник.

    Сведения о том, кто служил в хуторской церкви в дальнейшем очень фрагментарны. Известно, что в 1909 году на хуторе был сверхштатный священник Чирков Алексий, из духовного училища, служил псаломщиком с 1871 года, диакон с 1883 года, священник с 1888, имеет скуфью с 1905 года. В 1914 году в метрической книге Новоипатовского села есть запись о том, что крещение Нины, дочери священника Кляритского Константина Павлова совершал «Булзинского Симеоновского хутора священник Кляритский Павел». В 1918 году в метрической книге Щелкунского села один раз отмечен священник Булзинского хутора Винокуров Василий.

    С приходом советской власти хутор и храм закрыли. В 1919 году на территории бывшего монастырского хутора была создана Никольская коммуна, которая развалилась сама к 1923 году. От названия этой коммуны место, где раньше был монастырь, стали называть «Свободой». В 20-30е годы ХХ века после выделения Челябинской области подворье оказалось на ее территории. Сейчас хутор заброшен. Из всех построек сохранились только храм, несколько погребов и башенка. В высоких окнах храма нет стекол, разрушена колокольня, на паперти растут березки, внутри стены исписаны непристойными надписями и рисунками. Несколько лет назад во время лесного пожара сгорела крыша. С южной стороны комплекса еще можно увидеть остатки ограды. Самые частые посетители хутора — лесные звери. Но зайцы и косули не наносят такого ущерба, как люди. Толстая кладка храмовых стен разрушается из — за находящегося там железа. Весной 2009 года оказался разрушен фундамент под престол. Чудом сохранившиеся росписи в алтаре уничтожаются не только непогодой. «Кладоискатели» начали разрушение кладки сохранившихся погребов.

    Священники окрестных сел пытаются остановить разрушение храма, но для молодежи их слова - пустой звук. Пока можно дойти или доехать до заброшенного храма, плывущего в лесу словно корабль, батюшки и неравнодушные прихожане добираются до него, наводят порядок в алтаре, затепляют свечи и молятся. Молятся о тех, кто строил храм и о тех, кто его разрушает, ведь они — потомки тех, кто помогал строить.
    Категория: Статьи о храмах. | Добавил: Рина (21.09.2011) | Автор: Екатерина Богомолова
    Просмотров: 2086 | Комментарии: 5 | Теги: булзинский хутор, история новотихвинского монастыря, история епархии | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 5
    4  
    Рина я поставил ролик, если не в той теме,то переставьте! или удалите! в нём и про "свободу",и "Булзи",и Щелкун с Н-Ипатово!


    5  
    Спасибо за видео!
    Оно как раз в тему.

    И я рада, что в Щелкуне начали строить храм. smile

    1  
    Здравствуйте! С фотографиями статья была бы полнее. Я в прошлом году был в Клеопино и слышал про разрушенный монастырь, что там закопаны монахами ценности после революции и то что там постоянно ищут кладоискатели, но сам туда не ходил.

    2  
    Да, храм разрушают из-за этих мифических ценностей. Но в большей степени из-за находящегося внутри храма металла. Мой муж принес оттуда кованый болт - он весил несколько килограммов. Металл - главная ценность в тех окрестностях.

    А все эти ценности - просто выдумка. Булзинский хутор был всего лишь вроде фермы при Новотихвинском монастыре. А какой смысл везти на ферму ценные вещи?

    3  
    В той легенде,что я слышал,говорилось о ценностях,которые собрали со всей епархии и спрятали на этом хуторе,именно из-за того,что он был труднодоступен!
    P.S.С фото интересней! smile

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2018