Категории раздела

Статьи о храмах. [17]
Биография священника. [6]
Разное. [28]
История Екатеринбургской епархии. [11]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [2]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [2]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [1]
Храмы Каменского района. [2]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [1]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [0]
Храмы Сысертского района. [10]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [0]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [0]
Храмы Челябинской епархии. [1]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Четверг, 19.07.2018, 18:35
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » История Екатеринбургской епархии.

    Обсуждение вопросов работы на приходе. 1916 год.

     ЕЕВ №44 от 30 октября 1916 года, Н.О., с.380-384; ЕЕВ №46 от 13 ноября 1916 года, Н.О., с.396-402; ЕЕВ №49-50 от 11 декабря 1916 года, Н.О., с.430-434.

     „Пастырская визитация".

     17 октября, под председательством Его Преосвященства, в зале Архиерейского дома, в 7 часов вечера, состоялось собрание приходских пастырей гр.-Екатеринбургского благочиннического округа. По предложение Преосвященного председателя высказать свое впечатление от происходившего 9 октября собрания духовенства и мирян, по вопросу о пастырской визитации, говорили о. Петр Нечаев, о. Феодор Коровин, о. Петр Протопопов, о. Мих. Разсветов, о. Вас. Торопов. Все высказали одно, что мирянам мысль о пастырской визитации понравилась, она заинтересовала их и, если о чем они недоумевают, так только о том, справится ли духовенство с новой задачей, будет ли в силах выполнить ее так, как это желательно её инициатору?

    Владыка замечает, что и у него лично получилось такое же впечатление от собрания. Недоумение прихожан или вернее их сомнение в силах духовенства выполнить задачу несколько преждевременно. Не нужно заранее бояться, а нужно бодро взяться за дело.

    Для большей популяризации идеи, в целях наивозможного облегчения проведения её в жизнь прихода, Владыка ставит на обсуждение собрания вопрос, не следует ли для этого устроить еще особое совещание, на которое пригласить представительниц женской половины всех городских приходов.

    По обсуждении вопроса собрание вынесло такое постановление: поручить настоятелям приходов, по совету с прочими сослуживцами-пастырями, пригласить на собрание, имеющее быть в зале Архиерейского дома 23 сего октября в 2 часа пополудни, тех лиц женского пола, каких они пожелают, но с тем, однако же, чтобы: 1) от каждой улицы прихода было по одной представительнице и 2) чтобы в состав этих представительниц входили лица разных профессий, разного звания и состояния. По приблизительному подсчету всех прихожанок – представительниц должно собраться не менее 84-90 лиц.

    После этого Владыка предложил вниманию собрания послание архиепископа Варнавы к Тобольской пастве по вопросу об оживлении прихода. Основным тезисом послания служит изречение: «Оживляйте веру и оживится приход».

    Затем Его Преосвященство познакомил собрание с содержанием статьи Е. М. „Слово Божие и народ", напечатанной в журн. Пастырь и Паства. В этой статье рекомендуется православным пастырям последовать примеру сектантских проповедников и начать читать и толковать Слово Божие, что, по мнению автора, привлечет народ в храмы Божии. В происшедшем обмене мнений по поводу прочитанного было высказано: Вера, как среди духовенства, так и среди народа сохраняется. Призыв оживлять ее не нов: он современен христианству, провести его в жизнь прихода можно не иначе как путем тесного сближения с народом, а это сближение может быть достигнуто только путем „визитации", следовательно, на осуществление этой визитации и должно быть устремлено все внимание духовенства прежде всего. Народ идет к сектантам не только потому, что там слышит слово Божие, а потому, что там слово Божие толкуют соблазнительно, а духовенство об этом узнает только тогда, когда уже зло успеет пустить прочные корни в приходе; живя обособленно духовенство не следит за тем, что делается у него в приходе. Следовательно, и с этой стороны необходимо стремиться к тому, чтобы пастырь знал своих овец, все их нужды, запросы, стремления и т. п., а для этого нужна „пастырская визитация". Не та визитация, которую любит один пастырь, и на которую жалуются его прихожане, - визитация,  связанная с угощением бражкой, а визитация в полном смысле пастырская, основанная на стремлении к духовному единению в целях достижения царства небесного.

    Как использовать в этом направлении пастырскую визитацию? Отвечая на этот вопрос, Преосвященный председатель указывает два способа. Первый состоит в том, чтобы применять ее к обычным пастырским посещениям домов прихожан при требах. Было бы хорошо, если бы мысль о необходимости сближения с приходом никогда не покидала пастыря, если бы он ставил ее целью при всяком посещении каждого дома. Пусть пастырю в известный день нужно побывать с требами (с молебнами, всенощными) в нескольких домах. Естественно, что он должен будет торопиться, чтобы удовлетворить всех, его ожидающих, ему нет времени останавливаться в каждом доме, но он может из этих домов остановиться в одном или двух, которые заранее себе наметил, и в них постараться сойтись поближе со всеми его домашними. Если в один день, по пути с исполнением обычных своих обязанностей, каждый пастырь будет изучать хотя одну семью, и то будет хорошо.

    Помимо этого способа есть еще другой - это когда пастырь заставит себя посещать своих прихожан специально за тем, чтобы познакомится с ними, изучить их, и будет пользоваться для этого каждой свободной минутой, сообразуясь с расположением своего духа.

    Думаю еще об одном вопросе, продолжал Владыка: есть у нас целый класс людей, на который мы не обращаем никакого внимания: это - прислуга. В словах ап. Павла к Филимону (10-17 стихи) дан образец, как нужно относиться к прислуге. Архипастырь просить пастырей не оставлять без своего попечения и этот класс людей, ибо на него решительно никто не обращает внимания.

    Далее собрание пришло к заключению, что лучше всего пастырскую визитацию начать немедленно, так как теперь самое благоприятное для этого время. Свои посещения прихожан о. Анатолий Меледин рекомендует также принаровлять к семейным праздникам пасомых, а о. Хромцов - вообще к тем или иным переживаниям, испытываемым той или иной приходской семьей. Теперь, по случаю войны, этих переживаний много, стоит только быть внимательным к жизни окружающих.

    О. Вас. Топорков: у меня в приходе есть дер. Балтым. Редко там бываем мы, а между тем я там всех знаю, потому что в деревне все всё знают друг про друга и охотно говорят. Я ездил к ним с волшебным фонарем, они всей деревней сходились в школу и в перерывы я с ними толковал обо всем. В городе у меня есть два двора, где квартир по тридцати на каждом. Вот я и думаю на этих дворах устраивать для детей чтения с картинками в одной из квартир... Чрез эти чтения надеюсь познакомиться со старшими.

    Владыка находит полезным применение этого проекта. Любовь к зрелищам говорит о любознательности. Пастырь многое может сделать, если умело будет пользоваться этой чертой народа. Переходя к вопросу о пастырской визитации, Владыка вспоминает, как многие ссылались на трудность её осуществения, и предлагает обсудить, не нужно ли приходским пастырям пригласить себе на помощь, для духовного окормления своих прихожан, пастырей безприходных - законоучителей, монастырских священников и проч.

    Долго обсуждало собрание этот вопрос. Для оживления приходской жизни, для блага церкви хотелось использовать эту, так сказать „даровую силу", но как это сделать - собрание решить затруднилось. Можно в каждом приходе найти такой уголок, за который приходские батюшки стоять не будут. Можно и из отцов законоучителей найти такого, который согласится взять этот „лишний" для приходского батюшки уголок на свое духовное окормление. Но в чем должно это последнее состоять? В духовном пествовании... А какое же духовное пествование будет без исповеди? Следовательно, духовный пестун должен быть духовником данного ему уголка прихода. Трудно представить себе духовника не молящимся со своими духовными детьми при радости и в горести. Стало быть, духовнику надо разрешить и служение молебнов и всенощных в данном ему „уголке..."  Этого нельзя, говорили на собрании... Допустим, соглашались другие, духовнику запретят править требы „в своем уголке" и он не поедет, но кто запретит духовным детям прийти к духовному отцу в его бесприходный храм и попросить отслужить то, что нужно - молебен, панихиду, всенощную и проч.? Этого - запретить нельзя. Таким образом, духовное окормление части приходов чрез бесприходных пастырей поведет к тому, что все бесприходные пастыри будут приходскими. С этим бы еще мириться можно, если бы настоящее приходское духовенство не терпело через это явного ущерба, который будет бить по карману не одних приходских священников, но вместе с ними и диаконов и псаломщиков... В конце концов, не зная к какому решению прийти, оставили вопрос открытым».

    Что касается вопроса об устроении в городе приходской жизни в будущем, то на этот счет Владыка высказал несколько предположений: 1) одну церковь – ныне бесприходную - сделать приходской, ибо эта церковь не несет никаких расходов на удовлетворение епархиальных нужд, а между тем сама живет на счет доходов других церквей, в районе которых находится. 2) дать небольшие приходы церквам кладбищенским. 3) увеличить число штатов духовенства и 4) применить закон о предельном количестве уроков для каждого законоучителя из приходских пастырей, а для остальных уроков открыть должности бесприходных законоучителей. Эти меры разгрузят городское духовенство от непомерной работы, но так как они в тоже время нанесут и ущерб духовенству, то проведение их должно быть отложено до более благоприятного времени. Ныне при той страшной дороговизне, какая стоит на все предметы первой необходимости, нельзя лишать духовенство лишнего заработка. Закончил собрание Владыка опубликованием программы следующего заседания 2 октября в 2 час. дня и предложением о.о. настоятелям пригласить на это собрание своих прихожанок, а ему, к пятнице доставить подробный список приглашенных с указанием их адресов».        Прот. Уфимцев.

     

    23 октября в 2 час. дня в зале Архиерейского дома состоялось особое собрание, на котором присутствовали приходские пастыри г. Екатеринбурга и В.-Исетского зав. - всего 15 человек и приглашенные ими в качестве представительниц от женского населения приходов города и В.-Исетского зав. 90 прихожанок.

    По входе Преосвященного Архипастыря в зал собрания присутствующие пропели общим пением молитву Царю Небесный, после чего Владыка возгласил: И о сподобится нам слышанию св. евангелия Господа Бога молим!..

    - Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй!..

    - От Матфея св. евангелия чтение! возгласил Владыка, и собравшиеся пропели:

    - Слава Тебе, Господи, слава Тебе...

    Архипастырь прочел: „Во время оно Единииженадесять ученицы идоша в Галлилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнешася. И приступил Иисус и рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь". (Мф. 28, 16-20).

    Присутствующие снова пропели благодарственный стих: - Слава Тебе, Господи, слава Тебе, - и заняли приготовленные для них места.

    В последовавшей затем речи Владыка ознакомил присутствующих с целью настоящего собрания. „Ревнуя о спасении вверенной мне, говорил Архипастырь, Екатеринбургской паствы, состоящей из нескольких сот тысяч православных и иноверных, при помощи своих помощников - пастырей и благодати Божией, я остановился на одном из действий пастырского служения и самом главном, по моему мнению, - это на так называемой пастырской визитации. Я пригласил вас сюда с той же целью, с какою уже приглашал сначала наших пастырей, затем мужчин: я пожелал пригласить вас всех, чтобы поделиться с вами мыслями о пастырской визитации, как средстве спасения. Итак, наше слово будет о пастырской визитации.

    - Визитация, визит, хождение, посещение пастырями своих пасомых, с целью ближайшего ознакомления со своим приходом и полного изучения своих прихожан. Такие посещения я считаю самым первым и самым главным действием пастырского служения. Сам Господь Иисус Христос, прежде чем начать свое учение, пошел на реку Иордан и там крестился от Иоанна, а затем пошел в пустыню и там сорок дней молился, претерпел искушения от дьявола и после того уже пошел всюду со своей проповедью. Ходил он по городам, начиная с главного города Иерусалима, ходил по селениям, проповедовал в домах и на площадях, на улицах, в поле, на озерах и морях - всюду призывал всех, всем проповедовал царствие небесное. Посещал тех, которые его звали, и тех, которые не звали. Напр. Левий, Закхей, Сотник. Так поступал Сам Господь Иисус Христос, так заповедал поступать и своим ученикам и апостолам и их преемникам - епископам и священникам. Я прочитал вам св. евангелие по церковному, теперь позвольте мне прочесть вам его по-русски: „Одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и увидевши Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь".

    Видите, сестры, что сказал Спаситель:

    - Идите, научите... „Идите" - это слово и указывает на необходимость пастырской визитации: не сидите на местах, а идите. И мы видим, что св. апостолы, исполняя повеление Господа, сидели в Иерусалиме только до тех пор, пока на них не сошел Дух Святой. По сошествии же Св. Духа, апостолы пошли с проповедью по всему миру, а один из них - св. апостол Андрей Первозванный, дошел и до нашей России, был в Киеве и, будто бы, доходил даже до Новгорода. Всюду ходили апостолы, а когда нужно было – сходились, как, напр., было при успении Божией Матери, когда апостолы были собраны к одру Богоматери неким чудом. Как делали апостолы, так делали и их преемники. Они ходили по городам и весям, проповедуя Слово Божие, и собирались в особые места для Богослужений. Первым храмом была та горница, в которой установил Господь Иисус Христос таинство причащения. Вторым местом для молитвенных собраний христиан была сионская горница, может быть, в доме Иоанна Богослова. Когда наступили времена гонений, и христианам нельзя было открыто собираться для молитвы, они стали собираться в катакомбах. Затем, когда засияла вера Христова, стали строить храмы Божии. Но визитация не прекращалась: Епископы и пастыри ходили по пасомым, научая их. Шли века. Явилась вера православная на Руси. К князю Владимиру пришли с «визитом» греческие проповедники, показали картину страшного суда. Приходили и другие - латиняне, магометане и евреи. Но князю более понравилась греческая проповедь... Словом, я говорю, что в то время была визитация. Появились на Руси греческие епископы и священники, стали ходить и совершать дело проповеди. Стали строить храмы... Так шло проповедование, и первым его действием было хождение. Так росла могучая Русь. По всему лицу земли русской рассеяны храмы Божии, везде есть пастыри и ходят они по своим пасомым, сеют Слово Божие, разносят благодать, полученную от Господа Иисуса Христа.

    Прихожане ходят в храмы Божии, почему и называются „прихожанами". Учение идет в храме Божием, где стекаются отцы и матери, а оттуда они научают своих деточек. Так шло, так идет до сих пор.

    Велика, могуча и прекрасна Русь святая! Постепенно она ширилась. Множество народов вошли в нее. Но всегда было так, что вера православная была единственной. Как только вступал в семью русскую какой народ, посылались к нему проповедники. Так было сначала, а теперь совсем иное. На Руси была одна церковь, одни пастыри. Они научали, проповедовали и не насилием, а проповедью насаждали православие. Были одни учителя, одни школы. А теперь? Посмотрите, теперь какое множество школ и учителей! Страх берет, как Св. Прав. Церковь еще держится! Кто не мнит себя учителем! Каких школ нет: хороших и дурных, скверных и прескверных! Вот школа кинематографа: там учат вас и деток ваших. Великое дело показывать картины. Вот князю Владимиру показали картину страшного суда и, какое она имела на него влияние! Что же там в кинематографах? Стыдно одних разговоров, что там показывают! Конечно, есть там и хорошее. Бочка меда и ложка дегтя, говорит пословица... И портит все... А здесь - наоборот: бочка дегтя и ложка меда... Уже „хвосты" завелись у этих кинематографов.

    Вот какие школы появились ныне!.. Но быть может, говоря о кинематографах, я ошибаюсь? Скажите, сестры правду ли я говорю? Скажите, хорошее там показывают?

    Одна из дам: Бывает хорошее, бывает и дурное. Если дурное видела, буду опасаться его...

    Владыка: Если бы все так рассуждали, как вы, и действительно опасались бы дурного, а то бывает наоборот: дети насмотрятся и пытаются подражать. Например, возьмите так наз. пинкертоновскую литературу. Казалось бы, не надо бы подражать действиям злодеев, описанным там, а между тем в Шадринске учащиеся делали именно то, что и герои Пинкертона. Плохая школа - кинематографы, где подбираются картины даже не всегда людьми православными, благожелательно настроенными по отношению к русскому народу и русскому государству.

    Иванова М. В.: Я почти не бываю в кинематографах, но когда меня вытащат, мне тяжело там сидеть, я плачу... Если бы их не было, было бы лучше.

    Владыка: Нам не дано власти закрыть кинематографы, но мы можем не ходить туда. В первые времена христианства не такие еще были мерзости, но христиане не пускали своих детей на такие зрелища.

    Теперь слишком много школ: книги, газеты, издаваемые православными и неправославными  - все это школы. Много стало и учителей разных… Прежде таковыми были только пастыри. Были они простые люди, просто говорили, сердечно проповедовали, и их все слушали. Теперь у нас пастыри ученые, но их слово тонет среди других учителей. На западе у нас католичество. Ксендзы вырывают православных из лона Прав. церкви. Там же лютеранство немецкое старается раздробить и уничтожить православие. Явилась штундисты, рвут они на части юг России. Посаженные учить русских земледелию, они учат неметчеству. Обманщики-учителя, прежде всего, стараются хулить веру православную. Нужно удивляться, как еще сохранилась вера православная на Руси. Множество друг. вер - магометанство, еврейство, язычество - все они идут на православие, а в последнее время даже идолище поганое вывезли в Петроград и устроили капище. И это пред самой войной! В прежнее время заботились, как бы иноверных обратить в православную веру, а теперь пойдите с проповедью к татарам, и про вас скажут, что вы восстанавливаете одну народность на другую и привлекут вас к ответственности. Теперь сами пастыри должны охранять себя. Тяжелое время. Теперь все живут, как хотят, и молятся, как хотят, да и не только сами молятся, как хотят, но и других еще отрывают от веры православной. Возьмите две столицы - Москву и Петроград, прежнюю и новую. В первой 232 приходских церкви. Это мне известно, ибо я там был наблюдателем ц.-прих. школ. Жителей в Москве 1 миллион, а в Петрограде 2 миллиона. Значит, вы думаете, там 464 церкви. Так... Но я вам скажу, только вы не ужасайтесь: там сорок приходских церквей! Вот старое и вот новое православие. Но не нам порядки устанавливать, нам надо внимать тому, что совершается, и принимать свои меры. В Петрограде, правда, много домовых церквей, но много их и в Москве, но туда не всех ведь и пустят. И у нас населения 100 тыс., а церквей приходских 8 - 9. Священников мало. Им тяжело. Они едва успевают требы совершать, но жизнь идет своим чередом, благодать действует через таинства, жизнь идет, но тихо, и нужно, чтобы она оживилась. У нас много старообрядцев. Старообрядцы - это народ, который от церкви откололся при царе Алексее Михайловиче. Они начали ругать Царя и Церковь, их за это наказывали, а они отбежали. Держатся буквы, сохраняют старину, старые обычаи, но не имеют благословения. Таковы „часовенные"... Есть еще „австрийское согласие"- название показывает, откуда оно получило свое начало. Обманным образом им поставили  священство, но это священство самодельное, самочинное, безблагодатное! Несчастные беспоповцы, но еще более несчастны „австрийцы", сами себе поставившие попов. Но эти люди, держась буквы, препятствуют проникновению разных сект. Нужно поучиться тому, что они живут твердо, знают свои обычаи и их передают друг другу. Теперь в эту страшную пору, когда нападение на Русь идет со всех сторон, когда немцы захотели полонить всех, надо обратить внимание на себя. Есть у нас храмы, но их мало посещают. Есть прихожане и пастыри, но друг друга они мало знают... Где же и знать, когда несколько тысяч падает на одного священника! Нужно обратить внимание на посещение. Спаситель сказал, что каждую овцу пастырь глашает по имени. Вот идеал пастыря! И нам нужно быть такими же пастырями. Сущность визитации: знать каждую овцу. Знать в приходе не только богатых, но и бедных, знатных и незнатных, хозяев и прислугу, на которую никто не обращает внимания. Нужно, чтобы каждый, входя в дом, знал отца, мать, детей, знал их радость и горе. Нужно, чтобы пастырь проникался жизнью каждого, но это не значит, чтобы пастырь врывался насильно в каждую семью. Есть много случаев, когда можно посетить семью, но не думайте, чтобы пастырь насильно врывался со своими назиданиями и проповедью, нет, для этого есть таинство покаяния. Во время визитации пастырь только внемлет словам жизни, присматривается, какова эта жизнь, чтобы быть отцом (недаром он называется батюшкой), да таким, каким нарисован отец в притче о Блудном сыне.

    В притче о Блудном Сыне сказано, что лишь только сын этот пришел в себя, одумался, встал и пошел к своему отцу, смотрите, как отнесся к нему отец, как встретил его: он выбежал к нему навстречу, пал на шею его, облобызал его, ввел его в свой дом... Вот каковы должны быть отношения между пастырем и пасомыми. Пастырь должен быть всегда готов встретить каждого обращающегося, всегда должен зорко следить, чтобы иметь возможность вовремя заметить всякую ненормальность в приходской жизни и по возможности ее предупредить.

    Пастырская визитация - это не значит, чтобы батюшки шлялись без дела по приходу, как думают иные; она имеет свое значение. Говорят, что для некоторых посещение пастырей будет неприятно... Скажите, сестры, если пастырь придет навестить кого, неужели нашелся бы такой, который был бы не рад его приходу?

    Одна из дам говорит, что есть люди неверующие, которые, действительно, избегают священников: говорят, что нам их не нужно...

    Владыка: Такие люди должны быть на учете у каждого пастыря в приходе, как люди, находящиеся на краю погибели. Они должны быть предметом особенной молитвы батюшки. При визитации по приходу пастырь узнает таких людей и будет иметь их в виду, как людей больных, о которых еще Царь Давид сказал: „Рече безумен в сердце своем, несть Бог". Пастырь должен терпеливо ждать случая, когда бы ему можно было приблизиться к таким людям, и для этого он должен употреблять все меры подобно апостолу, который говорит про себя, это он был с немощным - немощной, всем был для всех, чтобы хотя некоторых спасти. Теперь мы не знаем этих больных людей, а потому не можем их и расположить к себе. Визитация поможет нам узнать их.

    Дорогие сестры! Я вас и пригласил, чтобы раскрыть вам главное дело пастырского служения. Пастырь должен стараться ознакомиться с приходом, сойтись. Необходимо, чтобы приход узнал пастыря, чтобы было едино стадо и един пастырь в каждом приходе. Только там, где пастырь знает свой приход, только там может быть правильная приходская жизнь, только там могут быть развиты и дела благотворительности... И это вполне понятно: богатый рад бы помочь, да не знает кому, а пастырь укажет...

    О насилии здесь не может быть и речи, а только полное единение. Когда оно будет, не страшны будут тогда никакие вороги. Тогда прихожане голоса чужих учителей, если они явятся, не послушают.

    Пригласил я вас, чтобы вы усвоили наш взгляд на пастырскую обязанность знать своих овец, чтобы могли вы отличить пастыря от наемника, чтобы сами поняли и всем своим знакомым рассказывали, что каждый должен относиться с доверием к отцу духовному, быть откровенен с ним, когда он придет в дом, ибо придет он не ради любопытства, а ради разделения горя и радости.

    Много слышали мы о том, что было бы гораздо лучше, если бы батюшки были обеспечены жалованьем: тогда они не стали бы руководиться пословицей: „волка ноги кормят" и стали бы больше уделять внимания своим пастырским обязанностями. О, трудно, сестры ожидать, чтобы все духовенство было обеспечено! Конечно, при обеспечении жалованьем у духовенства было бы более свободного времени, но всегда ли более обеспеченный является и более деятельным?

    Одна из дам высказывается, что все же лучше было бы назначить священникам жалованье, размер которого она определяет в 200 руб. в месяц.

    Владыка: Легко сказать 200 руб. Это значит – 2400 руб. в год одному священнику... А откуда их взять? Из казны? Но она бедна: по 300 руб. в год она не может давать всем священникам, а где же возьмет по 2.400 руб.?

    Получают у нас большое жалование, да только не православные священники, а немецкие пасторы...

    Тяжело, трудно работать православному духовенству, но мы не должны мечтать о несбыточном будущем, а должны руководиться тем, что есть и на этом строить свои планы.

    Если мы, сестры, не будем скрываться от священника, если все сплотимся воедино - это будет большим подспорьем для священника. Не старайтесь же скрыться от священника, когда он придет к вам... Но как вы находите эти посещения? Желательны ли они?

    Г-жа Тихомирова говорит, что они не только желательны, но необходимы, а потому приветствует их с радостью и выражает уверенность, что так же, как и она, отнесутся к посещению батюшек и все её знакомые.

    Десятки голосов подтверждают слова Капитолины Ивановны.

    Когда гул голосов несколько затихает, одна из дам заявляет: Без батюшек мы быть не можем... Уже один приход священника в дом создает для нас какое-то хорошее настроение...

    С новой силой раздается одобрительный гул голосов. Из общего хора то и дело вырываются отдельные фразы:

    - Батюшками мы все довольны!

    - Батюшкам мы всегда рады!

    Некоторые, не довольствуясь этим, начинают хвалить „своего" батюшку. Владыка успокаивает собрание и просит присутствующих, чтобы они всем порассказали о том, что здесь слышали, предупредили бы других о предстоящих посещениях и разъяснили бы, что бояться этих посещений нечего. Теперь батюшки ходят по домам с иконами, с крестом, с молитвой, но в это время им некогда задерживаться в каждом доме, а потому лучше, если они будут посещать своих прихожан специально с той целью, чтобы ближе с ними познакомиться. Конечно, обойти всех трудно, но вы, сестры, способствуйте вашим батюшкам, облегчайте их труд и прежде всего своей христианской жизнью...

    Говорят, пастырь будет обличать, когда узнает что-нибудь нехорошее про кого-нибудь из прихожан, и этих обличений боятся. Это совсем напрасно. У апостола на этот счет дано пастырям такое указание: Аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовные, исправляйте такового духом кротости.

    Я думаю, что когда пастырь будет близко стоять к каждой семье, то и без всяких слов укоризны жизнь будет направляться к добру. Само появление священника в доме, где не все благополучно, будет значить много, заставит всех „подтянуться", да и сам батюшка должен будет внимательнее смотреть за собой. Таким образом, невольное общение чрез пастырскую визитацию поведет к взаимному сближению, а чрез это произойдет улучшение взаимной жизни... Теперь пастыри зовут своих прихожан к лучшей жизни чрез свою проповедь в храмах, но ведь в храмах говорится проповедь на общие темы, а во время визитации можно будет беседовать на частные темы, которые и ближе и больнее сердцу каждого. Я не вижу возражений против пастырской визитации с вашей стороны, и потому вывожу заключение, что они желательны для вас. Прошу вас, сестры, содействовать этому великому делу. От женщины зависит в этом деле многое, если только не все. От женщины произошла погибель чрез грех Евы, но от женщины же пришло и  спасение, чрез Пресвятую Матерь Божию, родившую нам Господа Иисуса Христа. Во времена земной жизни Христа женщины много служили Господу от имений своих. Иные внимали словам Христа, как Мария, другие заботились о пище, служили как Марфа. Значение женщины в христианской общине всегда было велико. Велико оно и в настоящее время, когда женщина является подругой мужа, воспитательницей и наставницей своих детей. От неё зависит и само обновление церковной жизни.

    Призывом к дружной работе на пользу Церкви Архипастырь закончил свою речь.

    Собрание окончилось в 4 часа по полудни. Все присутствующие приняли благословение Владыки. Многие, прощаясь, благодарили за приглашение и просили устраивать такие собрания и в будущем. 

    Категория: История Екатеринбургской епархии. | Добавил: Рина (25.07.2012) | Автор: Валерий Богомолов
    Просмотров: 588 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2018