Категории раздела

Статьи о храмах. [17]
Биография священника. [6]
Разное. [28]
История Екатеринбургской епархии. [11]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [2]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [2]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [1]
Храмы Каменского района. [2]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [1]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [0]
Храмы Сысертского района. [10]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [0]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [0]
Храмы Челябинской епархии. [1]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Понедельник, 20.08.2018, 23:54
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Биография священника.

    Серафим, епископ Екатеринбургский и Ирбитский

    Биография епископа Серафима.

     

    Епископ Серафим, в мире Сергей Георгиевич Голубятников, сын священника Воронежской епархии, Задонского уезда, родился в 1856 г. По окончании курса в Воронежской духовной семинарии в 1879 году, Сергей Голубятников поступил сначала преподавателем в Новосвияжское училище Острогожского уезда. В 1880 году Сергий Георгиевич перешёл в область Войска Донского, в Большинское народное училище, а 26-го сентября 1880 года был назначен псаломщиком к Большинской Христо-Рождественской церкви.

    2-го августа 1881 года он был рукоположен в священники к Николаевской церкви посёлка Балабинского Донской области. Через 4 года был переведён настоятелем храма на Туровском хуторе. Здесь он открыл на свои средства школу для девочек, был в ней законоучителем, а также состоял и местным участковым наблюдателем церковно-приходских школ. Храм украсил внутри и снаружи, за что и получил благодарность от епархиального начальства. Трудился, что называется, не покладая рук. Но здесь постигла великая скорбь молодого пастыря: он схоронил свою супругу и друга. Но как ни тяжело ему было, но все же десятилетняя супружеская жизнь познакомила его с радостями, невзгодами и печалью сельского пастыря; знаком ему стал и простой поселянин, и не по рассказам, а из самой жизни.

    Прошло пять лет, и в 1890 году о. Сергий поступил в число студентов Московской духовной академии. Окончив курс, в 1899 году со степенью кандидата богословия 9-го октября того же года о. Сергий был пострижен в монашество ректором академии епископом Арсением с именем Серафима, а 25-го октября был назначен казначеем кафедрального Московского Чудова монастыря.

    11 мая 1900 года иеромонах Серафим был назначен настоятелем Московского Высоко-Петровского монастыря с возведением в сан архимандрита. Много потрудится он на пользу этой обители: все храмы были им благолепно возобновлены и украшены внутри и снаружи, открыта при монастыре церковно-приходская школа, построен по проезду Петровского бульвара громадный доходный 4-х этажный дом, переделаны остальные монастырские здания. При самом близком содействии о. архимандрита Серафима, для устройства Московского епархиального дома была уступлена земля, принадлежащая монастырю, в количестве 1000 кв. саж. по Лиховому переулку. В самой постройке епархиального дома он принимал самое горячее участие, состоя самым деятельным членом комиссии. Устройство этого громадного и прекрасного учреждения обратило на себя внимание всей России; этот дом занял такое место среди других епархиальных учреждений Москвы, что теперь трудно и представить Московскую епархию без этого объединительного учреждения, в котором духовенство входит в самое тесное общение по всем нуждам своего служения.

    20 Декабря 1901 года о. архимандрит был назначен столичным наблюдателем церковно-приходских школ и положил массу труда и энергии, зорко следя за ходом учебного и хозяйственного дела и не давая возможности существовать каким-либо злоупотреблениям. В 1902 году о. архимандриту было поручено наблюдение за устроенными в Московских монастырях школами для послушников. В 1904 году он был избран членом и делопроизводителем комитета по сооружению храма на Миусской площади в память 19 Февраля и, кроме того, состоял членом многих братств и благотворительных учреждений.

    Высочайшим указом от 13 декабря 1904 г. и благословением Св. Синода настоятель Высоко-Петровского монастыря архимандрит Серафим назначен Епископом Можайским, 4-м Викарием Московской епархии. Наречение, по распоряжению митрополита, было совершено в обширной древней мироваренной палате 29 декабря; при наречении архимандрит Серафим произнёс слово, в котором, указав на пути промысла Божия в его жизни, высказал, что „все это, даже всякого рода искушения, на благо послужили ему, дабы, искушен быв сам, мог и искушаемым помощи". В воскресенье 2 Января в большом Успенском соборе была совершена хиротония архимандрита Серафима в сан епископа Можайского. Хиротонию совершали митрополит Владимир Московский, преосвященные: Лаврентий, епископ Тульский и Белевский, Григорий, управляющий Донским монастырем, Иоанн, управляющий Симоновским монастырем, Трифон, еп. Дмитровский, Евдоким еп. Волоколамский, Никон, еп. Серпуховский, Нестор, еп. Балахинский, и Нафанаил, управ. Спасо-Андрониковским монастырем.

    9 июля 1906 года Епископу Можайскому Серафиму Высочайше повелено именоваться третьим Викарием Московской епархии и быть настоятелем Звенигородского Саввино-Сторожского монастыря. 15 февраля 1908 года Епископ Серафим назначен Епископом Подольским и Брацлавским, где и находился в течение шести лет до самого назначения на Екатеринбургскую кафедру 20 марта 1914 года.

     

    В Екатеринбургской епархии.

     

    Епископ Серафим прибыл в Екатеринбург 13 апреля 1914 года и занимал кафедру Екатеринбургскую и Ирбитскую в самые последние годы Царской России, с 1914 по 1917 г.г. Годы эти пришлись на 1-ю мировую войну, отречение царя, правление временного правительства. Епископ Серафим обладал даром слова, он знал и чувствовал, что происходит вокруг, как в епархии, так и в стране.

    24 апреля-6 мая Преосвященный Серафим ездил С.-Петербург по делам епархии, там он ходатайствовал об открытии в Екатеринбурге Духовной семинарии. Ему сказали, что можно будет открыть не только два класса, но и все остальные, если епархия найдёт для них помещение. Городская Дума ещё 18 августа 1911 года полагала отвести под постройку здания Духовной семинарии 2/3 квартала между улицами Гилевской, Байнауховской и 2-й и 3-й загородными. Кроме того, постановила поручить Управе на 6000 кв. сажен выдать дарственную запись, а остальную свободную землю в квартале, впредь до особого распоряжения Думы, никому не продавать. Здание это, видимо, построено не было, т.к. семинария до 1917 года располагалась в зданиях духовного училища, в частности в специально отдемонтированном и приспособленном для неё здании общежития Духовного училища на Верходановском месте. Сама семинария в составе 5 классов была открыта с 1916-17 учебного года, но, в связи с революционными событиями, просуществовала недолго. 28 февраля 1918 года здание духовной семинарии было занято военным отделом Совета крестьянских депутатов и партизанским отрядом местной организации анархистов. После красноармейцев в здании духовного училища и семинарии размещалась военная комендатура и один из полков, поэтому в 1918-19 учебном году занятия проходили в здании псаломщической школы.

    Поступив на кафедру, занимаясь Верхотурскими торжествами и подготовкой к приезду в Верхотурье великой княгини Елисаветы Федоровны, епископ Серафим организовал паломничество 6-25 мая 1914 года из Екатеринбурга в Верхотурье ко дню освящения новой сени над мощами св. прав. Симеона Верхотурского, идею которого подал председатель Никольского общества трезвости Рожков.

    Маршрут паломничества намечался такой. Из Кафедрального собора до д. Пышма (12 в.) где остановятся на ночлег. Из д. Пышмы через Медный рудник, Балтым в с. Мостовское, ночлег – за день планируется пройти 25 в. Из села Мостовского переход на ночлег в Мостовской прииск (15 в.). Далее в село Шайтанское (18 в), ночлег. Из Шайтанского в село Липовское (12 в.) до Точильной горы (9 в.), ночлег. Переход в село Глинское (7 в.) к литургии, далее в с. Аромашское (6 в.), ночлег. Переход в с. Аромашковское Верхотурского уезда (17 в.), ночлег. Переход в с. Коптеловское (16 в.). Переход в Алапаевский завод к всенощному бдению (16 в.). День отдыха в Алапаевском заводе. Переход из Алапаевского завода через Нижне-Синячихинский завод (10 вер.) на ночлег в с. Останинское (11 вер.). Переход из с. Останинского через с. Монастырское (7 вер.) на ночлег в дер. Липовку (10 вер.). Порану переход из дер. Липовки в с. Рычковское (4 вер.) откуда после литургии отправляются на ночлег в с. Шипицинское (11 вер.). Переход из Шипицинского через дер. Тычкину (8 вер.), с. Комарово (2 вер.) и с. Топорковское (3 вер.) на ночлег в с. Мугайское (3 вер.). Переход из с. Мугайского на ночлег в дер. Волоковую (26 вер.). Переход из дер. Волоковой в с. Меркушинское (25 в.). Весь день отдых в с. Меркушинском. Переход из с. Меркушинского через с. Усть-Салдинское (16 вер.) на ночлег в с. Красногорское (12 в). Переход после литургии из с. Красногорского до города Верхотурья (24 вер.).

    С паломниками пошли священники Михаил Суворов, Иоанн Антонинов, Аристарх Пономарев и Сергий Стахиев. Им сопутствовал до места своего жительства о. Стефан Хитров из с. Медный Рудник. Из Екатеринбурга несли икону Св. Великомученицы Екатерины. Число ушедших 6 мая в Верхотурье из Екатеринбурга - более тысячи человек. 10 мая было получено сообщение, что при проводах паломников из Алапаевского завода число их возросло до 5000 человек. 24 мая паломники прибыли в Верхотурье в числе до 6 тысяч человек, после чего Преосвященный Серафим освятил сень над мощами святого праведного Симеона Верхотурского. Паломниками было пройдено 354 версты, вместо 325-ти, из-за непредвиденных обстоятельств: разлив рек и прочее. Обратно из г. Верхотурья в г. Екатеринбург паломники возвращались тем же путём, выйдя из Верхотурья 28 мая 1914 года. Верхотурский монастырь послал с ними в благословение от обители г. Екатеринбургу икону св. прав. Симеона Верхотурского Чудотворца. Священник А. Пономарев всё время пути вёл «дневник паломника», красочно описав весь ход паломничества. Судя по расписанию, икона св. прав. Симеона, прибывшая из Верхотурья с крестным ходом, до 22 июня пребывала в Крестовой церкви. Затем, в течение двух месяцев икона побывала в 10 городских церквях и 31 августа вернулась в Крестовую церковь для постоянного пребывания.

    Для того, чтобы знать нужды приходов в различных частях епархии, попутно инспектируя их, и удовлетворяя своё любопытство, епископ Серафим совершил 26 поездок по епархии. Поездки были разные, часто многодневные. Он побывал во многих приходах, в том числе и тех, жители которых очень давно или совсем не видели епископа в своих храмах. В своих проповедях во время поездок, да и в Екатеринбурге, он затрагивал злободневные темы: пьянство, отход населения от веры, призыв новобранцев, молитвы о русском воинстве, царе и отечестве, видя особенности прихода, говорил проповеди о них, хвалил достоинства, порицал недостатки и призывал исправиться. Он мог прийти в никогда не посещаемый епископами кладбищенский храм и отпеть безвестного умершего странника, проезжая мимо Карабашской или Тагильской горы – взобраться на неё. С началом войны призывал покаяться и изменить свою жизнь, а также постоянно молиться за ушедших на войну, помогать им как материально, так и молитвенно, постоянно, сам проводя молебны за русское воинство, царя и отечество, а также проводя различные сборы. Во время войны, снисходя к просьбам псаломщиков, он увеличил количество рукоположений псаломщиков в дьякона, часто оставляя их на псаломщических вакансиях: 1914 год – 5 человек; 1915 год - 11; 1916 год - 87 человек; 1917 год по март - 8. Итого: 111 новопоставленных дьяконов. Что же касается священников, то они рукополагались более равномерно, хотя пик приходится на 1916 год: 1914 год - 13; 1915 год - 26; 1916 год - 33; 1917 год: по март - 5. Итого 77 человек.

    Приводим время поездок еп. Серафима по Епархии: 1914 год: 7-10 мая (Верхотурский монастырь), 23-30 мая (Верхотурье), 11-19 июля (Верхотурский уезд), 10-14 сентября (Верхотурье), 30 сентября-2 октября (Каменский завод), 11-20 октября (Екатеринбургский уезд), 5-10 ноября (Камышловский уезд), 8-9 ноября (Далматов). 1915 год: 7-11 мая (Верхотурье), 30 мая-8 июня (Верхотурские монастыри), 2-13 июля (Шадринский уезд), 31 июля-16 августа (Камышловский уезд), 10-16 сентября (Верхотурский уезд), 1-9 ноября (Камышловский уезд). 1916 год: 2-12 марта (Верхотурский уезд), 21-28 апреля (Екатеринбургский уезд), 6-12 мая (Верхотурский уезд), 20-27 мая (Екатеринбургский уезд), 1-5 июня (Камышловский уезд, после – уехал в Тобольск на прославление Иоанна Тобольского (Максимовича)), 4-16 июля (Ирбитский уезд), 20 июля, 23-24 июля, 12-26 августа (Шадринский уезд), 9-14 сентября (Верхотурье), 6-9 ноября (Камышловский уезд). 1917 год: 20-26 января (Екатеринбургский уезд).

    С прибытием Владыки Серафима в епархию последовали некоторые изменения в учебном процессе школы для приготовления псаломщиков. Владыка обратил внимание на то, что школа обходится епархии свыше десяти тысяч руб. ежегодно, а из своих стен не выпускает и десяти правоспособных псаломщиков в год. Ранее при назначении на псаломщические места обычно проверялось только умение петь на гласы да по обиходу, да кое-какие знания из Закона Божия, церковного устава и прочего, вследствие чего псаломщик-регент в Екатеринбургской епархии был редким явлением. Преосвященный Серафим, ознакомившись с положением дела, сделал распоряжение, чтобы экзаменационная комиссия, при испытании лиц ищущих мест псаломщика, обязательно удостоверялась в способностях и умении их вести обучение хоровому пению. Владыка распорядился, чтобы все воспитанники школы были приучаемы к регентскому искусству и по очереди управляли хором псаломщиков за всеми богослужениями в Крестовой церкви. До этого времени ученики псаломщической школы обычно пели под руководством о. Заведующего, и, конечно, только „тянулись" за своим руководителем. Так же Владыка открыл общество вспомоществования недостаточным в материальном плане ученикам школы

    11 марта 1914 года (по н. ст.) императором Николаем 2-м был утверждён документ о закрытии питейных заведений сельскими обществами, что привело к трезвой жизни на территории России. К принятию этого документа страна шла многие годы. К 1914 году практически повсеместно открылись общества трезвости, стали издаваться сотни газет и журналов о трезвости, в школах ввели антиалкогольное воспитание. В 1914 году 86% населения России, путём опроса, высказалось за запрещение производства и продажи алкоголя. Отменен же закон о трезвости был в 1925 году, когда под предлогом поднятия промышленности в стране была введена монополия на водочные изделия.

    В Екатеринбургской епархии, как прежде в Подольской, епископ Серафим ввёл обычай вручать новорукоположенному священнику пастырский жезл в знак пастырского достоинства и как символ пастырской власти над стадом словесных овец с произнесением наставления. Первый раз такое событие произошло 27 июля 1914 года, когда был рукоположен в сан священника диакон Стефан Неверов.

    16-18 июля 1914 года, перед самой войной с Германией, г. Верхотурье посетила княгиня Елисавета Федоровна. 15 июля (даты даны по ст. ст.) 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. 19 июля Германия объявила войну России, 21 июля – Франции, 22 июля Великобритания – Германии. Началась война, которую позже назвали мировой. В бой вступили многомиллионные армии. Военные действия охватили территорию Европы, Азии и Африки, велись на всех океанах и многих морях. В войну во всем её течении было вовлечено 38 государств.

    6 августа 1914 года состоялся крестный ход из всех городских и Верх-Исетского завода церквей в Уктус, с молебном о даровании победы русскому оружию. Молебны о даровании победы русскому воинству служились епископом Серафимом довольно часто, в конце 1914 года к ним добавились панихиды. Его Преосвященство установил дни, в которые им будут совершаться всенародные моления о даровании победы, еженедельно: в понедельник – в Крестовой церкви литургия и акафист Св. Пр. Симеону; во вторник - в Тихвинской церкви Ново-Тихвинского женского монастыря - акафист Тихвинской Божией Матери; в четверг в Екатерининском соборе после литургии - акафист Пр. Симеону; в пятницу - в Крестовой церкви за вечерним Богослужением; в субботу – литургию в той же церкви. На Епархиальном съезде епископом было предложено ввести духовенство в богослужебный молитвенный круг. Акафист перед иконой «Утоли моя печали», находящейся в церкви архиерейского дома, читался еп. Серафимом с пятницы на субботу, по 6-й песни канона, практически еженедельно со времени вступления на кафедру.

    1 ноября 1914 года отслужена великая панихида по вождям и воинам на поле брани убиенным. 29 июля 1915 года Еп. Серафим предложил духовенству епархии поминать на сугубых эктениях, за всеми литургиями, не исключая воскресных дней, поимённо всех, призванных из среды прихода, воинских нижних чинов, на поле брани подвизающихся, а равно „и в пленении сущих", если таковые есть из среды воинов-прихожан, и о нахождении их в плену имеются точные данные; на заупокойных же эктениях возглашать имена прихожан, „на поле брани за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших". Приходским Попечительным Советам вменялось в непременную обязанность составить список всех прихожан, находящихся на действительной воинской службе, следить за судьбой призванных и по мере получения известий о каждом воине делать соответствующие отметки, занося в них сведения о подвигах, ранах, полученных знаках, отличий и смерти героев, и списки эти хранить при церквах, представляя их в дни ревизии епископу.

    По случаю всех значимых побед духовенством служились благодарственные молебны, к примеру: 23 сентября 1914 года по случаю первой победы над германцами, и 5 февраля 1916 года по взятии Эрзерума.

    Остро встал вопрос помощи духовенством епархии семьям воинов, ушедших на войну. Приходские священники призывали народ доброжелательно относиться к ним, помогать, кто, чем может. Помощь была и обще епархиальная, к примеру, 9 августа 1914 года проводились сборы в пользу семейств воинов, призванных из запаса и ополчения, а в декабре 1914 года от епархиального начальства поступило указание о материальной помощи семьям ушедших на войну псаломщиков. По всей епархии при церквях открывались Попечительные советы для оказания помощи семьям призванных в ряды армии. 9 марта 1915 года даже вышел указ епархиального начальства о штрафовании тремя рублями тех настоятелей, которые не откроют Попечительных советов.

    В связи с этим же вопросом стали открывать летние ясли для детей, чтобы оставшиеся дома взрослые могли зарабатывать на жизнь семье. Открытие яслей получило широкое распространение, т.к. рабочих рук всё больше не хватало. Приведём некоторые данные о местах открытия приютов-яслей: при Архиерейском доме – открыты 15 июня 1915 года; Нижний Тагил - ясли в помещении Кирилло-Мефодиевской ц.-п. школы – открыты 5 июля 1915 года; в помещении градо-Вознесенской ц.-п. школы – открыты 2 июля 1915 года; приют в Нижнетагильской Выйско-Казанской ц.-п. школе; ясли в деревнях Балтым и Пышме; отделение Романовского приюта при приюте Ново-Тихвинского женского монастыря; при ц.с. Куяш; Нижнетагильского завода в наёмном помещении – открыты 17 октября 1916 года. Состоялось постановление монастырского съезда принять на монастырское иждивение 90 увечных и выздоравливающих воинов и 420 человек детей увечных и павших в бою защитников Родины - в Верхотурском Николаевском монастыре, Кыртомском мужском монастыре, Далматовском монастыре, в Бобровском, Грязновском, Усть-Карабольской, Колчеданском, Сирбишинской, Успенском близ Верхотурья, Красносельском, Нижне-Тагильском, Верхотурском Покровском, Верх-Теченском, Каменском и Екатеринбургском. После открытия Верхне-Тагильского приюта-яслей 16 июня 1916 года - последовал совет еп. Серафима всем причтам епархии незамедлительно открыть ясли.

    Постоянно собиралась материальная помощь вещами солдатам действующей армии, в Епархиальных Ведомостях печатались списки церквей с перечислением пожертвованных прихожанами вещей. Посылались посылки к различным праздникам. Люди понимали, что у государства не хватит денег самому, без помощи всего народа закончить войну. Следовали огромные внутренние займы государства у населения, из-за нехватки денег на военные нужды.

    В действующую армию уходили добровольцами семинаристы и священники епархии. В частности, 5 учащихся в Пермской семинарии ушли на войну добровольцами, после получения согласия родителей: Бузановский Александр, Знаменский Вал., Синицин Ник., Троицкий Мих. и Лесников Н. Священник Кафедрального собора о. Аристарх Пономарев несколько раз добивался назначения военным священником и получил его. Священник градо-Екатеринбургской кладбищенской Михайловской церкви священник Сергий Марунчак ушёл в действующую армию и за службу там был награждён скуфьей, а позднее камилавкой.

    С начала войны начали подготавливаться лазареты для раненых и больных солдат, одно из первых предложений поступило 9 августа 1914 года. Лазареты устраивались светскими и духовными властями, богатыми горожанами и целыми комитетами, их было множество, только в епархиальных ведомостях печаталось, по подсчётам автора, о 31 посещении лазаретов епископом в Екатеринбурге и 4 лазаретах в Нижнетагильском заводе. Они размещались на частных квартирах, в зданиях винных складов, в училищах, при больницах, в здании Духовной Консистории, и т.п. местах. Все эти лазареты, кроме расположенных в других городах, посещал Преосвященный Серафим, 200 там человек или 15. Обычно он при посещениях лазарета говорил речь, а потом раздавал крестики и листки, обнимая каждого больного и благодаря его за ту жертву, которую он принёс Родине. После такого посещения у всех больных, будь они православные, католики, мусульмане, или иудеи - поднималось настроение и, судя по описанным случаям, они были очень благодарны Владыке и горды за свою службу. Лазареты были созданы на средства Всероссийского Земского союза и частных лиц, и только 30 июня 1916 года был освящён лазарет эвакуационного госпиталя, его разместили в бывшем помещении Епархиального женского училища. – Со дня прибытия первого санитарного поезда с ранеными в Екатеринбургский уезд, т.е. с 27 ноября 1914 г. по 1 января 1916 года, было эвакуировано в лазареты Екатеринбургского уезда 6268 больных и раненых воинов.

    Особого упоминания стоят полевые лазареты, устроенные на средства духовенства Екатеринбургской епархии. Духовенство епархии и Верхотурский монастырь организовали полевой лазарет на театре боевых действий на 15 кроватей, устройство которых обошлось в 2250 р., а ежемесячное содержание 1125 р.; вероятно, из средств, высылаемых на этот лазарет, на фронте был создан летучий хирургический отряд имени её Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны; был подготовлен Уральский полевой лазарет – отправка которого произошла 7 апреля 1915 года.

    Кроме дел, связанных с войной, были ещё внутренние епархиальные дела. В 1914 году, 31 августа - епископ Серафим служил в Спасской единоверческой церкви Екатеринбурга по до-никоновскому чину, это было первое служение епископа за всё время существования Спасской церкви, и второе за всё время существования единоверия на Урале - до этого было только одно служение епископа в единоверческих храмах – епископ Ириней служил в Рязановской Троицкой церкви г. Екатеринбурга. Второе служение в Спасской единоверческой церкви было совершено епископом Серафимом 22 октября 1914 года.

    Правление Екатеринбургского Архиерейского дома, по нотариальному договору, от 4 Февраля 1914 года, отдало князю С. С. Абамелек-Лазареву в арендное содержание, сроком на 12 л., участок земли, в количестве. 45 дес. под разведку и добычу железной руды, находящейся в Н.-Исетской казенной даче, под названием „Скитская Ялань", и в счёт арендной платы получено было с арендатора авансом 5450 руб.. 25 октября 1914 года совершён чин освящения храма при Уральском горном училище. 11-25 ноября 1914 года прошёл очередной ежегодный Епархиальный съез. С конца 1914 года в Епархиальных ведомостях рекламируется журнал Пастырь-Проповедник, выпускаемый священником Верхне-Уфалейского завода Александром Филипповым. 9 ноября 1914 года открыта в Шадринске мужская учительская семинария. 17 декабря 1914 года умер протодиакон Иоанн Девлетяковский, 77 лет, в Верхотурском Николаевском монастыре, где жил последние два года своей жизни.

    28 декабря 1914 года было освящено здание «Епархиального Дома», построенное в г. Екатеринбурге Братством Св. Прав. Симеона. Новое здание, красивым фасадом выходящее на Богоявленскую улицу, внутри представляло громадный зал с очень обширным вестибюлем, весьма поместительным балконом и несколькими отдельными помещениями. Предполагалось, что в этом доме будут находиться канцелярия и архив Епархиального Училищного Совета, Церковно-археологический музей и некоторые другие учреждени. На это здание Братство Св. Прав. Симеона потратило все свои средства, и вынуждено было взять заём на окончание постройки.

    Духовенство в то время тоже праздновало встречу нового года - преосвященный Серафим распорядился, чтобы в полночь на 1-е января во всех церквах епархии были отслужены новогодние молебны, поэтому в Екатеринбурге ночь с 31 декабря на 1-е января напоминала пасхальную.

    11 января 1915 года состоялось собрание под председательством Его Преосвященства, на котором присутствовали настоятели и церковные старосты церквей, начальники и законоучители учебных заведений города, и командиры воинских частей, расквартированных в городе. Обсуждался вопрос, связанный с удовлетворением потребностей нижних воинских чинов в религиозном и вообще духовно-просветительном отношении. Принимая во внимание маловместительность городских храмов, собранием было вынесено постановление об увеличении числа литургий по воскресным и праздничным дням. В 24 городских храмах обычно совершалось 28 ранних и поздних литургий. Выяснилась возможность в шести из этих храмов совершать ещё так называемые средние обедни, так что всего в городе в каждый воскресный и праздничный день планировалось совершать 34 литургии. В некоторых храмах, как напр., в Кафедральном и Екатерининском соборах, Вознесенской и Крестовой церквях - по три литургии. Ранние литургии начинались в 5 часов утра, средние в 8 часов и поздние в 9 ч. 30 м. утра. В Златоустовском храме и в монастырской Введенской церкви планировались специальные литургии для воинов. Командирам было поручено, по взаимному соглашению между собой, распределить войсковые части по храмам. По предложению Архипастыря, решено организовать по воскресным дням религиозно - просветительные чтения для воинов в местах их расквартирования. По распоряжению епископа Серафима, Екатеринбургским Миссионерским Комитетом выдана походная церковь, предназначенная для вогул, одному из полков, направляющихся их Екатеринбурга во Францию. Церковь эта на передовой была довольно популярна.

    В 1915 году, впервые за 28 лет своего существования Екатеринбургское Епархиальное Начальство с подачи епископа Серафима командировало для защиты интересов епархии на губернские собрания своего представителя, им оказался священник Иоанн Антонинов. 29 апреля 1915 года отслужен молебен перед началом сбора в пользу Екатеринбургского общества борьбы с чахоткой, которая на Урале была очень распространенаi. 9-16 июня 1915 года прошёл очередной епархиальный съезд, особо от депутатов съезда последовало воззвание церквям епархии покрыть хронические недоимки свечному заводу. Воззвание о покрытии недоимок позже печаталось почти в каждом номере ведомостей, видимо, недостачи были значительными, и в связи с войной денег не хватало.

    Так же в июне 1915 года Св. Синодом было разрешено Екатеринбургскому Епархиальному Начальству сделать внутренний епархиальный заем в количестве 50.000 рублей на достройку здания Епархиального женского училища из средств церквей епархии. Здание Епархиального училища и церковь при нём во имя св. Вмч. Екатерины были освящены 10 января 1917 года.

    В июле 1915 года печаталось распоряжение Епархиального начальства о недопустимости задержки следствий по духовным делам, т.к. всякая задержка следствий тягостно отзывается на подсудимых в моральном, а иногда и материальном отношениях. Всякое дело должно было быть окончено в месячный срок, а все задержки дополнительно оговариваются с начальством с указанием причин этой задержки. Те же следователи, которые не окончат следствия в месячный срок или же не представят уважительных причин замедления дела, будут немедленно и без всяких объяснений предаваться суду по обвинению в нерадении к службе, согласно статьям Уложения о наказаниях.

    В августе 1915 года в епархии прошёл сбор средств на пособие беженцам из занятых неприятелем местностей. Беженцев, едущих в Екатеринбургскую епархию, ожидалось около 100 тысяч. 22 августа 1915 года в Н. Тагил прибыла первая партия – из Риги. В Екатеринбурге беженцы были размещены в 60 квартирах. Заботы о них лежали на особом комитете, которому отпускались государством специальные ассигнования на беженцев. Беженцам выдавались одежда и пропитание. Прилагались все старания, чтобы оградить религиозные чувства евреев, им выдавалось особо приготовленное кошерное мясо, так же им помогал местный еврейский комитет. Был также и особый польский комитет. С религиозными же чувствами православных совершенно не считались. В Рождественский пост для них готовили мясную пищу. Большинство из них провели пост только на хлебе и чае, не желая есть скоромного. Молодёжь, не в силах сдержаться, ела что предлагали. По сравнению с евреями они оказались во всём обделены. Перед праздником Рождества Христова об этом обстоятельстве стало известно Преосвященному Серафиму. Он немедленно приказал на своей кухне приготовить по малороссийскому обычаю все необходимое для встречи сочельника и Рождества Христова на 100 человек беженцев, поселенных за архиерейским домом на Болотной улице. Для стряпни вареников позвали самих беженок. За славление у мукомолов в пользу беженцев Владыке прислали 5 мешков первача и 75 рублей деньгами. Для удовлетворения других насущных нужд Владыка учреждает отдел всероссийского общества о русских беженцах, официально оно было открыто 10 января 1916 года. Желающие вступить в него члены вносили 3 руб. в год. По уставу таких братств, когда число членов их превышало 15, они могли просить помощь от правительства. Через некоторое время была открыта первая церковно-приходская школа для детей беженцев, а 30 октября 1916 года - вторая. В новогодние праздники 1916 года для них была организована ёлка. Записи о пребывании беженцов в Екатеринбургской епархии можно найти во многих метрических книгах крупных сел и заводов, не считая городов, с 1914 по 1920-е. Места жительства, выбираемые беженцами, обязательно имели училища и больницы; такими были село Никольское Екатеринбургского уезда, Каменский завод, село Мехонское Шадринского уезда и др.

    Еп. Серафим 15 июня 1916 года просил разрешения у Св. Синода, в виду затруднений при замещении мест псаломщиков, за неимением правоспособных кандидатов, допускать к исполнению псаломщических обязанностей, на время военных действий, лиц женского пола, с предоставлением этим лицам права пользования кружечными и земельными доходами и, если окажется возможным, жалованием от казны. Святейший Синод определил: предоставить еп. Серафиму допускать к временному исполнению псаломщических обязанностей учителей церковно-приходских школ и тех из учеников старшего возраста, которые будут признаны способными, под руководством учащих и членов причтов, исполнять означенные обязанности, а равно лиц, бывших в рядах армии и освобождённых, по состоянию здоровья, от прохождения военной службы. И только при отсутствии всех указанных лиц, допускать и лиц женского пола, которые по образованию и по проходимой ими службе могли бы быть признаны способными к отправлению обязанностей псаломщиков. Притом допускать лишь при богослужениях и в церкви, с установленными для лиц женского пола каноническими ограничениями, а равно допускать и к делопроизводству, но без права подписания и скрепы должностных документов. – Это разрешение Синода были применено, в большей части, после революционных событий, когда обязанности псаломщиков на некоторых приходах было некому исполнять и их исполняли женщины.

    В сентябре 1915 года епископом Серафимом возбуждён вопрос об издании карты Екатеринбургской епархии. Прежняя карта епархии, изданная более 20-ти лет тому назад, уже устарела: на ней не было ни новых железных дорог, ни новых поселков и заводов. Даже такие крупные пункты как Сосьвинский завод и проч., на ней не значились. Таким образом, издание новой карты являлось давно назревшей потребностьюl.

    17 сентября того же года еп. Серафимом был освящён дом, построенный Екатеринбургским союзом кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. В своей речи он выразился: Я верю, что настанет пора, когда подобные учреждения покроют своей сетью всю нашу родину и тогда сдвинется Русь со своего застоя и покроется новой сетью других полезных учреждений, научающих разным ремёслам и распространяющим в народе разные практические знания, и процветёт наша матушка Русь.

    8 марта 1916 года последовал Указ Св. Прав. Синода на имя еп. Серафима о принятии мер по сокращению потребления мяса во всей Российской империи, ввиду того что убой скота производился теперь не из естественного прироста скота, а из основного фонда, что грозило самыми неблагоприятными последствиями сельско-хозяйственной жизни России.

    1 апреля 1916 года в Николаевской церкви при Нуровском приюте Его Преосвященством совершено служение литургии Преждеосвященных Св. Даров. Как пишут Епархиальные Ведомости: «Для приюта это служение Архипастыря было редким счастьем. Из двенадцати епископов, управлявших епархией после незабвенного епископа-старца Нафанаила, только Преосвященный Серафим оказал честь приюту, воспитывающему по преимуществу сирот горнозаводских рабочих. Приютские дети жили в епархиальном городе и не видали Епископа! Это странное явление длилось несколько десятков лет и никому не казалось удивительным».

    17 июля в 2 часа дня Его Преосвященством было совершено торжественное служение молебна по случаю заложения здания Екатеринбургского Горного Института. Владыке сослужили: настоятель Верхотурского Николаевского монастыря архимандрит Ксенофонт, Ректор Екатеринбургской Духовной семинарии протоиерей Александр Антонинов, настоятель Екатерининского собора протоиерей Димитрий Пономарев и протоиерей Иоанн Гомолицкий. Пел архиерейский хор под управлением диакона М. Баталова. В торжестве закладки принимали участие Пермский губернатор М. А. Лозина-Лозинский, ректор института проф. П. П. Вейморн, городской голова А. Е. Обухов, Главный начальник уральских горных заводов П. И. Егоров, член Государственного Совета Ф. А. Иванов, председатель Пермской губернской земской управы Е. Д. Калугин, уполномоченный по охране А. С. Нецветаев, д. с. с. О. Е. Клер, А. М. Симонов и мн. др. Граждане Екатеринбурга, несмотря на плохую погоду и отдалённость места закладки от города, присутствовали на торжестве тысячной толпой. 30 августа 1916 года совершено освящение новой, открытой Елизаветой Николаевной Смиренской, Екатеринбургской женской гимназии.

    Проживающие в г. Екатеринбурге пленные австрийские офицеры-чехи обратились к Преосвященному Серафиму с ходатайством о принятии их в лоно Св. Православной церкви. Под прошением подписались 33 человека, из которых большинство до войны были инженерами, архитекторами, химиками, чиновниками и пр. 25 человек были присоединены.

    9-15 Сентября 1916 г. Екатеринбургское Епархиальное Начальство распорядилось, чтобы слова «внебрачный» и «незаконнорожденный» в метрических книгах епархии с этого времени не писались, хотя высочайшее повеление на это было ещё в 1902 году, а указ Консистории в 1906 году. 26 сентября 1916 года состоялось первое собрание духовенства по теме: «Пастырская визитация».

    С появлением электричества в православном обществе встал вопрос о мере использования его для иллюминации храмов. На собрании говорили о злоупотреблении электрическим освещением: некоторые причты так красиво украшали храм снаружи, что внутрь и заходить не хотелось – толпы людей ходили от храма к храму, не заходя внутрь. Прихожанам не нравилась иллюминация иконостасов, светящихся как в кинотеатрах. Больше всего споров вызвал вопрос о замене свечей на паникадилах электрическими лампочками. Для рассмотрения этих и им подобным вопросов было предложено создать специальную комиссию.

    Преосвященный Серафим для пользы православного дела повсеместно предлагал создавать союзы и общества. 10 ноября 1916 года, на происходившем в зале Архиерейского дома собрании, по ознакомлении с уставом Всероссийского Общества памяти воинов русской армии, павших в войну с Германией, Австрией и Турцией, было единогласно принято решение - возбудить ходатайство пред Советом Общества об открытии в г. Екатеринбурге отдела этого общества. Всех действительных членов (с ежегодным взносом по пяти руб.) записалось 87 человек и несколько человек пожелали быть членами-сотрудниками (с ежегодным взносом по 1 р.). 17 января 1917 года был заслушан проект кружка законоучителей, главная цель в объединении и общении законоучителей в исполнении ими законоучительской миссии. 19 февраля 1917 года был заслушан доклад комиссии по поводу учреждения при церквах, так называемых сестричеств и устав сестричества, существующего в городском Вознесенском приходе, при Иоанно-Предтеченском обществе трезвости. Постановили: организовать при всех приходских церквах г. Екатеринбурга женские церковные общества с наименованием их сестричествами или Дамскими кружками или другими, соответствующими этим, названиями. 21 февраля 1917 года, когда состоялось собрание настоятелей, старост и регентов церковных хоров, Владыка предложил создать Епархиальное церковно-певческое общество для совершенствования регентов. Решили разработать устав общества.

    10 января 1917 года, как уже указывалось, состоялось освящение огромного здания Епархиального женского училища и Екатерининской церкви при нем. Здание это строилось епархией с большим трудом, пришлось отложить другие необходимые проекты, такие как строительство здания семинарии. 7 декабря 1906 года духовенством епахии у Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря был выкуплен за 100 тысяч рублей участок земли, на котором предполагалось построить здание Епархиального женского училища. Пока строилось здание, училище арендовало у Ново-Тихвинского монастыря прежние здания училища, т. н. белое здание, а общежития располагало в различных местах. Здания эти были малы для тогдашнего количества учениц. В 1911 году Епархиальный съезд принял решение о постройке здания по проекту архитектора К.А. Полкова. На Епархиальном съезде 1912 года был рассмотрен, кроме проекта архитектора Полкова, проект архитектора Станилевича, утвержденный Св. Синодом. По проекту Полкова к старому красному зданию делается пристройка и надстраиваются ещё два этажа, а по проекту Станилевича строится совершенно новое здание, с оставлением красного здания в стороне. По рассмотрении планов, предпочтение отдали проекту архитектора Станилевича. Общая цифра расходов по постройке здания по проекту Станилевича была равна 276000 рублей, без пересчета на местные цены. Архитектору Полкову было поручено доработать проект архитектора Станилевича, что он и сделал, в частности во всех трех этажах перекрытия сделали железо-бетонными. Решено было приступить к заготовлению материалов для постройки с ноября 1912 года, а к постройке приступить с весны 1913 года. В составе Строительного Комитета к этому времени были протоиереи Д. Пономарев, К. Коровин, свящ. С. Увицкий, свящ. А. Меледин, учитель П. Бажев, старосты Я. Я. Камнадцкий, М. Н. Гущин, С. В. Логинов и П. В. Углицкий. Строительного капитала было около 140 тысяч рублей. 30 мая 1913 г. в 12 часов дня состоялась закладка здания Епархиального училища. К началу зимы 1914 года училищное здание «представляло из себя уже вполне законченную вчерне постройку; окончены почти все кирпичные работы (за исключением левого крыла), возведены бетонные полы и потолки; оставалось покрыть здание крышей и приступить к внутренней отделке его». Недоставало ещё 170 тысяч рублей, чтобы окончить постройку. Комиссия обложила церковные суммы на 10%, что дало 36700 р. и причты 9 рублевым взносом (со священника 4 р. 50 к., со штатного диакона 3 р. и псаломщика 1 р. 50 к.), что по приблизительному подсчету давало около 4431 руб., приостановив некоторые церковные сборы. Недостающую сумму в 50 тысяч рублей покрыли путем внутреннего займа из запасных церковных сумм Епархии, каковых к 1 января 1914 г. имелось 681802 р. Эту сумму тоже как можно скорее должны были выплатить причты епархии, что составило 100 рублей с храма. К концу 1916 года основные работы были закончены, также подготовлен и училищный храм с иконами, написанными живописцем А. А. Ягодкиным.

    Из личной жизни Серафима, в связи с его епископским служением известно немногое. Праздновали некоторые памятные даты: хиротония в епископа 2 января, праздновавшаяся публично, тезоименитство 8 ноября – его епископ проводил в Далматовском монастыре. И две ежегодные панихиды: по супруге Марии, которая была похоронена 9 ноября и дочери Екатерине, скончавшейся в бытность Владыки на Каменец-Подольской кафедре - панихида служилась 17 августа. 5 октября 1916 года епископ Серафим был причислен к ордену Св. Владимира 2-й степени, во внимание к отлично-усердному служению его Церкви Божией. Епископ Серафим болел в декабре 1915 года, после чего возобновил свой молитвенный подвиг. Службы с его участием проходили около 5 раз в неделю, не считая акафистов и освящений.

     

    Новая власть.

     

    1 марта 1917 года по Екатеринбургу поползли слухи о перевороте в Петербурге, власть была в руках Временного Комитета Государственной Думы. День 2 марта 1917 года оказался в жизни епископа Серафима переломным. В этот день, как пишут Епархиальные Ведомости, во время пассии «он обратился к присутствующим с кратким словом, в котором указал на тяжесть переживаемого момента», само же краткое слово не печаталось, полностью напечатано оно значительно позднее, в 2010 году, в сборнике «Православие в судьбе Урала и России» в статье инокини Азарии (Зыковой) «Дело епископа Серафима (Голубятникова) (март 1917 г.)». Он сказал: «Тяжёлое и тревожное время переживаем мы с вами, дорогие братья и сестры! Нас призывают сохранять спокойствие. Но разве можно быть спокойным? До нас доходят слухи из стольного града Петрограда, что небольшая кучка бунтарей старается захватить власть и начинают проливать кровь. Мало им, окаянным, крови, которую наши братья проливают в борьбе с немцами. Им нужно, чтобы кровь лилась рекой, но не на фронте, а внутри государства. Они обнаглели до того, что осмелились посягнуть на священные права помазанника Божьего. Но не дадим погибнуть России и умрём за батюшку царя». Далее уже пропечатано в Ведомостях: - «Зову не к бунту, а к единственному оружию нашему - кресту и молитве. Молитесь. В молитве наше спасение. Усилим нашу молитву к Распятому. Он видит наши слёзы, слышит молитвы наши, и пошлёт нам силы и крепость пережить это время. Не будем производить беспорядков, а будем… молиться и плакать…». После повечерия, попросив прошения у всех присутствующих на богослужении, произнёс такие слова: «потому прошу прощения, что в эти тревожные дни всё может быть. Быть может многих из нас не станет.… Быть может не станет и меня. Прошу вас дорогие братия и сестры, тогда не поминайте меня лихом, а помолитесь Господу Спасителю, да помянёт меня во царствии Своём».

    Слова эти оказались пророческими. По сведениям из тех же Ведомостей, 4 марта состоялось последнее богослужение в Екатеринбурге с упоминанием царской фамилии, - в этот день зачитали манифест Николая 2-го и отречение великого князя Михаила Александровича от престола. Екатеринбургская епархия осталась без главы, епископ Серафим сидел в своих покоях, изолировавшись от духовенства и паствы по просьбе Временного Комитета. В диссонанс к всеобщему ликованию, слова епископа были огорчительны для многих, большая часть духовенства г. Екатеринбурга отказалась поддержать своего епископа. С 14 по 21 марта в Екатеринбурге был прапорщик Тарусин, командированный из Петербурга в связи с речью епископа Серафима 2 марта. Тарусином допрошены многие, слышавшие речь епископа. 21 марта епископ Серафим поездом отбыл в Петроград, немногие пришли проводить его на вокзал, многие были уверены, что епископ уже не вернётся, сам же Архипастырь выражал желание удалиться на покой.

    Новая власть была оскорблена и епископ Серафим уволен на покой. Как пишет монахиня Азария, к маю 1917 года было вынесено определение Святейшего Синода: «Епископа Екатеринбургского Серафима уволить, … от управления Екатеринбургскою епархиею на покой, с назначением ему местопребывания в ставропигиальном Новоспасском монастыре». В начале января 1918 года Новоспасский монастырь был превращён большевиками в тюрьму, первым узником в которой и стал епископ Серафим. По не вполне точным данным, пишет тот же автор, он был расстрелян в 1921 году.

    Временное управление Екатеринбургской и Ирбитской епархией поручено второму Викарию Оренбургской епархии преосвященному Серафиму, епископу Челябинскому, и 20-го мая 1917 года епископ Серафим прибыл в Екатеринбург.

    Категория: Биография священника. | Добавил: Рина (14.08.2016) | Автор: Валерий Богомолов
    Просмотров: 635 | Теги: епископ екатеринбургский и ирбитски, епископ Серафим Голубятников, история екатеринбургской епархии | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2018