Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [34]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Пятница, 03.05.2024, 08:05
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Биография священника.

    Протоиерей Федор Львович Карпинский и современное ему общество г. Екатеринбурга с 1807 г. по 1831 г. (По дневнику о. Ф. Карпинского).

    Протоиерей Федор Львович Карпинский был сын протоиерея, родился 8 июля 1758 года. Окончил курс Тобольской Духовной Семинарии и назначен был в ней учителем риторики и библиотекарем и одновременно катихизатором в г. Тобольске. Для произнесения проповедей он посвящен был в стихарь 9 января 1778 года Архиепископом Варлаамом. Шесть лет трудился он на этом поприще. Преподавательская деятельность его не увлекла. Он предпочел принять священный сан. 25 марта 1784 года он посвящен в диакона к Благовещенской церкви г. Тобольска, а 21 ноября 1785 года рукоположен во священника в Софийский собор. Здесь он, несомненно, ревностно проходил свое служение и потому через два года — 6 авг. 1787 года Высокопреосвященным Варлаамом возведен в протоиерея к градо-Екатеринбургскому собору. В Екатеринбурге он был назначен Членом присутствующим в Духовном Правлении.

    Начало жизни и деятельности о. Пр. Карпинского в Екатеринбурге неизвестно. Надо думать, что он усердно трудился в новом своем звании, потому что через 12 лет (в 1799 г.) он был награжден камилавкою. (Награда за два года перед этим введенная в русской церкви — в 1797 году 18 дек., а объявлена указом из Св. Синода от 17 февраля 1798 г.). Таким образом лучшая пора его жизни и деятельности, отмечаемая наградами епархиального начальства, для нас мало известна.

    В 1802 году он овдовел. 10 ноября умерла его жена Александра Дмитриевна, оставив ему троих детей. Какая болезнь надорвала еще молодую супругу — 36 лет, — о. Протоиерей об этом не говорит. Это тяжелое испытание в жизни всякого и особенно духовенства о. Ф. встретил с твердостью духа. Воспитывать сирот помогла ему сестра жены Марья Дмитриевна. Без доброй подруги жизни, очевидно, чувствуя нужду следить за собой, о. Ф. после пятилетнего вдовства — с 1807 года начинает вести дневник.

    Записи в дневнике очень кратки, но ежедневно отмечает он только где был, что делал, что с ним случилось за день. Изредка делает себе нравоучение. Событий, вокруг его совершающихся, он касается лишь постольку, поскольку они касаются лично его. О своих трудах он не распространяется. О них приходится делать выводы из случайных заметок дневника.

    Чреда служения в соборе, занятия в Духовном Правлении, иногда в школе, куда он был назначен законоучителем с 1807 года — вот обычные труды о. Протоиерея.

    Из приобретаемых им в библиотеку книг видно, что он любил заниматься чтением. Так, в 1807 году он наказывает с Веселовым купить в Петербурге „Переписка Вольтера с Аламбертом", „Важнейшие иероглифы Эккартсгаузена» (мистического содержания). Екима Резанова просит купить в Н.-Новгороде на Макарьевской ярмарке: „Сочинения Франклина", „Правила на каждый день года", „Познание человека" и „Пещера смерти". В том же году, 31 июля о. Ф. подарил княгине Мышецкой из своей библиотеки книгу — „Картина любви и постоянства", приобрел откуда-то книги: „Вредные знакомства", „Ежемесячные сочинения 1762 года", „Жизнь и мнения Тристама", Г-жа Ментенон и Шанди 5 ч. Для чтения брал: „Ромула и путешествие на остров тополей"; „Сионский Вестник" 7 кн. (Главный орган мистицизма), „Сочинение Штиллинга" (Мистик). Дарит от себя Александру Карловичу „Полный месяцеслов", на котором тот сделал надпись „поднесена от скупца", что случайно увидал сам о. Протоиерей. „Честному" (?) подарил — „Пост и молитва", а от него получил — ,,Простой Давыд". В следующем 1808 году о. Протоиерей наказывает с Мамышевым купить ему книги: „Искусный Эконом", „Врач сам себе", „Наставление мудрого", „Правила на каждый день года" и „Важные иероглифы"... Последних двух книг д. б. ему в предыдущий год не купили. 25 июля того же года о. Протоиерей с огорчением записывает: „купили книг на 10 руб. у Егора Ив. Горбунова. Хотелось около его поживиться, но не тут-то было, кремень кремнем. Он и за маленькую книжку, стоящую 25 коп. не постыдился счесать деньги и за рукописную взял рубль". В 1810 году у него упоминаются Риторики Ломоносова и Рижского. В 1811 году он сначала дал почитать И. Ф. Герману Сатиры Кантемира и Телемахиду, а потом и продал ему за 10 руб. Купцу Тетерину дарит — „Путешествие по святым местам" и „Князя Радзивилла". Встречаются у него и летопись Тацита, „Жизнеописание славных мужей" — Плутарха, Изопа 4 части, Диогена. Из духовных книг за это время заказал купить только Церковную историю — Мефодия. Как пользовался о. Ф. книгами, из дневника не видно. Мистические книги, усердно распространяемые по Руси Обер-Прокурором Св. Синода князем А. Н. Голициным (с 1803 г.) проникли в Екатеринбург, а которых не было, те о. Ф. Л. старался приобрести, но с какою целью, из дневника не видно.

    Во всяком случае, никакое сектантство в Екатеринбурге не привилось.

    Не смотря на краткость заметок о. Ф. Л. в его дневнике отразилась жизнь современного ему духовенства и общества.

    Длительность и жизнь духовенства.

    В дневнике упоминаются кроме Екатерининского собора еще следующие церкви: Богоявленская (ныне Кафедральный собор), Вознесенская, Златоустовская, Кладбищенская, Верх-Исетская и в тюремном замке. (Последняя освящена в 1830 г. 25 июня).

    Деятельность духовенства отмечается в дневнике только в совершении богослужения и церковных процессий (крестных ходов).

    Последние совершаются кроме обычных хождений на „иордань" еще из собора или из Богоявленской церкви в те храмы, которые празднуют храмовые праздники. Напр. в 1807 г. читаем заметки: „3 июня с процессией ходил к празднику Златоуста и служил литургию". „15 августа была к празднику процессия и служил литургию на кладбище". В 1812 году — „15 мая после обедни ходили со кресты по обыкновению до Вознесенской церкви". В 1818 г. 26 июня (День Тихвинской Ик. Божией Матери) „Из собору была процессия с образами в монастырь".

    Кроме торжественной „процессии" храмовые праздники отмечались всегда соборным служением всенощного бдения и литургии. Всенощное бдение служилось с вечера. Особенностью его был звон на 9 песни канона. В самый праздник был еще звон „на собор".

    Для торжественного богослужения обычно приглашался старший протоиерей. Если же его почему-либо не приглашали, то он сам делал распоряжение о торжественном богослужении и „процессии". Так, в 1807 году старшим Протоиереем и Благочинным был о. Вологодский, служивший в Богоявленской церкви. 15 мая был храмовый праздник в Вознесенской церкви. Священник о. Максим Переберин с диаконом и старостою Алферовым пригласили для торжественного богослужения о. Прот. Карпинского. Об этом сообщил о. Вологодскому другой священник Вознесенской церкви о. И. Рычков, отличавшийся нетрезвой жизнью и скандалами. Прот. Вологодский обиделся на о. Переберина и запретил в этот праздник в Вознесенской церкви производить звон на 9 песни и „на собор". В день праздника он сам явился в Вознесенскую церковь служить литургию. Священнику о. Макс. Переберину он сделал выговор за то, что его не пригласили к богослужению. Тот в свою очередь оправдывался, что ему сказали, будто бы о. Прот. болен и потому он не пригласил его. Такое объяснение о. Пр. Вологодский признал неудовлетворительным.

    За торжественное служение, или просто по случаю праздника, бывший в храме „откупщик" Злобин, почетный гражданин г. Вологды, дал на причт 25 р. О. Прот. Вологодский из этих денег взял себе 15 руб., а на причт дал 10 руб., объявив причту, что они и того не получили бы, если бы он не пришел служить. Свящ. М. Переберин на такое самоуправство о. Вологодского пожаловался Епархиальному начальству. (Дело Екат. Дух. Правления 1808 г. 7 июля).

    О. Прот. Карпинский по этому случаю замечает в своем дневнике только то, что касалось его. О служении литургии и возбужденном о. Перебериным деле по сему поводу о. Карпинский не упоминает. Из дальнейшей его жизни видно, что он признавал за старшим Протоиереем право назначать торжественные богослужения и „процессии" в других храмах.

    В 1810 году 6 марта о. Прот. Вологодский был запрещен. Немного ранее первенство перешло к Прот. Ф. Л. Карпинскому. Первый опыт распорядиться процессией он произвел в том же году, но неудачно... Обычно до сего времени крестные ходы на воду в день Богоявления и 1 августа совершались из Богоявленской церкви, о. Карпинский, получив старшинство, распорядился, чтобы крестный ход на воду 6 января шел из Екатерининского собора. Староста Богоявленской церкви Бревнов просил было о. Пр. Карпинского по крайней мере одновременно с ними окончить службу и одновременно выйти на иордань. Пр. Карпинский не послушал. Окончив литургию в 10 ч. утра, он освятил воду на иордане. Богоявленские не поспели к этому времени отслужить литургию и в освящении воды не участвовали. Между тем в Богоявленской церкви был Виц-Губернатор Розен, явившийся сюда специально на крестный ход. Торжество расстроилось. Бревнов подал жалобу на о. Карпинского за его новшество. О. Карпинский ничего об этом не пишет в дневнике кроме того, что ходил на иордань из своего собора. (Дело Перм. Дух. Консистории переданное в Екат. Дух. Правл.). В следующие годы крестные ходы на иордань устраиваются уже из Богоявленской церкви. Очевидно, это было приказано Епархиальным начальством по жалобе Бревнова.

    Но в других случаях он пользовался своим правом распорядиться устройством торжественного богослужения. В 1817 году 27 июня у него записано: „Во время всенощной посылал пономаря Анциферова сказать Пр. Николаю (Вологодскому), что из собору придет со крестами и чтоб без нас не начинать службу". Такое распоряжение было очень неприятно о. Николаю, который до 1810 года сам командовал над о. Карпинским. По заметке в дневнике о. Николай „не мог утерпеть, чтобы не сказать: „вот мы не звали, а идут". Однако-ж после всенощной пришел ко мне со старостою церковным и звал служить и быть с процессией".

    Кроме этих обычных „процессий" устраивались крестные ходы иногда вокруг города по назначению старшего Протоиерея, или по просьбе прихожан.

    Так в 1808 г. 7 июня Прот. Вологодский приказал "чтобы на следующий день во всех церквах города были ранние обедни, а затем крестный ход вокруг города из Богоявленской церкви. Это распоряжение о. Пр. Карпинский получил поздно и потому не исполнил его. За что и получил выговор от Пр. Вологодского. 20 июля по его же распоряжению было моление о ведре и крестный ход. В 1815 году 12 мая молились о дожде.

    Упоминаются еще крестные ходы в 1817 г. 18 апреля в Преполовение — вокруг города; в 1819 году 18 мая в день Пятидесятницы — водоосвящение и крестный ход вокруг города, но не указано по какому случаю это было.

    В 1811 году 20 июля, с крестным ходом встречали икону с мощами для Ново-Тихвинского женского монастыря за Верх-Исетским заводом; 21-го соборне служили в Богоявленской церкви. Оттуда с крестным ходом прошли к Вознесенью и вокруг города, а затем мощи оставили в Екатерининском соборе. Далее в дневнике ничего не сказано о мощах и иконе. В Ново-Тихвинском женском монастыре в Успенском храме на северной стене есть надпись, что Тихвинскую икону Божией Матери (местную в Тихвинском приделе) подарил игуменье Таисии настоятель Тихвинского монастыря Новгородской епархии Архимандрит Герасим 1807 г. 1 марта. Образ со святыми мощами, вложенный в раку (имена святых перечислены на стене храма) благословил игумении Таисии Митрополит С. Петербургский и Новгородский Амвросий. Икона Богоматери и Мощи принесены в монастырь 22 июля 1810 г. В годах написанных по славянски, не дописано „а". Должно быть 1811 года.

    Духовенство того времени считало своей обязанностью только отправление богослужений и треб. У о. Ф. Карпинского не заметно особого усердия к отправлению и этих обязанностей. Например в Страстную седмицу не его чреды он ни разу не служил. Стоянье в великий четверг у него продолжается только два часа (7 апр. 1821 г.). Только один раз встречается заметка о произнесении речи: Это при открытии Горного училища 2 декабря 1807 г. говорил речь свящ. Иоанн Попов и о. Пр. Карпинский ни разу не выступал ни с речами, ни с проповедями. В 1819 году 30 октября при открытии Благородного училища он отслужил лишь молебен, а потом была закуска. Встреча Епископов, Самого Государя Императора проходят лишь по церковному чину. Между тем о. Прот. Карпинский умел говорить остро и даже стихами и, как проходивший должность проповедника, мог говорить проповеди.

    Из благочестивых обычаев того времени о. протоиерей ежегодно записывает пред Великим постом в прощенное воскресенье, что к нему являлось прощаться все духовенство и пело Пасху. Он сам в эти дни ходил прощаться к Горному Начальнику Герману Ив. Филип. и к Шефу.

    В первые дни великого поста о. протоиерей обходит с „постной" молитвой всех высших лиц г. Екатеринбурга. В 1808 г. он не зашел с постной молитвой к штаб-лекарю Ворвинскому, „ибо он накануне сего дня (пишет о. протоиерей) в доме Германа сказал мне, чтоб я не приходил к нему с постной молитвой за тем, что не был у него в гостях на масленнице". Как это было сказано Ворвинским в шутку или серьезно, о. протоиерей не мог разобрать. А Ворвинский очень обиделся, что о. протоиерей не зашел к нему. (Запись об этом 1808 г. 26 февраля).

    В праздники — Пасхи, Рождества Христова и в храмовые обычно - причты посещали дома прихожан со Св. Крестом. При чем о. протоиерею его знакомые давали кроме общей кружки еще лично ему кто 1 руб., кто 5 руб., а кто и 10 руб.

    Из народных обычаев, соединенных с праздниками церковными, о. протоиерей отмечает только один. Именно — в день Вознесения, много народа собирается на ключ „Благодатный". Этот ключ, как видно из записи 10 июня 1808 г., находился „в поскотине". О. протоиерей и сам туда ездил с знакомыми.

    Отношение к Отечественной войне.

    Политические события по своему волнуют и духовенство и жителей Екатеринбурга.

    В 1807 г. 1 января у о. протоиерея записано: „Шеф полка обещал золотую табакерку, ежели наши победят французов». 1-го февраля о. протоиерей записывает: „Ныне все стали политики; и мещане, и купцы, попы и лекари, и секретари, и подъячие, и женский пол туда же устремился, а знали бы свое веретено да прялицу".

    Таким подъемом патриотизма духовенство воспользовалось для сбора пожертвований. В 1807 г. 4 марта о. протоиерей отправил на милицию через почту 626 руб. Но это была единственная запись о собранных им пожертвованиях, остальные суммы шли через Благочинного.

    Война 1812 года отмечается только молебнами. Производились и сборы, но д. б. через Духовное Правление. Напр в 1812 г. 23 авг. записано: „Ходил записывать деньги на милицию".

    В 1814 году 31 мая отслужен молебен о взятии Парижа. В следующий год уже слышна уверенность в победах русского оружия. Гром перед началом одного молебна (1815 г.) о победе над врагами о. протоиерей считает хорошим предзнаменованием.

    В 1824 году в Екатеринбурге оказались какие-то французы. Пленные-ли здесь осели, или предприниматели какие-либо прошли, только у о. протоиерея замечено: "28-го мая были у французов показывающих города микроскопом".

    Приезды Преосвященных.

    Деятельность духовенства подживлялась приездом Преосвященных. О посещениях Архипастырей о. Протоиерей говорит лишь постольку, поскольку они касались лично его.

    Преосвященный Иустин (с 1802 г.) Епископ Пермский и Екатеринбургский был в Екатеринбурге в 1810 г. Прибыл в 12 ч. ночи на 15 сентября. Остановился в Верх-Исетском заводе у Зотова. В этот приезд Владыка служил в соборе 16-го и в Богоявленской церкви 17-го. Во время своего пребывания 16 сентября Владыка заезжал к Тетюеву1, а 17-го обедал у свящ. И. Попова и вместе с о. Протоиереем Карпинским заезжал к Толстикову. 18-го во 2-м часу по полудни Владыка отбыл в Верхотурье. На обратном пути 4-го окт. он служил у Златоуста (обедал у Тетюева), 5-го на кладбище и посетил обитель; 6-го освящал придел св. И. Богослова; 7-го — в Березовском заводе и посетил Пышминский завод; 9-го служил в Верх-Исетском заводе и обедал у Зотова, а 10 через Ревду и Билимбай отбыл домой.

    В 1816 году Преосвященный Иустин прибыл 5-го июля в 7 час. веч. и после встречи в соборе остановился у Екима Резанова, 6-го в соборе освящал церковь (д. б. после ремонта?); 8-го служил в Богоявленской церкви; 11-го выехал в Северский завод. Что делал Владыка 9-го, 10 и 11-го о. Протоиерей не пишет.

    В 1824 году был в Екатеринбурге Преосвященный Дионисий, вступивший на кафедру 2 сент. 1823 г. Он пробыл в Екатеринбурге с 29-го июля по 7-е августа. Служил за это время в соборе, у Богоявления и у Златоуста. 1 августа служил в соборе и освящал воду на реке. О. Прот. замечает, что ему „за неотштукатурку собора досталось".

    6 авг., отслужив литургию в соборе, Преосвященный присутствовал в Конторе при открытии библейского сотоварищества. (В записках дальше нет ни слова о деятельности этого сотоварищества). Куда выезжал Владыка на 7 августа о. прот. не указывает. Отмечает лишь, что на обратном пути 8-19 сентября опять был в Екатеринбурге. 10-го отпевал А. А. Граматчикову, обедал на похоронах и отбыл домой. Проводили его вечером до речки Светлой.

    В 1828 году 22 мая „в соборе читали указ о новом епископе". Преосвященный Мелетий прибыл в Пермь 8 июля 1828 г. В 1830 году Преосвященный был в Екатеринбурге с 25 по 27 июня. Очевидно приезжал на праздник в Н.-Тихвинский монастырь. К этому времени приурочили и освящение церкви в тюремном замке. Освятили ее 25-го июня.

    Поездки о. протоиерея Ф. Л.

    По должности члена Духовного Правления о. Пр. ежегодно устраивал поездки по обозрению церквей. На эти обозрения духовенство не жаловалось. Очевидно они совершались и своевременно, и обозрение производилось добросовестно. В то время как другой член Д. Правления о. Антоний Брызгалов получил замечание Консистории, чтобы самовольно для обозрений не отлучался (Дела Дух. Правл.). Кроме обычных поездок по обозрению о. Протоиерей несколько раз был командирован Епархиальным Начальством то на закладку церквей, то на освящение их в заводах и в селах.

    По делам Дух. Правления в 1811 г. он был вызван в Пермь в Консисторию „для подписи под экстрактом". Этим вызовом Консистория д. б. думала вразумить Членов Д. Правления, чтобы впредь не посылали ей „Дел" без подписи под экстрактом. Иначе она могла бы Дело для подписи послать почтою. О. Прот. нисколько не жалуется на такой вызов. В дневнике он кратко описывает свое путешествие. Выехал он из Екатеринбурга 2 августа, а прибыл в ночь 7 августа. Вечером того же дня был у секретаря Мышкина: 8-го по утру представлялся Преосвященному Иустину и окончил дела в Консистории; 10-го по утру представлялся Преосвященному. Последний встретил его милостиво: „Приказал" придти к нему обедать. После обеда они вместе с Епископом ходили в гости к игумену Никандру. У него напились чаю, по 4 чашки пуншу и просидели до 7 часу вечера. „Тут принял я благословение", заключает о. Прот. Обратно выехал 11 авг. Перед Кунгуром случилось крушение — сломалась задняя ось. За новую „спороли", как он пишет, два рубля, да за оковку — два рубля. Домой вернулся 16 авг. После такого продолжительного путешествия о. Пр. в дневнике восклицает: „Слава Богу — дома".

    Духовенство г. Екатеринбурга.

    Духовенство г. Екатеринбурга, в описываемое время за небольшим исключением, ведет себя благоприлично, усердно исполняет свои обязанности и близко стоит к своим прихожанам. Во всех семейных торжествах желанные гости — батюшки. Между собою духовенство жило по товарищески, воздавая честь старейшим. К сожалению, Благочинный о. Прот. Николай Вологодский, служивший в Богоявленской церкви, желая показать свою власть и преимущество пред соборным Прот. о. Карпинским, покровительствовал лицам порочным, делал несправедливые отзывы о достойных священнослужителях. За что и сам пострадал.

    Священник Вознесенской церкви о. Иоанн Рычков, зная за собою слабость к вину, задумал подслужиться о. Н. Вологодскому и в 1806 году написал жалобу Епархиальному начальству на о. Пр. Карпинского, обвиняя его в зазорной жизни. Для разбора дела были командированы Комиссионеры из Дух. Пр. Ирбитского, Кунгурского и Шадринского. О. И. Рычков показал себя комиссионерам во всей своей красе. На допросы являлся пьяный. Не довольный решением комиссионеров по его собственному показанию за стеклянный дверями заседания комиссионеров пел будто-бы „в утешение себе": „Безумное веление"... „Безстудней ярости же и огню"... „спасый во огни авраамстии трие отроцы"... „вскую мя отринул еси".... „отроки от пещи избавивый" и т. п.

    Подслужившись к о. Пр. Н. Вологодскому и в 1807 г. донесением на своих сослуживцев, что они пригласили в храмовый праздник служить о. Карпинского, о. Рычков окончательно завоевал себе симпатии о. Николая Вол. Последний всюду за него заступался. В 1808 г. за скандал на именинах у старосты Андрея Алферова, когда Рычкова вывели из дому, Рычков был послан в наказание в Богоявленскую церковь с предписанием о. Вологодскому доносить через два месяца о поведении Рычкова. Благочинный о. Вол. скоро дал о нем хороший отзыв и начал преследовать его сослуживцев о. Макс. Переберина и диак. Киселева. Прихожане, выведенные из терпения, 31 января 1809 г. подали жалобу на о. И. Рычкова Государю Императору, восхваляя своего священника о. Макс. Переберина.

    О. Н. Вологодский, желая поставить на своем, окончательно теряет голову. Он от 24 сент. 1809 г. доносит на комиссионеров Дух. Правл. Прот. Хомякова и священников Кудрявцева и Капустина, что они его (Вологодского) в Духовном Правлении били и топтали. От 30 окт. жалобу пишет уже на причетчиков, что они его не слушают, а один пьяный звал его —„протопопишко", тогда как я служу Богу и есть „протоиерей''. За свое заступничество и неправильные доносы о. Прот. Н. Вологодский жестоко поплатился. Во 1-х с него было взыскано в казну по 1 р. за каждый золотник, присланных им за казенной печатью личных жалоб. Во 2-х он был запрещен в священнослужении. После личных объяснений в Консистории и у Епископа запрещение с него было снято. Первенство, однако он потерял навсегда.

    О всех этих дрязгах, имеющихся в Делах Дух. Правления, о. Прот. Карпинский в своем дневнике не говорит ни слова.

    Более серьезно его задела другая жалоба Рычкова, которую он занес в дневник. Рычков 18 июля 1808 г. жаловался, что о. Пр. Карпинский захватил у него табакерку. Услышав об этом, о. Фед. вернул табакерку Рычкову и всюду старался держаться дальше от него, боялся встречи о ним. В том же 1808 году 25 дек. в Рождество Христово во время утрени, когда пели стихиры „на хвалитех" Рычков зачем-то явился в Екатерининский собор. О. Прот. в это время кадил и, увидев Рычкова, „от неудовольствия затрясся всеми членами", так что не мог служить и литургии. В 1810 г. 27 февр., в неделю сыропустную, когда о. Пр. шел к Герману прощаться, Рычков привязался к нему по дороге и „едва я отвязался от него", замечает о. Пр.

    Со всем остальным духовенством о. Протоиерей живет в мире. Если в Дух. Правлении иногда и посчитаются с Прот. Н. Вологодским, то это не мешает им бывать друг у друга „на водке".

    Когда Прот. Вологодский был поставлен ниже о. Карпинского, последний предоставляет иногда о. Вологодскому первенство — совершить освящение воды в день Богоявления.

    Отмечен в дневнике о. Прот. своеобразный способ наказания духовенства. В 1816 г. во время богослужения он снял набедренник с свящ. Верх-Исетского завода о. Егора Горных. Без сомнения он сделал это по распоряжению высшего начальства.

    Особых наград духовенству не видно. В 1818 году 17 июля присланы из Консистории 6 крестов д. б. за войну 1812 года, да в 1821 году, был о. Протоиерей у священника Оглоблина „по его зову для полученного им похвального листа от Владыки за школу". Больше ни о каких наградах духовенству о. Протоиерей не упоминает.

    Жизнь с обществом.

    Отношение горного начальства к духовенству. Горное начальство считало Екатерининский собор и, служащее при нем, духовенство своим горным и заботилось о нем. С своей стороны и духовенство считает горное начальство своим начальством, боится его.

    Так в 1808 году 7 янв. Его Превосходительство Иван Филиппович Герман „пенял" о. Протоиерею „за то, что он 6 янв. не пришел к нему на бал, — „вы наш горный, значит придворный. Можете ходить к нам без церемоний". В праздники, при хождении со крестом Ив. Фил. дает Протоиерею особо от причта по 5 руб. В заботах обо всем заводском духовенстве Ив. Филип. 22 января 1807 г. торопил о. Прот. представить мнение о распоряжении (д. б. распределении) жалованья церквам". Пользуясь милостями И. Ф-ча, о. Пр. в 1808 г. 12 февраля просил было себе командировку в г. Ирбит, где жили его родители. Но Герман на эту просьбу сказал о. Пр-ю: „У тебя на руках Духовное Правление. Я почем знаю какие там у вас дела. Командировать тебя не могу". Обращаясь к горному начальнику с просьбою о командировке, о. Пр., без сомнения, считал себя служащим горного ведомства.

    Различное горное начальство, приезжая в Екатеринбург, считало своим долгом посетить горный Екатерининский собор. Однажды о. Пр., увидав в церкви Берх Инспектора Томилова во время великого входа, пришел в такой трепет, что у него руки и ноги задрожали, но потом оправился и продолжал службу.

    О. Прот. всегда ходил с поклоном к приезжающим начальникам. В 1822 году 22 июня в дневнике отмечено: „В 10 час. веч. приехал новый начальник Осип Самсонович Осипов". 6 июля им о. Прот. был принят милостиво. „Каков-то будет далее, размышляет о. Пр. 23 окт. он записывает: „был у начальника, он проводил с лестницы - велика милость".

    В 1823 году 30 августа записано: „был у службы сенатор Соймонов. После службы был у него, принят ласково". 15 сент. „были у молебна сенатор и сам начальник". Новых начальников о. Прот. ждет как свое начальство: В 1828 г. „Ждали Богуславского 29 янв. Наконец дождались 31 янв.".

    Иногда приходилось о. протоиерею выслушивать от горного начальства и выговоры. Напр. в 1807 г. 12 Декабря „После литургии был у Германа. Он учинил мне выговор за то, что скоро отошла обедня и он не поспел к Молебну",

    В 1818 году 15 мая Шленев, которого о. Протоиерей в 1819 г. 28 мая называёт Начальником горных чинов, очень разгневался на о. пр-ея за то, что тот не повенчал Ауэрбаха. В доме Дм. Золотавина он кричал на о. пр-я: „Вы притязатели, грабители, получили от конторы свидетельство и не венчаете. Я всех вас отрешу от места, подайте объяснение. Я вам приказываю и колотил себя в грудь". Поругавшись, Шленев успокоился. Не видно, чтобы о. прот. давал ему какие-либо объяснения письменные. Очевидно, дело уладилось личными объяснениями.

    Шленев был усердный сын церкви. В этом году 11 апр. в страстной четверг он приобщился св. Таин, а жена его говела в Успенский пост и приобщилась св. Таин 15 авг. В эти дни о. прот. приходил к ним поздравить с принятием св. Таин. В следующем 1819 году 30 мая Шленев куда-то уехал. О. прот. пред отъездом начальника 25 мая за литургией на эктениях прибавлял прошения о благополучном путешествии Шленева. Тот в свою очередь выказал свое расположение к о. прот. „Он подарил мне, пишет о. прот., трубку пенькову с чубуком из розового дерева".

    Считая заводское духовенство своими служащими, горное начальство иногда чинило над ними свой суд и расправу. Выдающийся случай такого суда у о. прот. Записан 4 апреля 1807 г.: „В Сысерти по жалобе священника Мухина Петр Алекс. Турчанинов (владелец завода) тамошнего причетника Сельменскова в конторе садил на цепь, из которой освобожден по просьбе священника Дергачева. Ссора пошла о подножнике. Сельменский начал брать подножник, а священник Мухин, будучи пьяным, не стал ему отдавать и тогда тут же, находившемуся в церкви, г. Турчанинову пожаловался".

    1 Тетюев - Берг-Гауптман, надзиравший за Зотовым, чтобы тот не стеснял рабочих.

    2 Прим.: Лев. Ив. Расторгуев был сперва виноторговцем, а потом кoмиссионером откупщика Злобина. Имел двух дочерей— Марью и Екатерину. Первая вышла замуж за Петра Яковл. Харитонова, 2-я за А. Гр. Зотова (Адрес-Календ. Справочн. кн. Перм. изд. За 1910 год 24 стр.)

    Категория: Биография священника. | Добавил: Рина (16.07.2022) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 122 | Теги: дневник священника, священник Карпинский, протоиерей Карпинский Федор Львович | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024