Категории раздела

Статьи о храмах. [16]
Биография священника. [2]
Разное. [29]
История Екатеринбургской епархии. [8]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [2]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [2]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [1]
Храмы Каменского района. [1]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [1]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [1]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [0]
Храмы Сысертского района. [7]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [0]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [1]
Храмы Челябинской епархии. [1]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Четверг, 13.12.2018, 13:04
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Биография священника.

    Протоиерей Федор Карпинский.

    Протоиерей Федор Львович Карпинский был сын протоиерея, родился 8 июля 1758 года. Окончил курс Тобольской Духовной Семинарии и назначен был в ней учителем риторики и библиотекарем и одновременно катихизатором в г. Тобольске. Для произнесения проповедей он посвящен был в стихарь 9 января 1778 года Архиепископом Варлаамом. Шесть лет трудился он на этом поприще. Преподавательская деятельность его не увлекла. Он предпочел принять священный сан. 25 марта 1784 года он посвящен в диакона к Благовещенской церкви г. Тобольска, а 21 ноября 1785 года рукоположен во священника в Софийский собор. Здесь он, несомненно, ревностно проходил свое служение и потому через два года - 6 авг. 1787 года высокопреосвященным Варлаамом возведен в протоиерея к градо-Екатеринбургскому собору.

    В Екатеринбурге он был назначен Членом присутствующим в Духовном Правлении.

    Начало жизни и деятельности о. Пр. Карпинского в Екатеринбурге неизвестно. Надо думать, что он усердно трудился в новом своем звании, потому что через 12 лет (в 1799 г.) он был награжден камилавкой. (Награда за два года перед этим введенная в русской церкви - в 1797 году 18 дек., а объявлена указом из Св. Синода от 17 февраля 1798 г.).

    Таким образом, лучшая пора его жизни и деятельности, отмечаемая наградами епархиального начальства, для нас мало известна.

    В 1802 году он овдовел. 10 ноября умерла его жена Александра Дмитриевна, оставив ему троих детей. Какая болезнь надорвала еще молодую супругу - 36 лет, - о. Протоиерей об этом не говорит. Это тяжелое испытание в жизни всякого и особенно духовенства о. Ф. встретил с твердостью духа. Воспитывать сирот помогла ему сестра жены Марья Дмитриевна.

    Без доброй подруги жизни, очевидно, чувствуя нужду следить за собой, о. Ф. после пятилетнего вдовства - с 1807 года начинает вести дневник. Записи в дневнике очень кратки, но ежедневно отмечает он, только где был, что делал, что с ним случилось за день. Изредка делает себе нравоучение. Событий, вокруг его совершающихся, он касается лишь постольку, поскольку они касаются лично его. О своих трудах он не распространяется. О них приходится делать выводы из случайных заметок дневника.

    Чреда служения в соборе, занятия в Духовном Правлении, иногда в школе, куда он был назначен законоучителем с 1807 года - вот обычные труды о. Протоиерея.

    Из приобретаемых им в библиотеку книг видно, что он любил заниматься чтением. Так, в 1807 году он наказывает с Веселовым купить в Петербурге „Переписка Вольтера с Аламбертом", „Важнейшие иероглифы Эккартегаузена (мистического содержания). Екима Резанова просит купить в Н.-Новгороде на Макарьевской ярмарке: „Сочинения Франклина», „Правила на каждый день года", „Познание человека" и „Пещера смерти".

    В том же году, 31 июля о. Ф. подарил княгине Мышецкой из своей библиотеки книгу - „Картина любви и постоянства", приобрел откуда-то книги: „Вредные знакомства", „Ежемесячные сочинения 1762 года", „Жизнь и мнения Тристама", Г-жа Ментенон и Шанди 5 ч. Для чтения брал: „Ромула и путешествие на остров тополей", „Сионский Вестник» 7 кн. (Главный орган мистицизма), „Сочинение Штиллинга" (Мистик).

    Дарит от себя Александру Карловичу „Полный месяцеслов", на котором тот сделал надпись „поднесена от скупца", что случайно увидал сам о. протоиерей. „Честному" (?) подарил - „Пост и молитва", а от него получил -,,Простой Давыд".

    В следующем 1808 году о. Протоиерей наказывает с Мамышевым купить ему книги: „Искусный Эконом", „Врач сам себе", „Наставление мудрого", „Правила на каждый день года" и „Важные иероглифы"... Последних двух книг д. б. ему в предыдущий год не купили.

    25 июля того же года о. Протоиерей с огорчением записывает: „купили книг на 10 руб. у Егора Ив. Горбунова. Хотелось около его поживиться, но не тут-то было, кремень кремнем. Он и за маленькую книжку, стоящую 25 коп. не постыдился счесать деньги и за рукописную взял рубль".

    В 1810 году у него упоминаются Риторики Ломоносова и Рижского. В 1811 году он сначала дал почитать И. Ф. Герману Сатиры Кантемира и Телемахиду, а потом и продал ему за 10 руб. Купцу Тетерину дарит - „Путешествие по святым местам" и „Князя Радзивилла".

    Встречаются у него и летопись Тацита, „Жизнеописание славных мужей"- Плутарха, Изопа 4 части, Диогена.

    Из духовных книг за это время заказал купить только Церковную историю - Мефодия. Как пользовался о. Ф. книгами, из дневника не видно. Мистические книги, усердно распространяемые по Руси Обер-Прокурором Св. Синода князем А. Н. Голициным (с 1803 г.) проникли в Екатеринбург, а которых не было, те о. Ф. Л. старался приобрести, но с какой целью - из дневника не видно. Во всяком случае, никакое сектантство в Екатеринбурге не привилось.

    Не смотря на краткость заметок о. Ф. Л. в его дневнике отразилась жизнь современного ему духовенства и общества.

     

    Деятельность и жизнь духовенства.

     

    В дневнике упоминается кроме Екатерининского собора еще следующие церкви: Богоявленская (ныне Кафедральный собор), Вознесенская, Златоустовская, Кладбищенская, Верх-Исетская и в тюремном замке. (Последняя освящена в 1830 г. 25 июня).

    Деятельность духовенства отмечается в дневнике только в совершении богослужения и церковных процессий (крестных ходов). Последние совершаются кроме обычных хождений на „Иордань" еще из собора или из Богоявленской церкви в те храмы, которые празднуют храмовые праздники. Напр. в 1807 г. читаем заметки:

    3 июня с процессией ходил к празднику Златоуста и служил литургию". „15 августа была к празднику процессия и служил литургию на кладбище".

    В 1812 году -„15 мая после обедни ходили со кресты по обыкновению до Вознесенской церкви".

    В 1818 г. 26 июня (День Тихвинской Ик. Божией Матери) „Из собору была процессия с образами в монастырь.

    Кроме торжественной „процессии" храмовые праздники отмечались всегда соборным служением всенощного бдения и литургии. Всенощное бдение служилось с вечера. Особенностью его был звон на 9 песни канона. В сам праздник был еще звон „на собор".

    Для торжественного богослужения обычно приглашался старший протоиерей. Если же его почему-либо не приглашали, то он сам делал распоряжение о торжественном богослужении и „процессии". Так, в 1807 году старшим Протоиереем и Благочинным быль о. Вологодский, служивший в Богоявленской церкви. 15 мая был храмовый праздник в Вознесенской церкви. Священник о. Максим Переберин с диаконом и старостой Алферовым пригласили для торжественного богослужения о. Прот. Карпинского. Об этом сообщил о. Вологодскому другой священник Вознесенской церкви о. И. Рычков, отличавшийся нетрезвой жизнью и скандалами. Прот. Вологодский обиделся на о. Переберина и запретил в этот праздник в Вознесенской церкви производить звон, на 9 песни и „на собор». В день праздника он сам явился в Вознесенскую церковь служить литургию. Священнику о. Макс. Переберину он сделал выговор за то, что его не пригласили к богослужению. Тот в свою очередь оправдывался, что ему сказали, будто бы о. Прот. болен и потому он не пригласили его. Такое объяснение о. Пр. Вологодский признал неудовлетворительным.

    За торжественное служение, или просто по случаю праздника, бывший в храме „откупщик" Злобин, почетный гражданин г. Вологды, дал на причт 25 р. О. Прот. Вологодский из этих денег взял себе 15 руб., а на причт дал 10 руб., объявив причту, что они и того не получили бы, если бы он не пришел служить. Свящ. М. Переберин на такое самоуправство о. Вологодского пожаловался Епархиальному начальству. (Дело Екат. Дух. Правления 1808 г. 7 июля).

    О. Прот. Карпинский по этому случаю замечает в своем дневнике только то, что касалось его. О служении литургии и возбужденном о. Перебериным деле по сему поводу о. Карпинский не упоминает. Из дальнейшей его жизни видно, что он признавал за старшим Протоиереем право назначать торжественные богослужения и „процессии" в других храмах.

    В 1810 году 6 марта о. Прот. Вологодский был запрещен. Немного ранее первенство перешло к Прот. Ф. Л. Карпинскому. Первый опыт распорядиться процессией он произвел в том же году, но неудачно... Обычно до сего времени крестные ходы на воду в день Богоявления и 1 августа совершались из Богоявленской церкви, о. Карпинский, получив старшинство, распорядился, чтобы крестный ход на воду 6 января шел из Екатерининского собора. Староста Богоявленской церкви Бревнов просил было о. Пр. Карпинского, по крайней мере одновременно с ними окончить службу и одновременно выйти на иордань. Пр. Карпинский не послушал. Окончив литургию в 10 ч. утра, он освятил воду на иордани. Богоявленские не поспели к этому времени отслужить литургию и в освящении воды не участвовали. Между тем в Богоявленской церкви был Вице-Губернатор Розен, явившийся сюда специально на крестный ход. Торжество расстроилось.

    Бревнов подал жалобу на о. Карпинского за его новшество. О. Карпинский ничего об этом не пишет в дневнике, кроме того, что ходил на иордань из своего собора. (Дело Перм. Дух. Консистории переданное в Екат. Дух. Правл.).

    В следующие годы крестные ходы на иордань устраиваются уже из Богоявленской церкви. Очевидно, это было приказано Епархиальным начальством по жалобе Бревнова.

    Но в других случаях он пользовался своим правом распорядиться устройством торжественного богослужения.

    В 1817 году 27 июня у него записано: „Во время всенощной посылал пономаря Анциферова сказать Пр. Николаю (Вологодскому), что из собора придет со крестами и чтоб без нас не начинать службу". Такое распоряжение было очень неприятно о. Николаю, который до 1810 года сам командовать над о. Карпинским. По заметке в дневнике о. Николай „не мог утерпеть, чтобы не сказать: „вот мы не звали, а идут". Однако ж после всенощной пришел ко мне со старостой церковным и звал служить и быть с процессией".

    Кроме этих обычных „процессий" устраивались крестные ходы иногда вокруг города по назначению старшего Протоиерея, или по просьбе прихожан…

    Так в 1808 г. 7 июня Прот. Вологодский приказал, чтобы на следующий день во всех церквах города были ранние обедни, а затем крестный ход вокруг города из Богоявленской церкви. Это распоряжение о. Пр. Карпинский получил поздно и потому не исполнил его. За что и получил выговор от Пр. Вологодского.

    20 июля по его же распоряжению было моление о ведре и крестный ход.

    В 1815 году 12 мая молились о дожде.

    Упоминаются еще крестные ходы в 1817 г. 18 апреля; в Преполовение - вокруг города; в 1819 году 18 мая в день Пятидесятницы - водоосвящение и крестный ход вокруг города, но не указано по какому случаю это было.

    В 1811 году 20 июля, с крестным ходом встречали икону с мощами для Ново-Тихвинского женского монастыря за Верх-Исетским заводом; 21-го соборне служили в Богоявленской церкви. Оттуда с крестным ходом прошли к Вознесенью и вокруг города, а затем мощи оставили в Екатерининском соборе. Далее в дневнике ничего не сказано о мощах и иконе. В Ново-Тихвинском женском монастыре в Успенском храме на северной стене есть надпись, что Тихвинскую икону Божией Матери (местную в Тихвинском приделе) подарил игуменье Таисии настоятель Тихвинского монастыря Новгородской епархии Архимандрит Герасим 1807 г. 1 марта. Образ со святыми мощами, вложенный в раку (имена святых перечислены на стене храма) благословил игуменье Таисии Митрополит С. Петербургский и Новгородский Амвросий. Икона Богоматери и Мощи принесены в монастырь 22 июля 1810 г. В годах написанных по-славянски, не дописано „а". Должно быть 1811 года.

    Духовенство того времени считало своей обязанностью только отправление богослужений и треб. У о. Ф. Карпинского не заметно особого усердия к отправлению и этих обязанностей. Например, в Страстную седмицу не его чреды он ни разу не служил. Стояние в великий четверг у него продолжается только два часа (7 апр. 1821 г.). Только один раз встречается заметка о произнесении речи: Это при открытии Горного училища 2 декабря 1807 г. говорил речь свящ. Иоанн Попов, и о. Пр. Карпинский ни разу не выступал, ни с речами, ни с проповедями. В 1819 году 30 октября при открытии Благородного училища он отслужил лишь молебен, а потом была закуска. Встреча Епископов, Самого Государя Императора проходят лишь по церковному чину. Между тем о. Прот. Карпинский умел говорить остро и даже стихами и, как проходивший должность проповедника, мог говорить проповеди.

    Из благочестивых обычаев того времени о. протоиерей ежегодно записывает пред Великим постом в прощеное воскресенье, что к нему являлось прощаться все духовенство и пело Пасху. Он сам в эти дни ходил прощаться к Горному Начальнику Герману Ив. Филиц и к Шефу.

    В первые дни великого поста о. протоиерей обходит с „постной" молитвой всех высших лиц г. Екатеринбурга. В 1808 г. он не зашел с постной молитвой к штаб-лекарю Ворвинскому, „ибо он накануне сего дня (пишет о. протоиерей) в доме Германа сказал мне, чтоб я не приходил к нему с постной молитвой за тем что не был у него в гостях на масленнице". Как это было сказано Ворвинским в шутку или серьезно, о. протоиерей не мог разобрать. А Ворвинский очень обиделся, что о. протоиерей не зашел к нему. (Запись об этом 1808 г. 26 февраля).

    В праздники - Пасхи, Рождества Христова и в храмовые обычно причты посещали дома прихожан со Св. Крестом. При чем о. протоиерею его знакомые давали кроме общей кружки еще лично ему кто 1 руб., кто 5 р., а кто и 10 руб.

    Из народных обычаев, соединенных с праздниками церковными, о. протоиерей отмечает только один. Именно - в день Вознесения, много народа собирается на ключ „Благодатный". Этот ключ, как видно из записи 10 июня 1808 г., находился „в поскотине". О. протоиерей и сам туда ездил с знакомыми.

     

    Отношение к Отечественной войне.

     

    Политические события по своему волнуют и духовенство и жителей Екатеринбурга.

    В 1807 г. 1 января у о. протоиерея записано: „Шеф полка обещал золотую табакерку, ежели наши победят французов. 1-го февраля о. протоиерей записывает: „Ныне все стали политики; и мещане, и купцы, попы и лекари, и секретари, и подъячие, и женский пол туда же устремился, а знали бы свое веретено да прялицу".

    Таким подъемом патриотизма духовенство воспользовалось для сбора пожертвований. В 1807 г. 4 марта о. протоиерей отправил на милицию через почту 626 руб. Но это была единственная запись о собранных им пожертвованиях, остальные суммы шли через Благочинного.

    Война 1812 года отмечается только молебнами. Производились и сборы, но д. б. через Духовное Правление. Напр. в 1812 г. 23 авг. записано: „Ходил записывать деньги на милицию".

    В 1814 году 31 мая отслужен молебен о взятии Парижа. В следующий год уже слышна уверенность в победах русского оружия. Гром перед началом одного молебна (1815 г.) о победе над врагами, о. протоиерей считает хорошим предзнаменованием.

    В 1824 году в Екатеринбурге оказались какие-то французы. Пленные ли здесь осели, или предприниматели какие либо прошли, только у о. протоиерея замечено: «28-го мая были у французов показывающих города микроскопом".

     

    Приезды Преосвященных.

     

    Деятельность духовенства подживлялась приездом Преосвященных. О посещениях Архипастырей о. Протоиерей говорит лишь постольку, поскольку они касались лично его.

    Преосвященный Иустин (с 1802 г.) Епископ Пермский и Екатеринбургский был в Екатеринбурге в 1810 г. Прибыл в 12 ч. ночи на 15 сентября. Остановился в Верх-Исетском заводе у Зотова.

    В этот приезд Владыка служил в соборе 16-го и в Богоявленской церкви 17-го. Во время своего пребывания 16 сентября Владыка заезжал к Тетюеву (Тетюев - Берг-Гауптман, надзиравший за Зотовым, чтобы тот не стеснял рабочих), а 17-го обедал у свящ. И. Попова и вместе с о. Протоиереем Карпинским заезжал к Толстикову. 18-го во 2-м часу пополудни Владыка отбыл в Верхотурье. На обратном пути 4-го окт. он служил у Златоуста (обедал у Тетюева); 5-го на кладбище и посетил обитель; 6-го освящал придел св. И. Богослова; 7-го - в Березовском заводе и посетил Пышминский завод; 9-го служил в Верх-Исетском заводе и обедал у Зотова, а 10-го через Ревду и Билимбай отбыл домой.

    В 1816 году Преосвященный Иустин прибыл 5-го июля в 7 час. веч. и после встречи в соборе остановился у Екима Резанова, 6-го в соборе освящал церковь (д. б. после ремонта?); 8-го служил в Богоявленской церкви; 11-го выехал в Северский завод. Что делал Владыка 9-го, 10 и 11 о. Протоиерей не пишет.

    В 1824 году был в Екатеринбурге Преосвященный Дионисий, вступивший на кафедру 2 сент. 1823 г. Он пробыл в Екатеринбурге с 29-го июля по 7-е августа. Служил за это время в соборе, у Богоявления и у Златоуста. 1 августа служил в соборе и освящал воду на реке. О. Прот. замечает, что ему „за неотштукатурку собора досталось".

    6 авг., отслужив литургию в соборе, Преосвященный присутствовали в Конторе при открытии библейского сотоварищества. (В записках дальше нет ни слова о деятельности этого сотоварищества). Куда выезжал Владыка на 7 августа о. Прот. не указывает. Отмечает лишь, что на обратном пути 8-19 сентября опять был в Екатеринбурге. 10-го отпевал А. А. Граматчикову, обедал на похоронах и отбыл домой. Проводили его вечером до речки Светлой.

    В 1828 году 22 мая „в соборе читали указ о новом епископе". Преосвященный Мелетий прибыл в Пермь 8 июля 1828 г.

    В 1830 году Преосвященный был в Екатеринбурге с 25 по 27 июня. Очевидно, приезжал на праздник в Н.-Тихвинский монастырь. К этому времени приурочили и освящение церкви в тюремном замке. Освятили её 25-го июня.

    Поездки о. Протоиерея Ф. Л.: По должности члена Духовного Правления о. Пр. ежегодно устраивал поездки по обозрению церквей. На эти обозрения духовенство не жаловалось. Очевидно, они совершались и своевременно, и обозрение производилось добросовестно. В то время как другой член Д. Правления о. Антоний Брызгалов, получил замечание Консистории, чтобы самовольно для обозрений не отлучался (Дела Дух. Правл.).

    Кроме обычных поездок по обозрению о. Протоиерей несколько раз был командирован Епархиальным Начальством то на закладку церквей, то на освящение их в заводах и в селах.

    По делам Дух. Правления в 1811 г. он был вызван в Пермь в Консисторию „для подписи под экстрактом".

    Этим вызовом Консистория д. б. думала вразумить Членов Д. Правления, чтобы впредь не посылали ей „Дел" без подписи под экстрактом. Иначе она могла бы Дело для подписи послать почтой. О. Прот. нисколько не жалуется на такой вызов.

    В дневнике он кратко описывает свое путешествие. Выехал он из Екатеринбурга 2 августа, а прибыл в Пермь 7 августа. Вечером того же дня был у секретаря Мышкина, 8-го поутру представлялся Преосвященному Иустину, 9-го окончил дела в Консистории; 10-го по утру представлялся Преосвященному. Последний встретил его милостиво: „Приказал" прийти к нему обедать. После обеда они вместе с Епископом ходили в гости к игумену Никандру. У него напились чаю, по 4 чашки пуншу и просидели до 7 часу вечера. „Тут принял я благословение", заключает о. Прот. Обратно выехал 11 авг. Перед Кунгуром случилось крушение - сломалась задняя ось. За новую „спороли", как он пишет, два рубля, да за оковку - два рубля.

    Домой вернулся 16 авг. После такого продолжительного путешествия о. Пр. в дневнике восклицает: „Слава Богу - дома".

     

    Духовенство г. Екатеринбурга.

     

    Духовенство г. Екатеринбурга, в описываемое время за небольшим исключением, ведет себя благоприлично, усердно исполняет свои обязанности и близко стоит к своим прихожанам. Во всех семейных торжествах желанные гости - батюшки. Между собой духовенство жило по товарищески, воздавая честь старейшим. К сожалению, Благочинный о. Прот. Николай Вологодский, служивший в Богоявленской церкви, желая показать свою власть и преимущество пред соборным Прот. о. Карпинским, покровительствовал лицам порочным, делал несправедливые отзывы о достойных священнослужителях. За что и сам пострадал.

    Священник Вознесенской церкви о. Иоанн Рычков, зная за собою слабость к вину, задумал подслужиться о. Н Вологодскому и в 1806 году написал жалобу Епархиальному начальству на о. Пр. Карпинского, обвиняя его в зазорной жизни, Для разбора дела были командированы Комиссионеры из Дух. Пр. Ирбитского, Кунгурского и Шадринского. О. И. Рычков показал себя Комиссионерам во всей своей красе. На допросы являлся пьяный. Не довольный решением комиссионеров по его собственному показанию за стеклянными дверями заседания комиссионеров пел будто бы „в утешение себе": „Безумное веление"... „Безстудней ярости же и огню"... „спасый во огни авраамстии трие отроцы"... „вскую мя отринул еси".... «отроки от пещи избавивый» и т. п.

    Подслужившись к о. Пр. Н. Вологодскому и в 1807 г. донесением на своих сослуживцев, что они пригласили в храмовый праздник служить о. Карпинского, о. Рычков окончательно завоевал себе симпатии о. Николая Вол. Последний всюду за него заступался. В 1808 г. за скандал на именинах у старосты Андрея Алферова, когда Рычкова вывели из дому, Рычков был послан в наказание в Богоявленскую церковь с предписанием о. Вологодскому доносить через два месяца о поведении Рычкова. Благочинный о. Вол. скоро дал о нем хороший отзыв и начал преследовать его сослуживцев о. Макс. Переберина и диак. Киселева. Прихожане, выведенные из терпения, 31 января 1809 г. подали жалобу на о. И. Рычкова Государю Императору, восхваляя своего священника о. Макс. Переберина.

    О. Н. Вологодский, желая поставить на своем, окончательно теряет голову. Он от 24 сент. 1809 г. доносит на комиссионеров Дух. Правл. Прот. Хомякова и священников Кудрявцева и Капустина, что они его (Вологодского) в Духовном Правлении били и топтали. От 30 окт. жалобу пишет уже на причетчиков, что они его не слушают, а один пьяный звал его -„протопопишко", тогда как я служу Богу и есть „протоиерей''.

    За свое заступничество и неправильные доносы о. Прот. Н. Вологодский жестоко поплатился.

    Во 1-х с него было взыскано в казну по 1 р. за каждый золотник, присланных им за казенной печатью личных жалоб. Во 2-х он был запрещен в священнослужении.

    После личных объяснений в Консистории и у Епископа запрещение с него „было снято. Первенство, однако, он потерял навсегда.

    О всех этих дрязгах, имеющихся в Делах Дух. Правления, о. Прот. Карпинский в своем дневнике не говорит ни слова.

    Более серьезно его задела другая жалоба Рычкова, которую он занес в дневник. Рычков 18 июля 1808 жаловался, что о. Пр. Карпинский захватил у него табакерку. Услышав об этом, о. Фед. вернул табакерку Рычкову и всюду старался держаться дальше от него, боялся встречи с ним.

    В том же 1808 году 25 дек. в Рождество Христово во время утрени, когда пели стихиры „на хвалитех" Рычков зачем-то явился в Екатерининский собор. О. Прот. в это время кадил и, увидев Рычкова, „от неудовольствия затрясся всеми членами", так что не мог служить и литургии.

    В 1810 г. 27 февр., в неделю сыропустную, когда о. Пр. шел к Герману прощаться, Рычков привязался к нему по дороге и „едва я отвязался от него", замечает о. Пр.

    Со всем остальным духовенством о. Прот. живет в мире. Если в Дух. Правл. иногда и посчитаются с Прот. Н. Вологодским, то это не мешает им бывать друг у друга „на водке".

    Когда Прот. Вологодский был поставлен ниже о. Карпинского, последний предоставляет иногда о. Волог. первенство - совершить освящения воды в день Богоявления.

    Отмечен в дневнике о. Прот. своеобразный способ наказания духовенства. В 1816 г. во время богослужения он снял набедренник с свящ. Верх-Исетского завода о. Егора Горных. Без сомнения он сделал это по распоряжению высшего начальства.

    Особых наград духовенству не видно. В 1818 году 17 июля присланы из Консистории 6 крестов д. б. за войну 1812 года, да в 1821 году, был о. Пр. у свящ. Оглоблина „по его зову для полученного им похвального листа от Владыки за школу".

    Больше ни о каких наградах духовенству о. Пр. не упоминает.

     

     

    Категория: Биография священника. | Добавил: Рина (16.10.2012) | Автор: Богомолов Валерий
    Просмотров: 1973 | Комментарии: 15 | Теги: протоиерей федор львович карпинский, федор львович карпинский, протоиерей карпинский | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 151 2 »
    15 Рина  
    Хотя его и звали скупцом, но это можно было говорить только тем богачам, с которыми он ни в каком случае не мог сравняться в расходах. Они сами это понимали, почему и отпускали ему вино бесплатно. Лица с меньшим состоянием, наоборот, упрекали о. прот. в расточительности. Напр. 19-го февраля 1819 г. о. Ф. записывает: „Антон Бренев пенял, что много выходить сахару и советовал мне жить умереннее. Спасибо ему. Ему отдано 190 р. на покупку водки кизлярской и 10 ф. чаю". Изредка принимая у себя всех богатых людей того времени, о. прот. все же имел деньги. В 1819 году 29 февраля он дал взаймы Сем. Ив. Казанцеву 1060 руб. под росписку Орины Леонтьевны Казанцевой с залогом бриллиантового перстня по оценке стоящего 1900 руб. сроком февраля 27 будущего 1820 г.". Ни о каких процентах нет ни слова. Очевидно он был доволен тем, что получал. Все обстоятельства дела говорят за то, что он благородно отпустил на волю свою Наташку.
    Остальные члены дома о. прот. жили у него до его смерти. Не видно, чтобы вышла замуж дочка Марьи Дмитриевны. В 1822 г. 4 декабря, во 2-м часу по полудни Суховы хотели Катерину в. увезти силой, пишет о. Ф.Л. Меня, ее и Наташку били". Но не увезли ее. Это ничуть не расстроило добрых отношений о. Ф. Л. к Сухову. В 1824 году на другой день по отъезде Государя Императора из Екатеринбурга в дневнике записано: «29 сентября в вечеру был с Сух. (овым) у кержака Михайлова, у Фомы Казанцева, у Екима Резанова".
    Мирное, благожелательное отношение к людям, сознание своих слабостей и недостатков сохранил о. Ф. Л. до конца своей жизни.
    Упадок сил своих он заметил уже в 1824 г. В этом году 24 февраля он освобожден от должности присутствующего в Духовном Правлении. Незадолго перед этим 16 января он был назначен благочинным, но 24 июня освобожден и от этой должности. В 1826 г. 29 октября он похоронил своего сослуживца о. прот. Н. Вологодского. Приближалась и его очередь, силы изменяли все более и более.
    Видя это, начальство пришло на помощь о. Ф-ру: в 1828 г. 25 сентября в награду „за долговременную, беспорочную службу он освобожден от седмичной чреды". Это была его последняя награда. Свободный от обязательного совершения богослужений в будни, он служит по праздничным дням и занимается в школе. У знакомых бывал редко. Дневник продолжал вести аккуратно.
    В сентябре месяце 1831 г. 18 числа представлялся Архиеп. Мелетию, приезжавшему в Екатеринбург 1-го октября „служил молебен о Николае Николаевиче, с образами ходил в Главное Правление освящать воду". 9-го был в школе. Заканчивается дневник заметкой: „10. 11. 12 дома". С этого дня д. б. о. Ф. Л. Окончательно слег в постель, а 18 октября мирно почил о Господе.
    Надо думать, что все друзья-приятели проводили его до могилы, помянув былые дни.
    Протоиерей Ал. Здравомыслов.

    14 Рина  
    О своих домашних о. Ф. упоминает впервые только в 1815 году. Сын его Феодор семинарист заболел в Перми. Навестить его съездила многопопечительная Марья Дмитриевна. О. Ф. благодарил доктора Граля за успешное лечение. На Рождество достал сына домой. Здесь 31 декабря в 12 ч. по полудни Ф. Ф. скончался. Смерть сына весьма поразила о. Ф. Л. Как ни любил он ходить по гостям, а после смерти сына 10 дней никуда не выходил из дому. Со всех сторон он видел сочувствие своему горю. В погребении приняло участие все духовенство, кроме о. Антония. Вечером посетила его Матушка Игуменья. На другой день были у него г-жа Грамотчикова, Блинов с сестрой и дочерью и Фелькнер. Блинов и Фелькнер просидели у него до 1 ч. ночи. 9 янв. были у него Шленев с дядей, Эллиным, Ворвинский, после них Тетюев, Сюндюков, Ахте и Франц. Шленеву о. Ф. Л. подарил черепаховую табакерку. Но вскоре горе забылось и все пошло своим порядком.
    Незаметно выросла дочь невеста - Александра. О. Ф. изредка брал её на балы, в гости. Когда ей уже исполнилось 28 лет, в 1818 году посватался за нее Александр Чупин. Дело началась 20 июня и только 20 октября состоялась их свадьба. Молодые поселились в доме о. Ф. Л. Не весела была жизнь сироты Александры Федоровны без матери, а еще хуже стала замужем. С первого же года пошли у неё дети. В 1819 г. 13 авг. родился сын Наркисс, который вскоре и умер - 5 окт., а там, через год дочь и т. д. ежегодно и вскоре же умирают. Между тем муж её куда то все уходит по ночам, возвращаясь часа в 4, в 5 утра. Когда бывает дома - ссорится то с женой, то с о. Ф. Любовь о. Ф. к острому словцу и тут играет свою роль. Зять кричит на него: „Ты писал бы эпиграммы лучше на себя, нежели на меня". Multum dictum (много сказано), пишет по этому случаю о пр. Непродолжительна была супружеская жизнь Александры Ф. На 8-м году её она скончалась, будучи 36 лет от роду как и её мать (1826 г. 26 марта). Аркадий Чупин 30 янв. 1827 г. женился на другой и впоследствии с ней заходил в гости к о. Ф. Л.
    На другой день после вступления во второй брак А. Чупина, о. Федор выдал замуж и свою крепостную девку Наташку. Вступила она в дом о. Ф-ра должно быть подростком в 1809 году. Жила в начале смирно, ни чем не обращала на себя внимания о. Ф-pa. Но с 14 ноября 1820 года она загуляла. В этот день она в первый раз для заговенья напилась пьяна. Нашлись у ней и приятели. С ними она не только стала напиваться, а иногда и пропадала на целую неделю. Ее ловили то с Харитоном в Билимбаевском сарае, то у Балаганских и приводили домой. Пробовали ее вразумлять: и уговаривали, и стегали в полицейской части. Ничто не действовало. После физического вразумления она на другой день убегала опять на неделю. Однажды в доме она разбушевалась и побила Алексеевну. <br /> В 1824 году она сбежала в день приезда Государя Императора. Ее уж и искать не стали. Нагулявшись, она смирно возвращается домой и принимается за свои дела. Перестали ли ее вразумлять, или что другое повлияло на нее, но с 1825 года она начала вести скромную жизнь. В этом году встречается только одна заметка о ней 4 декабря: Nata est virgo a Nat (Ната есть девица от Нат.). В следующем году о ней нет ни слова. А в 1827 году 31 января кратко записано: „севодни венчали Наташку". С кем повенчали, о. прот. не пишет. Но так как более о ней не упоминает ни слова, то надо думать, что о. прот. отпустил ее на волю. Если бы что-либо он получил за нее, то без сомнения упомянул бы об этом, как записал о покупке её. Такой благородный поступок о. прот. был в его духе.

    13 Рина  
    Домашняя жизнь, хозяйство и кончина о. Ф. Л.
    Оставшись после смерти супруги с малолетними детьми, о. Ф. совсем не упоминает о них в дневнике, пока они были малолетними. Должно быть все попечение о них передал своей свояченице Марье Дмитриевне. В помощь ей была у него какая-то Алексеевна и, наконец, крепостная девка, купленная у Тарасова за 175 руб. Имени её при покупке не упомянуто, а 8 сент. 1809 г. привезена из Верхотурья Наталья, которая после держится на положении крепостной. Впоследствии была взята в дом дочь Марьи Дмитриевны Екатерина, родившаяся в 1806 г. Пользуясь хозяйственной помощью свояченицы о. Ф. Л. Не видел никакой нужды в семейных и хозяйственных делах.
    В 1808 г. он приобрел собственный дом. 1-го сен. справлял новоселье. В дневнике под этим числом он перечисляет всех своих друзей- знакомых: „Ив. Фил. Германа, Анну Алексеевну Зубову и Нат. Алексеевну Колтовскую" он „лично приглашал на чашку чаю в вечеру. Первый был, а вторая отозвалась за болезнью. Колтовская приехала вечером в 9-м часу и с ней доктор Тетюев и Колобова. Еще были Анна Андреевна, Перецкова, Выходцева, аптекарша, докторша, Блинова, Клепинин с сыном, Баландин, Немятов, Ворвинский, Еким Резанов, Курсанов, аптекарь, Колобов, Мунд. Не были: Зотов, Росторгуев, Толстиков, Казанцевы, Лямин, Платонов, Тимофеев, Полков, Кузнецов, Данилов, Порецкий, Терентий Резанов и Кандеев".
    Дом, наверное, был им куплен готовый. В записях встречается заметка, что осматривал дом Колобова, а Зотов обещал ему помочь в достройке этого дома, если купит. Размеры дома должно быть были не велики. Через две недели после новоселья (14 сент.) гости сделали о. Ф-ру замечание, что у него постель не у места – в прихожей. Но не видно, чтобы после этого была перестройка дома. Только в 1826 г. 15 мая записано: „Пономарев хотел сказать Колобову, чтоб в заводе мне помогали, в чем потребно, для дому".

    12 Рина  
    Исторические лица.
    Пришлось о. Ф. Л. встретиться на своем жизненном пути и с историческими лицами. В 1819 году 21 мая он заносит на память: „Сегодня проехал в Тобольск Генерал Губернатор Сперанский, живший до этого назначения в ссылке в Перми. Были или нет какие либо торжества по сему случаю в Екатеринбурге о Ф. не говорит. Если и были, то о. Ф. в них не участвовал. Вернее всего, что Сперанский только проехал. Иначе обстоял проезд его из Тобольска в 1821 г. 11 февраля. Теперь его встречали с поклонами. „В 4-м часу по полудни, пишет о. Ф., был у Мих. Мих. Сперанского на поклоне".
    В тоне самой записи уже чувствуется вновь поднимающаяся звезда министра Сперанского.
    Не много говорит дневник о. Ф. и о посещении Екатеринбурга Государем Императором Александром 1-м.
    Но в этих кратких записках рельефно подчеркивается отношение Государя Императора к духовенству. Без сомнения все в ожидании Государя волновались. Встречать Его собрались все в Екатерининском соборе. „25 сент. 1824 г., пишет о. Ф. Л., с утра до 4-го часу по полудни ожидал в соборе Государя Императора во всем облачении и встретил в начале 4-го часу. Была эктения, многолетие". 26-го по утру в 9-м часу были представлены Государю Императору все священники г. Екатеринбурга. 28-го о. пр. „служил литургию при Государе Императоре в соборе. Его Величество при встрече три раза, при представлении - два, при подаче просфоры - один, всего шесть раз поцеловал у меня руку. В 12-м часу по полуночи выехал". Впечатления от приезда Государя были настолько сильны, что не смотря на поздний час о. пр. „в вечеру был у Якова Харитонова, (где останавливался Государь). В вечеру были у меня прот. Брызгалов, свящ. Николай Карпинский не надолго". Очевидно, поделились впечатлениями.
    Через год с небольшим после посещения Екатеринбурга, Император Александр Павлович скончался 19 ноября, а 8-го декабря 1825 г., записывает о. пр., „присягали в соборе духовенство и чиновники. Служили молебен о восшествии на престол Константина Павловича". Известие об отречении от престола Константина Павловича пришло в Екатеринбург к Рождеству Христову. „25 декабря до обедни принимали присягу Императору Николаю Павловичу".

    11 Рина  
    Отношение к старообрядцам и иноверцам.
    Со старообрядцами и иноверцами о. пр-й жил мирно. К старообрядцам он ездил со крестом (за город). Бывал в их часовне за литургией с полициймейстером (1816 г. 11 мая); бывал и „у кержацкого попа Николы". Старообрядцы здесь пользовались полной свободой вероисповедания. В 1823 г. 20 окт. о пр. записывает: „был в вечеру у Диомида Баландина, тут нашел пьяных кержаков. Они присягали в своей часовне, а не в соборе при вступлении в судьи". Зачем их посещал о. пр., он не пишет. Только надо думать, не для беседы. Его табакерки отогнали бы от него старообрядцев. Однажды, он сам записывает, „6 дек. 1819 г. вечером был у Тер. Резанова (единоверца). Он прогневался на меня и проганивал вон за то, что я при закуске понюхал табаку, после чего женщины перестали есть и отошли от стола".
    Конечно такие старообрядцы как Зотов и Росторгуев табакерок не боялись. Сами еще дарить их собирались. Сын Зотова Александр Григ., обещал о. пр-ю золотую табакерку, если женится на дочери Росторгуева Екатерине, а женившись не видно, чтобы исполнил обещание. Вместо того есть другая запись: „Александр Григор. дал записку о табаке, перце, пробках и календарях". Очевидно он желал слышать от ученого человека разбор старообрядческих учений по этим вопросам!.. Какая судьба была этой записки, о. пр. не сообщает.
    Однажды только о пр. (в 1808 г. 25 февр.) подарил Зотову, „славянскую грамматику". Зотов взял подарок с недоверием: „не на смех ли ее даришь?" спросил он, принимая книгу. Но 28 февр. выразил удовольствие за подарок. Это единственный случай, когда о. пр. вздумал поучить старообрядца.
    Приняв за правило „спорами не связываться", о. пр. жил по товарищески и с иноверцами. В 1807 г. он был в Сысерти 18 и 19 мая. Здесь сына Анны Алексеевны Зубовой учил Аббат. У него о. пр. слушал обедню „По католицкому обряду. Она оч. кратка". После обеда отдыхал у Аббата. На следующий день 19 мая – смотрел у него „женские товары, которые очень дороги. Купил у него за три рубля два пузырька хрустальные для держания спирту или духов". За эту покупку его пробрал Мих. Осип., да и сам он после скорбел, что деньги истратил на пустяки.
    Аббат с своей стороны, приезжая в Екатеринбург, заходил к о. пр-ю и они вместе прогуливались по городу. У Екатеринбургского аббата о. пр. покупал иногда красное вино, должно быть оно было особого качества. Тот также бывал у о. пр-я.
    Знаком был ему и Тобольский пастор Роман Карпович Вольтер. Он проездом заходил к о. пр-ю и между прочим в 1819 г. купил у о. пр-я пенькову трубку (д. б. которую подарил Шленев?) за сто рублей и за такую же цену латинский лексикон Гофмана в 4-х томах.
    Миссия. Вообще прозелитизмом о. пр. не был заражен. Если Зотов и гневался на него в 1818 г. „из за попа", то уж не сам о. Ф. выдумал причинить ему эту неприятность, а скорее всего исполнял распоряжение начальства. Противораскольническая миссия в Пермской епархии была открыта Епископом Мелетием в 1828 году 27 мая. Первым миссионером был назначен Протоиерей Авраамий Оглоблин. Его деятельность простиралась на всю нынешнюю Екатеринбургскую епархию. Жил он в Кушвинском заводе. Во время приездов в Екатеринбург он заходил к о. Ф. Л. Об этих посещениях о. Ф. и делает записи: 1822 г. 27 сент. „был прот. Авраамий Оглоблин et multa dixit, de qua re tacendum". (и много сказал, о каковом деле должно молчать). Разговоры были, конечно, не все о делах. Иногда посещение носило характер товарищеского визита. 1823 г. 30 мар. записано: „Прот. Авраамий квартирует у Клюквина. Мы побеседовали без скуки и не без стаканов с пуншем". 4 апр. он заходил к о. Ф. прощаться. В 1828 г. 13 октября заметка: „в вечеру был у меня прот. Авраамий. Все же посещения закончились неприятностью. В 1830 г. 28-го июня записано: „Прот. Авраамий, (проводив Преосвященного Мелетия из Екатеринбурга) приезжал ко мне браниться". Держась правила писать только о себе о. Ф. Л. ни слова не говорить о деятельности других. Посему и о деятельности миссии из его дневника нельзя ничего извлечь.

    10 Рина  
    Порецкий. Не мало возбуждал против себя о. Ф-р своим острым языком, о чем ему и говорили благожелатели. Под 30 июня 1813 г. он записывает, что Порецкий стоял у него под окном целых два часа, „напевая только о том, сколько вредно тому, кто шутит на счет других, не будучи ими никогда тронут или обижен. Признаться много я стыдился и краснел и в иных случаях в защиту свою ничего не мог сказать". Вообще если кто либо делал о. пр-ю указание на его недостатки, он всегда благодарен этому человеку. За подобные замечания он в дневнике говорит Зотову - „спасибо остыдил меня" (2 дек. 1824 г.), благодарит и мещанина за замечание о неисправности в богослужении.
    Яков Толстиков. Среди сильных лиц того времени видное место занимал Я. Толстиков. Им был устроен единоверческий Спасский приход в 1803 г. и в 1805 г. выстроена единоверческая церковь. Епископы при приездах в Екатеринбург навещали руководителя единоверцев. Знаком был с ним и о. пр. Ф. Л., как уже упоминалось об этом раньше. Некто Раздеришин просил о. пр-я оказать вспоможение к устроению девичьего монастыря. Исполняя это поручение, о. пр. обратился с просьбой к Толстикову. Тот в ответ „с криком напал на меня, пишет о. Ф., и говорит, что якобы мы строить монастырь мешаем, а сами не кладем ни копейки. Также о церковных расходах говорил, что в издержке церковных денег, если бы был старостой, не спросился бы ни у Архиерея, ни у вас, а только у прихожан. Я сколько мог защищал свои права, но их перекричишь ли? Не надобно спорами с ними связываться. Из них, не смотря на нынешнее учтивое и пристойное света обхождение, не вышел старинный строптивый дух, как глубоко вкореняются старинные грубости, их и веки не скоро исцеляют. Итак этот вечер для меня не очень был приятен", заключает о. пр. свое писание (1807 года 2 мая).

    9 Рина  
    Кореневы. При благожелательности к окружающим, о. пр. невольно иногда возбуждает неприязненность и злобу в лицах, которым он ничего худого не желал и не сделал. Так неприязненно относятся к нему Кореневы. Их было два. Один полициймейстер, другой полковник. Жена первого Марья Константиновна всегда неприязненно встречала о. пр-я, когда он в 1813 г. заглядывал к её мужу. Поэтому он перестал к ним ходить и в 1814 г. завязал дружбу с Алекс. Фед. Фелькнером. Но это не понравилось полковнику Кореневу женатому на дочери Германа - Марье Ивановне.
    Полковник Коренев был во вражде с Фелькнером и предположил, что последний пишет на него жалобы по наущению о. пр-я. Поэтому, встретившись с ним в 1814 г. 22 мая у Турчанинова, говорить ему: „я вчера затем тебя не пригласил к себе на именины сына, что тебе недосужно. Ты все обнимаешься с Ал. Фед. (Фелькнер). Вот те раз!", удивляется о. пр. После чего стал реже бывать у Фелькнера. Хотя этим не умилостивил полк. Коренева. Последний в 1815 г. 5 июня говорит ему в глаза: .жаль, что я тебе ничего не могу сделать вредного". На такое отношение Коренева к пр-ю может быть повлияла его размолвка с тещей Коренева генеральшей Германовой, а затем и молва о том, что будто бы о. пр. сочинил ей надгробную ругательную речь.
    Из дневника не видно, чтобы отношения с Кореневыми улучшились. После этого они ни разу его не посетили.

    8 Рина  
    Трезвенники. Среди всеобщих приглашений „на водку", о. Ф. Л. действительно нередко возвращался домой навеселе, помечая на другой день в дневнике по латински - fui ebrius, или с усилением ego fui ebrius, стыдясь этого состояния, стараясь избегать его. Но среди всеобщих выпивок встречаются и трезвенники. В дневнике за 16 мая 1817 г. у о. пр-я записано: „Весь день был у Вас. Алекс. Селянина. Там обедал и ужинал. Он 4 года не пьет ни водки, ни пуншу, ни вина белого. О какой мне стыд. С ним Мих. Ст. Рожков, который стоит быть учителем для нашего брата невоздержных". Последовать этому примеру о. пр. не надеялся и закончил свою заметку восклицанием: „ну! оратор".

    7 Рина  
    Тетюев. Берг-Гауптман Тетюев, наблюдавший за Зотовым, надо думать, старался не притеснять богатого и влиятельного человека. Хотел он жить в дружбе с окружающими. В 1808 г. 26 янв. он подарил о. Ф. Л. портрет Преосвященного Иустина. О. Ф. Л. в свою очередь подарил ему табакерку с изображением Наполеона, которое не подходило к его сану. Но должно быть около этого времени Тетюеву пришлось испытать какия либо неприятности от своего начальства. Виновником этого он считал о. пр-я. Встретив последнего 1 марта у Данилова, Тетюев обругал его: „лихоимцем, алтынником, бородачем, клеветником, неблагодарным". Стращал: „я тебя обнесу перед вашим архиереем также, как ты обнес меня перед нашим... Прошу не заражать воздуха в доме моем вашим присутствием". Виноват ли был о. пр-й перед Тетюевым или нет, он не пишет, но о его ругательствах и застращаниях передал Герману и Зубовой. Последняя их помирила 17 марта. В том же году 1-го сентября Тетюев был на новоселье у о. пр-я. Тем не менее через два года в 1810 г. 15 сентября - когда Преосвященный Иустин ночевал у Зотова, Тетюев, как пишет о. пр. „много на меня наговорил. Бог ему заплатит". О. Пр. действительно нисколько не гневался на Тетюева. В начале следующего года (15 марта 1811 г.) на его лошадях о. Ф. ездил в Березовский завод к Фелькнеру поздравлять с Высочайше пожалованной ему табакеркой. Предполагая, по этому случаю, что и Тетюев перестал гневаться, о Ф. Л. 23 апр. послал к нему попросить сена, но тот в ответ наказал передать: „скажи, что он очень нахален... Можно отказать, замечает о. пр. но на что же присовокуплять ругательство?" Проглотив эту пилюлю, о. пр. по-прежнему готов жить с Тетюевым по братски. Последний, однако, продолжает гневаться. 26 авг. он пригласил к себе о. пр-я и, желая ему сделать неприятность, научил подъячего Блохина поздравить его с новым протоиереем Никифором Пономаревым и сам поздравлял вместе. „Пусть это шутка, пишет о. пр., но позвать нарочно, чтоб только поругаться, это уж далеко от простой шутки". После этого о. пр. редко упоминаешь про Тетюева. Все же они бывают друг у друга. Когда у о. пр-я умер сын въ 1815 г. 31 дек. Тетюев пришел к нему 9 янв. выразить свое сочувствие. В 1817 г. 16 мая он по товарищески советует о. Федору «поменьше пировать». «Вот забавно!» восклицает тот. Это удивление скорее должно быть отнесено к самому советчику. Наверное у него у самого было бревно в глазу.

    6 Рина  
    B 1813 г. 2 дек. о. пр. записывает: „приезжал прощаться с г. Яковлевым, там и ужинал, то он за насмешки и эпиграммы делал мне выговор. А Зотов склепал на меня, что я сочинил в надгробную речь покойной генеральше Германовой, что мне было обидно. Но что с ними делать. Сносить в кротости духа. Ведь их не переладишь. Кто сочинил эту речь о. пр. должно быть и сам не знал, потому что об этом не упоминает. Чувствуя себя правым, он старался рассеять эту клевету, но ему не верили. Зотов даже и в следующем 1814 году 7 июня еще раз напоминал ему об этом. Но со временем про надгробную речь забылось. О пр. по-прежнему продолжает бывать у Зотова. В 1815 г. был у него пять раз. 12 февраля получил от него в подарок лошадь. 17 марта за стихи во время обеда опять получил 50 рублей „старанием Екима Резанова, а сперва была дана половина". Против обыкновения в этот день приехал домой во 2-м часу ночи. Еще раз в этом году, говорил стихи на именинах супруги Зотова 9-го декабря и за это получил 25 рублей. Продолжает заглядывать к Зотову о. пр. и в следующие годы то со Крестом, то просто пообедать. В 1817 г. 8 окт. даже встречается такая заметка: «У Зотова обедал, а он семьей был на именинах у Фомы Казанцева».
    Но в 1818 году они с Зотовым окончательно поссорились. 6 июля о. пр. записывает: „Зотов сердит на меня за попа и потому считает меня негодным человеком". Не видно из-за какого „попа" прогневался Зотов должно быть из-за старообрядческого. 1-го ноября о. пр., никогда не помнящий зла, заявился было обедать к Зотову, но за обедом они только побранились, а на именинах 4-го ноября о. пр. уже и не был. Зотов везде, где встретится с о. пр., старается сделать ему неприятность. Так 1819 г. встретились они у Черкасова. „Были там Зотов и Курсанов. Сum primo magna fuit.controversia. (с последним был великий спор). Зотов dixit, ut ego cum non visitarem, ego respomdidi, sit ille ut quietus ex hac parte" (сказал, чтобы я не (ходил к нему) с визитом. Я отвечал, чтобы он по этой части был спокоен). В том же 1819 году 28 мая „был бал у Ахте по случаю отъезда начальника горных чинов Шленева", там был и о. пр. Quum ego vеnі, Zot, videns me dixit, cur non omnes sacerdotes hue collecti" (Когда я пришел, Зотов, видя меня, сказал: почему не все жрецы (священники) сюда собраны").
    Однако не смотря на споры и прямое запрещение Зотова, о. пр. в следующиe годы опять ходит к нему и со крестом, и в гости, хотя и пореже чем прежде.

    1-10 11-15
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2018