Категории раздела

Статьи о храмах. [33]
Биография священника. [10]
Разное. [34]
История Екатеринбургской епархии. [7]
Храмы Алапаевского района. [1]
Храмы Артемовского района. [5]
Храмы Артинского района. [0]
Храмы Ачитского района. [0]
Храмы Байкаловского района. [1]
Храмы Белоярского района. [0]
Храмы Богдановичского района. [0]
Храмы Верхнесалдинского района. [0]
Храмы Верхотурского района. [0]
Храмы Гаринского района. [0]
Храмы Ирбитского района. [0]
Храмы Каменского района. [0]
Храмы Красноуфимского района. [0]
Храмы Невьянского района. [0]
Храмы Нижнесергинского района. [0]
Храмы Новолялинского района. [0]
Храмы Полевского района. [0]
Храмы Пригородного района. [0]
Храмы Пышминского района. [0]
Храмы Режевского района. [0]
Храмы Серовского района. [0]
Храмы Слободо-Туринского района. [0]
Храмы Сухоложского района. [3]
Храмы Сысертского района. [1]
Храмы города Сысерть. [2]
Храмы Таборинского района. [0]
Храмы Тавдинского района. [0]
Храмы Талицкого района. [1]
Храмы Тугулымского района. [0]
Храмы Туринского района. [0]
Храмы Шалинского района. [0]
Статьи из СМИ. [5]
Храмы Челябинской епархии. [0]

Мини-чат

Партнеры сайта.

  • сайт села Щелкун
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа





    Пятница, 03.05.2024, 17:43
    Приветствую Вас Гость | RSS
    История храмов Екатеринбургской епархии.
    Главная | Регистрация | Вход
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Биография священника.

    Близнецы-священномученики

           В Сысертском районе, южнее Сысерти на 50 километров, есть село Ново-Ипатовское, основанное в 18 веке. Сначала это село называлось деревней Покаместной, переселенцы говорили говорили что, дескать, поживем, а потом найдем место получше — так и живут их потомки там до настоящего времени. По местной легенде, на берегу речки первым с семьей поселился некий Ипат, как раз на месте, занимаемом ныне храмом и окружающими домами, а позже, когда к концу 18 века деревня разрослась, и люди стали жить за речкой, то стали называть эту деревню Ново-Ипатово.

           В 2007 году, когда я с семьей переехал в это село, в нем было несколько улиц, заброшенная ферма и старая полуразрушенная церковь во имя Архангела Михаила. Как и во многих заброшенных сельских храмах, пол устилала осыпавшаяся штукатурка, были видны следы пожара, а по стенам полустершиеся иконы святых, естественно, церковь в летнее время была прибежищем скота. Но не это интересно для нашего повествования. В этом селе проживал, в то время диакон, о. Александр Безруков. Он мне показал храм и сказал, что о храме почти ничего не известно, только известно, что около храма на камнях выбита надпись «Попов», и что этот Попов был первым служителем в Ново-Ипатовском храме.

           Меня заинтересовало почти полное отсутствие сведений о храме, даже в известной книге о приходах и храмах Екатеринбургской епархии, и я начал ездить в архив. О том, что в этим селом были связаны два священномученика, я узнал из клировой ведомости этого района в первый же год. Так как я никогда специально не интересовался священномучениками, то год и место их рождения я узнал много позднее, когда познакомился с потомком их брата Сергея — Сергеем Поповым.

           Знакомство произошло так. Поехав в Артемовский краеведческий музей, я заинтересовался информацией о династии Поповых и с удивлением узнал, что отцом священномучеников Александра и Константина Поповых называют Александра Лукича Попова из Алапаевска. Взяв оставленный номер телефона, через некоторое время позвонил по нему. Дальше со слов самого Сергея Попова. 9 мая 2014 года он был на приеме у Владыки Кирилла - получал благословение на освящение иконы святых братьев. Икона тому понравилась, договорились, что освящать её будут в день праздника Святой Троицы в Свято-Троицком кафедральном Соборе. В 19 часов вечера ему позвонили и сказали, что отец священномучеников братьев Поповых не Иван Лукич, а Иван Макарович из Сысерти и так далее, показав позже неопровержимые аргументы. Конечно, он был порядком потрясен, а потом, когда успокоился, у него случилось прозрение: его святые подали ему сигнал через звонившего. "Ну как тут не поверить в Бога: в день общения с Владыкой получил благословение на освящение иконы святых братьев и откровение сверху на истинный путь в биографии наших священномучеников. В этом дне у меня было святого!"

           Сергей развил бурную деятельность в доступных ему рамках, а рамками оказались краеведческая библиотека и интернет — так мы прочитали запись о рождении Александра и Константина, а также два места служения их отца. Также с нами поделились из Ново-Тихвинского монастыря справкой о о. Константине. Позже были добавлены и изыскания краеведов. Хотя полностью все не найдено, но вот что нашлось.

           В конце 1869 года к только что освященной Михайло-Архангельской ц.с. Ново-Ипатовского, из села Ключиковского Осинского уезда приехал псаломщик Иван Макариевич Попов. Позже к нему присоединилась и его семья. Предполагаю, что сразу они приехать не смогли, т. к. 20 октября 1869 года у него и его жены Елены Ивановны родились сыновья Александр и Константин — будущие священномученики. В их семье в то время было еще двое детей — Петр 10 лет и Мария 5 лет. В селе Ново-Ипатовском родился 17 сентября 1871 года сын Сергей. Через три года после переезда, 16 сентября 1872 года Иван Макариевич умер. После его смерти остались вдова Елена Ивановна 31 года и пять детей. По малолетству детей и бедности Епархиальное Попечительство о бедных духовного звания платило им 21 рубль в год.

          Когда близнецам Александру и Константину было по 9 лет, 24 апреля 1879 года вдова Мария Ивановна Попова была определена просфорней к Предтеченской ц.с. Тиминского, находящегося недалеко от Ново-Ипатова. В Тиминском была однопрестольная деревянная церковь, освященная в 1847 году. За печение просфор Елена Ивановна получала от церкви 24 рубля в год и 5 сажен дров и пользовалась сбором хлеба от прихожан. Она жила с младшим сыном Сергеем на квартире в общественном доме. В это время старший сын Петр 20 лет уже не жил с семьей — он проживал у своего дяди в г. Томске, где работал наборщиком в типографии. Мария 15 лет — училась в Екатеринбургском монастырском училище. А близнецы Александр и Константин — учились в Екатеринбургском духовном училище на казенном содержании, приезжая к матери только на лето. После окончания духовного училища оба поступили в Пермскую семинарию. Константин по малоуспешности был уволен из 1 класса семинарии в 1885 году, а Александр окончил ее в 1888 году. После этого жизненные пути близнецов разделились.

          Константин Иванович, которому по увольнении из семинарии было 16 лет, первое время, с декабря 1885 по 1887 год состоял помощником учителя в земской школе. С октября 1887 года по 23 декабря 1888 года состоял церковником при Екатеринбургской Крестовоздвиженской церкви. 21 октября 1888 года был определен псаломщиком в село Пышминско-Экономическое Камышловского уезда. 23 июня 1889 года посвящен в стихарь Преосв. Поликарпом епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В конце 1889 или начале 1890 года женился на дочери диакона Пышминско-Экономического села Павла Словцова — Антонине. 22 октября 1892 года у них родилась дочь Елизавета. 15 декабря 1892 года псаломщик Константин определен к церкви Сусанского завода Верхотурского уезда, а через пять дней, 20 декабря, рукоположен в сан диакона. На новом месте он начал служить 9 января следующего 1893 года. О служении в этом заводе сведений мало, известно лишь, что вместе с семьей он жил в церковном доме. В 1902 году супруги Поповы усыновили крестьянскую дочь Веру Александровну Черепанову, которую в 1897 г. отдала им на воспитание ее больная мать. 11 ноября 1913 г. их дочь Елисавета вышла замуж за крестьянина Сусанского завода Николая Мокина. О. Константин служил в Сусанском заводе по 9 мая 1918 года. Время рукоположения его к Вознесенской ц.с. Клепининского нам не известно, но прослужил он там всего несколько месяцев, т. к. в августе 1918 года его расстреляли красноармейцы, обвинив в организации противодействия мобилизации в красную армию, совместно с Мироновским священником о. Иоанном и его сыном. Есть две версии его расстрела. По одной из них его увезли в Егоршино и там расстреляли; а по другой: карательный отряд, возвращавшийся из села Мироновского после расстрела Мироновского священника с сыном, встретил по пути о. Константина в двуколке, направлявшегося в Мироново, там его и расстреляли, а тело бросили в карантин, среди павшего скота.

          Александр Иванович после окончания семинарии поступил псаломщиком к Троицкой церкви села Бруснятского Екатеринбургского уезда. Через два года, 6 марта 1892 года, он был определен священником к двухштатной Введенской церкви села Травянского Камышловского уезда, где и прошла его дальнейшая жизнь.

          Храм в селе Травянском каменный с колокольней без коридора, с главным алтарем во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, и двумя придельными: северным – во имя Богоявления Господня и южным – во имя Святого Прокопия Устюжского Чудотворца. Полностью построен в середине 19 века. Вокруг храма была каменная ограда с железными решетками в мраморных столбах и двумя каменными пирамидальными башнями для хранения разных церковных вещей. На месте старого деревянного храма стоял чугунный памятник.

           О. Александр застал на приходе старейшего священника Травянского прихода Иакова Шкулева, служившего при Введенской церкви с 1842 года, и прослужил с ним вместе четыре года. 16 мая 1894 года в семье Поповых родилась дочь Александра, 4 сентября 1895 года – сын Анатолий, а 26 января 1897 года — дочь Мария. Когда 26 марта 1897 года священник Шкулев перешел в Смолинский проход, то о. Александр занял настоятельское место. За служение на приходе, 24 февраля 1899 года он был награжден набедренником, а 1 мая 1904 года — скуфьей. 17 февраля 1903 года у о. Александра и жены его Елены Алексиевой родился сын Алексий. 11 марта 1904 года он был утвержден в должности председателя ц.-п. попечительства. Всемилостивейше пожалован к 6 мая 1907 года, дню рождения Его Императорского Величества, камилавкой. В 1909 году получал жалованья 295 рублей в год. Был духовным следователем округа. 17 сентября 1912 года о. Александр определен катихизатором на 1913 год, он следил за деятельностью ц.-п. школ округа.

           13 августа 1910 года село Травянское посетил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан. Он нашел храм благоустроенным, в хорошем состоянии. Отдельно отметил создание о. Александром общества трезвости, пользующееся большим сочувствием со стороны прихожан. За несколько лет существования этого общества членами в нем перебывало несколько сот человек. «В Травянском селе народ встретил своего архипастыря коленопреклоненно. Пройдя в храм, Владыка после обычного молебствия обратился к народу с назидательным поучением: Вижу, храм ваш благолепный, расписанный ликами св. угодников Божиих, говорил Владыка, наших ходатаев и заступников, жизни которых мы должны подражать. Похвально усердие ваше к храму Божию. Так относиться к нему долг каждого христианина, ибо храмы Божии имеют великое значение для каждого. Для чего они существуют? Для того, чтобы возводить нас к Богу, вести нас в обители небесные. Ничто скверное не может войти в эти обители и вот в храмах происходит наше очищение от грехов и вместе с тем мысль наша подымается от земли, устремляется к небу."

          21 января 1917 года о. Александр был причислен к ордену св. Анны 3 степени, за труды по обстоятельствам военного времени.

          Жена его Елена Алексиева, дети: Александра — род. 16 мая 1894 года, Анатолий - 4 сентября 1895 года, Мария - 26 января 1897 года, Алексий — 17 февраля 1903 г., Лидия — род. 8 марта 1916 г., Виктория, Елена.

          В страшный 1918 год в ц.с. Травянского служили священник Александр Попов, диакон Николай Гаряев, псаломщик Феодор Меркурьев. Во время боевых событий, отходя к Егоршино, красноармейцы 1-го Крестьянского Советского полка, в ночь на 10 июля ст. ст. арестовали о. Александра. Через пять дней его тело со следами пыток было обнаружено около железной дороги, вместе с ним были обнаружены тела еще восьми человек, прихожан Введенской церкви. Семью священника Александра Попова хотели расстрелять, на ночь закрыли на замок в амбаре, но кто-то из жителей села открыл амбар глубоко ночью и они на лошади уехали в Камышлов. Удалось избежать гибели диакону Введенской церкви Николаю Лаврентьевичу Гаряеву, его тоже хотели расстрелять, но не нашли. Он несколько дней скрывался в холодной овощной яме, после чего заболел плевритом. По предположению местных жителей, гробы с убитыми в таком количестве не влезали в церковь, поэтому их отпевали по очереди, по несколько человек — 15 и 16 июля ст. ст. Их всех вместе похоронили в братской могиле на церковно-приходской площади. На момент смерти о. Александру было 48 лет. Другие убитые: Андрей Григорьевич Михайлов 47 лет, Петр Иоаннович Мальцев 35 лет, А.А. Чемезов 41 года, Косма Иоаннов Мальцев 51 года, П.С. Иванов 58 лет, Александр Алексиев Чемезов 56 лет, Мефодий Саввин Дубровских и Иаков Андреев Зуев.

     

    Категория: Биография священника. | Добавил: Рина (05.02.2019) | Автор: Богомолов В. В.
    Просмотров: 261 | Теги: священномученики екатеринбургской е, священномучение александр попов, священномученик константин попов | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    История храмов Екатеринбургской епархии © 2024